kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внешний и психологический потрет шолоховского героя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока  для 8 класса  по  русской литературе по теме "Внешний и психологический портрет шолоховского героя"

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.

Формы обучения: групповая, фронтальная, коллективная.

Дидактическое обеспечение: тексты, карточки, листы учета знаний, портрет М.Шолохова,  иллюстрации к произведению.

Ведущие понятия темы: судьба, оптимизм, патриотизм, несгибаемая воля, мужество, героизм, большое щедрое сердце, тягчайшие испытания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внешний и психологический потрет шолоховского героя »

Русская литература 8 класс


Тема урока : « Внешний и психологический потрет шолоховского героя»


Цели:

  1. Научить самостоятельному поиску материала по теме, применить

  2. На практике знания учащихся по теме «Портретное описание человека»

  3. Развивать интерес к поисковой деятельности, проведению интеллектуальных операций

  4. Вырабатывать чувство сопричастности к изучаемому, воспитание патриотизма, доброты, сочувствие к судьбам героев рассказа.


Методы обучения: проблемный, частично-поисковый.



Формы обучения: групповая, фронтальная, коллективная.


Дидактическое обеспечение: тексты, карточки, листы учета знаний, портрет М.Шолохова, иллюстрации к произведению.


Ведущие понятия темы: судьба, оптимизм, патриотизм, несгибаемая воля, мужество, героизм, большое щедрое сердце, тягчайшие испытания.


Эпиграф : «…русский человек, человек несгибаемой воли, …сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина» М.Шолохов.



1 МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП


Раздаю листы учета знаний по группам, а также карточки с заданиями. Запись темы урока и эпиграфа.

- Мы продолжаем работу над рассказом М.Шолохова «Судьба человека». Прочтите эпиграф. Выделите главное, ключевое слово.

-Как вы понимаете эти слова автора? (Несгибаемая воля).



1)Предлагаю написать учащимся свободное письмо по ключевым словам: большие темные руки, розовая ручонка; высокий, сутуловатый; маленький, лет пяти – шести, плохо, небрежно одет, одет просто и добротно; глаза, присыпанные пеплом; светлые, как небушко, глаза.


Режим работы ; в гр.-5 мин.


- Как вы думаете, почему мы взяли именно эти слова для свободного письма?

-А теперь сами определите цель урока.



2 РЕАЛИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП


-Ребята дома вы должны были заполнить цитатами два пространства – «Андрей Соколов» - «Мальчик»

-Что у нас получилось?

Режим работы : в гр.-5 мин.

- А теперь выберите по 1 ключевому выражению, характерному тому и другому пространству

(глаза, словно присыпанные пеплом , светлые, как небушко, глаза.

(народная , уменьшительно- ласкательная , почти колыбельная форма)

Вывод : эти ключевые выражения использованы для параллельного описания, которое дается последовательно контрастно, оно мало что говорило бы, если бы не сопровождалось описанием глаз, взгляда.


2) Слово учителя

-Соколов не в силах исправить свою личную «покалеченную судьбу», не может оживить своих «мертвых, потухших» глаз, но он может выправить жизнь и судьбу ребенка, может не дать погаснуть за пеленой дождя звездочкам в его глазах. Художественно выразительна эта перекличка. Мальчик, который нашел своего «папку».Он смотрит на мир «светлыми, как небушко, глазами». У мужчины, после того, как он решает взять мальчика к себе в «сынки» , «сразу на душе стало легко и как-то светло»


3) –Нам с вами известно, что чисто портретное описание можно разграничить на описание примет внешнего облика и моменты психологической характеристики героя.


- А сейчас, ребята, вам нужно заполнить таблицу:


Элементы внешнего портрета

Психологический портрет

Лицо, лоб, глаза

Жесты - повелительные, вопросительные,

Отчаяния, беспомощности, грубые , нежные; сердце- закаменело от горя.





4) ДИСКУССИОННАЯ КАРТА


Отразились ли испытания на внешности героя



Да, отразились

Дискуссионный вопрос

Нет, не отразились


Отразились ли испытания на внешности героя?




3 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП


-Как вы думаете, соотносится ли внешний и внутренний (психологический ) портреты персонажа?


Вывод: внутренний психологический портрет персонажа еще ярче подчеркивает, что за этой двуединой общей судьбой – «судьба человека», русского советского человека, мужественно и героически прошедшего – во имя защиты Родины, во имя утверждения в жизни живого –через ужасы войны, через «не людские» муки и неслыханные испытания народа- победителя



Домашнее задание.


1Составить рабочий план к сочинению –характеристике А.Соколова.

2 Нарисовать цветограмму (состояние души А.Соколова)


№1

Почему Андрей Соколов рассказывает о своей жизни постороннему человеку?


№ 2

Какие части можно выделить в рассказе Андрея Соколова?


№4

Какое событие из жизни Андрея в лагере можно считать кульминационным? Почему?


№3

Какое событие, произошедшее во время проводов на фронт, Андрей не может забыть спустя годы. Почему?


№5

В каких чертах характера героя свидетельствуют его усыновление мальчика – сироты Ванюшки?



Лист контроля

№п/п

ФИ учащегося

Степень участия 1б

Решение проблемы 3б

Вид работы

Итог

Самооценка

Оценка

группы

Общая











Лист общих баллов


№ группы


Ваше имя Баллы

1

2

3

4

5


Общие баллы:



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внешний и психологический потрет шолоховского героя

Автор: Вахитова Танзиля Геннадьевна

Дата: 16.10.2014

Номер свидетельства: 119495


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства