kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Воспитание вежливости по рассказу В.Осеевой «Волшебное слово»

Нажмите, чтобы узнать подробности

цель урока воспитание такие нравственные качества, как патриотизм, доброта и человеколюбие

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Воспитание вежливости по рассказу В.Осеевой «Волшебное слово»»

Акмолинская область Целиноградский район

Кызылжарская средняя школа






УТВЕРЖДАЮ:

Зам.директора по воспитательной работе

__________ Е.С.Шынбаев

«___»__________ 2015г.










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема : «Воспитание вежливости по рассказу В.Осеевой «Волшебное слово»





Учитель русского языка и литературы : Г.К.Хамзина



















2014-2015 учебный год


Дата: 03.03.15

Класс: 5

Учитель : Хамзина Гулден Кожабековна

Место проведения: мультимедийный кабинет

Предмет: литература

Тема урока: Воспитание вежливости по рассказу В.Осеевой «Волшебное слово»

Цели и задачи:

- обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного;

-совершенствовать навык чтения по ролям, выборочного чтения;

-развивать навыки правильного чтения, умение вести диалог, участвовать в беседе;

- воспитывать такие нравственные качества, как патриотизм, доброта, человеколюбие.

Тип урока: внеклассное мероприятие

Методы обучения: Практические, эвристические (частично - поисковый), исследовательский.

Форма обучения: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование урока: интерактивная доска, слайды, видео, текст рассказа.

План урока:

  1. Организационный момент- (2 мин);

  2. Изучение нового материала – (10-15 мин );

  3. Закрепление изученного материала – 15-20 мин);

  4. Домашнее задание – (1-2 мин);

  5. Итог урока – (3-5 мин).

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие и проверка готовности учащихся. Организация внимания.

Здравствуй, друг!

Как ты тут?

Улыбнись-ка мне,

А я – тебе.

Ребята, какое у вас сейчас настроение? (бодрое, веселое, грустное, хорошее)

Слово учителя: А вот у мальчика из рассказа Валентины Александровной Осеевой настроение никак нельзя назвать хорошим. Почему не повезло нашему герою? Ответ на этот вопрос вы сможете дать, если внимательно послушаете рассказ «Волшебное слово»

Прогнозирование рассказа: мнение учащихся

Слайд 1 (портрет и биография писательницы)

В.А.Осеева (1902-1969) русская писательница, родилась в Киеве. Отец работал инспектором на элеваторе, мама корректором в газете. В.А.Осеева писала веселые, добрые, поучительные рассказы.

II- Работа в подгруппах: (Дети читают текст)

1 подгруппа

(Часть первая)

М аленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.

— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.

Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:

— С тобой что-то случилось?

— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.

— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…

— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик. — Я скоро совсем убегу из дому.

— Убежишь?

— Убегу! Из-за одной Ленки убегу. — Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!

— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.

— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…

Павлик засопел от обиды.

— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.

— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»

Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.

— Что же, не берёт тебя брат?

— А почему вы всё спрашиваете?

Старик разгладил длинную бороду.

— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…

Павлик раскрыл рот.

— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза…

— А какое слово?

Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:

— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.

— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.

2 подгруппа

( часть вторая)

Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зеленые, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.

«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..»

Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась.

Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:

— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:

— Какую тебе?

— Мне синюю, — робко сказал Павлик.

Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.

«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»

Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.

Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:

— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.

Бабушка выпрямилась.

Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке…

— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.

Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.

«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.

3 подгруппа

(третья часть)

За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:

— Возьми меня, пожалуйста.

За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.

— Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!

— Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.

— Пожалуйста, — повторил Павлик.

Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:

— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

«Помогло! Опять помогло!»

Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

III-Анализ текста: (вопросы учителя подгруппам)

1 подгруппе:

  1. Расскажите, как вел себя мальчик при встече с незнакомым человеком? Обратите внимание на слова, которые описывает его поведение и настроение: сердитое лицо, сердито буркнул, сжал кулаки, крикнул, стукнул по скамейке кулаком.

  2. Что выможете сказать о Павлике? Каким он вам показался?

  3. Что вы можете сказать о старике? Представьте его, как он выглядел?

  4. Почему он захотел помочь Павлику? Сразу ли мальчик поверил ему?

2 подгруппе:

  1. Ребята, что было дальше в рассказе? Давайте определим действующих лиц (Павлик, Лена, автор)

  2. Какое волшебное слово сказал Павлик? (пожалуйста)

  3. Как подействовало волшебное слово на Лену? (Широко раскрыла глаза, смущенно пробормотала, удивилась, предложила краски)

  4. Скажите, к кому следующему пошел Павлик?

  5. Что случилось с бабушкой, когда она услышала волшебное слово? (выпрямилась, волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке)

3 подгруппе:

  1. Как вел себя Павлик за столом?

  2. Как он обратился к брату?

  3. А почему вдруг все полюбили Павлика и выполнили все его просьбы? (помогло волшебное слово)

  4. В чем секрет волшебного слова? Как по другому можно назвать эти сова? (вежливыми)

IV- Просмотр видео: «Волшебное слово»

Вопросы подгруппам:

Охарактеризуйте Павлика до встречи со стариком?

Охарактеризуйте Павлика после встречи со стариком?

Охарактеризовать старика?


V-Словарная работа

Обсудить вместе значение этих слов.

Стряпает- готовит пищу

Противень—железный лист с загнутыми краями для приготовления пищи в духовке

Морщинки- складки на коже лица

Сквер-парк, сад в городе

VI- игра «Исправь ошибки»,

VII- «Кому принадлежат эти действия?» (у доски)

VIII-«В правильном порядке расположить картинки»

«Добрые слова» составление кластера (подгруппы)

Ребята, а какие еще вежливые слова вы знаете? (называют вежливые слова: здравствуйте, привет,извините, до свидания, спасибо и т.д.)

Сейчас я прочитаю стихотворения, а вы хором добавляете слова.

1.Если встретился знакомый

Хоть на улице, хоть дома-

Не стесняйся не лукавствуй,

А скажи погромче ...........

2. Вылез Крот на белый свет и сказал Ежу ...........

3. Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь.

Разомкнуть свои уста

И сказать .............

4.Порвал воробей паутинные нити.

Чирикнул смущенно: Ну .......



5.Если встретилась компания

Не поспешно, не заранее.

А в минуту расставания

Всем скажите .........

-Так в чем секрет этих волшебных слов?

VII- подведение итогов урока

Чему вы сегодня научились на уроке?

Чему учит этот рассказ? Ответы учащихся


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Воспитание вежливости по рассказу В.Осеевой «Волшебное слово»

Автор: Хамзина Гулден Кожабековна

Дата: 31.03.2017

Номер свидетельства: 405298


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства