kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ыбрай Алтынсарин "Щедрый человек".Понятие о притче.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Знакомство с творчеством  Ы.Алтынсарина

 Задачи урока:

1. Формировать навык выразительного чтения текста, устной речи учащихся.

2. Воспитывать чувство прекрасного и другие морально - этические качества личности учащихся, доброту, отзывчивость.

3. Развивать память, внимание, мышление.

 

Тип урока: урок усвоения навыков и умения  работы с текстом с использованием ИКТ.

 

 

Этапы и структура урока.

 

1.       Организационный момент.

2.       Проверка домашнего задания.

Чтение учащимися домашнего сочинения «Роль человечности в человеке» (5-6 работ)

3.       Эмоциональный настрой.

- Ребята, приложите руку к сердцу. Что вы чувствуете?

Наши сердца бьются. Иногда говорят человеку: « У тебя доброе сердце. Ты щедрый человек». Про каких людей так говорят?

Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, дарить другим людям щедрость своей души. Сердце - наш советник, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны - оно бьется ровно, когда вы сердитесь -учащенно, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. «Прости»,- просит оно.

Ребята, умеете ли вы быть добрыми и щедрыми? Как вы выражаете свою доброту и щедрость?

 

4.Сообщение темы, цели урока.

- Как вы понимаете выражения щедрый человек?

Щедрый человек – это не только тот кто бескорыстно жертвует своими материальными благами но и тот, кто щедро дарит богатство своей души.

_ Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством Ы.Алтынсарина и его произведением «Щедрый человек»  (слайд №1)

 

- Скажите что это за жанр? Это сказка, стих? Что такое притча?

Притча – это небольшой рассказ, содержащий поучение.

5.Сообщения учащихся об авторе произведения (слайды №2,3,4)

 

  • Ыбрай Алтынсарин – выдающийся казахский просветитель, педагог, демократ родился  в ноябре 1841 года в ауле Жанбурчи, что расположен на территории нынешней Костанайской области. Он происходил из зажиточной семьи. В возрасте трех лет потерял родителей и рос и воспитывался в доме своего деда – известного казахского бия Балгожи Жансурчина.
  • Образование Ыбрай получил в Оренбургской школе, специально открытой царизмом для детей степной аристократии. После завершения учебы работал сначала писарем при воинском старшине, затем переводчиком в Оренбургском правлении. С этого времени начинается активная общественная, научная, педагогическая, политическая жизнь и деятельность Ыбрая Алтынсарина.

 

  • В своей практической деятельности выступил как инициатор создания в Казахстане ряда школ для детей степной бедноты и училищ (женских, сельскохозяйственных, ремесленных)

 

6.Рассказ учителя (слайды №5-9)

 

 

 

 

 

Притчи Ы. Алтынсарина уже изучались в 1-3 классах, правда, жанр при этом не оговаривался. Это «Золотой орех», «Чистый родник», «Паук, муравей и ласточка». Все эти произведения относятся к жанру притчи, т. к. содержат откровенное моралистическое поучение, фиксируют один эпизод, не вдаваясь в подробности сюжетной линии и развернутой характеристики персонажей, и, в отличие от басни, в образах животных не просвечивают человеческие черты характера. То же самое можно сказать и о притче «Щедрый человек», сюжетная основа которой взята писателем из устного творчества.

      7.Словарная работа.

       Определение значения слов по толковому словарю учебника.

Ветхий - дряхлый, разрушающийся от старости.

Кров - укрытие, жилище, приют.

Лишения - нищета, недостаток.

Возомнить - составить высокое мнение о себе.

Чуждаться - избегать, сторониться людей.

 

8. Чтение текста учителем.

- Понравился вам рассказ? Чем он вам понравился? - Какими качествами обладает по- вашему щедрый человек?

- Что бы вы сделали, если бы у вас было много денег?

- Чему учит Атымтай?

- Каким по его мнению должен быть щедрый человек?

- Вспомните, пожалуйста, с каким произведением мы знакомились раньше, где были отражены жизненные принципы Атымтая?

Чтение стихотворения « Я стану человеком».

Я стану человеком, и если буду жить.

Ничтожным и никчемным я не хочу прослыть.

Скорее предпочту я лежать в могиле тесной,

Чем на земле просторной невеждой жалким быть!

Я не хвалюсь – поймите! Мне нужен яркий свет!

Добыть сиянье солнца я твердый дал обед.

Смогу ль помочь я людям, когда звездою тусклой

Мелькну и вновь исчезну за грань этих лет?

Как месяц в полнолунье – не трепетной звездой!

Я поднимусь над нашей извечной темнотой.

Стремлением горячим охвачен я – и , значит,

Я стану человеком и долг исполню я !

9. Чтение текста учащимися:

- чтение цепочкой;

- выборочное чтение четырёх причин;

- чтение всего текста.

10.Составление словесного портрета щедрого человека.

Чуткий жестокий милосердный         умный  жадный

неравнодушный к бедам других людей ленивый заботливый           любящий людей и землю трудолюбивый

 

Составление словесного рассказа о щедром человеке, используя слова – существительные, прилагательные, глаголы. Данные слова написаны на карточке. Дети выбирают из данных слов только

 

положительные качества щедрого человека.

11.Работа над пословицей.(слайд №10)

- Соберите, пожалуйста, поговорку:

Пополам , хоть, хлеб, голоден, дели, и, сам.

- Что у вас получилось?

Дели хлеб пополам, хоть и сам голоден.

Как вы понимаете эту поговорку?

12.Итог урока.

       - Как вы поняли, что такое притча?

-  Чему нас учат притчи Ыбрая Алтынсарина?

-  Какова основная мысль притчи?

-  Чтобы вы сделали, если бы у вас было много денег?

Закончить сегодняшнее занятие мне хочется словами поэтессы Веры Кушнир:

Простая доброта, внимательность простая –

Желание добра во всяком вызывает.

Не бойся же добром твоим делиться с братом:

Делясь, не жди себе награды и уплаты.

 

13. Домашнее задание, выставление оценок.

а) Выучить определение притча.  б) Чтение и пересказ текста.

в) Сочинение - размышление «Щедрый ли я человек?»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ыбрай Алтынсарин "Щедрый человек".Понятие о притче. »

Методическая разработка урока с использованием ИКТ

в начальной школе учителя КГУ «СОШ №35» Садвакасовой А.Т.

г.Семей

Тема урока: Ыбрай Алтынсарин. «Щедрый человек». Понятие о притче.

Цель урока: Знакомство с творчеством Ы.Алтынсарина

Задачи урока:

  1. Формировать навык выразительного чтения текста, устной речи учащихся.

  2. Воспитывать чувство прекрасного и другие морально - этические качества личности учащихся, доброту, отзывчивость.

  3. Развивать память, внимание, мышление.


Тип урока: урок усвоения навыков и умения работы с текстом с использованием ИКТ.



Этапы и структура урока.


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Чтение учащимися домашнего сочинения «Роль человечности в человеке» (5-6 работ)

  1. Эмоциональный настрой.

- Ребята, приложите руку к сердцу. Что вы чувствуете?

Наши сердца бьются. Иногда говорят человеку: « У тебя доброе сердце. Ты щедрый человек». Про каких людей так говорят?

Наши сердца, как настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, дарить другим людям щедрость своей души. Сердце - наш советник, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны - оно бьется ровно, когда вы сердитесь -учащенно, и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: остановись, успокойся, не злись. «Прости»,- просит оно.

Ребята, умеете ли вы быть добрыми и щедрыми? Как вы выражаете свою доброту и щедрость?


4.Сообщение темы, цели урока.

- Как вы понимаете выражения щедрый человек?

Щедрый человек – это не только тот кто бескорыстно жертвует своими материальными благами но и тот, кто щедро дарит богатство своей души.

_ Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с творчеством Ы.Алтынсарина и его произведением «Щедрый человек» (слайд №1)

- Скажите что это за жанр? Это сказка, стих? Что такое притча?

Притча – это небольшой рассказ, содержащий поучение.

5.Сообщения учащихся об авторе произведения (слайды №2,3,4)



  • Ыбрай Алтынсарин – выдающийся казахский просветитель, педагог, демократ родился в ноябре 1841 года в ауле Жанбурчи, что расположен на территории нынешней Костанайской области. Он происходил из зажиточной семьи. В возрасте трех лет потерял родителей и рос и воспитывался в доме своего деда – известного казахского бия Балгожи Жансурчина.

  • Образование Ыбрай получил в Оренбургской школе, специально открытой царизмом для детей степной аристократии. После завершения учебы работал сначала писарем при воинском старшине, затем переводчиком в Оренбургском правлении. С этого времени начинается активная общественная, научная, педагогическая, политическая жизнь и деятельность Ыбрая Алтынсарина.



  • В своей практической деятельности выступил как инициатор создания в Казахстане ряда школ для детей степной бедноты и училищ (женских, сельскохозяйственных, ремесленных)



6.Рассказ учителя (слайды №5-9)





Притчи Ы. Алтынсарина уже изучались в 1-3 классах, правда, жанр при этом не оговаривался. Это «Золотой орех», «Чистый родник», «Паук, муравей и ласточка». Все эти произведения относятся к жанру притчи, т. к. содержат откровенное моралистическое поучение, фиксируют один эпизод, не вдаваясь в подробности сюжетной линии и развернутой характеристики персонажей, и, в отличие от басни, в образах животных не просвечивают человеческие черты характера. То же самое можно сказать и о притче «Щедрый человек», сюжетная основа которой взята писателем из устного творчества.

7.Словарная работа.

Определение значения слов по толковому словарю учебника.

Ветхий - дряхлый, разрушающийся от старости.

Кров - укрытие, жилище, приют.

Лишения - нищета, недостаток.

Возомнить - составить высокое мнение о себе.

Чуждаться - избегать, сторониться людей.


8. Чтение текста учителем.

- Понравился вам рассказ? Чем он вам понравился? - Какими качествами обладает по- вашему щедрый человек?

- Что бы вы сделали, если бы у вас было много денег?

- Чему учит Атымтай?

- Каким по его мнению должен быть щедрый человек?

- Вспомните, пожалуйста, с каким произведением мы знакомились раньше, где были отражены жизненные принципы Атымтая?

Чтение стихотворения « Я стану человеком».

Я стану человеком, и если буду жить.

Ничтожным и никчемным я не хочу прослыть.

Скорее предпочту я лежать в могиле тесной,

Чем на земле просторной невеждой жалким быть!

Я не хвалюсь – поймите! Мне нужен яркий свет!

Добыть сиянье солнца я твердый дал обед.

Смогу ль помочь я людям, когда звездою тусклой

Мелькну и вновь исчезну за грань этих лет?

Как месяц в полнолунье – не трепетной звездой!

Я поднимусь над нашей извечной темнотой.

Стремлением горячим охвачен я – и , значит,

Я стану человеком и долг исполню я !

9. Чтение текста учащимися:

- чтение цепочкой;

- выборочное чтение четырёх причин;

- чтение всего текста.

10.Составление словесного портрета щедрого человека.

Чуткий жестокий милосердный умный жадный

неравнодушный к бедам других людей ленивый заботливый любящий людей и землю трудолюбивый


Составление словесного рассказа о щедром человеке, используя слова – существительные, прилагательные, глаголы. Данные слова написаны на карточке. Дети выбирают из данных слов только


положительные качества щедрого человека.

11.Работа над пословицей.(слайд №10)

- Соберите, пожалуйста, поговорку:

Пополам , хоть, хлеб, голоден, дели, и, сам.

- Что у вас получилось?

Дели хлеб пополам, хоть и сам голоден.

Как вы понимаете эту поговорку?

12.Итог урока.

- Как вы поняли, что такое притча?

  • Чему нас учат притчи Ыбрая Алтынсарина?

  • Какова основная мысль притчи?

  • Чтобы вы сделали, если бы у вас было много денег?

Закончить сегодняшнее занятие мне хочется словами поэтессы Веры Кушнир:

Простая доброта, внимательность простая –

Желание добра во всяком вызывает.

Не бойся же добром твоим делиться с братом:

Делясь, не жди себе награды и уплаты.



13. Домашнее задание, выставление оценок.

а) Выучить определение притча. б) Чтение и пересказ текста.

в) Сочинение - размышление «Щедрый ли я человек?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ыбрай Алтынсарин "Щедрый человек".Понятие о притче.

Автор: Садвакасова Айнаш Тулегеновна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 123134


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства