Просмотр содержимого документа
«Волшебное слово Сибири. Урок по сказу Таисии Пьянковой «Акентьево озеро»,»
Таисия Ефимовна Пьянкова
(род.1935)
Таисия Пьянкова – русский советский писатель, поэт, прозаик; с двух лет осталась без отца (расстрелян как враг народа в 1937, реабилитирован в 1956, в 6 лет потеряла мать, умершую с горя. Прошла 7 детских домов. Училась в вечерней школе, заочно в Московском художественном училище.
Вначале она писала стихи. Потом обратилась к сказам. «Это высшая поэзия», – считает Таисия Ефимовна.
В 2005 году вышла её книга «Берегиня». «Этой книге я отдала более тридцати лет, – говорит писательница. – Переделывала ее раз двадцать. Я бесконечно счастлива. Книга писалась для того, чтобы дать людям праздник».
Особой изюминкой книги является язык – красивый, мелодичный, со всеми элементами фольклорных произведений: пословицами, прибаутками, запевками. «Все пословицы составлены мною, – рассказывает Таисия Ефимовна. – Как-то само по себе приходит: «Хотела баба молчать, но не знала, с чего начать», «Ведь кабы да не ад, так был бы и с чертом лад», «…Но хвост репья не ищет».
Все началось с рождения. Дело в том, что Таисия Пьянкова родилась и выросла в сибирской деревне. Воспитывала ее бабушка, которая знала, ценила, любила народную речь. «В шесть лет перенять мелодию речевого склада, осознать неповторимость родимого языка – это ли не подарок, данный мне судьбою на всю мою многотрудную жизнь!» – пишет в предисловии к книге Таисия Пьянкова. На вопрос, почему писательница обратилась именно к сказам, она ответила: «Много лет шло накопление материала. И когда натура моя переполнилась обретенным, пришла боязнь утраты мною нажитого. И я взяла в руки перо сказителя». Сказы Таисия Ефимовна собирала по всей Новосибирской области, особенно много интересного ей попалось в Кыштовском и Северном районах.
«В тех краях жил Бажов, но не занимался этим – наверное, мне оставил, – шутит автор «Берегини». – Я подумала: если сделаю научный сборник, то его никто читать не будет, кроме специалистов. А люди очень любят сказы».
Волшебное слово Сибири
(урок по сказу Таисии Пьянковой «Акентьево озеро»,
разработка учителя литературы Э. Н. Зельцер)
Основное содержание урока. Сказ Т. Пьянковой «Акентьево озеро». Сказ как жанр фольклора и литературы. Развитие представления о жанре.
Основные виды деятельности. Ответы обучающихся на проблемные вопросы, касающиеся языка сказа как способа выражения художественной идеи текста. Поиски ассоциаций с литературными и фольклорными источниками.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание любви к родному краю, уважения к изобразительной силе языка художественной литературы, рождение ощущения слитности человека и природы, реализованное в высоких нравственных началах.
Межпредметные: развитие умений работать индивидуально, осознанно использовать речевые средства сообразно задаче речевой коммуникации, создавать ассоциативные ряды, работать со словарями.
Предметные: воспитание квалифицированного читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, оформлять свое мнение в устных высказываниях, сопоставлять произведения художественной литературы с фольклором, готовить быть собеседником автора.
Эпиграфы к уроку: «Огромное мое желание, чтобы в душе каждого, кто прочтет эти сказы, отозвалась память о наших предках, которые без мудрого слова народного и гостя не встречали, и солнца не провожали. Уверена, что родник слова русского неиссякаем!»
«Я – ветвь меньшая от ствола России»
(Таисия Пьянкова)
Слово учителя.
Нам повезло: мы земляки чудесной писательницы Таисии Пьянковой. Наверное, со времен П. Бажова не было в России сказителя, равного по силе таланта – напевности языка, соединения реальности и фантастики, самобытности восприятия. Читая произведения Таисии Ефимовны, с первых строк погружаешься в волшебный мир русского слова с его неповторимыми оттенками и едва уловимыми полутонами. Это слово озвучено сибирской тайгой, с ее таинственными духами, обитающими на просторах нашей – невозможно сказать «малой» родины. Бежишь по строчкам. Словно по таежным тропкам, вдыхаешь бодрящий морозный воздух. А сколько неожиданных гостей встречается на интереснейших страницах книг сибирской сказительницы! Зачарованные звери, хозяева леса и даже пришельцы из иных миров!
Художественный уровень и познавательная ценность книг Т. Пьянковой настолько велики, что, когда в 2004 году Координационный совет по культуре ассоциации «Сибирское соглашение» решил издать серию «Сказы народов Сибири», открыло ее произведение «Берегиня» Таисии пьнковой.
6 сентября 2015 года писательнице исполнилось 80 лет. Лучшее поздравление создателям книг – интнрес к их творениям.
Погрузимся и мы в таинственный мир сказов таисии Пьянковой.
Наше внимание не мог не привлечь сказ «Акентьево озеро».
Вопросы учителя
Деятельность класса
В чем своеобразие хронотопа сказа?
В сочетании конкретного, реального и ирреального: «В таежном углу Среднего Приобья столько озер, сколько у рябого пятен. Тут и Кривое озеро, и Тухлое, и Глубокое, и Раздольное… Господи! И Лешево озеро! Рукой махнешь… Но только к одному Акентьеву озеру была прилеплена дорогая марка - волшебное!»
Какого эффекта достигает автор таким сочетанием?
Эффекта присутствия, с одной стороны, с другой – заинтересованности читателя.
Какой художественный прием использован автором:
«… разговаривают между собой земля и солнце»?
Олицетворение.
Можно ли назвать этот прием ведущим? Почему ему отдано предпочтение? Как это связано с темой и художественной идеей сказа? Приведите примеры.
Происходит одухотворение природы. Тайна откроется достойному.
«Кто-то умелый дохнул как-то один раз на воду и усыпил ее».
Какую роль играют в сказе сопоставления?
«С потерей Акентия деревню словно вытряхнули из теплого мешка в непогодь, будто в летнем саду взял кто-то злой и сломил самый лучший цветок».
«… все повязались черными платками, будто глубокая печаль легла на них Савельева радость».
«…девчонка, будто рыбка золотая».
Определите тип повествования. Какую роль играет такой тип повествования?
Повествование от первого лица придает достоверность, доверительность
Как характеризует героев сказа их речь?
Выявляет индивидуальность каждого и близость по восприятию мира сказителю. Метафоричность речи («седину полощет ветер» (горы), «обронили в тайге сибирской каплю крови своей»). Афористичность («на тебя, паря, и смеху не хватает, и жалости недостает»).
Какой смысл имеет немота/речь Акентия?
Тайна и откровеник (сопоставимо с косноязычием пророков)
Символом какой силы стала нетонущая шапка с драгоценностями?
Вечная неистощимая сокровищница –природа, и только духовно и душевно высоким людям она дает возможность ими воспользоваться.
Каков принцип употребления просторечных, устаревших и диалектных слов? Внутренняя форма каких слов помогает понять их значение?
«Чохом», «окоем», «толстосум». «оголец».
Есть ли в сказе говорящие имена и фамилии? Каков смысл их употребления в сказе?
Брюхов
Ассоциации с какими произведениями возникают во времяя чтения сказа?
П. Бажов «Огневушка-поскакушка», В Астафьев «Васюткино озщеро».
Что остается неразгаданным? Как язык сказа хранит тайну бытия?
Символика
Рекомендации к заданию
Подготовиться к встрече с писательницей Таисией Ефимовной Пьянковой. Обдумать, какой вопрос можно задать гостье? (Хорошо было бы прочитать сказы «Соболек-королек», «Кирьянова вода», «Пройда».)
Создать словарик непонятных современным читателям слов.
Можно познакомиться со словарем-приложением к книге Т. Пьянковой «Соболек-королек».
Принять участие в проекте «Сказы народов Сибири», записав и прокомментировать то. Что вы услышали от бабушек и дедушек, узнали. Путешествуя по Алтаю, Ангаре, Байкалу.