kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Вверх, до самых высот" (изучение японской поэзии хокку в 7 классе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока - знакомство учащихся  с жанром лирического стихотворения хокку (хайку), его особенностями, обращение внимание на нравственный смысл японских традиций (одухотворение природы, защита всего живого, умение найти красоту в обыденном).

Задачи урока:

- развивать творческое мышление учащихся через создание словесных миниатюр на тему выбранных хокку, рисунков;

- работать над эстетическим воспитанием учащихся на материале данного урока через иллюстрации, музыку, выразительное чтение стихов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Вверх, до самых высот" (изучение японской поэзии хокку в 7 классе) »

Вверх, до самых высот

( изучение японской поэзии хокку в 7 классе)

Урок разработан учителем литературы и русского языка МБОУ Большеошворцинская СОШ имени Ф.А.Пушиной (Удмуртская Республика, Якшур-Бодьинский район) Загребиной Галиной Аркадьевной.

Цель:

знакомство учащихся с жанром лирического стихотворения хокку (хайку), его особенностями, обращение внимание на нравственный смысл японских традиций (одухотворение природы, защита всего живого, умение найти красоту в обыденном).

Задачи:

- развивать творческое мышление учащихся через создание словесных миниатюр на тему выбранных хокку, рисунков;

- работать над эстетическим воспитанием учащихся на материале данного урока через иллюстрации, музыку, выразительное чтение стихов.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы начинаем разговор о японской поэзии, а в связи с ней и о традициях Японии. Мы познакомимся со своеобразным национальным поэтическим жанром хокку или хайку, нерифмованными стихами из 3-х строк.

Чтобы по-настоящему понять хокку, о которых пойдёт речь, мало просто открыть книгу и прочитать. Чтение стихов подряд и в большом количестве удовольствия не вызовут: образы смешаются, монотонный ритм утомит. С каждым стихотворением нужно знакомиться не спеша, стараясь оценить его достоинства, любуясь каждым словом. Именно так предписывает читать японские стихи древняя традиция. Попробуем ей следовать.

«Тихо, тихо, Улитка, ползи ты на гору Фудзи»

Фудзияма – священная гора: многие верящие люди для исцеления от болезней, для избавления беды дают обет: от подножия на коленях достичь самой вершины.

О ком же идёт речь в стихотворении? О маленькой улитке, которая ползёт по своим житейским делам неведомо куда? Или о человеке, который перед лицом Бога так же мал, как эта улитка.

Тихо, тихо ползи

Улитка, по склону Фудзи

Вверх, до самых высот.

Думаю, что такой совет можно дать и человеку: пусть ты мал и одинок в мире, но упорством и терпением можешь добиться всего.

2. Работа с презентацией

Жанр хокку появился в 17 веке, но создателями его были не аристократы, а жители городов и селений: учителя, врачи, художники писатели, даже ремесленники и самураи. Повсюду возникали кружки любителей хокку.

В нём 3 строчки, 17 слогов (5-7-5) и написаны они просто, безыскусно. Авторы стихов не пытались нарисовать живописную картину, а подмечали что – то необычное в обычном, в обычных предметах, явлениях в окружающей жизни и с помощью двух - трёх умелых штрихов давали читателю ярко представить тот или иной эпизод. Главное для поэта – это в сжатой, краткой форме выразить свои эмоции, переживания. Это особая форма стиха не позволяет высказаться до конца, до полной ясности. Хокку даёт возможность слушателю самому дорисовать намеченную картину.

О чём можно писать в хокку?

Да обо всём на свете: о родном крае, о работе, о развлечениях, об искусстве, и, конечно, о природе - о летней жаре, о зимних холодах, о птицах, деревьях, травах. Если внимательно вчитаться, в нём всегда можно обнаружить признаки времени года (открыть слайды с изображением природы Японии)

Весна: Лед растаял в пруду,

И снова зажили дружно

Вода с водою (Басё)


Лето: Чтобы забыть о жаре,

Нарисую – ка я, пожалуй,

Хоть снег на Фудзи (Кисоку).

3. Работа с учащимися.

А сейчас вспомните стихи русских поэтов о природе.

Чтение стихов наизусть (ранее изученные «Зимнее утро» А.С. Пушкина, «Ель рукавом мне тропинку завесила…» А.Фета и другие).

Отличаются они от хокку? Назовите чем.

(Русский поэт старается дать полную картину пейзажа, в деталях, выражая глубоко свои чувства, а японский поэт делает лишь намёк, давая возможность нам самим дописывать картину и понять его)

Один из прфессиональных авторов хокку - знаменитый Басё (1566 4-1694) – признан классиком всей японской поэзии.

4. Слово ученика о Мацуо Басё.

В 1644 году у небогатого самурая родился Сын Мунэфуса - будущий великий поэт. Отец его и братья были людьми образованными, преподавали каллиграфию. Став взрослым, юноша пошёл на службу к местному феодалу. Казалось, его жизнь будет спокойной и безбедной. Но вдруг, к удивлению и протесту родных, оставил службу и отправился в город. Он писал стихи и мечтал их напечатать. Талант его был оценён. Журналы опубликовали его стихи, он часто выступал на поэтических турнирах. Но известность не принесла ему богатства. У него, как говорится, не было ни кола, ни двора. Один богатый ученик подарил ему хижину. Поэт посадил рядом банановые саженцы, которые он очень любил. А стихи стал подписывать словом « Басё», что значит « банановое дерево». Поэт не стеснялся своей бедности. Он считал, что главное - уметь видеть красоту, понимать её, заниматься любимым делом и быть независимым. Однажды его постигло несчастье - сгорела хижина и весь нехитрый скарб. Он писал:

Странник! Это слово

Станет именем моим.

Долгий дождь осенний.

Поэт отправился по дорогам Японии. Терпел нужду, холод и голод. Друзья построили для него новый домик. Но, немного прожив там, Басё вновь отправился в путь. После каждого путешествия - новый сборник стихов. А в стихах - зарисовки сельского быта, картины природы, размышления о жизни. У Басё было много учеников, которые совершили целый переворот в японской поэзии. Нет японца, который бы не знал на память хотя бы несколько хокку Басё

4. Работа с учебником, записи в тетрадь.

Чтение статьи в учебнике, выписать основные особенности хокку.

5. Слово учите

Именно Басё определил основные правила хокку.

1. Это лирическое стихотворение, построенное на выразительной детали, чаще всего посвящённое природе.

2. Здесь очень редко встречаются метафоры, образные эпитеты.

3. Автор стремится к тому, чтобы одна деталь мысленно вызывала у читателей представление о всей картине.

Вот послушайте одно из стихотворений.

Над ручьем весь день

Ловит, ловит стрекоза

Собственную тень.

Деталь - тень стрекозы - рождает представление о зеркальной глади воды, о ярком солнце, о жарком безветренном дне. Хоку создано о летнем дне, но этих слов в нём нет.

Такие детали брались не только о природе, но и где речь шла о людях, их традициях, привычках.

Наша жизнь – росинка,

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь – и всё же (Кобаяси Исса).

Увидеть прекрасное и не остаться равнодушным – вот к чему призывает нас поэзия хокку. Выражение «он умеет жить» японцы понимают по – своему. В их представлении человек, умеющий жить, видит радости жизни там, где другие приходят мимо их.

5. Чтение хокку их комментарий

Удивительно это –

Как ни в чём не бывало жить

Под цветущей вишней. (_Исса )


Как хорош этот мир!

Звучат над лучами цикады,

Соколы кружат… (Исса)


Бабочка, не спи!

Ну, проснись же поскорее –

Давай с тобой дружить! (Басё)


Осторожно – камень!

Голову не ушиби,

Крошка светлячок! (Исса)

6. А сейчас сами попробуем сочинить хокку.

(Вот что получилось у моих учеников)

Вот буря прошла,

И всем стало хорошо,

Даже небесам.

Яичников Илья

На белых листах

Нарисованы буквы.

Сколько мыслей, чувств!

Вахрушев Дмитрий

Подняла глаза,

Луч, блеснувший на юге,

Нежность мне дал.

Искакова Диана

7. Вывод

Стремление к гармонии с природой – главная черта японского искусства. Исконная японская религия утверждает, что всё в мире одушевлено, наделено святостью: огнедышащая гора, лотос, цветущий в болоте, радуга после дождя, сакура, распускающаяся на 16 день по лунному календарю.

Так тонко и глубоко проникнув в чувства и мысли авторов хокку , вы убедили меня в том, что теперь не пройдёте мимо великого и радостного даже в малом.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Вверх, до самых высот" (изучение японской поэзии хокку в 7 классе)

Автор: Загребина Галина Аркадьевна

Дата: 01.04.2015

Номер свидетельства: 195564


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства