Внеклассное мероприятие «Своя игра» по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Внеклассное мероприятие «Своя игра» по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Урок проводится в форме популярного шоу "Своя игра". Данная разработка поможет обобщить и закрепить знания о романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Своя игра» по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»»
Внеклассное мероприятие «Своя игра» по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
9 класс
Цель урока-игры: обобщить и закрепить ранее полученные знания о романе
Задачи:
Образовательные:
формировать у учащихся умения характеризовать героев романа;
продолжить работу по совершенствованию умений и навыков анализа художественного произведения;
Развивающие:
развитие умения занимать свою позицию;
развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения, слышать и уважать мнение оппонента;
способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного анализа и синтеза изучаемого материала;
умение строить переход от знания отдельных фактов к их обобщению, от раскрытия их сущности - к причинно-следственным связям;
выработка личностного отношения к изучаемому произведению, герою;
развитие устной и письменной монологической (диалогической) речи.
Воспитательные:
способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения;
воспитание нравственных качеств личности.
Ход мероприятия.
Учитель: Лермонтова всегда волновал вопрос создания образа дворянского героя 30-х годов, эпохи "мрачного десятилетия", когда преследовалась любая свободная мысль и подавлялось всякое живое чувство. Печальные раздумья поэта о судьбе передовых людей последекабристской общественной жизни появляются во многих лирических стихотворениях:
Чернышева И. Чтение стихотворения «Печально я гляжу…»
Учитель: «Герой произведения нашего времени», — говорит Лермонтов в предисловии к роману, — это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Лермонтов высказал «едкие истины» о жизни этого поколения, о его бездействии, растрате сил на пустые занятия.
«В этом романе есть что-то неразгаданное», - писал Белинский. Прежде чем разгадать, нужно разобраться, узнать. Вот по этому пути мы и пойдем сегодня с вами.
«Своя игра» Начинает игру победитель отборочного тура.
Отборочный тур. Узнай героя.
Кто из героев романа мог бы так говорить о Печорине?
Прекрасный человек, но с «большими странностями». «Право, жаль, что он дурно кончит ... да и нельзя иначе!.. Я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!» Я считал, что люди, прослужившие вместе, становятся чуть ли не родными, но не в этот раз. Быть может, Печорин никогда не считал меня другом, и просто ему не о чем было со мной говорить. Или он просто эгоист! А я ведь был способен на многое ради дружбы. ( Максим Максимыч)
2. Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ни чей взор не обещает столько блаженства и никто не может быть так истинно несчастлив, как Печорин, потому что никто столько не старается уверить себя в противном. (Вера)
3. Печорин был единственным человеком, близким мне по духу и убеждениям. Я, как и он, презирал это водяное общество, пустое и лицемерное. В Печорине я видел родственную душу. Только с ним я мог говорить свободно и откровенно. Я всегда считал его человеком безумно храбрым, способным на риск. Печорин мне близок по духу. Мне, как и ему нравится вести разговоры на философско-метафизические темы, «об отвлеченных предметах». (Вернер)
4. Характер Печорина сложен и противоречив. Наряду с его положительными качествами, я вскоре убедилась в его честолюбии, эгоизме, душевной черствости. Печорин стал моим хозяином и пытался приучить меня к мысли, «что я никому не будет принадлежать кроме него…». (Бэла)
5. Я стремился играть модную среди юношей роль в некоторой степени разочарованного героя, обреченного на какие-то тайные страдания. Конечно же, вы понимаете, что это пародия на Печорина. Может, поэтому я так ненавистен Печорину? (Грушницкий)
Печорин
- Кому и при каких обстоятельствах произносит Печорин эти слова:
«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой»
Максиму Максимычу в ответ на то, что Печорин разлюбил Бэлу.
200 - Кому и при каких обстоятельствах произносит Печорин эти слова:
«Видите ли, я выжил из тех лет, когда умирают, произнося имя своей любезной и завещая другу клочок напомаженных или не напомаженных волос».
Вернеру по пути к месту дуэли с Грушницким
300 - …моё сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту…
О чём говорит Печорин? Почему он так этого боится?
О женитьбе. В детстве ему предсказали смерть от злой жены.
400 - Что, по мнению рассказчика, выдавало в Печорине: 1) признак породы; 2) признак скрытности характера; 3) признак злого нрава или глубокой постоянной грусти?
1)Черные брови и усы при светлых волосах;
2) не размахивал руками при ходьбе;
3) глаза не смеялись при смехе.
Женские образы:
100 - Узнайте героиню по её словам:
Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его – я княжеская дочь!...
(Бэла)
200 - Узнайте героиню по её словам:
…знайте, что я всем могу пожертвовать для того, которого люблю… О, отвечайте скорее, сжальтесь…
(Мери)
300 - О ком говорит Печорин :
Может быть, ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…
(о Вере)
400 - В какую женщину никогда не влюбится Печорин?
Надо признаться, что я точно не люблю женщин
с характером: их ли это дело!..
Портреты:
100 - Узнайте героя по портрету:
Говорили про него, что он любит таскаться за Кубань с абреками, и, правду сказать, рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то, ловок-то был, какбес! (Казбич)
200 - Узнайте героя по портрету:
«Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает. И которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение» (Грушницкий)
300 - Узнайте героя по портрету:
Он скептик и матерьялист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. (Вернер)
400 - На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка… смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду. (Максим Максимыч)
Детали:
100 - Кому принадлежит данный предмет: небольшой чемодан, который до половины был набит путевыми записками о Грузии (автору-рассказчику)
200 - В чём ошибся пьяный лекарь в повести «Бэла»?
(Он объявил, что Бэла больше дня прожить не сможет, а она ещё два дня прожила)
300 - В чём состоял подвох в дуэли между Грушницким и Печориным?
(Пистолет Печорина должен был быть не заряжен.)
400 - «Пришёл Грушницкий и бросился мне на шею… Мы выпили шампанского». Что сделало счастливым Грушницкого?
Нет! Я теперь совершенно счастлив». Грушницкий произведён в офицеры.)
Суперигра
В чём был убеждён доктор Вернер, а в чём – Печорин?
Вернер: «Я убеждён только в одном… что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру»
Печорин: «Я богаче вас, у меня, кроме этого, есть ещё убеждение – именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться»
Итог. В конце урока жюри подводит итоги конкурса-игры.
При оценивании ответов на задания жюри руководствуется следующими критериями: точность и полнота ответа; глубина приводимых суждений и убедительность аргументов; соблюдение последовательности в изложении материала; следование нормам речи; оригинальность ответа.
Рефлексия
Удалось ли нам с вами разгадать тайну романа? Наверное, ответить на этот вопрос однозначно сложно. А может в том и прелесть романа, что каждое новое поколение находит в нем новые тайны?
Пусть и в вас не иссякнет желание открывать для себя загадки великой русской литературы.
А я, в отличие от Лермонтова, все же с надеждой гляжу на наше поколенье.