kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассный урок литературы в 7 классе"Знаем, помним, благодарим..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Цель урока:

  1. продолжить знакомство учащихся с творчеством волгоградского писателя Б.Екимова;
  2.  создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;  развития умения кратко излагать свои мысли  устно  и  письменно;
  3. создание условий для  развития фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
  4. получить образец чуткости, отзывчивости по отношению к близким людям.

                                        Ход урока.

  1. Орг.момент.
  2. Постановка цели.

 - Ребята, посмотрите на фотографию писателя и скажите, кто это.

- Правильно. А какой рассказ мы с вами прочитали и обсудили? ( «Ночь исцеления») Вспомните, чему научился внук бабы Дуни. Сострадание … а что это такое?

Вот как о сострадании говорят великие люди.

-Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека.(Саади)                                                                                                                                                                                                                    

-Самое главное человеческое качество – умение сопереживать, сострадать кому-то и в горе, и в радости. (В.Сухомлинский).

Сострадание -  это одна из особенностей произведений Б.Екимова.

 Герои Б. Екимова в большинстве своем обычные, внешне ничем непримечательные люди, показанные в обыденной жизни. Однако в определенной ситуации они совершают поступки, продиктованные не личной выгодой или практическими соображениями, а состраданием к другому человеку, способностью понять чужую боль.

  1. Беседа по произведению.

- Скажите, какие мысли, чувства вызвал у вас рассказ Екимова «Под высоким крестом»? Почему?     

 - Прочитайте, какую картину увидел Иван Атарщиков в Красном яру?

- Какие чувства вызывает у вас эта картина?

/Больно за то, что в наши дни стало возможным надругательство над памятью, над захоронениями.

- Почему Иван считает себя виновным в случившемся? А что это были за люди? (мародёры) для чего они откапывали?

  - Но у нас действительно есть в Волгоградской области поисковая бригада.(исследовательская работа ученика о поисковой группе).

- Что знает Иван Атарщиков о войне, о страшных боях, шедших под Сталинградом?

(чтение отрывков).

- Посмотрите на карту нашей России- матушки  и покажите Волгоградскую область. Посмотрите, это маленькая пядь земли, которую защищали наши предки. А действия в рассказе происходило лишь в Калачёвском районе. Сколько погибло возле речки Голубой?

 По словам Ивана, «Пятьдесят ли, сто тысяч солдат здесь погибло да умерло, раненых, пленных по лагерям»…  

- Почему автор столь документально подробен в воспроизведении деталей военного времени?

- Да, чтобы мы помнили и не забывали, как досталась победа. Сегодня, говоря о человеческих потерях в Великой Отечественной войне, мы называем цифру и 20 миллионов погибших, и 30. Но каждый из этих миллионов был живым человеком. Гибель родного человека тяжело ранила близких. Для Ивана война была  не только историей страны, но и историей своей семьи, в которой память о тех страшных днях  священна. Он понимает: война -  это страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания близких ему людей. А сколько вдов, сирот, умерших от голода и болезней? ( под музыку «17 мгновений весны»)

- Кто такая Анеша?

Опишите внешность бабушки Анеши. И на плечи этой маленькой и хрупкой женщины легли все тяжести военной жизни.  Что она пережила в годы войны?

- Зачитайте строки, говорящие о том, что пришлось пережить женщинам в эти тяжёлые годы? Что такое чакан, козелик, скорода, лебеда? Давайте, послушаем о них Вику, что это и как ими кормились во время войны. (выступление ученика)

-Джуреки- лепёшки с добавлением молотых желудей.( всё сопровождается показом  растений и молотцых желудей).

-Вспомните, куда сходила за козой, чтобы кормить детей? ( ученик на доске записывает вычисления, сколько дней ходила за козой)

200км. До Камышина, скорость человека 5 км\ч, шла 12 часов – ушло примерно 7дней туда и обратно.

- Боль бабушки в этом рассказе Б.Екимова физическая или душевная? Душевную рану можно излечить только чем, мы с вами говорили? ( любовью, лаской, мягким, чутким отношением.)

- как  решает семья бабушки Анеши помочь ей?

- Как поступает Иван Атарщиков, узнав о мародёрстве? Как вы думаете, правильно ли он поступает?

4. работа в группах.

1 – эпитеты к слову война.

2 – эпитеты к поступку мародёров.

3 – слова ветеранам.

(выступление групп)

5.-У рассказа необыкновенное, таинственное название «Под высоким крестом». Как вы думаете, почему рассказ так называется? Какое значение имеет конец рассказа? (На фоне песни В.Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов)

  1. Самое страшное для семьи – не знать о судьбе своего родного человека. Дед Ивана пропал без вести и его не нашли. Но у нас в классе есть ученик, у которого прадед числился без вести пропавшим, его нашёл поисковый отряд в 2009 году.  Давайте послушаем историю Сучкова Никиты.

(рассказ ученика о своём прадедушке, воевавшем в Вов и пропавшем без вести.)

7. (под музыку М.Таривердиева “Воспоминания”)

Эти люди сражались, умирали, работали в тяжелейших условиях ради  близких, своей земли,  Будущего России, ради нас с вами.

Мы должны быть достойными их подвига.   Каждый должен задуматься, оправдывает ли его жизнь невероятные усилия людей военного поколения. Те ли мы люди, ради которых стоило жить и умирать.

Над их изголовьем не сыщешь крестов,

Но в памяти дело их свято.

В победе над Гитлером остов фортов

Сковали простые солдаты.

Простые герои, что грудью своей

Ни крови, ни сил не жалея,

Свой тыл защищали, детей, матерей,

И в землю вросли батареей.

И там, где был скрежет железных машин,

Где рвались в осколки ракеты,

Сегодня по парку бегут малыши

И мамы приносят букеты.

За эту картину тяжелой ценой

Солдаты с лихвой заплатили.

За чистое небо над их головой

Свои они здесь положили.

Над их изголовьем не сыщешь крестов,

Но в памяти дело их свято.

Почтим память прадедов, дедов, отцов

Что мир защитили когда-то.

(Минута молчания, заж-на свеча под фото памятников, обелисков.)

д/з: сочинение – рассуждение «Что такое война?»

(урок сопровождается презентацией)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«внеклассный урок литературы в 7 классе"Знаем, помним, благодарим..." »

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО» Р.П. СРЕДНЯЯ АХТУБА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.








Урок литературы в 7 классе: «Знаем, помним, благодарим…»

(По рассказу Б.Екимова «Под высоким крестом»).










Подготовила: Барсук Н.И.,

учитель русского языка и

литературы














2015год

Цель урока:

  1. продолжить знакомство учащихся с творчеством волгоградского писателя Б.Екимова;

  2. создание условий для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её; развития умения кратко излагать свои мысли устно и письменно;

  3. создание условий для развития фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

  4. получить образец чуткости, отзывчивости по отношению к близким людям.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

  2. Постановка цели.

- Ребята, посмотрите на фотографию писателя и скажите, кто это.

- Правильно. А какой рассказ мы с вами прочитали и обсудили? ( «Ночь исцеления») Вспомните, чему научился внук бабы Дуни. Сострадание … а что это такое?

Вот как о сострадании говорят великие люди.

-Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека.(Саади)

-Самое главное человеческое качество – умение сопереживать, сострадать кому-то и в горе, и в радости. (В.Сухомлинский).

Сострадание - это одна из особенностей произведений Б.Екимова.

Герои Б. Екимова в большинстве своем обычные, внешне ничем непримечательные люди, показанные в обыденной жизни. Однако в определенной ситуации они совершают поступки, продиктованные не личной выгодой или практическими соображениями, а состраданием к другому человеку, способностью понять чужую боль.

  1. Беседа по произведению.

- Скажите, какие мысли, чувства вызвал у вас рассказ Екимова «Под высоким крестом»? Почему?

- Прочитайте, какую картину увидел Иван Атарщиков в Красном яру?

- Какие чувства вызывает у вас эта картина?

/Больно за то, что в наши дни стало возможным надругательство над памятью, над захоронениями.

- Почему Иван считает себя виновным в случившемся? А что это были за люди? (мародёры) для чего они откапывали?

- Но у нас действительно есть в Волгоградской области поисковая бригада.(исследовательская работа ученика о поисковой группе).

- Что знает Иван Атарщиков о войне, о страшных боях, шедших под Сталинградом?

(чтение отрывков).

- Посмотрите на карту нашей России- матушки и покажите Волгоградскую область. Посмотрите, это маленькая пядь земли, которую защищали наши предки. А действия в рассказе происходило лишь в Калачёвском районе. Сколько погибло возле речки Голубой?

По словам Ивана, «Пятьдесят ли, сто тысяч солдат здесь погибло да умерло, раненых, пленных по лагерям»…

- Почему автор столь документально подробен в воспроизведении деталей военного времени?

- Да, чтобы мы помнили и не забывали, как досталась победа. Сегодня, говоря о человеческих потерях в Великой Отечественной войне, мы называем цифру и 20 миллионов погибших, и 30. Но каждый из этих миллионов был живым человеком. Гибель родного человека тяжело ранила близких. Для Ивана война была не только историей страны, но и историей своей семьи, в которой память о тех страшных днях священна. Он понимает: война - это страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания близких ему людей. А сколько вдов, сирот, умерших от голода и болезней? ( под музыку «17 мгновений весны»)

- Кто такая Анеша?

Опишите внешность бабушки Анеши. И на плечи этой маленькой и хрупкой женщины легли все тяжести военной жизни. Что она пережила в годы войны?

- Зачитайте строки, говорящие о том, что пришлось пережить женщинам в эти тяжёлые годы? Что такое чакан, козелик, скорода, лебеда? Давайте, послушаем о них Вику, что это и как ими кормились во время войны. (выступление ученика)

-Джуреки- лепёшки с добавлением молотых желудей.( всё сопровождается показом растений и молотцых желудей).

-Вспомните, куда сходила за козой, чтобы кормить детей? ( ученик на доске записывает вычисления, сколько дней ходила за козой)

200км. До Камышина, скорость человека 5 км\ч, шла 12 часов – ушло примерно 7дней туда и обратно.

- Боль бабушки в этом рассказе Б.Екимова физическая или душевная? Душевную рану можно излечить только чем, мы с вами говорили? ( любовью, лаской, мягким, чутким отношением.)

- как решает семья бабушки Анеши помочь ей?

- Как поступает Иван Атарщиков, узнав о мародёрстве? Как вы думаете, правильно ли он поступает?

4. работа в группах.

1 – эпитеты к слову война.

2 – эпитеты к поступку мародёров.

3 – слова ветеранам.

(выступление групп)

5.-У рассказа необыкновенное, таинственное название «Под высоким крестом». Как вы думаете, почему рассказ так называется? Какое значение имеет конец рассказа? (На фоне песни В.Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов)

  1. Самое страшное для семьи – не знать о судьбе своего родного человека. Дед Ивана пропал без вести и его не нашли. Но у нас в классе есть ученик, у которого прадед числился без вести пропавшим, его нашёл поисковый отряд в 2009 году. Давайте послушаем историю Сучкова Никиты.

(рассказ ученика о своём прадедушке, воевавшем в Вов и пропавшем без вести.)

7. (под музыку М.Таривердиева “Воспоминания”)

Эти люди сражались, умирали, работали в тяжелейших условиях ради близких, своей земли, Будущего России, ради нас с вами.

Мы должны быть достойными их подвига. Каждый должен задуматься, оправдывает ли его жизнь невероятные усилия людей военного поколения. Те ли мы люди, ради которых стоило жить и умирать.

Над их изголовьем не сыщешь крестов,

Но в памяти дело их свято.

В победе над Гитлером остов фортов

Сковали простые солдаты.

Простые герои, что грудью своей

Ни крови, ни сил не жалея,

Свой тыл защищали, детей, матерей,

И в землю вросли батареей.

И там, где был скрежет железных машин,

Где рвались в осколки ракеты,

Сегодня по парку бегут малыши

И мамы приносят букеты.

За эту картину тяжелой ценой

Солдаты с лихвой заплатили.

За чистое небо над их головой

Свои они здесь положили.

Над их изголовьем не сыщешь крестов,

Но в памяти дело их свято.

Почтим память прадедов, дедов, отцов

Что мир защитили когда-то.

(Минута молчания, заж-на свеча под фото памятников, обелисков.)


д/з: сочинение – рассуждение «Что такое война?»

(урок сопровождается презентацией)

Приложение.

Волгоградская региональная общественная организация «ПОИСК»

Зарегистрирована: Управлением юстиции Волгоградской области от 11.02.93 г.

Состав организации: 472 чел.

Основные формы работы: организация и проведение поисковых экспедиций на местах боев, Украина (совместные экспедиции), немецкая общественная организация VBGO (совместные экспедиции).

Регионы работы: Волгоградская обл. (с 1987 г.), Ростовская обл. ( с 1996 г.), Новгородская обл. (1989-96 гг.), Ленинградская обл. (1997 г.).

Поисковые формирования, входящие в состав организации ПО «Волга»(16):

ПО «Комсомолец» п. Октябрьский

ПО «Гвардия» сш.№46. ПО «Динамит»

ПО «Обелиск»

ПО «Поиск» ., п.Чернышковский

ПО «Обелиск» ., г.Суровикино

ПО «Дон» ., Иловлинский р-н, ст.Н.Григорьевка

ПО «Стальное пламя» Октябрьский р-н

ПО «Верность» сш №99

ПО «Надежда» Городищенский р-н, п.Степной

ПО «Данко» Ольховский р-н, п.Солодча

ПО «Взрыв»

ПО «Высота»

ПО «Сталинград».

ПО «Высота-2»

ПО «Сталинградская битва» г.Волжский,

ПО «Медик»

Калачёвский район

1. пос. Береславка.

Могила Героя Советского Союза Лагутина А. А. Стела установлена

в 1975 г.

Могила Героя Советского Союза Фролова И. П. Стела установлена

в 1976 г.

Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы (могила неизвестного солдата). Памятный знак.

2. х. Большеголубинский. Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Обелиск сооружен в 1951 г.

3. х. Большенабатовский. Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Обелиск сооружен в 1963 г.

Могила командира 817 артполка гвардии майора Кузьминых И. А. Обелиск сооружен в 1956 г.

4. п/л "Босоногий гарнизон". Памятный знак в честь пионера-героя А. Тимонина. Мемориальная стела с барельефом.

5. х. Братский. Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Стела установлена в 1960 г.

6. х. Бузиновка. Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Обелиск сооружен в 1958 г.

Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы (на кладбище). Скульптурный памятник установлен в 1965 г.

7. с. Варламовка. Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Стела установлена в 1960 г.

8. х. Вербовский. Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Обелиски установлены в 1956 и в 1959 гг.

Место расстрела пионеров "Босоногого гарнизона". Памятный знак установлен в 1982 г.

9. х. Верне-Голубинский. Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Обелиск сооружен в 1972 г.

10. пос. Дальний. Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Обелиск сооружен в 1962 г.

11. пос. Дом Отдыха. Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Скульптурный памятник сооружен в 1953 г.

12. пос. Донской. Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Обелиск сооружен в 1959 г.

13. х. Евлампиевский. Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Стела установлена в 1963 г.

14. пос. Ильевка. Братская могила участников гражданской войны и советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Литая колонна установлена в 1950 г.

15. г. Калач-на-Дону.

Танк Т-70, первым ворвавшийся в город. Установлен над могилой погибшего экипажа в 1942 г.

Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Обелиск и 2 мемориальные стены сооружены в 1977 г.

Братская могила юных партизан, погибших в дни Сталинградской битвы. Обелиск сооружен в 1975 г.

Братская могила советских летчиков, погибших в дни Сталинградской битвы. Декоративная стена, надгробия.

Танк Т-34. Установлен в честь танкистов, освободивших г. Калач в 1942 г. Поставлен на постамент в 1980 г.

Здание, в котором в 1942 г. размещался штаб 9-й мотострелковой бригады. Мемориальная доска.

16. х. Камыши. Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Скульптурный памятник установлен в 1953 г.

17. пос. Крепинский. Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Обелиск сооружен в 1956 г.

18. х. Логовский. Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Обелиски сооружены в 1949 и 1952 гг.

19. х. Ложки. Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Стела сооружена в 1972 г.

20. х. Ляпичев. Братская могила участников гражданской войны и советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Обелиски установлены в 1950 и 1955 гг.

21. х. Малоголубинская. Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Обелиск сооружен в 1956 г.

Памятный знак в честь воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны.

22. с. Мариновка. Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Скульптурный памятник сооружен в 1972 г.

Братская могила участников гражданской войны и советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Обелиск сооружен в 1956 г.

23. х. Новоляпичев. Братская могила участников гражданской войны и советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Обелиск сооружен в 1956 г.

24. х. Новопетровский. Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Обелиск сооружен в 1956 г.

25. х. Осиновский. Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Стела сооружена в 1950 г.

26. пос. Пархоменко (Варваровка). Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Обелиск.

27. х. Первомайский. Братская могила участников гражданской войны и советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Стела установлена в 1956 г.

28. пос. Приморский. Обелиск в честь воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны.

29. пос. Прудбой. Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Стела сооружена в 1954 г.

30. пос. Пятиморский. Монумент "Соединение фронтов". Сооружен в 1953 г.

31. с. Рокотино. Братская могила советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Стела сооружена в 1955 г.

32. х. Рюмино-Красноярский. Братская могила участников гражданской войны и советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Обелиски установлены в 1956 и 1964 гг.

33. с. Степаневка. Братская могила участников гражданской войны и советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Декоративное надгробие сооружено в 1965 г.

34. х. Тихоновка. Братская могила участников гражданской войны и советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Обелиск сооружен в 1963 г.

35. "Хорошев Курган" Братская могила участников гражданской войны и советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Обелиск сооружен в 1967 г.

Танк КВ, установлен на постамент.

36. пос. Черкесов. Братская могила участников гражданской войны и советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы. Обелиск сооружен в 1956 г.

37. х. Ярки-Рубежный. Братская могила участников гражданской войны и советских воинов, погибших в дни Сталинградской битвы.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
внеклассный урок литературы в 7 классе"Знаем, помним, благодарим..."

Автор: Барсук Надежда Ивановна

Дата: 12.05.2015

Номер свидетельства: 210499


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства