kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление на педагогическом совете: "Организация самостоятельной работы с обучающимися ОВЗ на уроках литературы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка поможет педагогам в подготовке к учебным занятиям

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на педагогическом совете: "Организация самостоятельной работы с обучающимися ОВЗ на уроках литературы"»

Организация самостоятельной работы с обучающимися ОВЗ на уроках литературы.

Изменения современного общества предъявляют новые требования к системе образования: России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие самостоятельно и творчески мыслить.

Таким образом, перед современной школой стоит задача развития познавательных сил, творческих способностей обучающихся, независимо от его интеллектуальных возможностей, формирование самостоятельности, как свойства личности.

Самостоятельность как качество личности в значительной степени формируют самостоятельные работы.

Самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленных целей, используя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

К. Д. Ушинский, например, считал, что только самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления учащихся.

Одна из главнейших задач учителя - научить детей самостоятельно учиться. Важность самостоятельной деятельности отмечали педагоги прошлых столетий. Еще Коменский призывал коллег к изысканию и открытию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились. Однако проблема, обозначенная много десятилетий назад, до сих пор является актуальной. Как показывают исследования, самостоятельная работа на уроках в общеобразовательной школе занимает около 10 процентов общего учебного времени, остальные 90 процентов уходят на опрос и объяснение учителем нового материала. При этом учитель выступает главным образом в роли информатора и контролера, а не руководителя и организатора самостоятельной работы школьников. Проанализировав методы работы, пришла к выводу, что данные проблемы существуют и в моей педагогической деятельности.  Особую трудность вызывают дети с ОВЗ. Л. С. Выготский отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта. Поможет сформировать этот опыт правильно организованная самостоятельная работа.

При организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что у детей с ОВЗ наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки информации. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной. Снижена познавательная активность. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

Таким образом, целесообразно применение такого методического приёма, как  детское иллюстрирование читаемого текста.
В рамках «Лингвистического вояжа» рассмотрим несколько самостоятельных работ по иллюстрированию в последовательности, соответствующей постепенному усложнению заданий и увеличению доли творческой деятельности учеников.

1.Изображение отдельных предметов и действий для уточнения проверки понимания соответствующих слов и ситуаций. Например, при чтении рассказа К. Г. Паустовского «Заячьи лапы» предлагается отразить в рисунке тот момент, когда огонь угрожает зайчику в лесу. Рисунки ученики выполняют в ходе домашней работы в виде схематичных зарисовок. Подобное иллюстрирование используется в процессе уяснения содержания текста, в ходе словарной работы.

2.Рисунки к отдельным фразам – другая разновидность детского иллюстрирования. Затруднение в понимании текстов нередко встречается при чтении лирических стихотворений, в которых из-за недопонимания образных выражений школьники не могут представить конкретную, реальную картину.
Для проверки понимания ученикам предлагается сделать рисунок, отражающий содержание « трудных» строк. Выполнение задания требует не только знания конкретных слов, но и представления воображаемой картины, воссозданной с помощью сравнения. Сопоставление рисунков с прочитанным текстом, их обсуждение и коллективное исправление с помощью учителя помогают школьникам глубже и полнее осмыслить читаемое.

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя;

И вот наконец докатился до Черного моря.

3.Зарисовка ситуаций и картин, описанных писателем, - третий вид детского иллюстрирования. Его цель – осмысление сюжета произведения и выработка умения анализировать текст, выделять в нём наиболее важное и существенное: самый понравившийся момент, самый напряженный, самый счастливый. Презентация и за­щита собственных иллюстраций. Данный вид иллюстрирования помогает школьникам при составлении планов.
Возможен и другой путь: сначала педагог помогает детям разделить текст на части и предлагает к каждой из них нарисовать рисунок. Например, русскую народную сказку « Лиса и Журавль» коллективно делят на две части и делают рисунки к каждой из них.
Задание усложняется: ученикам даются формулировки заголовков, по ним они должны выделить в тексте части и составить картинный план. Так, по рассказу В. П. Астафьев. «Васюткино озеро» предлагается план, состоящий, например, из четырёх пунктов: первые три соответствуют частям рассказа, а четвёртый заглавия не имеет, так как это продолжение рассказа, которое ученики могут придумать самостоятельно.


Ориентируясь на заголовки, школьники зачитывают соответствующие отрывки и рисуют к ним иллюстрации. По такому выполненному самостоятельно картинному плану они затем легко пересказывают текст, опора на собственную иллюстрацию вносит в пересказ элемент творчества. Учащиеся освобождаются от некоторой прикованности к тесту, свободнее строят свои высказывания, варьируют их. Сильные ученики могут проявить фантазию, придумать продолжение рассказа ( четвёртый пункт плана), нарисовать к нему картинки и озаглавить его.
Весьма широко при обсуждении произведений используется такой приём, как словесное рисование, содействующий развитию воображения слабослышащих и глухих школьников, помогающий проверить степень осмысления читаемого текста. Для того чтобы выполнить задание по словесному рисованию, ученики должны мысленно представить ту или иную ситуацию, осмыслить её и воссоздать с помощью собственных слов и слов, заимствованных из текста.
Обсуждая воображаемую зарисовку, учитель задаёт детям три вопроса:
1.Что будет нарисовано?
2.Как мы расположим объекты на картине – что на переднем плане, что вдали, что справа, что слева, что будет изображено в центре?
3.Какие краски используем для картины?
Первый вопрос ориентирует внимание учеников на содержание рисунка, второй - на его композицию, третий - на изобразительные средства.

4. Иллюстрации к книгам.
Кроме иллюстрирования, бесед и выполнения лексико-стилистических упражнений могут использоваться и другие формы самостоятельной работы – выборочное чтение, составление плана, пересказ, чтение по ролям, разгадывание шарад, ребусов, кроссвордов.

Не секрет, что школьники мало читают, круг их чтения не выходит за пределы тех книг, которые рекомендуются в среднем звене, восприятие находится на низком уровне, речь плохо развита.

Чтобы учащиеся данной группы как можно больше получали сведений о биографии писателя или истории создания произведения, предлагаются карточки-информаторы, содержащие дополнительный материал. Учащиеся самостоятельно читают, рассказывают остальным, отвечают на вопросы.

Положительную роль в развитии внимания, мышления, памяти, речи играет  словарно-орфографическая работа,  которую я провожу на  каждом  уроке.

Вам представлены карточки-информаторы по теме: «Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова». Мы сейчас их попробуем выполнить и ответить на вопрос: как изменяются карточки-информаторы от к класса к классу. С какой целью они используются? Работать будем по группам.

Карточка-информатор. 5 класс.

Тема: «Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова»

Прочти текст и запиши, о ком идет речь? Какими способностями был наделён мальчик с детства?

Бабушка обожала своего внука. Ребенок был слабеньким, болезненным, хлопот с ним было много. Бабушка подметила, что он любит рисовать. И тогда она приказала затянуть полы в доме холстами, чтобы ребенок, которому из-за болезни было трудно ходить, мог, ползая, рисовать на этих холстах.

Холст - льняная ткань



Карточка-информатор. 6 класс.

Тема: «Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова»

Прочти текст и запиши, о ком идет речь? Какими чертами характера обладал мальчик?

В детстве ________________ был очень чутким, сострадательным ребенком. Однажды он обратил внимание на то, в каких старых, ветхих избушках живут крестьяне его бабушки. И тогда, в день своего рождения, он попросил у бабушки в качестве подарка для себя дать крестьянам леса для постройки новых домов. Скуповатая бабушка была шокирована просьбой внука, другие старшие родственники стали пугать мальчика поркой, но тот стоял на своем. Бабушка была вынуждена сдержать данное внуку слово и выделить строительный материал для крестьянских изб.

Ветхий - старый

Шокирована - поражена, удивлена

Карточка-информатор. 7класс.

Тема: «Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова»

Поэт много и увлечённо читал, регулярно приобретал книги, пользовался книжными собраниями родственников, друзей и знакомых. После выхода книги Н.М. Карамзина «История государства Российского» М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырство духа, ярких личностей, которых им так не хватало в современниках. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них не было достойных людей, героев, поэтому Михаил Юрьевич искал их в русской истории. Тема истории отразилась в поэмах "Последний сын вольности", в "Песне про купца Калашникова", в стихотворение "Бородино" и во многих других произведениях.

Почему М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории? О каком историческом деятеле идет речь в "Песне про купца Калашникова"?



Карточка-информатор. 8 класс.

Тема: «Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова»

Докажи, что тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова в значительной степени определена самой его биографией.

Брак его родителей был недолгим; мать поэта умерла, не дожив и до двадцати двух лет, а отец по ряду причин был вынужден оставить сына на попечение бабушке. Та обожала внука и занималась всесторонним развитием мальчика, однако любви родителей заменить была не в силах, что не могло не оставить отпечатка на мировосприятии впечатлительного и одаренного ребенка. В его детстве не было привычных шумных забав — в том числе из-за неважного состояния здоровья. Зато он, как это в подобных случаях подчас и происходит, рано выучился искать лекарство от скуки в себе самом, развивая воображение и мечтательность. Внутренний мир превалировал над внешним уже сызмальства.

Превалировал - преобладал

Как ты понимаешь слова: внутренний мир превалировал над внешним уже сызмальства? Что благодаря этому развилось в нем?



Карточка-информатор.9 класс.

Тема: «Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова»

Впервые Миша (Михаил) Лермонтов побывал на Кавказе(1820 г.) с бабушкой, когда ему было 6 лет. Бабушка привезла Мишу на Кавказ для того, чтобы поправить ему здоровье.

Второй раз он ездил с родственниками и гувернантками(1925 г.), когда ему было 11 лет. Это бабушка хотела, чтобы Миша побывал в Горячих водах.

В третий раз в 1837 г. уже взрослый Михаил Лермонтов отправляется в ссылку на Кавказ за стихотворение "Смерть поэта", в котором обвиняет в смерти А.С.Пушкина Николая I и его приближенных.

В четвертый раз в 1840 г. в июне Лермонтов едет в крепость Грозный (Кавказ) за дуэль с Эрнестом де Барантом.

В пятый раз 15(27) июля 1941 г. Лермонтов приезжает в Железноводск на дуэль с Николаем Мартыновым. Мартынов выстрелил Лермонтову прямо в груди, и тот скончался 15(27)июля 1841 г.

На страницах романа Лермонтов оставил и живописное описание окрестностей Пятигорска и Кисловодска, где совершали прогулки его герои.

На всем вокруг лежит отпечаток лермонтовской поэзии, его любви и привязанности к этим местам. Не случайно, сообщая своему другу С.Раевскому о переводе с Кавказа в гвардию, Лермонтов писал: «… если бы не бабушка, то, по совести сказать, я бы охотно остался здесь». И это желание передается каждому, кто прочел «Герой нашего времени». По словам И.Е.Репина, побывавшего на Кавказских Минеральных Водах, «каким-то особым светом осветил их поэт, и это действует на каждом шагу, на целую вечность эти места восприняли какую-то особенную глубину, теплоту и прелесть невыразимую…».

Как соотносятся факты пребывания М.Ю. Лермонтова на Кавказе с написанием романа «Герой нашего времени».


Учащиеся могут выполнять самостоятельные задания частично-поискового характера. Задания усложняются. Это уже не репродукция, но ещё и не творчество. Здесь уже недостаточно знать текст художественного произведения и биографию писателя. Необходимо знать эпоху, в период которой создавалось произведение, определить роль исторических событий, повлиявших на создание данного художественного произведения, авторский замысел. Задания данного уровня требуют от учащихся более глубокого понимания текста, более серьёзного включения в работу. Например, учащимся предлагается сравнить репродукции картин художников и определить, какая из них больше всего подходит к данному произведению и почему. Высказать свою точку зрения. Карточки-информаторы данного уровня представляют собой задания следующего характера: даются высказывания литературных критиков на произведение и просят учащихся определить, какое из высказываний, на их взгляд, точнее. Даются портреты литературного героя разных художников и просят определить, кому из художников лучше удалось передать характер героев: широкий лоб – признак ума, резкие движения - решительность в характере, устремлённый взгляд – серьёзность героя и т.д.

Задания творческого характера. Например, создают обложки к произведению, киноафиши, пишут сценарии к произведению, создают на бумаге кинофильм, составляют тесты на знание текста, кроссворды, ребусы, схемы, изучают и конспектируют критические статьи, пишут разные виды сочинений: эссе, рецензию, очерк, репортаж, определённого стиля и определённого типа речи. На уроках литературы учащиеся проводят разнообразные исследования: сравнивают текст художественного произведения и его инсценировку или экранизацию, работают с текстом и иллюстрациями, сравнивают окончательный текст и черновики автора.

Чтобы работа была интересной для учащихся, а формируемые умения более гибкими и надёжными, задания даются в различных видах и вариантах. При этом существенные признаки изучаемого материала повторяются, несущественные – варьируются. Подбирается дидактический материал, предполагающий такие интеллектуальные действия, как сравнение, нахождение общего и различного в сопоставимом материале, выделение главного, расположение данного материала в определённой последовательности, группировка явлений на основе предложенного признака

Так, при одном и том же задании характер деятельности может быть воспроизводящим, если для анализа предлагается материал, аналогичный разбиравшемуся ранее, или творческим, если для выполнения задания учащемуся недостаточен усвоенный образец, если необходим поиск новых знаний или новых способов деятельности.

Организуя самостоятельную работу на уроке, необходимо вести работу дифференцированно, при этом учитывая принцип доступности, помня, что только посильные задания будут интересны учащимся.

Например, при изучении комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» предлагались задания репродуктивного уровня: перечислите основных героев комедии, кому принадлежат реплики, что вы узнали о жизни Хлестакова в Петербурге, расскажите о том, как чиновники выполняют свои должностные обязанности, перескажите содержание письма, полученного Городничим.

Самостоятельные задания частично-поискового характера были следующими: найти в толковом словаре определение слов: инкогнито, коллежский асессор, охарактеризовать героя по авторским ремаркам, пересказать содержание фрагмента текста от лица Ляпкина-Тяпкина или Хлопова, подобрать иллюстрации, сопоставить их с текстом.

Самостоятельные задания творческого характера предполагали анализ высказываний героев, подтверждающих характеристику автора, анализ привнесённых автором художественных изменений, чтение и конспектирование критических статей, написание продолжения комедии «Судьба героев после приезда в город настоящего ревизора», «Что мог увидеть и услышать настоящий ревизор в городе №». Ребята создавали свои иллюстрации к произведению. После просмотра фрагментов из фильма «Инкогнито из Петербурга» учащиеся сравнивают их с текстом произведения. Обсуждали, почему по-разному трактуются образы данного произведения в театре, в живописи, в кино.

Самостоятельные работы могут проводиться как в письменной, так и в устной форме, как индивидуально, так и коллективно.

Эффективность самостоятельной работы в большей степени зависит от качества руководства со стороны учителя. Организация самостоятельной работы учащихся требует от учителя особого мастерства, такта, умения видеть всех и каждого, учитывая индивидуальные особенности учеников. Поэтому в процессе обучения учащихся необходимо обучить методам и приёмам самостоятельной работы, т.е. научить учиться самостоятельно. Все перечисленные формы творческой деятельности содействуют расширению кругозора школьников, вызывают у них живой интерес к литературному чтению, развивают дух товарищества и взаимовыручки, помогают каждому подростку найти свой путь во взрослой самостоятельной жизни.

Древняя поговорка

Услышал – забыл

Увидел – запомнил

Сделал - понял

Усвоение информации учащимся:
10% того, что слышит

50% того, что видит

90% того, что делает сам


Правильно организованная учителем самостоятельная работа, проводимая им в системе учит самостоятельному добыванию знаний, готовить к взрослой жизни, воспитывает успешных и конкуренто-способных граждан.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Щеголева Елена Васильевна

Дата: 28.01.2020

Номер свидетельства: 537750


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства