«Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки»
«Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки»
Урок литературы в 5 классе
Тема урока: «Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки»
Цели урока:
-знакомство с содержанием сказки;
- формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные зачин и концовка, постоянные эпитеты, повторы и т.п.);
- воспитание ценностного отношения к произведениям устного народного творчества
Ход урока
Сказка – ложь, да в ней намёк –
добрым молодцам урок.
А.С.Пушкин
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
– Что такое сказка?
- Какие жанры сказок вы знаете? Назовите известные вам сказки.
(Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Волшебные, бытовые, о животных.)
III. Постановка учебной задачи
— Определите жанр сказки «Царевна-лягушка».
IV. Создание проблемной ситуации
- Прочитаем эпиграф к уроку («Сказка – ложь…»).
- Определим, чему нас учит сказка «Царевна-лягушка»?
V. «Открытие» учащимися новых знаний. Чтение сказки «Царевна-лягушка»
1). Беседа
- Как надо пересказывать или читать сказку?
(С особой выразительностью, напевностью, таинственностью.)
2). Чтение сказки «Царевна-лягушка» в пересказе М. А. Булатова
(Чтение полного текста сказки занимает 18-20 минут. Чтение сказки начинает учитель, затем сказку вслух по очереди читают ученики, стараясь точно воспроизвести сказочные интонации.)
VI. Первичное закрепление
- Как вы думаете, к какому жанру относится эта сказка?
VII. Динамическая пауза. Физкультминутка
VIII. Включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа
- Найдите в прочитанном тексте «приметы» волшебной сказки. Запишите.
IX. Работа с репродукциями
Учитель. Обратимся к репродукции картины В. Васнецова (создаёт обобщённый образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ) и к иллюстрации И. Билибина (конкретно изображает эпизод пира: в центре — Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, пораженные происходящим).
- Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?
- Рассмотрите иллюстрации. Таким ли вы представляете себе Ивана-царевича?
X. Составляем кластер (работа в парах).
- Отразите в кластере черты, подтверждающие, что Иван-царевич достоин Василисы Премудрой.
(Смелый, добрый, справедливый, терпеливый…)
XI. Рефлексия деятельности. Самооценка результатов. Итог урока(выставление оценок)
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось ли решить поставленную задачу? (доказали, что сказка волшебная)
- Интересно ли было слушать эту сказку? Ваше впечатление от прочитанного.
- Как вы думаете, как эта сказка должна закончиться?
(Добро победит зло)
- Хотелось бы вам узнать, что будет дальше?
XII. Домашнее задание
- Перечитайте сказку.
-Найдите ещё «приметы» волшебной сказки и продолжите начатую в классе работу.
- Подготовить ответы на 2-3-й вопросы (с. 26).
- Индивидуальное задание – иллюстрирование сказки (по желанию).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки»»
Урок литературы в 5 классе
Тема урока: «Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки»
Цели урока:
-знакомство с содержанием сказки;
- формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные зачин и концовка, постоянные эпитеты, повторы и т.п.);
- воспитание ценностного отношения к произведениям устного народного творчества
Ход урока
Сказка – ложь, да в ней намёк –
добрым молодцам урок.
А.С.Пушкин
I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
– Что такое сказка?
- Какие жанры сказок вы знаете? Назовите известные вам сказки. (Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Волшебные, бытовые, о животных.) III. Постановка учебной задачи
— Определите жанр сказки «Царевна-лягушка».
IV. Создание проблемной ситуации
- Прочитаем эпиграф к уроку («Сказка – ложь…»).
- Определим, чему нас учит сказка «Царевна-лягушка»?
V. «Открытие» учащимися новых знаний. Чтение сказки«Царевна-лягушка» 1). Беседа
- Как надо пересказывать или читать сказку?
(С особой выразительностью, напевностью, таинственностью.)
2). Чтение сказки «Царевна-лягушка» в пересказе М. А. Булатова
(Чтение полного текста сказки занимает 18-20 минут. Чтение сказки начинает учитель, затем сказку вслух по очереди читают ученики, стараясь точно воспроизвести сказочные интонации.) VI. Первичное закрепление
- Как вы думаете, к какому жанру относится эта сказка?
VII. Динамическая пауза. Физкультминутка
VIII. Включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа
- Найдите в прочитанном тексте «приметы» волшебной сказки. Запишите.
IX. Работа с репродукциями
Учитель. Обратимся к репродукции картины В. Васнецова (создаёт обобщённый образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ) и к иллюстрации И. Билибина (конкретно изображает эпизод пира: в центре — Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, пораженные происходящим).
- Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?
- Рассмотрите иллюстрации. Таким ли вы представляете себе Ивана-царевича?
X. Составляем кластер (работа в парах).
- Отразите в кластере черты, подтверждающие, что Иван-царевич достоин Василисы Премудрой.
(Смелый, добрый, справедливый, терпеливый…)
XI. Рефлексия деятельности. Самооценка результатов. Итог урока(выставление оценок)
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось ли решить поставленную задачу? (доказали, что сказка волшебная)
- Интересно ли было слушать эту сказку? Ваше впечатление от прочитанного.
- Как вы думаете, как эта сказка должна закончиться?
(Добро победит зло)
- Хотелось бы вам узнать, что будет дальше?
XII. Домашнее задание
- Перечитайте сказку.
-Найдите ещё «приметы» волшебной сказки и продолжите начатую в классе работу.
- Подготовить ответы на 2-3-й вопросы (с. 26).
- Индивидуальное задание – иллюстрирование сказки (по желанию).