1.Орг.момент (коррекция мышления) | Взаимное приветствие, оформление тетрадей. Определение темы урока. | Проверка готовности к уроку, сообщение темы, цели и плана урока. |
2. Проверка домашнего задания. | Проверка знаний умений по теме «Пословицы и поговорки» А- устный опрос В- письменный опрос Игра «Угадай-ка» Учащиеся по двум словам должны отгадать пословицу: Лес, дрова (Чем дальше в лес – тем больше дров.) Язык, дело (Не спеши языком, торопись делом.) Труд, лень (Труд человека кормит, а лень портит.) Объясните смысл поговорок: «И нашим и вашим» «Шито-крыто» «Не все коту масленица» | Дифференцированная работа с взаимопроверкой. У доски 2 уч. Комментирование оценок. (0-«5», 1,2-«4», 3,4-«3», больше 4-«2») |
3. Изучение нового материала. Самостоятельная работа. | Словарная работа. Загадка – фольклорный жанр, в котором предлагается поэтический вопрос для нахождения правильного ответа по содержащейся в самом вопросе информации. Работа с учебником. Чтение статьи «Художественное своеобразие загадок» (стр. 22-23). Составить загадку самостоятельно. | Сегодня на уроке мы поговорим о загадках. Итак, загадка. Как же она появилась? Ученые считают, что загадка имеет самое прямое отношение к иносказательной речи древних охотников, воинов, землепашцев. Когда люди боялись разбудить злые силы, они придумывали им другие названия, которые определяют признаки, свойства предмета, явления, животного. Например, охотники называли ворона – верховым, потому что летает, змею – худой, понятно почему, кошку – запечницей, потому что кошка любит тепло. А где теплее всего в избе? Конечно, за печкой. Видите, появляется меткий художественный образ. По этому же принципу построены и загадки. Вспомним какую-нибудь загадку и посмотрим, так ли это. Но загадку, как известно, загадывают для того, чтобы ее отгадывали. Попробуйте отгадать мои загадки: Летом пышен их наряд, Зимою голые стоят (деревья). В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Про загадку народ сам говорил: «Без лица в личине», т.е. лицо загаданного предмета скрыто под маской, «личиной», иносказанием. |
8.Дом.задание. | 1. Чтение статьи учебника, стр. 19-23. 2. Рабочая тетрадь, задание 18. Придумайте загадку. А О солнце, ветре, радуге. В О дожде, снеге, молнии. | Инструктаж. Дифференцированное задание. |