kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Воспитательный потенциал произведений А. П. Чехова на примере рассказа «Хамелеон»».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивает логическое мышление, помогает увидеть особенности языка Чехова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Воспитательный потенциал произведений А. П. Чехова на примере рассказа «Хамелеон»».»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 26 ГОРОДА ДОНЕЦКА»







Разработка урока по литературе

на тему:

«Воспитательный потенциал произведений А. П. Чехова на примере рассказа «Хамелеон»».



Составила

Учитель русского языка

И литературы

Крижановская В. А.





Донецк, 2020

Предмет: Литература.

Тема: Воспитательный потенциал произведений А. П. Чехова на примере рассказа «Хамелеон».

Продолжительность: 1 урок (40 минут).

Класс: 7-й класс.

Технологии использования ИКТ: использованы программы Microsoft PowerPoint, Microsoft Word. Интернет портал.

Цель: обучающие: продолжать знакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова; дать понятие юмористического и сатирического рассказа; проводить словарную работу (афоризм, хамелеонство, лаконизм); помочь учащимся увидеть особенности языка Чехова;

развивающие: развивать логическое мышление, связную речь, умение делать выводы; воспитывающие: воспитывать любовь к родителям, близким людям; воспитывать потребность к самовоспитанию; воспитывать трудолюбие.

Оборудование: портрет А.П.Чехова; таблицы; тесты; иллюстрации к рассказу; иллюстрации с изображением хамелеона.

Эпиграфы к уроку, записанные на доске:

«Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни…» М.Горький.

«Человеческое достоинство - это та проблема, которая в той или иной степени находит отражение почти во всех произведениях»

А. П. Чехова.

Ход урока

1.Оргмомент.

2.Слово учителя:

Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество русского писателя-классика Антона Павловича Чехова. И прежде всего хочу спросить:

- Как Чехов связан с нашим родным Воронежским краем? / Отец и дед А.П.Чехова были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. Они принадлежали помещику Черткову. Дед Чехова скопил 3,5 тыс. руб. и выкупил всю семью из крепостного состояния./

3.Проверка домашнего задания.

Интересные факты из биографии Антона Павловича Чехова.

- В краткой биографии Чехова упомянуто, что он использовал несколько псевдонимов, которыми подписывался в разное время. На самом деле их было более 50, причём среди них были и весьма экстравагантные, вроде “Человек без селезёнки” или “Врач без пациентов”.

- Первая известность к нему пришла, когда он был известен под псевдонимом “Антоша Чехонте”. Именно им были подписаны его ранние произведения.

- Вспоминая свою жизнь, Чехов часто говорил, что у него не было детства. Он с юных лет помогал отцу в лавке и пел в церковном хоре, так что у него не было свободного времени.

- Дед Чехова был крепостным крестьянином, но он выкупил и себя, и свою семью, так что сам писатель родился уже свободным человеком.

- С 16 лет Чехов сам зарабатывал себе на жизнь, давая частные уроки.

- В университете Антон Павлович выучился на врача. Своим опытным коллегам он помогал с приёмом пациентов, когда сам был ещё студентом.

Вопрос учителя: Почему А.П.Чехову пришлось рано стать самостоятельным и бороться за собственное существование, и даже помогать семье?

Ответы уч-ся: / Отец А.П.Чехова признал себя банкротом и бежал в Москву со всей семьей. А.П.Чехов остался вТаганроге, заканчивал гимназию. Средства к жизни он зарабатывал репетиторством, даже высылал деньги семье в Москву./

4. Актуализация знаний:

Слово учителя: Мы увидели, что с детства пришлось Чехову трудиться, трудился он всю свою жизнь. Но еще Чехов постоянно работал над собой, над своей душой, над своим характером. Этим неустанным трудом самовоспитания Чехов занимался всю жизнь. А.П.Чехов убежден, что человек способен усилиями ума и воли изменить свой характер.

В письме брату Николаю (1886) А.П.Чехов изложил те требования, которые в первую очередь неуклонно применял к себе: «Воспитанные люди должны, по моему мнению, удовлетворять следующим условиям:

1.Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы…

2.Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом…

3.Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.

4.Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и оскорбляет его в глазах говорящего…Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают… Из уважения к чужим умам они чаще молчат.

5.Если они имеют талант, то уважают его…Они горды своим талантом…

6.Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу…»

Вопрос учителя: - Подумайте над словами Чехова? Что бы вы изменили в себе, благодаря этой программе? Или, может быть, вы добавите какие-то свои пункты самовоспитания?

/ Ответы уч-ся: добросовестно относиться к учебе, не лениться, уважать старших, помогать родителям, больше читать./

Слово учителя: Молодцы. Задачи и цели ставите отличные, теперь осталось приложить силу воли, чтобы их достичь.

Вопрос учителя: Какие псевдонимы были у Чехова? Расскажите о происхождении одного из них.

Ответы уч-ся: Антоша Чехонте. Учитель гимназии Покровский дал Чехову это шутливое прозвище, заметив в Чехове юмористический талант. Это прозвище стало псевдонимом начинающего писателя.

Вопрос учителя: Все ли псевдонимы мы назвали? Работа с таблицей:

Псевдонимы Антона Павловича Чехова

Антоша Чехонте

Человек без селезёнки

Брат моего брата

Антонсон

Балдастов

5. Учитель сообщает тему урока:

Сегодня мы познакомимся с рассказом Чехова «Хамелеон», увидим картину нравов, объясним смысл названия, и мотивы воспитания личности в рассказе.

Учитель читает эпиграф на доске.

Слово учителя: Рассказ «Хамелеон» написан в 1884 году, опубликован в журнале «Осколки», рассказ имеет подзаголовок «Сценки».

Не зря Чехов именно так назвал свое произведение. "Хамелеонство" действительно становится основной темой, и это очень злободневно, ведь тот, кто готов резко менять свое решение или мнение, опираясь на переменчивые взгляды других людей или действие обстоятельств, "достоин" того, чтобы его высмеяли. Конечно, отказ от своего мнения всегда дурно пахнет, и такие непостоянные люди даже опасны для общества. Надо сказать, что главная тема, о которой мы говорим, ярко прослеживается и в сути самого сюжета, и в диалогах героев. Взять, к примеру, полицейского надзирателя Очумелова. Когда он узнает, что борзой щенок является генеральским, он заискивает перед ним, и в этом видна продажность Очумелова и его зависимость от мнения влиятельных лиц. Отметив эту мысль, продолжим анализ рассказа "Хамелеон". Очумелов смотрит на своих подчиненных несколько презрительно, не уважает их, хотя когда сам встречает человека по положению выше себя, начинает перед ним расстилаться, и даже готов унизиться. За основу рассказа автор взял короткую, веселую и занимательную историю, а одной из отличительных особенностей произведения является факт большого количества диалогов, в то время как описанию Чехов уделил минимум внимания. Скорее, описание событий можно назвать даже авторскими ремарками. Порой рассказ начинает напоминать некую драму, что тоже является задумкой автора. Подумаем, например, о том, что на первом плане не внешняя оболочка обстоятельств, а внутренние события. Раскрывается психология того или иного персонажа. На Очумелове хорошо виден эксперимент Чехова. Этот герой выслуживается перед более высоким лицом - генералом, но в то же время полон решимости показать народу, что он весьма значителен и имеет вес. Также переменчива толпа, что точно так же напоминает нам самого настоящего хамелеона.

6. Краткий пересказ произведения учащимися. (Уч-ся предварительно прочитали рассказ)

Вопрос учителя: - Назовите героев рассказа.

Ответы уч-ся: Героями рассказа являются люди ничем не примечательные, обыкновенные: Хрюкин, Очумелов, Елдырин, Прохор, генерал Жигалов. Событие, о котором рассказывает Чехов, тоже бытовое, обыденное- человека укусила собака.

Вопрос учителя: С какой целью Чехов пишет о столь незначительном событии?

Ответы уч-ся: Бытовая сцена для Чехова – лишь повод, чтобы поговорить о вполне серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.

Вопрос учителя: Кого из героев можно назвать « хамелеоном»? Какого человека называют «хамелеоном»?

Ответы уч-ся: Готовый в угоду обстоятельствам менять свои взгляды.

Вопрос учителя: Какие говорящие фамилии присутствуют в рассказе?

Ответы уч-ся: Очумелов (дурной, очумевший), Хрюкин (свинья, хам, невежда)

Вопрос учителя: Что вы можете сказать об Очумелове, Елдырине, Хрюкине? Обратите внимание на иллюстрации. Кто есть кто?

Ответы уч-ся: Человек, лишенный достоинства, сознает свое ничтожество перед сильными мира сего. Очумелое и Хрюкин меняют свое мнение и соответственно поведение в зависимости от обстоятельств. Хохот толпы — достойная им награда..

Вопрос учителя: Почему рассказ назван «Хамелеон»?

Ответы уч-ся: Очумелое в зависимости от того, кто является хозяином собаки, меняет свое поведение, демонстрируя угодливость по отношению к возможному хозяину — генералу. Превращения Очумелова послужили основой для названия рассказа.

Вопрос учителя: Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»?

Ответы уч-ся: Шесть раз полицейский надзиратель меняет свое поведение, показывая то деспотическую сущность, то рабскую.

7.Подведение итогов.

Особенности творчества Чехова этого периода как раз и заключаются в создании таких произведений, рассказывающих о быте разных людей, высмеивающих их пороки, но заставляющие читателей обращаться к миру собственной души, видя недостатки и своего поведения.

Чехов прошел и через провалы, и через аншлаги. На его судьбу пришлись и шквал критики, и елейная похвала, но драматург имел смелость быть оригинальным и неповторимым. Возможно, так как Чехов не старался копировать кого-то, а стремился быть самим собой, писать о том, что ясно и понятно, что волнует, его произведениями зачитываются и в наши дни.

8.Домашнее задание:

Прочитать рассказ Чехова «Злоумышленник». Выставление оценок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Воспитательный потенциал произведений А. П. Чехова на примере рассказа «Хамелеон»».

Автор: Крижановская Валерия Андреевна

Дата: 02.12.2020

Номер свидетельства: 565247


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства