Урок направлен на знакомство учеников с героем романа в стихах А. С. Пушкина "Евгений Онегин". На уроке ведется групповая работа, что соответствует новым методикам работы на уроке. Обучающиеся самостоятельно анализируют художетсвеннный текст, составляя характеристику героя. Знакомясь с выдержками из критических статей, пытаются оценить героя романа с позиции критиков, понять причину их отношения к герою. Групповая работа позволяет учащимся высказывать свое мнение, соотносить его с позицией одноклассников, оценивать ответы. Особую значимость имеет соотношение героя 19 века с современной молодежью, в которой ребята видят себя. Именно таким образом воспитывается интерес к тизучению, чтению класической литературы современным поколением детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Загадка личности Евгения Онегина. »
Загадка личности Онегина.
Вступительное слово.
1.
Прежде, чем говорить о характеристике персонажа произведения, подумайте, что же формирует личность человека? ( воспитание, социальное положение, увлечения)
- На основе чего формируется мнения о человеке? ( внешность, привычки, взаимоотношения с окружающими)
Вы назвали основные понятия, которые влияют на отношение к человеку, помогают сформировать представление о его внутренних качествах.
« Проникнутый тщеславием, он обладал сверх того еще особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием в своих как добрых, так и дурных поступках, - следствие чувства превосходства, быть может мнимого», - так охарактеризовал своего героя Пушкин. О ком же пойдет речь? (дети отвечают, что об Онегине) Сегодня на уроке мы попытаемся сформировать свое отношение к главному герою романа в стихах А. С. Пушкина.
2. Задание для групп. Нужно подобрать такие цитаты, которые могли бы точно охарактеризовали Онегина.
1 группа : детство Онегина ( соотносят цитаты с характеристикой Онегина, качества приклеивают на магнитную доску)
1) «Родился на брегах Невы» (типичный представитель светского общества Петербурга)
2)«Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец» (не знал семейных ценностей)
3) «Сперва Madame за ним ходила,(получил традиционное для того времени воспитание)
Потом Monsieur ее сменил»
4) «Monsieurl'Abb, француз убогой,( невежественный человек без моральных устоев)
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой».
2 группа: внешность, привычки Онегина, кабинет
Острижен по последней моде;(следит за модой)
Как dandy лондонский одет
Он по-французски совершенно (владеет всеми нормами светского общества)
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
Ученый малый, но педант (педант)
7) Он знал довольно по-латыне,
Чтоб эпиграфы разбирать
8) В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
9) Янтарь на трубках Цареграда,
Фарфор и бронза на столе,
И, чувств изнеженных отрада,
Духи в граненом хрустале;
Гребенки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые,
И щетки тридцати родов
И для ногтей и для зубов.
Руссо (замечу мимоходом)
Не мог понять, как важный Грим
Смел чистить ногти перед ним,
Красноречивым сумасбродом (6).
Защитник вольности и прав
В сем случае совсем не прав.
3 группа: отношения в свете
Свет решил, (свет принял Онегина)
Что он умен и очень мил.
Как рано мог он лицемерить (лицемер)
Как он умел казаться новым
Как рано мог уж он тревожить
Сердца кокеток записных!
Как он язвительно злословил!
6)Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле
7) Надев широкий боливар (3),
Онегин едет на бульвар
8) Морозной пылью серебрится
Его бобровый воротник.
К Talon (4) помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
9) Но звон брегета им доносит,
Что новый начался балет.
Театра злой законодатель,
Непостоянный обожатель
Очаровательных актрис,
Почетный гражданин кулис,
Онегин полетел к театру,
10) У нас теперь не то в предмете:
Мы лучше поспешим на бал,
Куда стремглав в ямской карете
Уж мой Онегин поскакал.
( из цитат вырисовывается образ Онегина: воспитан французом-гувернером, не знал семейного воспитания, следовал последней моде, был принят обществом, умел лицемерить, следовал типичному для дворянина распорядку дня )
- Какое впечатление у вас складывается от первого знакомства? ( отрицательный герой)
Но можем ли мы так однозначно выносить приговор герою? Возможно, замысел Пушкина был гораздо глубже? Чтобы разобраться в этом, обратимся к текстам критических статей, и отрывкам из произведения, посвященных Онегину.
3.
1 группа: «Русский скиталец»
Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа", - сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое. Да, в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое. Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению темной дороги нашей новым направляющим светом.
Я делю деятельность нашего великого поэта на три периода. Говорю теперь не как литературный критик: касаясь творческой деятельности Пушкина, я хочу лишь разъяснить мою мысль о пророческом для нас значении его и что я в этом слове разумею. Замечу, однако же, мимоходом, что периоды деятельности Пушкина не имеют, кажется мне, твердых между собою границ. Начало "Онегина", например, принадлежит, по-моему, еще к первому периоду деятельности поэта, а кончается "Онегин" во втором периоде, когда Пушкин нашел уже свои идеалы в родной земле, восприял и возлюбил их всецело своею любящею и прозорливою душой. Пушкин уже отыскал и гениально отметил того несчастного скитальца в родной земле, того исторического русского страдальца, столь исторически необходимо явившегося в оторванном от народа обществе нашем. Тип этот верный и схвачен безошибочно, тип постоянный и надолго у нас, в нашей Русской земле, поселившийся. Эти русские бездомные скитальцы продолжают и до сих пор свое скитальчество и еще долго, кажется, не исчезнут. Ибо русскому скитальцу необходимо именно всемирное счастие, чтоб успокоиться: дешевле он не примирится, - конечно, пока дело только в теории. Это все тот же русский человек, только в разное время явившийся.
Человек этот, повторяю, зародился как раз в начале второго столетия после великой петровской реформы, в нашем интеллигентном обществе, оторванном от народа, от народной силы.
2 группа: «Эгоист поневоле»
Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре!
Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям
Онегин не холодный, не сухой, не бездушный человек, но мы до сих пор избегали слова _эгоист_, - и так как избыток чувства, потребность изящного не исключают эгоизма, то мы скажем теперь, что Онегин - _страдающий эгоист_. Эгоисты бывают двух родов. Эгоисты первого разряда - люди без всяких заносчивых или мечтательных притязаний; они не понимают, как может человек любить кого-нибудь, кроме самого себя, и потому они нисколько не стараются скрывать своей пламенной любви к собственным их особам; если их дела идут плохо, они худощавы, бледны, злы, низки, подлы, предатели, клеветники; если их дела идут хорошо, они толсты, жирны, румяны, веселы, добры, выгодами делиться ни с кем не станут, но угощать готовы не только полезных, даже и вовсе бесполезных им людей. Это эгоисты по натуре или по причине дурного воспитания. Эгоисты второго разряда почти никогда не бывают толсты и румяны; по большей части, это народ больной и всегда скучающий.
Бросаясь всюду, везде ища то счастия, то рассеяния, они нигде не находят ни того, ни другого с той минуты, Пак обольщения юности оставляют их. Эти люди часто доходят до страсти к добрым действиям, до самоотвержения в пользу ближних; но беда в том, что они и в добре хотят искать то счастия, то развлечения, тогда как в добре следовало бы им искать только добра. - Если подобные люди живут в обществе, представляющем полную возможность для каждого из его членов стремиться своею деятельностию к осуществлению идеала истины и блага, - о них без запинки можно сказать, что суетность и мелкое самолюбие, заглушив в них добрые элементы, сделали их эгоистами. Но наш Онегин не принадлежит ни к тому, ни к другому разряду эгоистов. Его можно назвать _эгоистом поневоле_; в его эгоизме должно видеть то, что древние называли "fatum" {Рок. - Ред.}. Благая, благотворная, полезная деятельность!
3 группа: состояние хандры (обратить внимание, что достижение цели сделало Онегина несчастным) Включить цитату «Онегин – добрый малый…»
А) найти в словаре значение слова ХАНДРА
Б) проанализировать текст.
Большая часть публики совершенно отрицала в Онегине душу и сердце, видела в нем человека холодного, сухого и эгоиста по натуре!
Светская жизнь не убила в Онегине чувства, а только охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям
Разочарование в жизни, в людях, в самих себе (если только оно истинно и просто, без фраз и щегольства _нарядною печалью_) свойственно только людям, которые, желая "многого", не удовлетворяются "ничем"
Онегин - добрый малый, но при этом недюжинный человек. Он не годится в гении, не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюбивая посредственность
( На экране выводятся три оценки Онегина: «русский скиталец», «эгоист поневоле» Вывод: первое впечатление обманчиво. Оказывается перед нами неоднозначная, загадочная личность, которая на первый взгляд, очень проста, но на самом деле она содержит в себе много противоречий. Какова была цель его жизни? (покорить свет) Он ее достиг?(да) Почему же он не счастлив, почему возникает чувство хандры? (он потерял интерес в жизни, потерял способность чувствовать, цель оказалась ложной, не приносящей удовлетворения))
4.
Кто же виноват, что Онегин стал таким? .Привожу в пример цитату Белинского: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Никакие обстоятельства жизни не спасут и не защитят человека от влияния общества, нигде не скрыться, никуда не уйти ему от него. Самое усилие развиться самостоятельно, вне влияния общества, сообщает человеку какую-то странность, придает ему что-то уродливое, в чем опять видна печать общества же» (делают вывод, что виновато общество)
Выделите основные черты эпохи первой половины 19 века (самостоятельно на сонове прошлых уроков)
1 группа: историческая ситуация
2 группа: культура, быт.
3 группа: литературная ситуация
(Какую главную проблему мы видим в обществе: раскол общества, уход от национальных корней. Вывод: противоречия эпохи накладывают отпечаток и на человека)
5. Как вы думаете, актуальны ли для 21 века упомянутые нами проблемы?
Мозговой штурм. ( кадры, иллюстрирующие современную молодежь с положительной и отрицательной стороны) Какое впечатление у вас складывается о современном поколении?
(Составляют сравнительную характеристику двух эпох ( таблица))
1 группа: отношение к духовным ценностям
2 группа: особенности культуры (ориентация на Запад)
3 группа: изменения к лучшему
Актуально ли сегодня изучение этого произведения?
( И сегодня мы живем в век противоречий, оторванности от национальных корней, но, так или иначе, всегда будут те, кто постарается вести нас вперед)
6. Рефлексия. Сформулируйте ответ на вопрос «В чем загадка личности Онегина?»( несколько работ послушать)
7 Итоги урока.
Сегодня мы только начали свое знакомство с главным героем романа Пушкина « Е.О.» и составили первое впечатление о нем. Перед нами герой – носитель массового дворянского сознания того времени, но уже в первой главе романа мы видим его не как простого обывателя, а как человека ищущего пусть пока и не знающего чего. Именно в таком состоянии он и приезжает в деревню к семье Лариных.
8. Д.з. Прочитать вторую главу, найти характеристику героев. Что испытывает герой, сменив обстановку?