Загадки повести «Фаталист» из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
Тип урока: урок-размышление.
Цели
Учебная: Проанализировать повесть «Фаталист», закрепить знания учащихся по произведению «Герой нашего времени».
Развивающая: Привлечь к активной познавательной деятельности, способствовать развитию монологической речи учеников при работе с текстом.
Воспитательная: Воспитать у учащихся способность самостоятельно находить способы решения стоящих перед ними задач, основываясь на общечеловеческих ценностях.
Задачи
Учебные: Осмыслить сюжетно-композиционную роль повести «Фаталист» в контексте романа «Герой нашего времени», помочь учащимся понять причину трагической обреченности Печорина и его поколении.
Развивающие: Познакомить с терминами: «фаталист», «фатальный», «фатум», «рок», «судьба», «душа», «предопределение». На материале повести «Фаталист» содействовать формированию умения разбираться в психологии личности.
Воспитательные: Через творческое задание попытаться привести учащихся к созданию образа собственного «Я». Воспитывать взаимопонимание и умение работать в группе и целом коллективе.
Оборудование:
Портрет М.Ю.Лермонтова.
Презентация к повести.
Плакат «Все – в твоих руках», вырезанные из бумаги ладошки.
Аудиозапись: Антон Рубинштейн. Мелодия Фа мажор, ор. 3 № 1.
Ход урока.
1.Оргмомент. (Звучит аудиозапись)
Учитель: «Судьба», «провидение», «рок» - загадочные слова, во все времена волновавшие людей. Какая глава из произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» раскрывает эти понятия? Конечно же, «Фаталист».
Не случайно роман заканчивается именно этой повестью. Ведь там поднимается очень важный философский вопрос, который всегда мучил людей: предопределена ли жизнь человека, или он сам, своими руками, строит собственную судьбу? Ребята, легко ли было понять эту повесть? Какие вопросы лично для вас остались открытыми?
И это не удивительно, ведь «Фаталист» является самой загадочной главой в «Герое нашего времени», многие её тайны литературоведами ещё не раскрыты. Потому тема нашего урока звучит так: «Загадки повести «Фаталист». Сегодня, анализируя повесть, мы закрепим знания по роману в целом, попытаемся понять причину трагической обреченности Печорина и его поколении. А также будем разбираться в психологии героев и создавать образ собственного «я», постараемся выработать свою позицию в понимании судьбы и ее предопределения.
Быть или не быть?
Достойно ли смириться под
ударами судьбы
Иль стоит оказать сопротивленье?
У.Шекспир «Гамлет»
Возможно, сегодня нам не удастся дать однозначные ответы на вопросы, волновавшие еще Шекспира. Но мы попытаемся. Для этого класс разделён на творческие группы, которым были даны задания. Представляю группы читателей, критиков и группу психологов, социологов, а также группу ребят, работавших над индивидуальным творческим проектом. На предложенные вопросы они постараются ответить при помощи текста романа, используя литературную критику, а также социально-психологические исследования.
2.Работа групп по предложенным вопросам.
- Почему же «Фаталист» - самая загадочная повесть из романа. Какая повторяющаяся лексика говорит об этом? ( В главе «Фаталист» мы встречаем такие слова: предопределение – 5 раз; судьба, неизбежность судьбы, испытание судьбы – 4; роковая минута, окно – 11; воля – 1; рассудок – 1; фаталист)
- Как вы думаете, о чем это свидетельствует? (Один из основных вопросов главы: есть ли предопределение, или человек – хозяин своей судьбы)
- Что же означает слово «фаталист?» И какие еще сопутствующие ему понятия вы нашли в словаре?
Фаталист – человек, верящий в фатум, склонный к фатализму. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Фатум – неотвратимая судьба, рок, неизбежное. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Фатальный – роковым образом случающийся, неотвратимый, неизбежный, словно предопределенный фатумом. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Предопределение – то, что предопределено, предназначено кому-нибудь, судьба, рок. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Рок – судьба. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Судьба – участь, доля, жизненный путь. (Толковый словарь под редакцией Д. Н. Ушакова).
Душа – термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. В религии под душой понимается некая бестелесная, бессмертная, нематериальная сила, имеющая независимое от тела существование в «потустороннем» мире. (Философский словарь под редакцией И. Т. Фролова).
- Что вы узнали: однозначным ли было на протяжении времен отношение человека к судьбе? (Учащиеся зачитывают цитаты о судьбе, противоположные по содержанию)
- Вопрос судьбы и предопределения наши социологи исследовали и в стенах школы. Попросим их поделиться результатами работы. (Видеоролик о судьбе и предопределении, диаграмма – результат соцопроса)
- Социологи обобщили мнения учеников нашей школы. А кого из героев повести «Фаталист» больше всего мучают вопросы судьбы, предопределения?
- Печорин и Вулич. Какими их показал автор? Что нового мы узнаем о Печорине в этой главе? ( Печорин и в этой главе поражает нас стремлением все познать, испытать, прочувствовать. Кроме того, в нем как будто открывается дар предвидения – предсказание смерти Вулича. А возможно, это результат его наблюдений за людьми, которые погибали.)
- Случайно ли эти герои столкнулись в повести? В чем трагедия этих героев?
- Критика называет Печорина и Вулича двойниками. Какие аргументы приводятся?
- Спор героев в начале повести? (Просмотр эпизода фильма)
- На чём основан их спор?
Вывод. Спор основан на столкновении двух точек зрения на судьбу. Первая: от человека ничего не зависит, всё предопределено заранее; и вторая: человек сам создаёт свою судьбу.
- Почему Печорин и Вулич хотят разобраться в вопросе предопределения? (Вуличу необходимо доказать, что предопределение есть, а Печорин по привычке все подвергает сомнению)
- Что говорится о пистолете? Были ли какие-то причины осечься в самый «нужный» момент? (Цитата «… эти азиатские курки часто осекаются, если дурно смазаны или недовольно крепко прижимаешь пальцем)
- Для чего автором приводится замечание о пистолете? (Снова неопределенность: возможно, в том, что Вулич остался жив – это предопределение свыше. Либо герой знал, что азиатские пистолеты часто дают осечку, и таким образом снова играл, только уже не в карты, а с жизнью. Вулич – игроман, но его игра лишь поменяла ставку)
- Изменился ли взгляд Печорина на предопределение после проигранного пари? (Сначала думается, что изменился, ведь Печорин, отдавая проигрыш Вуличу, сам в этом признается. Но его дальнейшие размышления при виде ночного неба вновь опровергают предопределение свыше)
- На какие мысли наводит Печорина созерцание ночного неба? Почему именно небо?
- Можно ли считать этот пейзаж психологическим? Символика цвета. (Пожар – беда, катастрофа)
- Как характеризует любого человека вера или неверие в предопределение?
- Что говорит критика о неверии Печорина?
- Встреча Вулича и пьяного казака, её исход. Это случайность или предопределение?
- Каково психологическое состояние Вулича в тот момент? ( Вулич был уверен в себе, горд и не осознавал, что он один, в темном месте, ночью спрашивает что - то у незнакомого человека (цитата). А казак был пьян и просто испытывал потребность «натворить», что подтверждают его же знакомые. То есть у Вулича была внутренняя потребность испытать судьбу, а у казака - «натворить».)
- Что думают исследователи творчества Лермонтова о смерти Вулича?
(Просмотр сцены с пьяным казаком)
- Почему Печорин идет на риск? ( «Что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает», – говорит Печорин.)
- Ради кого он это делает, ради других или ради себя? (Вновь неясно: герой испытывает судьбу или впервые совершает поступок ради кого-то)
- Случайно ли приведено описание матери пьяного казака? Повлияла ли эта несчастная женщина на действия Печорина?
- Итак, верит ли Печорин в предопределение?
- А мы нашли в повести однозначный ответ о существовании предопределения?
. од, т. ый случайность, но рождённая необходимостью, исходя из которых смерть Вулича- а.
альцим."00000000000000000000000000000
3.Выводы по повести «Фаталист».
- К какому же выводу мы приходим? В чем причина трагической обреченности таких героев, как Печорин? (В разочарованности жизнью, неверии)
- Чему Лермонтов пытается научить своих читателей? Во что должен верить человек?
(Вывод делают социологи, показывая концовку своего ролика)
Вывод: Наша судьба зависит только от нас. Человек должен «иметь волю, разум, стремление к достижению цели».
4.Рефлексия
- Главный герой романа М.Ю.Лермонтова отличается стремлением к самопознанию, самоанализу. Давайте задумаемся и мы: о какой судьбе мечтаем? Для этого на лежащих перед вами ладошках напишите одно ключевое слово, называющее то, от чего она будет зависеть? (Ладошки наклеиваются на плакат: «Все – в твоих руках», записи озвучиваются)
Выводы: Верить или не верить в предопределение – каждый решит для себя сам. Но важно помнить, что, если не все, то очень многое – в наших с вами руках. И мы сами должны строить свою судьбу.
5.Выставление оценок. Домашнее задание.
Домашнее задание будет связано с ответами на многие сегодняшние вопросы. Напишите небольшое сочинение в формате ОГЭ по русскому языку на тему: « Что такое судьба».