Война как воплощение зла в произведениях искусства
Война как воплощение зла в произведениях искусства
Цели урока: 1. Образовательная
Расширить знания учащихся об Отечественной войне 1812 года на материале романа Л.Н.Толстого «Война и мир»;
Познакомить с мировоззрением Толстого, его позицией по отношению к войне, поговорить о спасительной силе веры русского народа и о роли личности в истории;
Сравнить толстовский подход изображения войны с творчеством П.Пикассо, К. Верещагина, С.Прокофьева, Д.Шостаковича;
Продемонстрировать навыки восприятия и анализа произведений искусства;
Прийти к выводу, что война – это мировое зло, «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», которому нужно противостоять.
Воспитывать чувство уважения к тем людям, которые в годы войны внесли свой вклад в победу над врагом и верили в спасительную силу Бога.
3. Развивающая
Продолжить развивать навык анализа художественного произведения, выразительного чтения эпизодов, умения публично выступать и высказывать своё мнение, сопоставлять литературных героев с героями опер и картин
Оборудование: эпиграф, репродукции картин, тексты молитв, арий, стихотворений, компьютер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Война как воплощение зла в произведениях искусства »
Районный отдел народного образования администрации Гагинского муниципального района МБОУ Гагинская средняя общеобразовательная школа
Интегрированный урок по литературе и МХК
в 10 классе
Война как воплощение зла в произведениях искусства
Разработан: учителем русского языка и литературы
Калининой Людмилой Александровной
и учителем МХК
Кривогорницыной Натальей Михайловной
с. Гагино
2014 год
Цели урока: 1. Образовательная
Расширить знания учащихся об Отечественной войне 1812 года на материале романа Л.Н.Толстого «Война и мир»;
Познакомить с мировоззрением Толстого, его позицией по отношению к войне, поговорить о спасительной силе веры русского народа и о роли личности в истории;
Сравнить толстовский подход изображения войны с творчеством П.Пикассо, К. Верещагина, С.Прокофьева, Д.Шостаковича;
Продемонстрировать навыки восприятия и анализа произведений искусства;
Прийти к выводу, что война – это мировое зло, «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», которому нужно противостоять.
Воспитывать чувство уважения к тем людям, которые в годы войны внесли свой вклад в победу над врагом и верили в спасительную силу Бога.
3. Развивающая
Продолжить развивать навык анализа художественного произведения, выразительного чтения эпизодов, умения публично выступать и высказывать своё мнение, сопоставлять литературных героев с героями опер и картин
Оборудование: эпиграф, репродукции картин, тексты молитв, арий, стихотворений, компьютер.
1
Ход урока
Крепка, надёжна Русь святая,
И русский Бог ещё велик!
I.Звучит музыка Шостаковича из 7-ой симфонии. Учитель литературы читает стихотворение С. Росина «Вижу». На доске слайд с репродукцией картины П.Пикассо «Герника»
II. Беседа учителя музыки с учащимися
* О каких событиях, на ваш взгляд, идёт речь в стихотворении?
(Возможно, о войне 1941-1945 годов. Нам знакома музыка
Шостаковича. Мы знаем, что она была написана во время блокады
Ленинграда. И в стихотворении речь идёт о «молодой стране»,
которая строит социализм).
* А что изображено на картине Пикассо?
(Какие-то фрагменты животного, человеческих тел, книг. Что-то
* Что вы можете сказать о войне на основе увиденного?
(Война-это зло, разрушение, гибель
III.Постановка цели урока учителем литературы
Мы приступили к изучению 3-его тома романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Сегодня на уроке речь пойдёт о войне, об отношении самого Толстого к войне, о спасительной силе веры русского народа и о роли личности в истории. Наш урок будет не совсем обычный, я его проведу вместе с учителем МХК и музыки, который познакомит вас с произведениями искусства, посвящёнными 2-ой Мировой войне. Нам предстоит сравнить толстовский подход к изображению войны в романе с отношением к войне известных художников и композиторов.
IV. Работа по теме урока.
Беседа
- Какой войне посвящён 3-ий том романа «Война и мир»?
(Отечественной войне 1812 года. Если война 1805-1807г.г. велась за пределами России и цели её были непонятны русскому народу, то война 1812 года - священная война. Л.Н.Толстой изобразил её как войну народную, справедливую, которая велась против врагов, посягнувших на независимость страны. Позиция автора такова: «Война – это самое гадкое дело в жизни. Но если на тебя напал враг, если он посягает на твоё Отечество, на жизнь людей, - бери первую попавшуюся в руки дубинку и бей врага, потому что он преступник».
2
Толстой признаёт оборонительную и освободительную войну, которая вылилась в «дубину народной войны».
- Вспомните, с чего начинается 3-ий том?
(С философского рассуждения о войне и её причинах. Идёт полемика Толстого с историками. Историки говорят, что это могут быть и личные обиды, и властолюбие Наполеона, и твёрдость Александра, и ошибки дипломатов. Толстой же уверен: «Ничто не причина. Всё это только совпадение тех условий, при которых совершается всякое жизненное, органическое, стихийное событие…фатализм в истории неизбежен». Здесь проявляется слабость взглядов Л.Н.Толстого на причины войны)
- Главная задача писателя – показать общенародный
патриотический подъём, единство русского народа.
- На чём оно было основано? (На ненависти к врагу, на
любви к родной земле и людям, живущим на ней).
2. Работа с текстом
-Как реагировал простой народ на начавшуюся войну?
Анализ эпизода «Оставление Смоленска» (т.3, ч 2, гл.4)
(«В присутственных местах все говорили о войне; все спрашивали друг друга, что делать, и все старались успокоить друг друга»; «…Всю ночь мимо постоялого двора двигались по улице войска; слышались выстрелы…»; «народ беспокойно сновал по улицам»; «с разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе»; «началось бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу, из ста тридцати орудий»; «все с весёлым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды». А на полях созревал хлеб, который убирать было некому.)
Вывод: Л.Н.Толстой передаёт ощущение бесчеловечности войны, которая несёт смерть и разорение. И в этих условиях проявляется скрытая теплота патриотизма русских людей. Тот Ферапонтов, который жалел сначала трёх рублей на подводу, видя, что город оставляют, кричит солдатам: «Тащи всё, ребята!..Решилась! Расея!» Мы видим, как война меняет людей.
- А какова реакция дворян на события в Смоленске и в Москве?
Старый князь Болконский велел собрать из деревень ополченцев, вооружить их и написал главнокомандующему письмо, в котором извещал его о принятом решении оставаться в Лысых Горах и защищаться. Перед смертью он думает о России, о её судьбе. Княжна Марья после смерти отца не хочет жить при французах и собирается уезжать. А в Москве (ч1, гл.23) жители тоже были готовы жертвовать всем, чем могли, собирали ополчение. Пьер Безухов на свои деньги снарядил полк, старик
3
Ростов отпустил Петю на военную службу. А когда нужны были подводы для раненых, граф Ростов «по своей простоте» приказал снять с подвод некоторые вещи и взять раненых. Наташа поддержала решение отца).
(Слайды на доске с высказываниями о России: «Тащи всё, ребята!..Решилась! Расея!», «Душа, душа болит. Погибла Россия! Погубили!», «Спасена Россия!»)
Вывод: все приведённые вами примеры доказывают единство патриотического поведения русских людей. Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли происходило то же самое, что произошло в Москве: как только враг подходил, богатое население уходило, оставляя своё имущество, бедные зажигали и истребляли всё, что оставалось.
- На что надеялся русский народ?
На свои силы и на Бога.
- Обратите внимание на эпиграф урока. Как вы его понимаете?
Слово учителя о Л.Н.Толстом
Сам Л.Н.Толстой - верующий человек. Он не раз в трудные минуты жизни обращался к Богу и был ему благодарен (Слайд №6). Создавал он и свои молитвы (на слайде «Моя молитва»). Несмотря на то что его отлучили от церкви, он считал себя последователем Христа и вывел 5 заповедей. Обратите внимание на пятую заповедь: «Не делать различия между своим
отечеством и чужим, потому что все люди – дети одного Отца» - Как вы её понимаете?
(Все люди братья и сестры, поэтому должны жить в мире)
В романе «Война и мир» Толстой показал русский народ верующим. Верят в Бога, просят у него защиты и главные герои романа. Вспомним Николая Ростова в войне 1805 года, когда он понял, что его могут убить, он взмолился: «Господи боже! Тот, кто там, в этом небе, спаси, прости и защити меня!» Наташа Ростова и Марья Болконская тоже в трудные минуты жизни обращались за помощью к Богу.
В 3-ем тое романа перед Бородинским сражением совершается молебен, мужики-ополченцы надели белые рубашки, приготовились к смерти, потому что понимали, что враг гораздо сильнее их и выиграть сражение будет сложно.
Вывод:итак, мы видим, что на молебствии присутствуют и солдаты, и офицеры, и Кутузов, и Бенигсен со своей свитой. Перед Богом все равны. Все пришли поклониться иконе Иверской, матушке-заступнице, верили, что завтра она им поможет отстоять Москву. Но Москва будет оставлена. И это страшное приказание должен был отдать Кутузов.
Исследовательская работа ученика на тему: «Какую роль в войне сыграл Кутузов» (Слайд № 9)
4
Вывод:все были рады назначению Кутузова главнокомандующим армии, потому что «он свой, родной человек». Кутузов был убеждён, что ему было предназначено спасение России, и по воле народа он был избран главнокомандующим. Свой долг перед народом и перед страной он выполнил до конца, не думая о наградах.
Звучит «Ария Кутузова» из оперы С. Прокофьева «Война и мир».
Беседа учителя музыки с учащимися
*Каким предстаёт перед вами Кутузов?
(Сильным, мужественным, патриотом)
*Какие средства выразительности помогают понять это?
Он сильный и мощный, тогда как реальный Кутузов не отличался отменным здоровьем, был стар и, разумеется, имел сомнения. Вывод: Прокофьев написал оперу позже событий 1812 года, в годы Великой Отечественной войны, и ему нужно было подчеркнуть такие значимые на данный момент черты, как уверенность в победе, опора на народную силу, помощь Бога, храбрость войска. «Любовь к Отечеству и храбрость войска, и молитвы наши нам дадут победу». Эти слова являются ключевыми для победы в любой войне.
Слово учителя литературы
Да, Кутузов легендарная личность. Но и его антипод Наполеон тоже
великий полководец. - Каким его показал Толстой в романе «Война и мир»?
Исследование ученика по образу Наполеона
Вывод учителя МХК: в отличие от Кутузова, Наполеон был мистиком, считал себя орудием Бога,неуязвимым и удачливым в войнах. А пожар Москвы он воспринимал как Божий знак и бежал, бросив свою армию (демонстрация слайдов о Наполеоне)
Работа по картине В.Верещагина «Апофеоз войны»
Художник Василий Верещагин был современником Л.Н.Толстого.
Основная тема его творчества - война. Цель: показать антигуманную сущность войны. Война – это мировое зло. Это его сближает с Толстым. Художник был непосредственным свидетелем военных событий на Кавказе, русско-японской войны и погиб на крейсере, взорванном японцами.
*Что вы видите на картине художника? (Поле, усеянное
5
черепами)
*В чём смысл названия картины? Объясните значение слова
«апофеоз»
*Какую мысль хотел донести художник своей картиной?
(Война – это мировое зло, которому нужно противостоять)
Ученики исполняют песню Б.Окуджавы «Нам нужна одна
победа»
V. Итоги урока
VI. Задание на дом
Написать сочинение-эссе «Мой взгляд на войну»
Приложение
Пояснительная записка
Работа представлена по гуманитарному направлению. Тема урока «Война как воплощение зла в произведениях искусства». Интегрированный урок разработан для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. При разработке урока была использована Программа общеобразовательных учреждений Литература 5-10 классы (Базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной М. Просвещение, 2009; учебник 10 класса «Русская литература 19 века» для общеобразовательных учреждений под редакцией В.И.Коровина. Раздел учебника «Россия 1870 годов. Л.Н.Толстой». Количество часов в неделю – 3, в год – 102. На уроках литературы шло изучение III тома романа Л.Н.Толстого «Война и мир», цикл уроков посвящён теме Великая Отечественная война.
Методически урок комбинированный, но содержит инновационную технологию урока-модели и традиционного урока-проекта. Изучение темы осуществляется на основе интеграции трёх учебных предметов: литературы, музыки и МХК. Это помогает школьникам вызвать интерес к предметам, к предложенной теме, позволяет обобщить полученные знания и применять их. На уроке были использованы разные формы работы с учащимися: опрос, беседа, наблюдение, сравнение, публичное выступление, исследовательская работа, работа с текстом, прослушивание музыки, исполнение песни самими ребятами. Применялись компьютерные технологии, в ходе урока шёл показ видеоматериала с репродукциями картин Васнецова (виды Москвы), Верещагина «Апофеоз войны», «Герника» Пикассо, изображениями Кутузова, Наполеона, цитатами из романа «Война и мир», молитвами, к которым прибегал Л.Н.Толстой и которые сам сочинял; портретами Л.Н.Толстого, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича. В течение урока звучала музыка Шостаковича из «Ленинградской симфонии», Прокофьева из оперы «Война и мир». При сопоставлении литературных героев с героями опер и картин использовался метод эвристической беседы.
На всех этапах урока проводилась работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. Интерес у учащихся вызвали взгляды Л.Н.Толстого на войну и на религию. Впервые десятиклассники узнали, что писатель создавал молитвы, которые ему помогали в трудные минуты жизни. Одним из этапов урока является беседа о роли личности в истории: о Кутузове и Наполеоне. В ходе сопоставительного анализа учащиеся пришли к выводу, что один из них носитель добра, веры и справедливости, другой – носитель зла, порабощения, славы.
В конце урока был сделан вывод: война – это мировое зло, которому нужно противостоять, давать отпор, проявлять при этом патриотизм, стойкость и мужество, как это умели делать герои романа «Война и мир». К этому призывает и песня Б.Окуджавы «Нам нужна одна победа», которая прозвучала в исполнении самих учащихся.
Урок цели достиг. Ученики расширили свои знания в области литературы, познакомились с шедеврами мирового искусства, прониклись идеей урока.
Весь материал урока способствует нравственному воспитанию, побуждает мыслить масштабно, творчески. На всех этапах урока дети активно включались в работу, сотрудничали с учителем и друг с другом.
Материал, используемый на уроке
С. Росин «Вижу»
Вижу:
Из пепла возник
Чудовищный зверь,
Грозный властитель
Всех сил, беспощадных и злобных.
Шаг его равен длине океана,
Дышит он ядом
И пламенем брызжет холодным,
Тёмный воитель.
Рушит и жжёт,
Убивает и жжёт
И не может залить
Кровоточащей жажды.
Его вечный враг –
Человек созидающий,
Обуздавший и землю, и небо.
Но навстречу ему
Молодая страна
В миллионном упоре,
Как один богатырь,
Поднялась,
Чтобы с горем и смертью поспорить.
Трудный час…
Чёрный час.
Но и сердцем и разумом верю:
Человек победит зверя.
Ария Кутузова (из оперы «Война и мир»)
Величавая, в солнечных лучах,
Матерь русских городов,
Ты раскинулась перед нами,
Москва!
Ужли близится скорбный, тяжкий час,
Войско русское должно от священных
Стен без боёв отойти?
Дерзнул коварный враг
Вступить на нашу землю,
И скоро он восплачет
Любовь к Отечеству, и храбрость войска,
И молитвы наши нам дадут победу.
Покорствовать Россия не привыкла.
В боях свободу отстоит народ.
Отечеству мы вернём спокойствие
И мир другим державам.
В белокаменной матушке Москве
Не возможет враг вовек подчинить
Сердца храбрых вольных людей.
Вся усеется русская земля
Неприятеля костьми.
Победит врага наш великий народ!
Молитвы
Главной молитвой Л.Н.Толстой считал «Отче наш», но переводил её по-своему. Вот этот перевод:
«Человек-сын Бога. Бог есть бесконечное духовное Начало жизни. Да будет свято это Начало жизни.
Да осуществится его власть во всех людях. И да совершается воля этого бесконечного Начала как в самом себе, так во плоти. Жизнь временная есть пища жизни истинной.
Жизнь истинная – в настоящем. И да не скрывают от нас этой истинной жизни ошибки и заблуждения прошлого, и да не вводят нас в обман. И тогда не будет зла, а будет Твоя власть и сила и разума».
Путь к счастью Толстой видел в нравственном самоусовершенствовании. Об этом он много пишет в своих дневниках, критикует себя за пороки, обещает Богу исправиться. Создаёт свои молитвы.
Моя молитва
«Даруй мне в твёрдой вере и надежде на тебя, в любви к другим и от других с спокойной совестью и пользой для ближнего жить и умереть. Даруй мне творить добро и избегать зла; но будет со мной добро или зло, да будет пресвятая воля твоя! Даруй мне добра истинного! Господи помилуй! Господи помилуй! Господи помилуй!»
Л.Н.Толстой был благодарен Всевышнему:
«Боже! Благодарю тебя за Твоё постоянное покровительство мне. Как верно ведёшь ты меня к добру, и каким бы я был ничтожным созданием, ежели бы ты оставил меня. Не остави меня, Боже! Напутствуй мне и не для удовлетворения моих ничтожных стремлений, а для достижения вечной и великой, неведомой, но сознаваемой мной цели бытия»