МАСТЕР-КЛАСС
ПО ТЕМЕ
«Возможности технологии «Французская мастерская» в формировании УУД»
Курносова Елена Александровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ ООШ № 5 г. Петровска
2013 г.
ПО ОКОНЧАНИИ МАСТЕР-КЛАССА УЧАСТНИКИ:
ЦЕЛИ МАСТЕР КЛАССА:
- получат знания и навыки по технологии «Французская мастерская»;
- смогут создавать проекты уроков по новой технологии;
- научатся использовать новые приемы в своей педагогической практике.
- познакомить с технологией «Французская мастерская»,
- показать применение данной технологии на уроках ФГОС,
- заинтересовать этой технологией, показав, как она воплощается на практике и какие УУД формирует.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ: беседа, упражнения, анализ ситуаций, освоение и отработка конкретных навыков.
В работе также будут использованы компьютерная презентация и раздаточные материалы.
«Французская группа нового образования»
GFEN был создан в 1922г.
У истоков – Поль Ланжевен,
Анри Валлон, Жан Пиаже
и др.
ФРАНЦУЗСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
- такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия.
Мухина И.А.
Cанкт-Петербургская
Академия
постдипломного
педагогического образования
Работы о мастерских И. А. Мухиной, Т. Я. Ереминой, Е. О. Галицких, М. Б. Багге, Н. И. Беловой, М. Г. Ермолаевой, Т. Б. Казачковой, А. А. Окунева, О. В. Орловой, В. А. Степиховой, Л. Д. Фураевой.
Основные положения новой системы
ЛИЧНОСТЬ С НОВЫМ МЕНТАЛИТЕТОМ. Это личность «самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая», способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир.
ВСЕ СПОСОБНЫ. Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественным и гуманитарным знанием, изобразительным искусством, музыкой и т. д.
ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ .
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
1
Равенство всех участников, включая мастера
Все способны к творчеству
2
3
Создание личностной мотивации
4
Отсутствие оценки, соперничества
Чередование индивидуальной и
коллективной работы
5
Важность процесса творческого поиска, в котором реализуются законы проблемного обучения
6
Нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности
7
ЭТАПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
1
«Индукция»
2
(«наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.
«Самоконструкция»
3
— индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
«Социоконструкция»
4
«Социализация»
5
— построение этих элементов группой
— всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
«Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности»
6
7
Формирование информационного запроса(выстраивание новых проблем
«Афиширование»
— вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух.
«Разрыв»
8
— внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
«Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы»
9
Групповая или индивидуальная работа
«Рефлексия»
— отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской.
ВОЗМОЖНЫ ИНЫЕ ВАРИАНТЫ АЛГОРИТМА РАБОТЫ ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ И ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ МАСТЕРСКОЙ
1 этап
ИНДУКЦИЯ
ИНДУКТОР - слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ
1) задание должно актуализировать личный опыт каждого, связанный со смыслом дальнейшей деятельности.
2) задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение.
«ИНДУКЦИЯ» («наведение») —
создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.
2 этап
САМОКОНСТРУКЦИЯ
«САМОКОНСТРУКЦИЯ»
- индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем мастер - классе?
ВОЗМОЖНЫЕ ЭТАПЫ
1) ДЕКОНСТРУКЦИЯ разрушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов.
2) РЕКОНСТРУКЦИЯ позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание
С чего предлагаете начать?
Главный постулат:
КАЖДОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ - ЭТО ЗАГАДКА. ОНО ДОЛЖНО УДИВЛЯТЬ, ВЫЗЫВАТЬ ВОПРОСЫ.
3 этап
СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ
«УТЁНОК»
3 этап
СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ
Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ПОЗНАКОМИТЬСЯ С РАССКАЗОМ, КОТОРЫЙ ИМЕЕТ ОЧЕНЬ КРАСИВОЕ НАЗВАНИЕ.
«СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ» — построение этих элементов группой.
ВАЖНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
1) Мастер может корректировать состав групп, он разбивает задание на ряд задач, раздает их для решения группам.
2) Группы должны придумать способ решения задач. При этом они свободны в выборе метода, темпа работы, пути поиска.
САМО- И СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ - это этапы конструирования знания о мире, себе и социуме, явленного в индивидуальных или групповых идеях, проектах, моделях и т.д.
О ЧЕМ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ГОВОРИТ НАЗВАНИЕ ТЕКСТА? ЧТО ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ДАННОГО НАЗВАНИЯ?
НАЗВАНИЕ МНОГОЗНАЧНОЕ, ВЫРАЖАЮЩЕЕ МНОГОПЛАНОВУЮ ПРОБЛЕМАТИКУ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
4 этап
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
«СОЦИАЛИЗАЦИЯ» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
ПРОСЛУШАЙТЕ ТЕКСТ «УТЕНОК»
По ходу чтения выпишите из отрывка текста ключевые слова, слова, которые вас поразили, удивили.
ВАЖНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
1) соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп .
2) представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, возможность оценить и откорректировать свою деятельность.
Изменилось ли Ваше восприятие после прочтения текста?
Выберите любое из записанных слов. Подберите к нему слова – ассоциации по смыслу, по звучанию.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы.
Прочитайте эти слова в паре. Допишите, что понравилось, что привлекло внимание.
5 этап
Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ И САМОКОРРЕКЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем).
ОБСУДИТЕ В ПАРАХ И ЗАПИШИТЕ, КАКИЕ ВОПРОСЫ К РАССКАЗУ ТРЕБУЮТ ОБДУМЫВАНИЯ.
Выпишите самые спорные и интересующие Вас вопросы.
Как вы можете их объяснить?
ОСОБЕННОСТИ
рефлексивная деятельность протекает для каждого участника мастерской своеобразно (не синхронно, индивидуально).
Непрерывный рефлексивный процесс, сопровождающий все виды деятельности
+
специальные этапы, (промежуточная и заключительная рефлексия)
6 этап
Новая информация и
ее обработка
НОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ ОБРАБОТКА – работа с информацией, составление схем, планов, проектов, рассмотрение, создание творческих продуктов и т.д.
А КАКИМ ЧЕЛОВЕКОМ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВАМ АВТОР ДАННОГО РАССКАЗА? ПОЧЕМУ?
НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ
1) Новая информация предъявляется в мастерской по мере поступления запроса на нее от самих участников в тот момент, когда возникает информационное « голодание».
2) Самые разнообразные педагогические приемы работы с информацией .
Что это будет? Словарные статьи, работы критиков? Фрагменты произведений, высказываний?..
7 этап
Корректировка творческого продукта
или создание нового варианта версии, гипотезы
КОРРЕКТИРОВКА ТВОРЧЕСКОГО ПРОДУКТА ИЛИ СОЗДАНИЕ НОВОГО ВАРИАНТА ВЕРСИИ, ГИПОТЕЗЫ –
Чем бы мог закончится предлагаемый текст?
исправление или обновление созданного учеником.
Он сам продолжит или улучшит написанное.
А может создать новое произведение — это индивидуальная или групповая работа.
НЕ БОЙТЕСЬ ПРОБОВАТЬ, ИНАЧЕ ВЫ НИКОГДА НЕ УЗНАЕТЕ ТОГО, ЧТО СМОГЛИ БЫ СДЕЛАТЬ.
Получив начало текста, придумав свое продолжение, прослушайте, как закончен рассказ.
8 этап
РЕФЛЕКСИЯ
«РЕФЛЕКСИЯ» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
ОПИШИТЕ СВОЁ СОСТОЯНИЕ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ.
БЫЛО ТРУДНО…
БЫЛО ЛЕГКО…
Я УДИВИЛСЯ…
КАКОЕ ОТКРЫТИЕ СДЕЛАЛ…
Я УЗНАЛ…
ВИДЫ РЕФЛЕКСИИ
1) ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
Выплеск впечатлений, по законам психологии, — облегчение и даже исцеление.
2) ЛОГИЧЕСКАЯ
Логический “самоотчёт” нужен для саморазвития: вот здесь я открыл нечто, а здесь было трудно, потому что…
РЕФЛЕКСИЯ - заключительный обязательный этап, служащий осознанию процесса проживания ПМ и его личностных результатов.
«SUUM CUIGUE»
( с лат. КАЖДОМУ — СВОЕ )
«ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ НАУЧИТЬСЯ ИГРАТЬ НА ФЛЕЙТЕ, НЕ ПРИСТАВИВ
ЕЁ К ГУБАМ»
Сократ
Просмотр мульт-
этапы мастерской
этапы урока ФГОС открытие нового знания
Индуктор
фильма
Работа с названием произведения
УУД
Ключевые слова, слова, которые Вас поразили, удивили
Социоконструкция
Индукция
Социализация
Вопросы к тексту. Какие, на Ваш взгляд, вопросы требуют обдумывания. Проблемы, затронутые автором
Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности.
Автор текста
Чем заканчивается произведение
Новая информация и ее обработка
Опишите свое состояние во время работы
Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы
Рефлексия
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
- это нестандартная форма организации занятий, инновационная технология обучения, которая помогает создать на занятиях благоприятную атмосферу, психологический комфорт, развивает у учащихся познавательные, регулятивные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия, интерес, учебно-познавательную мотивацию, исследовательскую деятельность, позволяет осуществить и эмоционально прочувствовать процесс совместного творчества (сотворчества), поиска знания, путем самостоятельного или коллективного открытия.
формирование
расширение
кругозора
общекультурной
эрудиции
обогащение
представлений
о мире, человеке,
литературе
ФРАНЦУЗСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
умение выделять
существенное
в явлениях
умение применять
знания в новых
ситуациях
умение
выдвигать
новые идеи,
гипотезы
умение
нестандартно
мыслить
РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ