Работа с понятием темы: как вы понимаете фразу «человек среди людей»? чем эта тема будет отличаться от предыдущей? Составление конспекта по с. 229 Персонаж (лат. персона – лицо, маска) – литературный персонаж ЛП, образ-персонаж – любой человек, который изображается или описывается в литературном пр-ии. п-объект изображения: участвует в развитии событий, является объектом пристального внимания автора и читателя ! не относится образ автора, если только сам не ведет себя в качестве действующего лица ! в лирическом пр-ии – лирический герой просто упоминаемое лицо Типы образов-персонажей: жизнеподобные: вымышленные и исторически достоверные условные (идеальные / сатирические / окарикатуренные) нежизнеподобные (фантастические) Прототип – конкретные люди, наблюдая за которыми автор создает вымышленные образы-персонажи ! часто один и тот же исторически достоверный персонаж изображается по-разному (авторы передают СВОЕ отношение к персонажу) в системе о-п вс могут быть соотнесены с каждым, каждый со всеми. Дополнение конспекта номинация - процесс и результат наименования6 первичная (имя, фамилия): - знак персонажа - скрепляет сюжетно и оттягивает повествовательно разные фрагменты текста - формирует собственную семантическую структуру - взаимодействует с другими номинациями п. и способствует созданию о-п в ХМ вторичная: все другие способы называния героя (национальность, степень родства, специальность, профессия, социальный статус, чин, поведение, физическое состояние) Запись алгоритма рассуждения А. как рассматривать о-п в ХМ: 1) выделить и сгруппировать (по возрасту, семей ному признаку, полу, профессии, соц. статусу, внешности, манере поведения и т.п.) 2) охарактеризовать каждую группу отдельно, выделяя общее и особенное у п., выявить сходство и контраст 3) можно рассматривать каждый о-п отдельно 4) соотнести о-п между собой Б. алгоритм характеристики и моделирования о-п 1. Имя и другие номинации героя 2. Вторичные способы называния 3. портретная характеристика 4. динамический и статический портрет 5. внешний и внутренний портрет 6. портретные детали и подробности 7. жесты, мимика, манеры 8. цветовая палитра 9. признаки телесности (анатомия, физиология, нагота) 10. болезни 11. костюм и его детали 12. эстетические х-ки (прекрасный, безобразный, страшный) 13. эмоциональный портрет и диапазон чувств 14. лик – лицо – личина о-п 15. соотнесенность с др. о-п 5. Составление х-ки о-п мальчика из повести Айтматова 1) мальчик, глазастый, внук 2) 7 лет, ребенок, сын, ученик, школьник 3) длинная шея, ушастый 4) подвижный, растет от 7 к 8 годам 5) внешность описана мало, в основе внутренний портрет – фантазер, мечтатель, любит слушать сказки, любит природу. 7) почувствовал себя польщенным, бежал стремглав, кивнул в ответ, неловко держит новый портфель 9) оттопыренные уши, тонкая шея, большая круглая голова 10)голова разбаливалась все больше, заснул тревожным сном, чувствовал себя гораздо легче 11) любит носить фуражку деда 12) прекрасный внутренне 13) очень чувствительный, мечтатель, богатый внутренний мир, мыслит образами 14) лик добра, лицо обычного мальчика, личина ученика, внука, мечтателя 15) находится в тесной взаимосвязи с р. о-п |