kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Война и мир»: замысел романа. Смысл названия и своеобразие жанра. Эпизод «Вечер в салоне А.П. Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» (т.1, ч.1, гл.1-4)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомиться с историей создания романа.

Просмотр содержимого документа
««Война и мир»: замысел романа. Смысл названия и своеобразие жанра. Эпизод «Вечер в салоне А.П. Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» (т.1, ч.1, гл.1-4)»

Урок литературы в 10 классе

Дата

Тема: «Война и мир»: замысел романа. Смысл названия и своеобразие жанра. Эпизод «Вечер в салоне А.П. Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» (т.1, ч.1, гл.1-4)


Цель урока: познакомить учащихся с историей написания «Войны и мира»; выяснить, в чем заключается жанровое своеобразие; объяснить смысл названия; определить

принципы изображения Толстым светского общества и авторское отношение к салону Шерер.


Тип урока: комбинированный урок с элементами беседы, дискуссии, практикума.


Технологии: технологии развивающего обучения, информационно–коммуникативные технологии, технология развития критического и аналитического мышления.


Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, видеофильм, текст романа, словарь, иллюстрации.



План урока:


1. Актуализация знаний: проверка знаний по предыдущему материалу. Фронтальный опрос. Просмотр буктрейлера.


2. Проверка домашнего задания (в виде интервью). История создания романа.


3. Смысл названия. Какой прием использует автор?


4. Аналитическое чтение и комментирование эпизодов из первых глав романа-эпопеи. Составление кластера: общество в салоне Шерер.


5. Дискуссия на тему «Можно ли на основании 1-4 гл. говорить об отношении Толстого к данным героям?».


6. Рефлексия. Закрепление изученного материала.


7. Домашнее задание.


  1. Орг. момент.


Для вас не секрет, что наш сегодняшний урок будет посвящён великому роману великого писателя. Знаете, когда Владимир Владимирович Набоков читал студентам лекцию о о Льве Николаевиче Толстом, он выключал весь свет и закрывал ставни. И когда в аудитории становилось совсем темно он начинал.

- Это, - говорил Набоков, включив один светильник, - это Пушкин

- Это, - и он зажигал лампочку в другом углу, - это Гоголь

- Это, - Набоков включал настольную лампу, - это Чехов

- А вот это... при этих словах Набоков открывал настежь все окна так, что помещение заливало светом, - это Лев Николаевич Толстой.


Итак, сегодня мы попытаемся хоть немного приоткрыть для себя великую мудрую книгу этого писателя. Сформулируйте тему урока.

Запись эпиграфов к уроку.

"Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий

определению, столь дорогому сердцу составителей литературных

анкет: "величайший роман в мире",  - я выбрал бы "Войну и мир".

Джон Голсуорси


Приличьем стянутые маски…

М. Лермонтов


Актуализация знаний: проверка знаний по предыдущему материалу. Фронтальный опрос

Просмотр буктрейлера.


2. История создания романа. Проверка опережающего домашнего задания (в виде интервью).

Что такое интервью?(связь с русским языком)


Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа». Поэтому, когда в середине 50-х годов стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.

Первоначально задумывался роман «Декабристы», Герои Петр Лабазов и его жена Наташа возвращаются в 1856 году из ссылки. Встречаясь с декабристами в эти годы Толстой был поражен как нравственно сохранились эти люди и в своём новом романе он хотел сравнить людей нового поколения со старым декабристом, распространяющим на всё свой строгий и несколько идеальный взгляд». Писатель много работает в архивах, читает мемуары участников войны 1812 года и постепенно замысел его меняется, меняется и общая идея романа. Если первоначально главной была «мысль дворянская», то затем любимой идеей Толстого становится «мысль народная».


Формирование замысла определил сам автор:

1856 год  - начало замысла. "В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию".

1825 год  - восстание декабристов. "Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя".

1812 год  - война. "Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года".

1805- 1807 годы  - заграничные походы русской армии. "Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама".


Работе над романом Толстой отдал около 7 лет (1863-1869) Нередко главы переписывались 12-13 раз. С. А. Толстая писала: «Счесть, сколько раз я переписывала «Войну и мир» невозможно». Сам Толстой говорил: «Каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее. "Более всего в романе я любил мысль народную". Главная проблема - судьба народа, народ  - основа нравственных и моральных устоев общества.

1. "Кто истинный герой?" - общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.

2. Истинный и ложный патриотизм.

3. Назначение женщины  - сохранение семейного очага.

В романе более 600 (550) действующих лиц

   В романе 4 тома и эпилог:    

I том — 1805 год.

 II том — 1806—1811 годы.

 III том — 1812 год.  

IV том —1812—1813 годы

Эпилог — 1820 год.


3. Смысл названия романа.Какой прием использует автор? В каких произведениях еще используется? («Красное и чёрное», «Принц и нищий», «Преступление и наказание», «Толстый и тонкий»)

Запись в тетрадь.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Антите́за, антите́зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом[1].


Споры о названии

Вначале давайте поразмыслим, почему Толстой в названии романа использовал соединительный союз? Докажите, что слова, вынесенные в заглавие, многозначны, и заглавие включает в себя всю совокупность их значений. (Потому что война разрушает мир, а мир наступает только после войны — взаимосвязь, одно без другого не бывает, иначе исчезли бы исходные понятия. Война-это не только одни военные действия враждующих армий, но и война-это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчет, разъединение. Война существует не только на войне, но и в обычной, повседневной жизни людей, разъединенных социальными и нравственными барьерами.)


Таким образом, «война», может означать не одни военные действия враждующих армий, но и воинственную враждебность в мирной жизни людей, разделенных социальными и нравственными барьерами.


В каком же значении использовал слово «мир» автор в названии?


Вопрос возникает потому, что в современном русском языке слово «мир» имеет два разных значения, «мир» — антоним к слову «война» и «мир» — в смысле планета, община, общество, окружающий мир, место обитания.


Во времена Толстого, до орфографической реформы 1917-1918 годов, эти два понятия имели различное написание: в первом значении писалось «миръ», во втором — «мiръ».


^ Основные значения слова «мiръ», согласно словарю В.И. Даля, были:


1) Вселенная;


2) земной шар;


3) все люди, род человеческий.


Слово же «миръ» употреблялся для обозначения отсутствия войны, вражды, ссоры. Существует предположение, что Толстой якобы использовал в названии слово «мiръ» (Вселенная, общество).


Однако все прижизненные издания романа Толстого выходили под названием «Война и миръ», и сам он писал название романа по-французски как «Laguerreetlapaix».


Неоднозначность такого прочтения возникла при первой полной публикации романа. В ^ 1868 году в издательстве М. Н. Каткова выходит книга, на титульном листе которой начертано: «Война и миръ». Сохранился предваряющий это событие документ от 24–25 марта 1867 года, адресованный М. Н. Лаврову — служащему типографии Каткова. Это проект договора об издании романа. Интересно то, что заглавие его в документе — «Тысяча восемьсотъ пятый годъ» — зачёркнуто одной чертой и рукой Л. Н. Толстого над словами «Тысяча восемьсот» написано: «Война и мiръ». Но, безусловно, любопытно и то, что в самом начале документа над словами «Милостивый Государь, МихаилъНиколаевичъ» карандашом начертано: «Война и Миръ». Сделано это рукой Софьи Андреевны, очевидно, при наведении порядка в бумагах мужа в восьмидесятые годы. По другой версии, написание в названии слова «миръ» появилось из-за опечатки, допущенной в издании 1913 года под редакцией П. И. Бирюкова. В четырех томах романа заглавие воспроизводится восемь раз: на титульном листе и на первой странице каждого тома. Семь раз напечатано «миръ» и лишь один раз — «мiръ», причём на первой странице первого тома.


Не стоит забывать и о том, что слово "мир" в XIX веке использовалось и для обозначения патриархально-крестьянского общества. Очевидно, Толстой учитывал и это значение.

Возможно, понятия "мир" и "мiр" в романе Толстого сливаются воедино?

 Таким образом, замысел Толстого требовал создания нового жанра, и только роман-эпопея мог воплотить все авторские условия.       

Обращение к эпиграфу.

Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: «величайший роман в мире», — я выбрал бы «Войну и мир».


Выявление черт эпопеи в романе «Война и мир».

В наше время историки и литературоведы назвали «Войну и мир» как «роман-эпопея».

«Романные» признаки:

А) развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка – для всего повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности;

Б) взаимодействие среды с характером героя,

В) развитие этого характера.

Признаки эпопеи:

А) тема (эпоха больших исторических событий);

Б) идейное содержание – «моральное единение повествователя с народом и его героической деятельности, патриотизм… прославление жизни, оптимизм;

В) сложность композиции;

Г) стремление автора к национально-историческому обобщению.


4. Аналитическое чтение и комментирование эпизодов из первых глав романа-эпопеи. Просмотр видеограгмента.

1) Составление кластера: общество в салоне Шерер.

Аббат

Элен, Лиза.

Анна Павловна и Мортемар.


- С какого эпизода начинается роман-эпопея «Война и мир»? (С описания салона А.П.Шерер).

- К какому элементу сюжета можно отнести этот эпизод?

- Как вы думаете, какое значение имеет завязка для произведения? Вспомните примеры завязок в других произведениях? («Бесприданница» - приезд Паратова)

- Почему именно этот эпизод считается завязкой всего романа?


- Вспомните литературных персонажей первой половины 19 века, которые относились к высшему обществу обеих столиц ( Евгений Онегин, Александр Чацкий и Григорий Печорин). - Каковым было их отношение к приемам, званым вечерам, светским раутам?


- От чего они бежали в деревню, на Кавказ, за границу?


- Каким же изображен высший свет Пушкиным, Грибоедовым, Лермонтовым?


- А как изображает высшее общество, приближенное к императорским кругам, Лев Толстой?

На вечере у А.П.Шерер, завязываются все нити романа.Разговоры в салоне лиц, близких к царскому двору, позволяют включиться в политическую атмосферу эпохи, потому что именно в июле 1805 года происходит разрыв дипломатических отношений с Францией, отсюда завязывается и основа сюжета романа – конфликт с Наполеоном. Здесь, в салоне, зарождаются основные проблемы романа: красота истинная и ложная, общение, любовь, патриотизм, проблема возможности мира во всем мире.


- Что представляет собой салон? Работа в группах


1. Князь Василий Курагин.- Какова же настоящая цель приезда Василия Курагина? (Определить Ипполита первым секретарем в Вену)

2.Андрей Болконский.(Почему ему было скучно в этом обществе?

- Как общество относится к князю? (Он на равных правах, его уважают и боятся, он может позволить себе «щурясь» оглядеть общество.Но они для него чужие.)

Почему спустя полтора года после свадьбы Андрею надоела жена?

- Кому в этом салоне был рад Андрей? Почему?)

3.Пьер Безухов.( Чем отличался Пьер от остальных гостей салона? Как Пьер ведет себя в салоне? Какое определение Пьеру дает Анна Павловна (человек, не умеющий жить).

4. Анна Шерер.(Фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны).Давайте вспомним, кто в 1805 г. в России был императором? Кто такая Мария Федоровна?

- Значит, в салоне фрейлины императрицы собиралась вся петербургская знать.

5.Анна Друбецкая.( Кто такая А.М. Друбецкая? Женщина из знатного дворянского, но разорившегося рода. Под началом её отца когда-то делал при дворе первые шаги князь Василий Курагин.

- Зачем на этот вечер приехала А.М. Друбецкая?

- Как она себя ведет? (Сидит рядом сникому неизвестной тетушкой и выжидает удобного случая, чтобы поговорить с Василием Курагиным о переводе её сына Бориса в гвардию, а затем – в адъютанты к Кутузову.)

6.Лиза Болконская.

7.Ипполит Курагин.

8.Элен Курагина.

В верхний овал вписывается имя героя. На стрелках к нижним овалам в любом порядке надписываются критерии, по которым следует наблюдать за героями: портрет, манеры, цель визита.

Значение французской речи в романе.

– С какой целью Толстой вводит в роман французский язык? (Почему в русском романе так много французского текста?) (Это подчёркивает незнание героями родного языка.

Французский язык есть средство характеристики знати с её антинациональной ориентацией. Простым использованием то русского, то французского языка Толстой проявляет своё отношение к описываемому. Слова Пьера, хотя он, несомненно, великолепно владеет французским языком и более привык к нему за границей, Толстой приводит только по-русски. Реплики князя Андрея тоже приведены, в основном, по-русски, за исключением двух случаев: князь Андрей, войдя в салон, по-французски отвечает на вопрос Анны Павловны, заданный по-французски, и по-французски же цитирует речь Наполеона.

Как правило, там, где описывается ложь или зло, в роман врывается французский язык, позднее, немецкий язык.)

Светские вечера, сплетни, богатство, балы – это все, чем живет великосветская знать Петербурга. Толстому противно все, что здесь происходит. Все здесь – фальшь, маска, скрывающая эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Все здесь происходит подобно спектаклю в театре. Почти каждый скрывается под маской, которую хотят видеть на нём окружающие, каждый делают не то, что хочется, а то, что нужно делать. Их речи, жесты, слова определяются правилами светского поведения. Цель их жизни – быть богатыми и знаменитыми. Во всем этом Толстой видел мертвое начало, ведь эти герои не изменяются на протяжении всего романа.


Запись в тетрадь.

Приемы, которые использует Толстой для изображения панорамы жизни светского общества:

Приём сопоставления.

Прием противопоставления.

«Срывание всех и всяческих масок». (к эпиграфу)


5. Дискуссия на тему «Можно ли на основании 1-4 гл. говорить об отношении Толстого к данным героям?».

Ведь Толстой не показал объективно ни одного плохого поступка героев, они внимательны друг к другу, думают и говорят об интересах России, мировой политике.


- Можно ли ограничиться разговором лишь о знати Петербурга? Почему?


- Как вы думаете, о чем еще должна идти речь? (О высшем обществе Москвы)

Об этом на следующем уроке Ростовы, Болконский. Тут домашнее задание.


И проверочная работа(индивидуально)


Ответьте кратко на вопросы.

1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?___________________________________________________________________

2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты._______________________________________________________________________

3. Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________________

4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



6. Рефлексия. Закрепление изученного материала.

Учитель. Вернемся к целям урока.

В о п р о с ы к л а с с у:

- Смогли ли мы решить эти цели?

- Что оставили без внимания?

- Как вы оцениваете нашу работу на уроке?

- Что удалось, а что нет?

Творческая работа (ученики уже знакомы с данной работой).

Учитель. Попробуйте составить синквейн «Салон Шерер» (самостоятельная работа).

Озвучивание работ желающих.

7. Домашнее задание.


1) Перечитать том 1, части 2 и 3.

2) Эпизоды «Именины в доме Ростовых» и «Приезд князя Андрея в Лысые Горы» (индив. задание)

3) Акростих на тему( определить самостоятельно)








Проверочная работа

Ответьте кратко на вопросы.

1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?___________________________________________________________________

2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты._______________________________________________________________________

3. Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________________


4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Проверочная работа

Ответьте кратко на вопросы.

1. О ком первоначально был задуман роман Л. Н. Толстого?___________________________________________________________________

2. Сколько лет писатель работал над романом, по возможности укажите даты._______________________________________________________________________

3. Какие исторические события находят отражение в романе? ____________________________________________________________________________


4. Какой смысл писатель вкладывал в понятие «мир»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Почему произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» можно назвать романом-эпопеей?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Редько Кристина Юрьевна

Дата: 21.03.2018

Номер свидетельства: 462893

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства