«Всякая любовь - великое счастье». Исследовательское занятие по сборнику рассказов И.А.Бунина «Тёмные аллеи»
«Всякая любовь - великое счастье». Исследовательское занятие по сборнику рассказов И.А.Бунина «Тёмные аллеи»
Цели:
-методом лабораторно-творческого исследования провести детей путем интерпретаторов, выявляя особенности языка и стиля И.Бунина в его вершинном творении о любви «Темные аллеи», рассмотреть черты традиции и новаторства, сопоставляя рассказы Бунина с произведениями А.Чехова, И.Тургенева, Л.Толстого;
-продолжить работу над развитием литературоведческих навыков и читательского мастерства;
-развивать умение говорить о любви и литературе языком прекрасной образности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Всякая любовь - великое счастье». Исследовательское занятие по сборнику рассказов И.А.Бунина «Тёмные аллеи»»
. «Всякая любовь - великое счастье»
Исследовательское занятие по сборнику рассказов
И.А.Бунина «Тёмные аллеи»
Эпиграф: «Разве самая скорбная в мире музыка не дает счастья?» (И.Бунин)
Цели:
-методом лабораторно-творческого исследования провести детей путем интерпретаторов, выявляя особенности языка и стиля И.Бунина в его вершинном творении о любви «Темные аллеи», рассмотреть черты традиции и новаторства, сопоставляя рассказы Бунина с произведениями А.Чехова, И.Тургенева, Л.Толстого;
-продолжить работу над развитием литературоведческих навыков и читательского мастерства;
-развивать умение говорить о любви и литературе языком прекрасной образности.
Рассадка учащихся: по заранее определенным творческим микрогруппам.
Оборудование: доска , кластеры ,музыкальный центр, музыкальная запись авторской песни А.Б.Матюхина, на слова И.А.Бунина «Похолодели лепестки раскрытых губ»,портрет Бунина.
Учитель: Как соединяет бунинское толкование любви «напев счастья и тоски и мираж хрустальный»?
2.Ассоциативный ряд
Учащимся предлагается зачитать те высказывания о любви из цикла «Тёмные аллеи», которые показались им особенно близкими словам эпиграфа. Их одноклассники пытаются вспомнить ,какое произведение цитируется, о каких героях идет речь.
Как бы вы ответили на вопрос эпиграфа?
Ребята приходят к выводу, что вопрос риторический, ведь не может быть несчастной любви, если это Любовь.
Конкурс на лучшее знание текстов из сборника Бунина «Темные аллеи»
.Узнайте представленные диалоги.
1.Вспомните рассказ, где звучит песня:
Уж как выйду я в сад,
Во зеленый сад,
Во зеленый сад гулять
Свово милова встречать.
(«Таня»)
2. Откуда это признание?
«Если есть будущая жизнь, и мы встретимся в ней, я стану там на колени и поцелую твои ноги за все, что ты дала мне на земле».
(«Поздний час»)
3.Кто цитирует следующие слова Платона Каратаева?
«Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь- надулось, а вытащишь- и ничего нету».
(Героиня «Чистого понедельника».)
4.В каком произведении по ходу событий предсказывалась трагедия?
« Впоследствии я не раз вспоминал, как некое зловещее предзнаменование, что, когда я вошел в свою комнату и чиркнул спичкой, чтобы зажечь свечу, на меня метнулась…» («…крупная летучая мышь»)
Виталий Мещерский, герой рассказа «Натали», «ясно видел…похожую на смерть хищную мордочку».
Какие ещё были предзнаменования трагедии?
(Соня напророчила кузнецу «любовь до гроба»,Натали читала «Обрыв» Гончарова, ее ждала пропасть прекрасной, но губительной любви.)
3.Актуализация знаний
Трем группам заранее предлагалось провести сравнительный анализ одного из рассказов Бунина с одним из произведений Чехова, Тургенева, Льва Толстого, прочитанным самостоятельно. Рассказ Бунина предлагался учителем. Второе произведение выбиралось группой учащихся.Заранее обсуждались с учителем план и порядок исследовательской работы. На данном занятии группы за ограниченное время представляют презентации с основными выводами по проведенной работе.
Первая группа ребят ( средне-сильные ребята) сопоставляла рассказы «Дом с мезонином» Чехова и «Руся» Бунина, исследуя путь писательского слова через созданные образы к нашему восприятию по плану.
Вторая группа ребят(средне-слабые учащиеся )представила исследовательские выводы по итогам сопоставления рассказа И.Бунина «Поздний час» со стихотворением в прозе «Как хороши, как свежи были розы» И.Тургенева.
Третья группа (сильные учащиеся) исследовала особенности взглядов на разные проявления любви Льва Толстого в повести «Дьявол» и Ивана Бунина в рассказе «Натали».
Исследовательские выводы по итогам сопоставления рассказов И.Бунина , А.Чехова, И Тургенева, Л. Толстого.
Итог урока
— Так какова же «философия любви» Бунина? (сообщение уч-ся). Любовь героев обернулась трагедией, но иначе у Бунина быть не могло, потому что для него это прекрасное чувство не может существовать в браке, в семье. Бунинские герои обречены на страдание, ибо «лёгкое дыхание», разлившееся в воздухе, всегда сменяется тёплым выдохом разлуки. — По мнению Бунина, «всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена». Согласны ли вы с автором? (дискуссия) В любви, как и в жизни, всегда противоборствуют светлые и тёмные начала. Наряду с озаряющим жизнь чувством у каждой влюблённой пары есть свои тёмные аллеи. Но «всякая любовь – великое счастье…».