Просмотр содержимого документа
«" Всегда иди дорогою добра." ( Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Улицкой "Бумажная победа")»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Никольска»
« Всегда иди дорогою добра...»
( Урок внеклассного чтения по рассказу
Л.Улицкой « Бумажная победа»)
Рыжкова Елена Михайловна,
учитель русского языка и литературы
2016г.
Класс: 5Б.
Предмет: литература.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель урока: формирование способностей к анализу художественного произведения.
Задачи:
1.Учебно-познавательные:
-развитие навыков поискового чтения;
-расширение понятийной литературоведческой базы;
-развитие навыков монологической речи;
-знакомство с творчеством российской писательницы Людмилы Улицкой.
2.Развивающие:
-развитие творческого мышления;
-развитие памяти;
-расширение читательского кругозора.
3.Воспитательные:
-воспитание уважительного отношения друг к другу;
-воспитание осознания у детей истинных человеческих ценностей:доброты, -терпимости, принятия достоинств и недостатков человека, находящегося рядом;
-воспитание любви к чтению современной российской литературы;
Планируемые результаты:
Личностные:
1.Уметь интерпретировать текст.
2.Высказывать своё отношение к прочитанному с аргументацией.
3.Уметь анализировать характеры и поступки героев.
4.Анализировать ситуацию с точки зрения всех возможных путей её решения.
Регулятивные:
1.Умение работать по заданной учебной теме.
2.Объективно оценивать свои ответы и ответы одноклассников.
Познавательные:
1.Учиться основам смыслового чтения художественного произведения.
2.Уметь выделять существенную информацию.
3.Уметь осуществлять сравнения.
4.Прогнозировать содержание художественного произведения.
5.Формулировать проблему, обозначенную автором произведения.
Коммуникативные:
1.Умение донести собственную мысль до слушающих.
2.Слушать своих одноклассников и обосновать своё мнение.
Оборудование:
Проектор,экран,компьютер,текст рассказа,таблицы,бумага для творческой работы.
Слайд 1
1.Организационный момент.
- Сегодня мы проводим урок внеклассного чтения. Я верю, что этот урок обогатит вас новыми знаниями и впечатлениями, вы получите радость от работы друг с другом.
2.Актуализация знаний
Притча «Что можно сделать добротой и лаской»
Есть одна притча, как заспорили между собой Солнце и Ветер о том, кто из них сильнее. Спор спором, а всё же решили они помириться силами на деле. В это самое время по дороге ехал верхом одинокий путник.
Сердитый северный Ветер стал хвалиться: «Вот налечу я на него и мигом сорву дорожный плащ» - и стал дуть, что было силы. Но чем больше он старался,тем крепче закутывался путешественник свой плащ и безостановочно погнал вперёд. А ветер всё больше гневался, осыпая упрямца дождём и снегом. Но человек не сдавался, лишь вдел в свой плащ руки и крепко подвязался поясом. Наконец, Ветер убедился,что плащ ему не сорвать, и отступил.
Увидев бессилие сердитого Ветра, Солнце нежно улыбнулось и выглянуло из-за облаков. Оно быстро обогрело и осушило землю. Почувствовав, теплоту солнечных лучей, полузамёрзший путник приободрился. А затем он снял плащ и привязал к седлу.
«Видишь,-сказало тогда кроткое Солнце суровому Ветру, я выиграло спор. Теперь ты убедился, что добротой и лаской можно сделать гораздо больше, чем гневом и злостью».
3.Попробуем определить тему нашего разговора, тему урока ( о доброте, добром отношении друг к другу)
Слайд 2- тема
4.Подготовка к восприятию текста - В центре внимания сегодня рассказ Людмилы Улицкой «Бумажная победа».Обратимся к названию..
Слайд 3-которое слово главное в словосочетании?
У вас были какие-либо победы?
Попробуем подобрать прилагательное к слову «победа». (самостоятельная работа) Слайд 4
Проверим:
-спортивная победа
-первая победа
-трудная победа
-достойная победа
-нелёгкая победа
Бумажная победа-не сочетаются-оксюморон
5.Постановка цели урока
- Перед нами новое произведение.
- Что будем делать, чтобы разобраться в содержании.
Цели какие?
Должны понять содержание, смысл названия, охарактеризовать героев.
6.Попробуем определить проблему урока. Как вы поняли по рассказу(она связана с главным героем).
Слайд 5- проблема неприятия одних детей другими, непонимания между людьми.
Совместное открытие нового текста.
а) — Ребята, чтобы вы смогли лучше представить ту эпоху, узнать о незнакомом нам писателе, послушаем сообщение (сообщение об Улицкой Л.Е.)
Слайд 6,7,8,9,10,11,12
Дети войны и послевоенных лет... У них не было детства в том смысле, как мы привыкли это понимать: сиротство, голод, нищета, игры без игрушек, школа без книг и тетрадей, потеря близких... и постоянная борьба за выживание.
А в тексте есть приметы этого времени? (одежда, еда, игры, бедность).
Чтобы ответить на все интересующие нас вопросы, превратимся в исследователей текста.
Физминутка
б) Исследование текста
Работа в группах
1 группа- Геня в начале рассказа. Какой он и почему?
« Всё это... делало Геню очень несчастным человеком»:
Слайд 13
- нелепая фамилия
- заложенный нос
-болезненность
- прыгающая походка
-без отца
-ненависть сверстников
-чёрный снег,грязная вода
2 группа- его враги-дети со двора.
Как относятся к Гене? Кто лидер? Как ведут себя на дне рождения ( до игры в фанты)?
3 группа- Геня в конце рассказа
«Счастливый мальчик раздавал бумажные игрушки»
Слайд 14
- они тянут к нему руки
- все его благодарят
-все улыбались
-они были совершенно не злые
-он не чувствовал ни страха, ни неприязни, не вражды.
- Какой приём лежит в основе такого изображения: несчастный- счастливый? (Антитеза)
Счастливый мальчик... значит он одержал победу над презрением, жестокосердием детей, несправедливостью. Кто ему помогал в этом? Что помогло?
Доброта его матери и бабушки, его его чепуховый талант? Автор назвала такую победу бумажной.
«Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других». Л.Н.Толстой.
Почему?
Добро делает чудеса: делай добро другому- добро вернётся к тебе
Нам уже известны произведения о подростках, когда герои делают добрые дела, не афишируя их
Индивидуальное задание ( о рассказе Ю. Яковлева «Багульник»)
Вывод: пристальнее, по-доброму посмотри на того, кто рядом с тобой; загляни в его мир, и он откроется тебе совсем с другой стороны, не отвергай и не отталкивай его.
Слайд 15
Рефлексия.
Синквейн или продолжить:
Рассказ мне..., потому что...
Слайд 16
Итоги урока
- Оценим друг друга. Как вы считаете, кто заслуживает хорошей оценки?
-Настя Тропина выполняла индивидуальное задание- подарки для всех.
Это символ чего?
-А закончить урок мне хочется словами « Молитвы о встрече»
- Я пришёл в этот мир
- не для того, чтобы оправдать твои надежды,
- не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
- не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
- не для того, что отвечать моим интересам,
- не для того, чтобы оправдать мои надежды.
- Потому что я- это я, а ты- это ты.
- Но если мы встретились и приняли друг друга — это прекрасно.
Как было бы хорошо, если бы мы научились принимать друг друга такими, какие мы есть, и делать друг другу только добро.