Место работы: КГУ «Средняя школа села Улькен с дошкольным миницентром» Жамбылского района Алматинской области
Должность: учитель русского языка и литературы
Категория: вторая
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
I. Вызов (5мин)
1. Приветствие класса.
2. Психологический настрой
Физминутка «Я такая, какая я есть».
3. Деление на группы (в подарочной коробке находятся символы бабочек)
Приветствуют учителя.
Учащиеся делают движения, о которых говорится в физминутке.
Учащиеся формируют группы в соответствии с символами бабочек ( на обратной стороне бабочек написаны слова:рождество, чудо; и определяют свой номер на матрице успеха).
4.Чтение стихотворения учителем
Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Ответы учащихся.(как бы ни было человеку тяжело, больно, нужно встречать новый день и продолжать жизнь. Мы будем говорить о жизни, ее смысле, о смерти)
Выход на тему урока.
Учащиеся слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя и определяют тему урока.
II. Осмысление
(35 мин.).
III. Рефлексия (5 мин)
1.Работа учащихся в группах
Постер ассоциаций (групповая работа по составлению постеров: «Рождество»)
Спикер группы защищает кластер.
2. Просмотр слайдов «Рождество»
(Какое отношение имеет праздник Рождества к нашему рассказу? Чтобы лучше понять произведение, давайте обратимся к фактам биографии)
3. Рассказ учителя о жизни и творчестве писателя, просмотр слайдов.
4. «Прогулка по парку» (просмотр слайдов).
5. Групповая работа.( найдите описание вещей , предметов интерьера, с помощью которых автор описывает страдания героя).
6. Работа в группах (найти описание вещей мальчика, которыми он пользовался).
Учитель предлагает самостоятельно оценить свою работу на уроке.
Учащимся предлагается заглянуть «в себя» (если вы довольны своей работой на уроке, то возьмите красную бабочку, если вы испытывали затруднения, возьмите зеленую бабочку, ну а если у вас было много затруднений, возьмите желтую бабочку и поместите эти бабочки на рождественскую ель.
Домашнее задание:
РАФТ. От лица главного героя напишите письмо на тему «Маленькое чудо, которое вернуло меня к жизни».
Учащиеся работают в группе по составлению постера.
После обсуждения в группе оценивают работу каждого на матрице успеха.
Учащиеся работают с текстом, находят описание вещей
Учащиеся работают с текстом, защищают свои работы.
Оценивают работу каждого, выставляя символ бабочки на матрицу успеха.
Учащиеся самостоятельно составляют синквейн, взаимооценивают друг друга, результат - на матрицу успеха
Учащиеся самостоятельно подводят итог своей работы, глядя на матрицу успеха, выставляют себе оценку.
Учащиеся рефлексируют сами.
РЕФЛЕКСИЯ.
Организационный момент урока литературы в 7 «Б» классе на тему: «В. В. Набоков «Рождество». Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром природы». был начат с физминутки. Физминутка положительно психологически настроила класс на урок. Далее по ключевым словам учащиеся сформулировали тему урока.
Группы формируются в соответствии с символами бабочек, помещенных на репродукции картины «Лес». Учащиеся образовали две группы: «Рождество» и «Чудо». На столах соответствующие карточки с цифрами 1 и 2. Номер, выбранный учащимися, стал кодовой цифрой на «Матрице успеха».
На этапе проверки домашнего задания учащиеся зачитывают домашнее сочинение, сопровождая рисунком. Свою работу на этом этапе каждый ученик оценивал сам в соответствии с критериями и символ листа помещал на «Матрицу успеха».
На этапе вызова использую ИКТ – слайды «Рождество».
Ресурсы, используемые на этих этапах, тематически взаимосвязаны. Поэтому многие учащиеся класса уже на организационном этапе начинают понимать, о чем будем говорить на уроке.
Таким образом, использую технологию проблемно-диалогического обучения и на организационном этапе, и на этапе вызова. Эта технология позволяет активизировать знания учащихся. При проблемном введении учебного материала методика постановки проблемы позволяет учащимся самим сформулировать тему урока, тем самым гарантирует появление познавательной мотивации учащихся.
Формирование новых знаний учащихся на этапе осмысления осуществляла через внедрение новых подходов: организацию групповой работы, самонаправленность учащихся в процессе выполнения заданий. С помощью приема «кластер» учащиеся работают в группе, создавая «кластер ассоциаций». Работу каждого обсуждают в группе в соответствии с критериями, результат – на «Матрице успеха». Учащиеся индивидуально поработали с текстом учебника по соответствующей проблеме. Затем в условиях группы учащиеся работают с текстом учебника. Учащиеся обменялись идеями и мнениями, обсудили и оценили идеи друг друга и пришли к совместному мнению. Это коллективное знание и понимание оформили на постере. Используя навык взаимооценивания оценили работу каждого, результат – на «Матрицу успеха».
После этого каждый индивидуально составил синквейн «Чудо». Работу каждый оценил самостоятельно, результат – на «Матрицу успеха».
При выполнении этих заданий учащимся приходилось собирать соответствующую информацию, рассуждать, формулировать выводы. Это говорит о внедрении модуля критического мышления.
Методы и ресурсы, используемые на уроке, старалась подбирать тематически взаимосвязанные, с учетом возрастных особенностей учащихся, а также, чтобы учебное занятие было интересно и увлекательно для учеников. Учебный процесс старалась построить, как исследовательскую, поисковую деятельность. В группах многие учащиеся чувствовали себя увереннее, старались не подвести свою команду, присутствовал здоровый дух соревнования.
На этапе подведения итогов урока учащиеся говорили о символике жизни и смерти. После выполнения всех видов заданий и подведения итога урока ребята получили рекомендации по выполнению домашнего задания.
Этап рефлексии дал учащимся возможность оценить свою работу на уроке (символы бабочек: красная, зеленая, желтая).