Этапы урока | Задания, цель | Что делает учитель? | Что делают учащиеся | Ресурсы |
Организационный момент | Настроить учащихся на урок | приветствие | приветствие | |
Эпиграф к уроку | Сквозь череду горя, труда и бедствия –к молодости, к вере и радости. (А.Платонов.) Подвести учащихся к теме урока | Чтение эпиграфа. Тема урока и его цель. | Несколько учащихся дают ответ на вопрос | Презентация к уроку |
Вступительное слово учителя, беседа. | Подвести учащихся к групповой работе | 1. На предыдущих уроках мы говорили об основных событиях и героях, сюжете и композиции сказки Андрея Платонова «Волшебное кольцо», находили сходства и различия в изображении персонажей и мест действия. 2. Давайте вспомним, что такое персонаж? Назовите несколько действующих лиц сказки. 3. Какого персонажа можно считать главным и почему? В своём ответе используйте литературные понятия: персонаж (действующее лицо), событие, цель, путешествие, место действия, преодоление препятствий. 4. Как устроено художественное пространство волшебной сказки? 5. Так строятся только народные или литературные волшебные сказки? 6. Как вы думаете, почему существует несколько вариантов одной и той же сказки? | 2. Герой, действующее лицо; Семён, мать Семёна, собака, кошка, царь, царица, дочь-невеста. 4. Сказки строятся по определённым законам. В них есть «свой» и «чужой» миры, граница , путешествие, помощники и вредители, преодоление препятствий, решение трудных задач, нашёл, что искал, возвращение домой. Движение в сказке происходит по кругу. 5. Любые волшебные сказки: и народные , и литературные. Они всегда строятся по определённым законам. 6. Раньше, до возникновения письменности, сказки передавались из уст в уста. Каждый, кто пересказывал, добавлял что-то от себя, что ему казалось важным, интересным. Вот сказка и изменялась немного. Поэтому и существуют разные варианты одной и той же сказки | Презентация к уроку |
Вопрос к классу | Повторить изученный ранее материал | Озвучить задание, помочь в составлении диаграммы | Составление Диаграммы Венна Выводы | Листы бумаги, карандаши |
Работа по теме | Составление карты-схемы путешествия героев сказки Определить уровень знания учащихся сказки Слово учителя о том, как составляется географическая карта. | - Сегодня вы рассказали нам, что все волшебные сказки строятся по определённым законам. В них есть герои, которые путешествуют с определённой целью, решают трудные задачи, чтобы достичь её, а когда находят то, что искали, возвращаются домой. То есть движение в любой волшебной сказке происходит по кругу. - А в сказке А. Платонова «Волшебное кольцо» можно проследить этапы путешествия какого-нибудь героя? Давайте попробуем составить географическую карту путешествия героев (кошки и собаки). НО… для этого вам нужно кое-что знать. | | Презентация к уроку |
Работа в группах | Нарисовать карту и подвести итог коллективной работы. | - Вспомним этапы путешествия (кошка и собака: дом Семёна, плыли через реки, шли через горы высокие, лесные дебри, чистые поля, пришли во дворец и т. д.). Дать условные обозначения (путь «туда» - , путь «домой» - , лес, поля и другие) | Защита проектов в группе | Листы бумаги, карандаши |
Работа с таблицей | Определить основные понятия урока | Положительные и отрицательные герои - Какие черты характера их объединяют? | Устные ответы учащихся | Презентация к уроку |
Выводы Кластер «Чему учит сказка» | Закрепить полученные знания | Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Вы не раз слышали эту пословицу. Каково её значение? - Чему учат нас сказки? - Какие нравственные законы утверждаются в сказке А. Платонова «Волшебное кольцо»? | Устные ответы учащихся Верность , трудолюбие, доброту, бескорыстие, умение прийти на помощь в трудную минуту, отзывчивость. В сказке воплощена мечта о справедливости , вера в победу добра, и герои вознаграждены за их верность, бескорыстие, доброту | Презентация к уроку Работа у доски |
Рефлексия Синквейн Кластер «Чему учат сказки» | Дать определение понятию «добро» | Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка. 3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы. | Письменная работа в группах | Листы бумаги, карандаши |
Оценивание Дерево Блоба | Оценить работу каждого учащегося в группе | Направляет учащихся | Оценивание работы в группе | Оценочные листы |
Домашнее задание Эссе « Чтобы я сделал , если бы у меня появилось волшебное кольцо» | Закрепить знания учащихся, полученные на уроке о добре | Объяснение | Запись домашнего задания | Дневники, рабочие тетради |