Индивидуальная карточка (толкование слова «вежливый»)
Индивидуальные карточки для самостоятельной работы, для выполнения творческой работы (домашнее задание).
Карандаш, линейка.
Структура и ход урока:
I.Приветствие.
Приветствие с элементом дыхательной гимнастики.
Учитель: Здравствуйте!
Дети:(вдох) Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги нашей лень.
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться,
Всем, всем, всем;
Здравствуйте!
II.Мотивационный компонент.
1).Создание эмоциональной атмосферы.
Игра «Гимнастика настроения» (Работа над стихотворением С. Маршака «Жадина» с использованием графического словаря настроения).
На доске плакат с записью текста
- Гриша, Гриша, дай мне нож.
- Ты обратно не вернешь
- Дай-ка, Гриша, карандаш,
- Ты обратно не отдашь,
- Гриша, Гриша, дай резинку,
- Ты откусишь половинку,
- Гриша, Гриша, дай чернил,
- Ты бы сбегал и купил.
Учитель:Прочитайте закрытыми губами (готовность детей показывать в паре)
Кто участвует в разговоре?
(Два мальчика, одного зовут Гриша)
Учитель: Как можно назвать разговор?
(Диалогом)
Учитель: Каким цветом показаны слова Гриши?
(Черным)
Учитель: Как надо читать слова Гриши?
(передавая злость, он был жадным мальчиком)
а) чтение диалога по группам
б) чтение в паре
2).Актуализация знаний, умений и навыков обучающихся.
Учитель: Захочется ли обратиться с просьбой к Грише еще раз?
А какое слово могло бы всё изменить?
(Волшебное, пожалуйста)
3). Определение темы и постановка учебных задач.
Учитель: В каком рассказе мы узнаем про это слово?
(В произведении В.А. Осеевой «Волшебное слово»)
III. Операционно-исполнительский этап.
1).Самостоятельное чтение по заданию в группах.
Учитель: О каких неприятностях поведал Павлик старичку? Найдите этот отрывок, прочитайте его самостоятельно и выполните задание.
Идет проверка выполнения задания.
2). Чтение по ролям.
Учитель: Назови участников разговора.
(Павлик, автор, дедушка)
Учитель: Какие слова помогают описать поведение и настроение Павлика?
3). Словарная работа.
Учитель: Слова, с которыми Павлик обращался к брату, сестре, бабушке могли только (что сделать?), выберем подходящие.
На доске выбираем съемные таблички со словами:
слово может:
обидеть
оттолкнуть
Учитель: Можно ли Павлика назвать вежливым человеком? (Нет)
Учитель: Кого, по-вашему, можно назвать вежливым человеком?
Учитель: Убедиться в правильности рассуждений нам поможет толковый словарь.
Человек, умеющий себя вести, называется вежливым.
Древнее слово веже, значит знаток, знающий как себя вести с людьми.
4).Работа над значением слова.
Учитель: В чем заключалась помощь со стороны старика?
( Он подсказал Павлику волшебное слово)
Учитель: А что это за слово? Волшебная кисть творит чудеса.
Происходят превращения на белом листе, учитель раскрашивает и появляется слово «пожалуйста» за счет предварительной парафиновой записи.
Учитель: Вслушайтесь в это слово. От него исходит добро. Может ли это слово обидеть? Что оно может сделать?
приласкать
ободрить
приблизить
Ученик читает глаголы в неопределенной форме.
- Прочитайте, как советовал старичок говорить это слово.
5).Выборочное чтение.
6).Динамическая пауза.
Звучит музыка, дети исполняют «Вальс дружбы».
7).Чтение по цепочке.
Учитель: К какому отрывку относится этот предмет?
(учитель в руках держит набор красок)
8).Комментированное выполнение задания.
Учитель: Как Павлик обращается к Лене?
-Подчеркнем эти слова.
(Глядя ей в глаза, тихим голосом сказал)
Учитель: А теперь назовите слова, определяющие настроение Лены, когда к ней обратился Павлик.
(Широко раскрыла глаза, смущенно пробормотала)
9).Перечитывание отрывка в лицах.
10).Подбор отрывка к рисунку из книги.
Учитель: Какой отрывок подходит к рисунку? (Бабушка на кухне)
Был ли уверен Павлик, что слово поможет? (сомневался)
- Подтверди ответ.
-Чтобы прогнать сомнение, он перед тем, как произнести просьбу подготовил бабушку. Как он это сделал? Выбери слова.
(Повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал)
12).Хоровое чтение.
Учитель: Хором попробуем прошептать слова Павлика.
Как на бабушку подействовали слова Павлика? Прочитайте.
(Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в улыбке)
Учитель: Почему брат согласился взять Павлика кататься на лодке?
(Он обратился к брату со словом «пожалуйста»)
13).Чтение по ролям.
-Так какая же волшебная сила кроется в слове «пожалуйста»?
14).Работа над пословицами в группах.
а) составление пословицы из отдельных частей.
Добрый человек ... ... потом - говори.
Сначала думай... ...добром и платят.
Вырасти вырос... ...добру и учит.
Век живи… …а ума не вынес
За добро... ...век учись.
Учитель: Какая из них точнее выражает главную мысль рассказа?
б) работа над значением пословицы
- Кому из рассказа она относится?
(Старичок был добрым человеком и знал много вежливых слов. Он и научил Павлика доброму слову.)
IV.Регулирующий этап.
1).Рефлексия учебной деятельности.
а).Игра «Волшебный клубок».
Учитель: Каким добрым словам научили бы мы Павлика?
Дети поочередно принимают клубок и называют слово.
б).Индивидуальная работа обучающихся по оценке результата учебной деятельности (дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке с помощью «светофорчиков»).
-Что ценного для себя ты подчеркнул на уроке?
Зеленые «огоньки» – я уважителен и доброжелателен к людям,
Желтые «огоньки» – я не всегда был уважителен и доброжелателен, но после сегодняшнего урока постараюсь измениться.
Красные «огоньки» – мне трудно быть уважительным и вежливым.
2).Домашнее задание.
Рассказать, какие волшебные слова ты знаешь и как их используешь в общении.
(Творческая работа проходит с учетом дифференциации по уровню творчества и по характеру помощи со стороны учителя).