kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие кружка "Гусиное перо" - "Сказка - вид народной прозы. Виды сказок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие знакомит с жанрами УНТ, помогает узнать виды сказок, развивает умение определять вид сказки и ее особенности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие кружка "Гусиное перо" - "Сказка - вид народной прозы. Виды сказок"»


Конспект занятия кружка «Гусиное перо» в 5 классе

Сказка – вид народной прозы. Виды сказок.

Особенности русских народных сказок.

Обучающие задачи:

- продолжить знакомство учащихся с одним из жанров УНТ - сказкой;

- научить определять вид сказки, видеть особенности русских народных сказок.

Развивающие задачи:

- развивать коммуникативные умения;

- развивать речемыслительные умения;

- расширять кругозор учащихся.

Воспитательные задачи:

- прививать любовь к родной литературе;

- создавать положительный эмоциональный настрой учащихся;

- воспитывать культуру общения на уроке.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма проведения урока: урок-практикум.

Формы работы:

Фронтальная, коллективная, индивидуальная работа.

Метод обучения:

Элементы проблемного обучения.

Оборудование урока:

- тексты русских народных сказок;

- компьютер и проектор;

- презентации учеников

- презентация учителя.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Определение учащимися целей урока, запись в тетрадь даты, темы.

- На доске записан эпиграф к нашему занятию, вставьте, недостающее слово в высказывание А.С. Пушкина

- ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин

- Как вы понимаете слова великого русского поэта? Чему учат нас сказки?

- Тема урока «Сказка – вид народной прозы. Виды сказок. Особенности русских народных сказок»

СЛАЙД №1. Тема, цели урока.

- Определите цели урока, используя глаголы повторить, узнать, научиться.

- повторить жанры УНТ;

- узнать о видах сказок;

- научиться определять вид сказки, находить особенности русских народных сказок.

- Запишите тему урока.

3. Проверка домашнего задания.

- Вспомните, что мы называем фольклором (народная мудрость, устное народное творчество).

- Объясните, почему мы называем фольклор устным народным творчеством.

- Вспомните жанры фольклора (колыбельная, закличка, скороговорка, сказка, песня, легенда, былина, частушка, анекдот, пестушка, потешка, прибаутка, пословица, игра, считалка, скороговорка, загадка, поговорка, предание, дразнилка.)

СЛАЙД №2. Жанры фольклора.

- Что объединяет все эти жанры? (в них содержится народная мудрость)

- Дома вы познакомились со статьёй учебника «Русские народные сказки».

Давайте порассуждаем о том, что же такое сказка (Жанр фольклора, вид народной прозы, рассказ, вымысел, поучение)

(Проза – не стихотворная речь; речь, не организованная с помощью ритма, рифмы) 

- В Древней Руси для обозначения жанра сказки употреблялось слово – «баснь», «байка», от глагола «баять», а сказочников называли «бахарями».. 

4. Новая тема.

  • - Назовите приметы сказки.

СЛАЙД №3. Приметы сказки:

- вымысел;

- занимательность;

- фантастичность;

- поучительность.

- Сделаем вывод.

СЛАЙД №4-5. Иллюстрации к сказкам фольклорным и литературным.

  • - А теперь послушайте загадки. Ваша задача – вспомнить героя и название сказки:

  1. Летела стрела и попала в болото,
    А в этом болоте поймал её кто-то.
    Кто распростился с зелёною кожей?
    Сделался мигом красивой, пригожей?

«Царевна-лягушка»

  1. Уплетая калачи,
    Едет парень на печи,
    Едет прямо во дворец.
    Кто же этот молодец?

Емеля «По щучьему веленью»

  1. Хоть он стоек был и смел,

Но в огне не уцелел.

Младший сын столовой ложки,

Он стоял на крепкой ножке.

Не железный, не стеклянный,

Был солдатик... оловянный

«Стойкий оловянный солдатик» датский писатель Ганс Христиан Андерсен

  1. Человек немолодой,
    С очень длинной бородой,
    Обижает Буратино,
    Артемона и Мальвину,
    И вообще, для всех людей
    Он отъявленный злодей.
    Знает кто-нибудь из вас,
    Кто же это?

Карабас из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»

  • - Как вы думаете, что общего у этих сказок и чем они отличаются? (Первые две сказки фольклорные, а две другие – литературные).



- Запишем в тетрадь:

Сказки

  • Фольклорные (много вариантов, автор – народ)

  • Литературные (не имеют вариантов, есть конкретный автор)

  • - Приведите примеры сказок:

  • фольклорных («Репка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Правда и Кривда», «Петух и жерновки», «Гусли-самогуды»)

  • литературных (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», Вас. Андр. Жуковский «Три пояса», «Спящая царевна», Джанни Родари «Приключения Чиполлино», «Джельсомино в стране лгунов», Шарль Перро «Золушка», Кот в сапогах», Мальчик-с-пальчик», Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине», «Свинопас», «Гадкий утёнок»)

СЛАЙД №6. Афанасьев – собиратель русских народных сказок.

  • - А вы знаете имя выдающегося русского собирателя фольклора, исследователя духовной культуры славянских народов, историка и литературоведа? (Александр Николаевич Афанасьев в 1855—1863 гг, издал самый известный и полный сборник русских народных сказок).

- Сделаем вывод.

7. Новая тема.

- На какие группы делятся народные сказки? Как определить вид сказки?

СЛАЙД №7. Виды сказок.

- Запишите схему в тетрадь.

1. Сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.

- Приводите примеры («Кот, петух и лиса», «Звери в яме», «Лисичка-сестричка и волк»)

Презентация «Сказки о животных» (ученица Артюшкина Диана).

2. Бытовые сказки - герои этих сказок -  крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

- Ваши примеры? («Барин и мужик», «Солдатская шинель», «Как поп работницу нанимал»)

3. Волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены. У главных героев есть помощники.

- Примеры?

8. Презентация «Волшебные сказки» (ученики Шеин Олег, Тазина Дарина )

СЛАЙД №8. Композиция сказки.

8. Композиция сказки..

Композиция сказки (строение)

  1. Присказка (прибаутка, перед зачином)

  2. Зачин (начало сказки).

  3. Основная часть.

  4. Концовка

9. Закрепление.

- Приведите примеры зачинов и концовок из ваших любимых сказок.

- Расскажите о композиции народной сказки.

- Найдите постоянные эпитеты (поле чистое, море синее, лес дремучий, палаты белокаменные, луга зелёные) и повторы (высоко-высоко, далеко-далеко, жить-поживать, жили-были, ни свет ни заря, накормила-напоила) в сказках.

10. СЛАЙД №9. Итоги урока - устная рефлексия «Закончи высказывание».

- Закончите высказывание:

Сегодня я узнал… Я понял, что… Было трудно…

Было интересно… Я научился… Я смог…


11. Д/З Прочитать поэму «Руслан и Людмила»

5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занятие кружка "Гусиное перо" - "Сказка - вид народной прозы. Виды сказок"

Автор: Ерастова Людмила Николаевна

Дата: 13.01.2019

Номер свидетельства: 495123


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства