Встреча с Матерой(по повести В.Распутина"Прощание с Матерой")
Встреча с Матерой(по повести В.Распутина"Прощание с Матерой")
Встреча с Матерой
Цели урока: раскрыть нравственные проблемы литературы 80-х годов 20 века; продолжить знакомство с творчеством В.Распутина; о своевременности и современности произведения «Прощание с Матёрой»; продолжить разговор о человечности, о милосердии, о любви к своей малой родине; воспитывать уважение к народным традициям, уважение к старшим, чувство ответственности, бережное отношение к природе.
Просмотр содержимого документа
«Встреча с Матерой(по повести В.Распутина"Прощание с Матерой")»
Автор: Бороздина Евгения Владиславовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 127» г. Перми
Разработка урока по литературе (с презентацией )
Встреча с Матерой
Цели урока: раскрыть нравственные проблемы литературы 80-х годов 20 века; продолжить знакомство с творчеством В.Распутина; о своевременности и современности произведения «Прощание с Матёрой»; продолжить разговор о человечности, о милосердии, о любви к своей малой родине; воспитывать уважение к народным традициям, уважение к старшим, чувство ответственности, бережное отношение к природе.
Вы, наверное, слышали о том, что многие люди имеют в своих библиотеках «золотую» полку — полку с любимыми книгами. Однажды на страницах «Московского комсомольца» о такой полке рассказали известные деятели искусства, ученые, космонавты. И многие из них назвали среди самых дорогих книги Распутина. Сегодня мы и поведем разговор об этом большом русском писателе, о его произведении «Прощание с Матерой».
Согласитесь: чтобы понять раздумья, чувства, заботы писателя, важно знать об истоках его жизни. ( слайд1)
«Родину, как и родителей, не выбирают, она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством, — делится с нами писатель своими убеждениями. — Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к
этому центру все новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать... по центр по-прежнему там, на нашей «малой» родине. Ее сменить нельзя.»( сообщение учащегося о жизни В.Распутина)
( по повести В.Г.Распутина « Прощание с Матерой») для учащихся 9 класса
Учебник литературы, автор Коровин.
-Сам Распутин уверен, что все мы с рождения впитываем в себя картины своей Родины, что они влияют на наш характер. Отсюда и такое признание: «Я пишу о деревне, потому что я вырос там, она вскормила меня, и рассказать правду о ней теперь мой долг».
- А мы впитываем в себя родные картины или только дышим воздухом родной земли, только пользуемся ее благами? А мы благодарны родной земле, испытываем ли долг перед ней, влияние ее на наш характер, о чем говорит Распутин? Может ли без этого состояться человек? Подумайте, почему для писателя так важно, что мы берем из детства, из юности во взрослую жизнь? (ответы учащихся)
3.Аналитическая беседа
( Слайд 2)
«Чтобы работать, мы должны не только представлять, во имя чего работаем, по и ощущать это кожей, выверять каждым ударом сердца... Художника можно сравнить с проводником, указывающим не приблизительные, а правильные пути. Это уж дело публики — следовать или не следовать им...»
«...художнику не годится быть сезонным работником, нанятым за определенную плату, чтобы, сделав запрашиваемое дело, с легким сердцем отправляться за следующим заработком. Наверное, он должен ощущать в себе весь прежний исторический и духовный опыт своего народа, его историческую направленность в будущее, он и в настоящем должен различать черты временного ивечного». «Никакое общество... не сможет долго продержаться в силе и здравии, если оно откажется от вековых традиций и устоев своего народа. Это все равно что, подрубив корни, уповать на ветви».
«Мы много говорим о гуманизме; это, несомненно, одно из первых понятий, составляющих человеческую жизнь... Без любви к ближнему никто из нас обходиться не может... речь идет не о любви плотской и не о любви сердца, а о любви души и духа, т. е. о добровольно принимаемом на себя, всей своей жизнью, всем своим житием, служения другим людям, которые в этом нуждаются».
«Идеальных людей не бывает, все мы сотканы из множеств противоречий, корень слова «совесть» — «весть», та весть, тот голос, который подается в нас правым человеком, имеющим слабое выражение, но его-то и необходимо искать».
«...патриотизм — это не любовь к идее, а любовь к отчизне, кее родной земле, верность ее заветам, почитание праха и слова ее, страдания за все ее страдания и вера в ее очистительный исход Будет в нас это — тверже будет иидея, с которой согласится душа... Художник в своих исканиях и методах может позволить себе все что угодно, кроме одного — равнодушия к родине и небрежения к ее святыням».
«Мировоззрение художника — это, прежде всего, родина, ее судьба, ее благосостояние. И пусть не покажется вам... что этот мир узок и замкнут. За ним скрывается слишком многое»
-Каким предстает писатель из своих высказываний? -Чем он озабочен? Что отстаивает? Что утверждает?
-Какие убеждения писателя наиболее близки вам? -О каких могли бы сказать, что это и ваши убеждения? -Как вы считаете, если писатель постоянно думает о совести, о душе человека, о нравственности, вправе ли мы ожидать выражения этих забот в его творчестве?
-Какие беспокоящие его вопросы писатель доверяет своим героям? (слайд 4)
— Сила настоящего художника слова такова, что он дает нам ощущение присутствия при событиях, о которых рассказывает, и даже участия в них, если они нас трогают. Мы видим Матеру глазами автора, Дарьи, Хозяина острова.
-Какой же мы запомнили распутинскую Матеру? ( высказывания учащихся ) ( Слайды 5-7)
-Мне очень дорого ваше бережное отношение к писательскому слову, дорого то, что вы восприняли писательскую точку зрения и так рассказали о Матере, словно бы там побывали. Конечно же, талант писателя сделал такими зримыми эти художественные картины. Я действительно увидела Матеру, и вы, уверена, представили ее, даже те, кто читал повесть не так внимательно. Казалось бы, такая отдаленность от столицы, от центров, сотни, тысячи километров... Но правы ли мы
будем, если скажем, что ветры истории, судьба страны не задели Матеры?
( слайд 8-9)
В судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, ее грандиозные перемены: видела Матера бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем боя между колчаковцами и партизанами, создавала « коммуну-колхоз». Как и вся страна, Матера послала своих сыновей защищать Родину в годы войны. , так же как многочисленные деревни по всей необъятной России, осиротела, не дождавшись многих из них.
— Ребята, ну а если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю, откуда «есть и пошла» Материнская земля?( высказывания детей)
-Мы видим деревню в последнее лето ее существования. Почему именно это время заинтересовало писателя? Почему он считает, что мы, читатели, должны об этом знать?( слайд 10 )
— Гибель Матеры — это тяжелое время для многих жителей деревни. А тяжелое время — это время испытаний для человека. Мы знаем это по произведениям Шолохова, Быкова. Характер, душа обнажаются в эти моменты. Сразу ясно, кто есть кто.
- Как вы думаете можно ли разделить героев повести на группы?
Условно всех героев можно разделить на 3 группы: «Старинные старухи» и старики; среднее поколение; «обсевки».
- На каком основании вы поделили их на группы?( слайд 11-12 ) Течет жизнь, время... Масштабы новых строек, огромные технические замыслы наших дней — все это тоже непосредственно коснулось острова: при строительстве ГЭС Матера подлежит затоплению.
«Старухи и старики» не утратили связи с землей, с традициями. . Настасья откровенно тоскует: «Я там в одну неделю от тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!»
Симе , у которой никаких родственников, и она недавно на этом острове, оставалась одна дорога – в Дом престарелых.
Дарья крепится, не тот у неё характер, чтоб чувства наружу выплёскивать.
«Старуха Дарья, высокая поджарая», у неё «строгое бескровное лицо с провалившимися щеками».Несмотря на годы Дарья на своих ногах, владела руками, сама выполняла работу по хозяйству. Весь двор на ней, огород, а во дворе корова, тёлка, бычок, поросёнок, курица, собака. Матёра приучила людей к труду.
Богодул. Старик, выговаривающий всего несколько слов, да и те ему не нужны, его и так научились понимать, живёт он на острове одному Богу известно сколько. Он воспринимается как дух Матёры. Ведь именно он, Богодул, приносит весть пьющим чай старухам: «Мёр-ртвых гр-рабют!»
Наверное, многое могли бы старухи перенести молча, но не это.
Кладбище. Когда старухи добрались до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции «доканчивали своё дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты в кучу, чтобы сжечь их одним огнём» Для них это чужое, приказали – выполняют. Им и в голову не приходит, что для старух – это святое. Не зря даже сдерживающаяся Дарья «задыхаясь от страха и ярости, закричала» и ударила одного из мужиков палкой и снова замахнулась: «А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит*!» Её поддерживает вся деревня.
«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности». (Пушкин)
Случай на материнском кладбище - это действительно глубокая рана, тем более она углубляется пошлым объяснением: мол, по будущему морю поедут интуристы, а тут плавают вымытые водой кресты.
Дарья до слова помнит завет своего отца: «Живи, на что тебе жизнь выпало. В горе, в зле будешь купаться, из сил выбьешься, к нам захочешь – нет, живи, шевелись, чтоб покрепче зацепить нас с белым светом, занозить в ем, что мы были». Она свято чтит память об ушедших.
Павел и Андрей. Павел понимает свою мать, обещает перенести могилы, но это для него не самое главное, и он так и не сделает этого. А Андрей и вовсе не понимает, о чём речь, всерьёз ли бабка заводит странный разговор.»Много ли толку от этой Матёры? Он уверен в том, что память – это плохо, лучше без неё.
Среднее поколение - чувствует тоску по земле, но потеряли с ней связь.
Петруха, поджёгший свой дом, чтобы поскорее получить за него денежную компенсацию, не станут долго думать, за что им платят деньги, а жечь – не строить, много труда не надо. Сжег, и сердце не дрогнуло, как будто не рос в этой избе. Единственное, что взял, гармошку. А то, что мать без крыши и без корки хлеба, что любимый её самовар превратился в оплавленный слиток, - это его не касается.
Таким образом, основанием для деления персонажей на группы послужило их отношение к традициям, земле, прошлому.( слайд 16 )
Царский листвень, ему отведена отдельная глава в повести. Это глава-притча. Огромная лиственница. Но это ОН – листвень, без него нельзя представить Матёру, «так вечно, могуче и властно стоял он на бугре в полверсте от деревни, заметный почти отовсюду и знаемый всеми». С ним связана вся жизнь Матёры. Вот и до него добрались люди, которым приказано очистить остров. Они рубили листвень топором – но топор отскакивал обратно, пытались пилить – не брала его пила, обливали бензином и поджигали – но огонь не приставал, 2только мазал его сажей».Люди вошли в азарт, им хотелось победы, злились, придумывали новые способы. Но на голой и обезображенной уже в этом месте Матерее продолжал властвовать «царский листвень».( слайд16-17 )
- Как в чувствах, в поступках людей проявляется отношение к малой родине?(анализ сцены прощания Дарьи с родной избой)( слайд 18)
«..А избу нашу ты прибрала? Ты провожать её собралась, а как? Али просто уйдёшь и дверь за собой захлопнешь? Прибрать надо избу. Мы все в ней жили» В повести особое место отводится именно избам. Они предчувствуют свою судьбу, они дышат. Дарья белит избу, подмазывает печь, моет подоконники, пол. Окна. Всю ночь оплакивала Дарья свою избу, и изба словно понимала. Что с нею делают. Этот поступок вызвал уважение даже у пожёгщиков (дом они собирались сжечь завтра). Все, — сказала она им. — Зажигайте. Но чтоб в избу ни ногой...”
Сама же Дарья, простясь с домом, помнила только, что шла и шла, сама не зная куда _ до вечера старухи не могли найти её. ( слайд 19 )
А когда настала ночь и уснула Матёра, из-под берега на мельничной протоке выскочил маленький, чуть больше кошки, ни на какого другого зверя не похожий зверек — Хозяин острова. Никто его никогда не видел, не встречал, а он здесь знал всех и знал все, что происходило из конца в конец и из края в край на этой отдельной, водой окруженной и из воды поднявшейся земле... И хотя предчувствовал Хозяин, что скоро одним разом все изменится настолько, что ему не быть Хозяином, он с этим смирился. Чему быть, того не миновать”.
– Хозяин острова. Он делает ночные обходы своих владений, слушает голоса изб и вещей, видит сквозь стены, что творится внутри, и даже предвидит, что будет в будущем: какая изба за какой будет гореть, кто станет поджигать. Трудная ему досталась доля: зная, что будет, он не может ничего изменить. Он последний хозяин. Последний. Он знал, «что скоро одним разом всё изменится настолько, что ему не быть хозяином, не быть и вовсе ничем, он с этим смирился…ещё и потому смирился, что после него здесь не будет никакого хозяина, не над чем станет хозяйничать
( слайды 20-22 )
Вся природа острова живая: листвень, туман, прячущий остров, зверёк.
–Спрятался остров в тумане, чтобы его не нашли, не сожгли единственный оставшийся барак, в котором находятся не желающие до последнего мгновения покидать землю предков старуха Дарья, Катерина, Настасья, Сима с мальчиком, неизменный Богодул. «Когда выскочили на открытое место в полутора километрах от реки, на машину двинулись сначала редкие, затем все больше и больше нарастающие, густеющие, словно тоже летящие на свет фар, серые мочальные лохмотья. Павел не сразу понял, что это туман. Отчалили. Туман стоял сплошной стеной, и катер, казалось, топтался, буксовал на месте... Они время от времени глушили мотор и кричали, но Матёры не было...»( слайд 23)
-Подумайте, в чем смысл конфликта повести В.Г.Распутина? Выделите сюжетный конфликт.
Сюжетный конфликт повести – конфликт между властью и народом. Власти, исходя из высших интересов, навязывают жителям Матеры свое решение: людей переселить, а Матеру уничтожить.
- Выделите нравственную сторону конфликта .Вместе с Матерой должны быть уничтожены и дома, в которых жили многие поколения людей, и кладбище, где лежат предки нынешних жителей. Конфликт между неизбежным техническим прогрессом, с одной стороны, и традиционным укладом жизни людей, живущих в гармонии с природой, с другой стороны. Т.е. конфликт старого и нового, а он относится к категории вечных.
- Подумайте, в каких произведениях русской классической литературы вы встречали подобный конфликт? («Вишневый сад»).
Таким образом, конфликт приобретает социально-исторический смысл.
_ Закрывая талантливую книгу, думающий читатель обязательно обогащается ею: мыслями авторов и героев, опытом их чувств, поведения, отношения к миру и к людям- опытом их жизни. Что же дала эта книга нам с вами ?
У поэта Станислава Куняева поэтическим откликом на произведение стало стихотворение» Прощание с Матерой» ( слайд 24 )
«Прощание с Матерой»
Валентину Распутину
На родине, как в космосе, не счесть
огня и леса, камня и простора,
все не вместишь, не потому ли есть
у каждого из нас своя Матера,
своя Ока, где тянет холодок
в предзимний день от влаги загустевшей,
где под ногой еще хрустит песок
крупнозернистый и заиндевевший...
Прощай, Матера! Быть или не быть
тебе в грядущей жизни человечьей —
нам не решить, но нам не разлюбить
твоей судьбы непостижимо вещей,
Я знаю, что необозрим народ,
что в нем, как в море, света или мути,
увы, не счесть... Да будет ледоход,
да будут после нас иные люди!
Прощай, Матера, боль моя, прощай,
прости, что слов заветных не хватает,
чтоб вымолвить все то, что, через край
переливаясь, в синей бездне тает...
4.Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
- На что отозвалось сердце поэта при чтении « Прощания с Матерой »?( устное сообщение)