Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи, систематизировать ранее изученное о синонимах; формировать умение употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения, познакомиться со словарем синонимов.
- обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;
- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;
- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.
личностные: формировать интерес к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга, с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения; функции синонимов в речи(выразительность, средство связи предложений в речи, средство повторения неоправданного повторения слов);
уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов, цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей.
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал, ребусы для составления темы урока; «снежинки» со стихотворениями; карточки для индивидуальной работы; для игры: «веточки» со словами-синонимами, чистые полоски бумаги - «веточки» для записи синонимов; мультимедийный проектор, карточки-открытки «Дерево моего успеха», цветные карандаши.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Организационный момент. Мотивация к совершению учебной деятельности Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. | Приветственное слово учителя: -Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас, уважаемые гости, и вас, ребята, в такой прекрасный день на нашем уроке. Хочется пожелать всем творческого вдохновения, терпения, удачи и успеха. Ведь «С малой удачи начинается успех». В стране родного языка Не всё известно нам пока, Но мы урок сейчас начнем И сами до всего дойдём. (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся). -Ребята, вы верите в чудеса? - В сказки верите? -Какой праздник к нам приближается? -Новый год-это волшебный праздник. Вы согласны со мной? Давайте на этом уроке создадим волшебную атмосферу и посетим необыкновенное Королевство. Для этого мы должны очень много работать на уроке, выполнять задания, иначе мы не сможем открыть двери в сказку, и наши новогодние пожелания не исполнятся.. - Начнём наш урок. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие на поиски оного сказочного героя. А кого именно , вы узнаете, если отгадаете, из какой сказки этот отрывок и как зовут главного героя сказки. «Пошли старики в огород и давай снежную дочку лепить. Вылепили дочку, вставили вместо глаз две голубеньких бусины, сделали на щёчках две ямочки, из алой ленточки – роток. Куда как хороша снежная дочка …! Смотрят на неё дед с бабой – не насмотрятся, любуются – не налюбуются. А у … (доченьки) роток улыбается, волосок завивается. Шевельнула Снегурочка ножками-ручками, с места сдвинулась да и пошла по огороду к избе. Дед и баба точно ума лишились – к месту приросли. – Дед, – баба кричит, – да это у нас доченька живая, ………Снегурочка дорогая! » -Да, мы будем искать Снегурочку. Ведь без нее не проходит ни один новогодний праздник. Однажды она, гуляя по лесу, заблудилась. Долго бродила Снегурочка по заснеженным лесным тропам, пока не попала в удивительное королевство. В нём было много загадочного, неизвестного и очень интересного. Но, к сожалению, вернуться домой Снегурочка так и не смогла. Ведь на её пути постоянно встречались разные препятствия, преодолеть которые одной ей не под силу. -Вы готовы отправиться в сказочное путешествие и помочь Снегурочке вернуться домой? Вашу готовность мы сейчас проверим. | Приветствуют учителя, делают записи в тетрадях | УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха |
Актуализация знаний и пробное учебное действие Повторение учебного материала по ранее изученным разделам «Фонетика», «Лексика» | Давайте вспомним то, что изучали по разделам «Фонетика», «Лексика» Если вы согласны с ответом, то поднимаете левую руку влево, где слово «Да», если не согласны, то поднимаете правую руку вправо, где слово «Нет», и объясняете, почему не согласны. 1. Фонетика – раздел лингвистики, изучающий предложения и словосочетания? (нет) 2. В русском языке 6 гласных звуков-[а], [о], [э], [и], [ы], [у]? (да) 3. В слове «вьюга» 4 звука? (нет 5) 4.В слове «снегопад»- 2 слога?( нет3) 5. Согласные звуки[л], [м], [н], [р], [й] всегда звонкие, не имеют парного глухого согласного? (да) 6. Лексика- наука, которая изучает части речи?(нет) 7. Слова, имеющие несколько лексических значений –многозначные? (да) 8. Мы слова из русской речи, из родного языка. Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат,... но Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки.(ключ-ключ) Эти слова -омонимы? (да) 9. «Золотые серьги»- прямое значение слова(да), «золотая осень»-переносное значение слова (да), «железное здоровье»-прямое значение? (нет) 10.Предложение «Норка вылезла из норки и пошла к знакомой норке» построено на использовании антонимов? (нет) | Отвечают на поставленные вопросы и аргументируют неверные утверждения. | Регулятивные (контроль, коррекция знаний). |
3. Открытие темы, целеполагание | Я рада, что вы готовы помочь Снегурочке. Но, к сожалению, пока мы не можем отправиться в путь, так как не знаем, по какой теме жители королевства устроили Снегурочке испытание. Чтобы узнать тему, надо разгадать ребусы. Если вы правильно их разгадаете, то прочитаете тему урока. На экране ребус (Слайд ): Напомню вам, как следует разгадать ребус. Если слева от рисунка стоят запятые, то нужно отбросить первые буквы слова (столько букв, сколько стоит запятых). Если запятые стоят справа от рисунка, следует отбросить последние буквы. ,, лес , шишка,,, ночь чь=н ,зима,, мыши,, -Итак, какая же тема нашего путешествия? СИНОНИМЫ. Это и будет темой нашего урока. Сегодня на уроке мы узнаем, что такое синонимы, в чём их особенность и для чего они нужны. Запишите свою фамилию, имя, число, тему урока«Синонимы» в рабочие листы. -Итак, тема известна. Но мы еще не определили цель нашего путешествия. - Сформулируйте цель урока, учитывая его тему и опорные слова: 1. Расширить и углубить знания …. 2. Учиться находить, правильно подбирать и использовать в… - Посмотрите, что у вас лежит на столах. (Листы оценивания) -Зачем они вам нужны? (чтобы оценить свою работу) -Эти листы вам понадобятся в конце урока, вам нужно будет оценить себя. - Пора и в путь. | Дети отгадывают ребусы и ключевое слово «синонимы» Формулируют тему и цель урока: «Синонимы» - Запись темы учащимися. Расширить и углубить знания о синонимах . Учиться находить, правильно подбирать и использовать в речи синонимы. | УУД: Регулятивные (формулировать тему и цель урока, планирование). Познавательные (формулирование проблемы) |
4. Изучение нового материала. Открытие нового знания. 5.Первичное закрепление нового материала | Попробуйте сами дать определение слову «синонимы». Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Совершенно верно. --А для того, чтобы убедиться, правильно ли определили синонимы, что нужно сделать? (обратиться к теоретическому материалу учебника) стр. 162 Работа с текстом учебника. Посмотрим теперь, какое определение синонимов даёт учебник Скажите, всё ли мы назвали, когда составляли своё определение? - Про себя мы уже можем сказать, что с синонимами на «ты», ведь они вам хорошо знакомы с начальных классов. Давайте свернем это определение в схему, составим схему в виде елочки, которая поможет нам легко узнавать эти слова. Методом мозгового штурма создаётся кластер на доске в виде елочки. -Ой, посмотрите, кто это? (Слайд 3) Так это же Дед Мороз. Давайте послушаем, что он хочет нам сказать. Дед Мороз: «Ребята, вы попали в город «Стихотворкино». Он находится на границе королевства «Синонимы». Чтобы спасти Снегурочку, вам надо правильно найти синонимы в стихотворении, которые записаны на Снежинках. Моя верная помощница Метелица вам их уже доставила». Вот снежинки. Выходят учащиеся от каждой группы и берут снежинки 1-я снежинка (1-я группа) Найти и подчеркнуть синонимы в тексте: Бураны, вьюги и метели, Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они! – Так проворчал мороз угрюмый И речку в лед сковал без шума. 2-я снежинка (2-я группа) Найти синонимы в тексте: Вьюга снежная, пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега, Словно пух лебяжий. Вы, проворные ткачи – Вихри и метели, Дайте радужной парчи Для косматых елей 3-я снежинка (3-я группа) Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться. Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, значит, закаленный. 4-я снежинка (4-я группа) Найти синонимы в тексте: Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару. -Почему вы решили, что это синонимы? Какой частью речи являются синонимы в 1-й и во 2-й группах? В третьей?, в четвертой? – Что сильнее - метель или буран? – Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра) – Какое слово ещё можно поставить в этом синонимическом ряду? (пурга) -Обратите внимание: синонимами могут быть слова разных частей речи. Расставьте баллы в лист оценивания: Нашли все синонимы-2б. Не назвали 1 синоним-1б. Не нашли синонимы-0б. И опять к нам обращается Дед Мороз: «Молодцы, ребята. Вы справились с моими заданиями. Я покажу вам дорогу в сказочный лес, в который направилась Снегурочка». | Читают теоретический материал в учебнике, делают выводы, составляют схему. Выходят учащиеся от каждой группы и берут снежинки 1-я снежинка (1-я группа) 2-я снежинка (2-я группа) 3-я снежинка (3-я группа) Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ -Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи. | УУД: Регулятивные (поиск и выделение информации). Предметные (анализ с целью выделения общих признаков, сравнение, построение логического рассуждения). Познавательные (умение строить высказывание, выражение собственного мнения). УУД: Коммуникативные (взаимодействие, в ходе которого выясняются значения слов, признаки синонимов. Познавательные (наблюдение, поиск информации). |
Самостоятельная работа с самопроверкой | -Вот мы и в дремучем лесу. Его охраняет старичок-лесовичок (Слайд 4). -Он покажет нам верную дорогу, если мы найдем синонимы в первом и во втором столбиках и соединим их стрелкой. Работа в группах Карточка: хрустальный | сырой | мокрый | пушистый | пурга | стужа | мягкий | прозрачный | блестит | мчится | холод | метель | бежит сверкает Проверка по ключам на слайде: называют пары синонимов. Отметим баллы: Правильно соотнесли слова- 2 б. Допустили 1-2 ошибки – 1б. Более 2 ошибок-0 б. | Выполняют задание (коллективная работа, по желанию – самостоятельно с последующей самопроверкой).
Проверка: называют пары синонимов | Предметные Познавательные (общеучебные действия) Регулятивные (контроль) |
Физминутка | Физминутка музыкальная « Ах, какая елочка!» Утомились, отдохнем, Физминутку проведем. Вместе с елочкой вздохнем , Дальше в сказку мы пойдём. -Мы долго бродили по лесу и нам надо погреться. Давайте соберем веточки для костра. Их будут собирать ребята 1 колонки (раздает слова, написанные на «веточках» - полосках бумаги и сами предложения) Проверка выполнения задания по слайдам -Посмотрите, пожалуйста, на предложение, которое появилось на экране (Слайд ). Работа в группах -У кого из Вас есть синоним к выделенному слову? - Кто придумает другие синонимы к выделенному слову, получит веточку для костра. Выиграет та группа, которая больше наберет «веточек» с синонимами. 1 группа 1)«Вот и пришла зима снежная» (Слайд 10). 2)«Намело сугробов до пояса» (Слайды 11-12). 3)«Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая» (Слайды 13-14). 2 группа 4)«А Снегурочка вдруг запечалилась» (Слайды 15-16). 5)«Снегурочка от солнца прячется» (Слайд 17-18). 6) Поднялось облачко высоко и пропало в небе» Проверка по слайдам: Больше всех набрали веточек для костра (в группе по колич веточек)---3б. 2 группа ---2б. 3 группа--- 1б. Задание 1 Сделать фонетический и морфемный разбор слова, спрятанного в загадке: С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки, Белые ... Задание 2 Сделать синтаксический разбор предложения. Странная звездочка с неба упала, Мне на ладошку легла и пропала. Снежинка Пока в группах идет работа Дед Мороз предлагает вам заняться редактированием текста. Вы редакторы Повторяющиеся слова замените синонимами, слова для справок вам даны. Далеко-далеко жили-были снежинки. Родились (снежинки) __________________в облаке, пролетавшем высоко-высоко над землей, и каждая из них была по-своему красива. Одна (снежинка)__________________ была похожа на блистающие искорки, другая (снежинка)___________________________ напоминала серебристо-белый иней, третья (снежинка)______________________________ сверкала, будто драгоценный камень. Земля нетерпеливо ожидала появления снежинок. Ей тоже хотелось одеться по-праздничному. Но ветер, не давая (снежинкам)________________________ медленно спускаться на землю, закружил их в воздухе, подбрасывая, заставляя плясать под свою неугомонную музыку. Несмотря на старания ветра, (снежинки)____________________________ опускались на землю, покрывая ее сверху белым покрывалом. (По М. Ильину, Е. Сегалу) Слова для справок: ажурные красавицы, пушинка, звездочка, крохотная льдинка, хлопья снега, шестиугольные кристаллики. Прочитайте получившийся текст. Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам, или тот, который создали вы? --Значит, нужны нам синонимы? Таким образом, синонимы нам необходимы, так как они делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избежать повторов при построении текстов, синонимы помогают нам точно и образно выражать свои мысли. -Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения. Все, кто справился с этим задание, поставьте по 2 балла в листы -А вы, ребята, по приказу Деда Мороза, должны отправиться на охотничий остров. Охотиться вы будете за синонимами. Вам нужно метко стрельнуть в цель: найти и подчеркнуть в тексте синонимы, вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания. Карточка 1. Найдите в тексте синонимы, подчеркните их. 2. Вставьте пропущенные буквы, устно объясните условия выбора орфограммы, расставьте знаки препинания. З…ма. За …кном сне… в…юга. Или метел…? А может, пурга? Ну не буран же: буран ск…рее в ст…пи в поле а не (в) городе, хотя это слово приходит на ум. А хор…шо бы и(з,с) зимы да в лето, от хол…да, стужи – к июн…ск…му теплу, июл…ской жаре, но, конеч…но, не к зною (Слайд ). Проверка текста по слайду. Вы очень хорошие охотники. Какие у вас были затруднения при выполнении задания? | Работа в паре 1)Пожаловала — наступила, нагрянула, настала, установилась 2)Насыпалось — навалило, нападало, выпало 3) Разумная — сообразительная, смекалистая, догадливая, смышленая 4) Закручинилась — затосковала, загрустила, расстроилась 5) Таится — укрывается, скрывается, удаляется 6) Исчезло — испарилось, растаяло, умчалось Зима. За окном снег, вьюга. Или метель? А может, пурга? Ну не буран же: буран скорее в степи, в поле, а не в городе, хотя это слово приходит на ум. А хорошо бы из зимы да в лето, от холода, стужи – к июньскому теплу, июльской жаре, но, конечно, не к зною. | Коммуникативные (умение высказывать и отстаивать свою точку зрения) Познавательные (поиск информации)Развитие умения находить синонимы в предложении, актуализировать синонимы, обогащение словарного запаса Регулятивные (анализ текстов |
6.Проверка домашнего задания | Веточки для костра мы собрали, пора и костер зажечь, погреться. Давайте скажем вместе заклинание: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». Хорошо у костра, тепло, сразу вспоминается дом, а еще я хочу напомнить вам о домашней работе, которую мы не проверили, а вам, наверно, так хочется рассказать о своих маленьких открытиях. Проект 1 группы «Пестрое семейство красных» «Предметом нашего исследования стало слово «красный» и его многочисленные ближайшие родственники по лексическому значению - синонимы. Мы поставили перед собой цель - определить, какую роль выполняют эти синонимы в различных предложениях, чем они отличаются и когда необходимо употреблять тот или иной синоним в зависимости от речевой ситуации. Из Толкового словаря Ожегова мы узнали, что это слово многозначное. Красный- 1. Красивый, прекрасный 2. Очень хороший, превосходный, дарующий радость, благодатный… 3. Красный (а также бурый, рыжий, карий, коричневый с красноватым оттенком) 4. Крашеный, цветной… 5. Главный, парадный… 6. Высокосортный, наиболее ценный… 7. Выполняющий тонкую, дорогую, требующую искусства работы ( о мастерах) Например, Красная площадь, красный угол, красная девица, красное словцо… Не правда ли, очень пестрый ряд значений? А по поводу третьего значения, то есть обозначения цвета, стоит сделать еще одно замечание: все примеры, приведенные здесь, относятся к Х веку. Слово красный до Х в. не имело современного значения. Языковеды установили, что красный цвет назывался прилагательным червленый, по названию червецов, из которых делалась красная краска. Постепенно слово червленый стало исчезать, передавая свои функции слову красный, у которого появилось очень много синонимов, обозначающих различные оттенки красного цвета. Давайте на основе примеров из художественных произведений выделим все семейство слова «красный». Всем известна строка из стихотворения А.С.Пушкина «Роняет лес багряный свой убор». Какое значение имеет слово «багряный»? М.Горький пишет: «Алая полоса зари лежала на краю сизой тучи». «Алая»-значит какая? У Гончарова есть такое предложение: «Сквозь багровое зарево заката мерцали уже звезды… Скоро яркий пурпурный блеск уступил мягким, нежным тонам». «Багровое, пурпурный»… Что это за цвета? Какую роль играют эти синонимы в предложениях? Слова алый, багровый, багряный, пурпурный имеют одно общее значение- «красный», но различаются оттенками значения: Алый «ярко-красный», пурпурный « ярко-красный с фиолетовым оттенком», багряный «красный, густого, темного оттенка». Если сравнить алый и багровый, то второе в этой паре обозначает более темный красный цвет. В последнем предложении говорится о том, что «пурпурный блеск уступил мягким, нежным тонам». Здесь можно было бы использовать слово «алый». В «пестрое семейство красных» можно добавить еще родственников - синонимов: рдяный, рубиновый, кумачовый, пламенный. 1)Огненный- сверкающий пламенем. 2)Огневой - сверкающий, блестящий. 3)Пламенный- сильно и ярко горящий, сверкающий, пылающий. 1)Рубиновый- темно-красный, цвета рубина. 2)Коралловый- ярко-красный ( коралловое ожерелье) 3)Кровавый- цвета крови, красный, багровый. 1)Кумачовый- ярко-красный, пунцовый- темно-красный, вишневый, малиновый. Таким образом, все эти синонимы, обозначающие красный цвет нужно умело использовать в своей речи, потому что они помогают более точно , образно выразить мысль. Проект 2 группы -«Глаголы говорения» «Для работы над проектом мы взяли слова: «Говорить, шептать, кричать…», то есть самые распространенные глаголы говорения, речи. Поставили перед собой цель, проследить, как эти глаголы используются в речи. За помощью мы обратились к «Словарю синонимов»…. и к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. Из Толкового словаря Ожегова мы узнали, что синонимы «говорить, шептать, кричать…» имеют общее значение»словесно выражать мысль». Но они различаются степенью проявления признака: говорить- «сообщать что-либо при помощи речи», шептать-«говорить тихо, почти без участи голоса»; кричать- «говорить громко». Выбор того или иного синонимы позволяет более точно охарактеризовать ситуацию и поведение действующих лиц, часто служит средством характеристики героев. Для доказательства мы обратились к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина и поставили перед собой такие вопросы: Какие глаголы речи использует автор? Что общего у этих синонимов и чем они различаются? Как говорит царевна? Царица? Елисей? Чернавка? Какие синонимы-глаголы речи помогают раскрыть характер героев? Мы нашли такие примеры. И, красуясь, говорила: -Свет мой зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи… Царица хочет, чтобы зеркальце рассказало об ее красоте; она требует: скажи, велит ей доложить; так говорит только тот человек, который имеет власть. 2)-Спрос не грех. Прости ты нас,- Старший молвил, поклоняясь… Молвить- устаревшее слово, характерное для русского фольклора. Слово молвить подчеркивает мягкость старшего брата; так же говорит и царевна - она добрая, ласковая. 3)И. качаясь над цепями, Привздохнув, произнесла: -Как же долго я спала! Царевна произнесла- выговорила с трудом, иначе и быть не может после долгого сна. 4) Елисей, не унывая, К ветру кинулся, взывая… Елисей взывает, т.е. обращается с призывом, с просьбой о помощи. Мы пришли к такому выводу, у поэта каждое слово на своем месте. Проект 3 группы -« Загадка названия ночных светил» В учебнике «Окружающий мир» мы встречали такое научное выражение «Луна - спутник Земли». А.С.Пушкин писал: «Луной был замок освещен». О Луне говорит в своем стихотворении А.А.Фет «Сияла ночь. Луной был полон сад». А вот Л.Н.Толстой использовал другое слово для названия спутника Земли. Он пишет: « Над горой молодой месяц закраснелся, кверху рожками заходит». Почему поэты и писатели использовали разные названия, слова-синонимы «луна- месяц»? Можно ли в предложениях поменять слова? Этот вопрос нас заинтересовал, мы захотели узнать, в каких случаях нужно использовать слово «месяц», а в каких - «луна»? В первую очередь мы обратились к «Толковому словарю» Ожегова, Ушакова и узнали следующее. В разговорной и художественной речи луну называют и луной, и месяцем, хотя луна видится нам большой, круглой, полной, а когда мы встречаем слово «месяц», то представляем себе молодую луну, серповидную, двуроговую. В научной речи употребляется только слово «луна». Замена этого слова в предложении «Луна - спутник Земли» невозможна, так как Луна- название спутника Земли. Поэты выбирают слово «луна», чтобы подчеркнуть красоту ночи, щедро освещенной луной. А теперь давайте обратимся к известной нам повести Н.В.Гоголя «Ночь перед рождеством». У данного писателя месяц – один из героев повести. «Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру» и « Еще белее казался свет месяца от блеска снега». Обратите внимание на то, что У Гоголя месяц -действующее лицо: ведь его исчезновение дает возможность темным силам творить свои дела. Так, именно месяц, зарождающийся перед Рождеством, да и луну трудно было бы засунуть в карман. Поэтому у Гоголя в данном случае замена синонимом исключена. Значит, писатель выбрал слово «месяц» не случайно. Вставить цитату Давайте еще раз вспомним «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. К кому обращается Елисей за помощью, когда ищет свою невесту? Мог ли Пушкин употребить вместо слова «месяц» его синоним «луна»? Ведь луна дольше, чем месяц, освещала землю и, наверное, видела больше молодого месяца? Нет. Здесь уместнее слово «месяц», так как только его Елисей мог назвать «дружок». Таким образом, можно сделать вывод, что писатель не случайно выбирает синонимы, а намеренно, и не всегда синонимы можно заменить друг другом. - Мы еще раз убедились в том, что синонимы обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Баллы за проекты- все, кто принимал участие в разработке проекта, ставьте по 2 балла | Выступают представители от групп Проект 1 группы «Пестрое семейство красных» Сопровождается показом слайдов Проект 2 группы -«Глаголы говорения» Проект 3 группы «Загадка названия ночных светил» | |
7.Закрепление нового материала | Знакомство с понятием «Синонимический ряд» На лесной полянке, куда мы направляемся дальше, слышится уже чей-то смех, да это же зайцы. Узнали их, откуда они, из какой сказки? (из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…» Задание для работы в паре Прочитайте отрывок из сказки. Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц… - Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься? - И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы. Задание Выполните письменно задание по вариантам: В 1. Выпишите и назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? Перепишите синонимы в порядке усиления действия. (Собрались, сбежались, приплелись). В 2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? Выпишите эти глаголы. Перепишите синонимы в порядке усиления действия. (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись). 3.Перепишите синонимы в порядке усиления действия: 1) приплелись, собрались, сбежались 2) улыбнулись, хихикнули, засмеялись Группа синонимов - это синонимический ряд. Градация - группа синонимов одной и той же части речи, где каждое слово сильнее, выразительнее отражает смысл сказанного. Баллы: Справились с заданием-2б Были допущены ошибки-1 б. Не справились-0 б. Вот мы с вами и узнали, что такое синонимы. Но иногда бывает очень трудно найти синоним к какому-либо слову, и в таких случаях мы можем обратиться к «Словарю синонимов русского языка» З.Е.Александровой. Такой словарь есть в нашем кабинете, может быть, есть у кого-то из вас дома. Со словарем синонимов вы можете поработать в библиотеке или воспользоваться онлайн- словарем. (ПОКАЗАТЬ СЛОВАРИ) На СЛАЙДЕ вы видите составленные вами ряды слов. У вас получилась словарная статья, вот так группа синонимов располагается в словаре. Каждая словарная статья состоит из нескольких синонимов, первый синоним в этой статье нейтральный. Он употребляется в речи любого стиля. | Знакомятся с понятием «Синонимический ряд», работая с текстом выписывают синонимические ряды | |
Работа с текстом | Для того чтобы встретиться со Снегурочкой, Дед Мороз просит выполнить специальное задание Комментированное письмо Работа с текстом: подбор синонимов, орфографическая и пунктуационная работа Спецзадание от Деда Мороза- ( работа в паре) выполнить письменно упражнение 366, прочтите внимательно задание и объясните, что нужно сделать. Прочитаем текст по учебнику Все ли вам понравилось в этом тексте ? (повтор одного и того же слова.) Это речевой недочет. Можно ли его исправить? Как? Задание с последующей взаимопроверкой (на снежинках) Проверка работы в парах спецзадания от Деда Мороза по учебнику. -Скажите, как вы озаглавили текст? Объясните написание пропущенных букв. -Какие слова здесь часто неоправданно повторяются и несколько портят текст о зиме? -Какими синонимами вы их заменили? Прочтите измененные предложения. -Каким стал текст, благодаря синонимам? Какие трудности у вас возникли при выполнении задания? Расставьте баллы в лист оценивания: не допустили ошибок- 5б. допустили 1-2 шибки- 4б. допустили 3-5 ошибок-3б. допустили более 5 ошибок-0б. | Работают с текстом: подбирают синонимы, вставляют пропущенные буквы и знаки препинания, самостоятельно проверяют по слайду Зимнее утро Я просыпаюсь и подхожу к окну. Морозное солнечное утро. Синее огромное небо над головой. Всё засыпано снегом. Он ослепительно блестит на земле, отражая солнце. Серебром сверкают в синеве неба стволы берез, и ярко сияют кристаллики снега на ветвях деревьев. Светятся снежной белизной стены домов, блистают железные крыши, лучатся и искрятся на солнце свисающие с крыш сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного зимнего утра. «Быстрей в лес! На лыжи!» - думаю я и мгновенно выскакиваю на улицу. | |
| И вот мы почти у цели, осталось только отгадать загадку Деда Мороза. Вся в снежинках, лед искрится На ее ресницах, В белой шубке, как принцесса, В теплых рукавицах, И красива, и стройна, Так скажите — кто она? | | |
8.Итог урока | Верно, вот она, наша Снегурочка находится в центре королевства «Синонимы». Она просит нас сделать вывод о синонимах. Продолжите предложения… Синонимы – это … (примеры. ..) Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями. Роль синонимов в речи… Для чего же нам нужны синонимы в речи? Какое слово лишнее в ряду слов: огромный, большой, маленький, громадный? Почему? Что это за слово? О словах- антонимах у нас пойдет речь на следующем уроке. Подсчитаем баллы и выставим оценку в листы оценивания (без задания № 5) От 14б.-до12б-«5» От 11бдо 8б-«4» От 7 б. и пиже-«3» Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащихся на уроке. За активную работу на уроке получают оценку 5… Лобанова ,Петрова, Шабанова ,Калиниченко, Иванова, ,Серякова,Прочухан, Кондрашов | Вывод: в русском языке много слов-синонимов. Они наши большие друзья и помощники. Синонимы - могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать свои мысли во всех стилях речи. Синонимы используются для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста. Синонимы делают нашу речь яркой и эмоциональной. Воспринимают информацию. Оценивают свою работу на уроке. | |
9.Рефлексия | А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, продолжив одно из предложений: 1) Сегодня я узнал----------------------------------------------- 2) Я научился----------------------------------------------------- 3) Мне было интересно---------------------------------------- 4)Мне было трудно ____________________________ Перед вами дерево, которое называется «дерево моего успеха». Сегодня это новогодняя елочка. На нашей елочке висят разноцветные шары, но один шар не закрашен, и вы его закрасьте. Если вы уверены, что усвоили тему, вам было хорошо на уроке, комфортно, то закрасьте красным цветом, если что-то осталось непонятным, и чувствовали себя напряженно, то синим. Покажите мне свои елочки. | Рефлектируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока | |
10.Домашнее задание | -Молодцы. А теперь запишите домашнее задание: на выбор 1. выполнить упражнение № 367 2. составить кроссворд на тему «Синонимы» 3. написать сочинение-описание на тему «Зимняя сказка», используя синонимы. А Снегурочка благодарит нас за то, что мы нашли ее в королевстве Синонимов, теперь она благополучно может вернуться домой. А Дед Мороз приготовил свой подарок. Он прекрасно знает, что вы больше всего любите. Но прежде он просит: « На загадку Дай отгадку!» Простое слово «промежуток»: В театре несколько минуток, Пока начнется первый акт, Мы называем все … антракт; На время что-то прекратив, мы объявляем … перерыв; в борьбе, в труде устали слишком- дают уставшим… передышку; после урока непременно нужна ребятам …перемена. Урок окончен. Всем спасибо. | Записывают домашнее задание Отгадывают загадки на синонимы | |