Просмотр содержимого документа
«Внешний и психологический потрет шолоховского героя »
Русская литература 8 класс
Тема урока : « Внешний и психологический потрет шолоховского героя»
Цели:
Научить самостоятельному поиску материала по теме, применить
На практике знания учащихся по теме «Портретное описание человека»
Развивать интерес к поисковой деятельности, проведению интеллектуальных операций
Вырабатывать чувство сопричастности к изучаемому, воспитание патриотизма, доброты, сочувствие к судьбам героев рассказа.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.
Формы обучения: групповая, фронтальная, коллективная.
Дидактическое обеспечение: тексты, карточки, листы учета знаний, портрет М.Шолохова, иллюстрации к произведению.
Ведущие понятия темы: судьба, оптимизм, патриотизм, несгибаемая воля, мужество, героизм, большое щедрое сердце, тягчайшие испытания.
Эпиграф : «…русский человек, человек несгибаемой воли, …сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина» М.Шолохов.
1 МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Раздаю листы учета знаний по группам, а также карточки с заданиями. Запись темы урока и эпиграфа.
- Мы продолжаем работу над рассказом М.Шолохова «Судьба человека». Прочтите эпиграф. Выделите главное, ключевое слово.
-Как вы понимаете эти слова автора? (Несгибаемая воля).
1)Предлагаю написать учащимся свободное письмо по ключевым словам: большие темные руки, розовая ручонка; высокий, сутуловатый; маленький, лет пяти – шести, плохо, небрежно одет, одет просто и добротно; глаза, присыпанные пеплом; светлые, как небушко, глаза.
Режим работы ; в гр.-5 мин.
- Как вы думаете, почему мы взяли именно эти слова для свободного письма?
-А теперь сами определите цель урока.
2 РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
-Ребята дома вы должны были заполнить цитатами два пространства – «Андрей Соколов» - «Мальчик»
-Что у нас получилось?
Режим работы : в гр.-5 мин.
- А теперь выберите по 1 ключевому выражению, характерному тому и другому пространству
(глаза, словно присыпанные пеплом , светлые, как небушко, глаза.
(народная , уменьшительно- ласкательная , почти колыбельная форма)
Вывод : эти ключевые выражения использованы для параллельного описания, которое дается последовательно контрастно, оно мало что говорило бы, если бы не сопровождалось описанием глаз, взгляда.
2) Слово учителя
-Соколов не в силах исправить свою личную «покалеченную судьбу», не может оживить своих «мертвых, потухших» глаз, но он может выправить жизнь и судьбу ребенка, может не дать погаснуть за пеленой дождя звездочкам в его глазах. Художественно выразительна эта перекличка. Мальчик, который нашел своего «папку».Он смотрит на мир «светлыми, как небушко, глазами». У мужчины, после того, как он решает взять мальчика к себе в «сынки» , «сразу на душе стало легко и как-то светло»
3) –Нам с вами известно, что чисто портретное описание можно разграничить на описание примет внешнего облика и моменты психологической характеристики героя.
- А сейчас, ребята, вам нужно заполнить таблицу:
Элементы внешнего портрета
Психологический портрет
Лицо, лоб, глаза
Жесты - повелительные, вопросительные,
Отчаяния, беспомощности, грубые , нежные; сердце- закаменело от горя.
4) ДИСКУССИОННАЯ КАРТА
Отразились ли испытания на внешности героя
Да, отразились
Дискуссионный вопрос
Нет, не отразились
Отразились ли испытания на внешности героя?
3 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП
-Как вы думаете, соотносится ли внешний и внутренний (психологический ) портреты персонажа?
Вывод: внутренний психологический портрет персонажа еще ярче подчеркивает, что за этой двуединой общей судьбой – «судьба человека», русского советского человека, мужественно и героически прошедшего – во имя защиты Родины, во имя утверждения в жизни живого –через ужасы войны, через «не людские» муки и неслыханные испытания народа- победителя
Домашнее задание.
1Составить рабочий план к сочинению –характеристике А.Соколова.
2 Нарисовать цветограмму (состояние души А.Соколова)
№1
Почему Андрей Соколов рассказывает о своей жизни постороннему человеку?
№ 2
Какие части можно выделить в рассказе Андрея Соколова?
№4
Какое событие из жизни Андрея в лагере можно считать кульминационным? Почему?
№3
Какое событие, произошедшее во время проводов на фронт, Андрей не может забыть спустя годы. Почему?
№5
В каких чертах характера героя свидетельствуют его усыновление мальчика – сироты Ванюшки?