- Что объединяет все эти жанры? (в них содержится народная мудрость)
- Дома вы познакомились со статьёй учебника «Русские народные сказки».
Давайте порассуждаем о том, что же такое сказка (Жанр фольклора, вид народной прозы, рассказ, вымысел, поучение)
(Проза – не стихотворная речь; речь, не организованная с помощью ритма, рифмы)
- В Древней Руси для обозначения жанра сказки употреблялось слово – «баснь», «байка», от глагола «баять», а сказочников называли «бахарями»..
4. Новая тема.
- Назовите приметы сказки.
СЛАЙД №3. Приметы сказки:
- вымысел;
- занимательность;
- фантастичность;
- поучительность.
- Сделаем вывод.
СЛАЙД №4-5. Иллюстрации к сказкам фольклорным и литературным.
- А теперь послушайте загадки. Ваша задача – вспомнить героя и название сказки:
Летела стрела и попала в болото, А в этом болоте поймал её кто-то. Кто распростился с зелёною кожей? Сделался мигом красивой, пригожей?
«Царевна-лягушка»
Уплетая калачи, Едет парень на печи, Едет прямо во дворец. Кто же этот молодец?
Емеля «По щучьему веленью»
Хоть он стоек был и смел,
Но в огне не уцелел.
Младший сын столовой ложки,
Он стоял на крепкой ножке.
Не железный, не стеклянный,
Был солдатик... оловянный
«Стойкий оловянный солдатик» датский писатель Ганс Христиан Андерсен
Человек немолодой, С очень длинной бородой, Обижает Буратино, Артемона и Мальвину, И вообще, для всех людей Он отъявленный злодей. Знает кто-нибудь из вас, Кто же это?
Карабас из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»
- Как вы думаете, что общего у этих сказок и чем они отличаются? (Первые две сказки фольклорные, а две другие – литературные).
- Запишем в тетрадь:
Сказки
Фольклорные (много вариантов, автор – народ)
Литературные (не имеют вариантов, есть конкретный автор)
- Приведите примеры сказок:
фольклорных («Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Правда и Кривда», «Петух и жерновки», «Гусли-самогуды»)
литературных (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», Вас. Андр. Жуковский «Три пояса», «Спящая царевна», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лгунов», Шарль Перро «Золушка», Кот в сапогах», Мальчик-с-пальчик», Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Гадкий утёнок»)
СЛАЙД №6. Афанасьев – собиратель русских народных сказок.
- А вы знаете имя выдающегося русского собирателя фольклора, исследователя духовной культуры славянских народов, историка и литературоведа? (Александр Николаевич Афанасьев в 1855—1863 гг, издал самый известный и полный сборник русских народных сказок).
- Сделаем вывод.
7. Новая тема.
- На какие группы делятся народные сказки? Как определить вид сказки?
СЛАЙД №7. Виды сказок.
- Запишите схему в тетрадь.
1. Сказки о животных- самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.
- Приводите примеры («Кот, петух и лиса», «Звери в яме», «Лисичка-сестричка и волк»)
Презентация «Сказки о животных» (ученица Артюшкина Диана).
2. Бытовые сказки - герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.
3. Волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены. У главных героев есть помощники.
- Приведите примеры зачинов и концовок из ваших любимых сказок.
- Расскажите о композиции народной сказки.
- Найдите постоянные эпитеты (поле чистое, море синее, лес дремучий, палаты белокаменные, луга зелёные) и повторы (высоко-высоко, далеко-далеко, жить-поживать, жили-были, ни свет ни заря, накормила-напоила) в сказках.