kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие «Своя игра» по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в форме популярного шоу "Своя игра". Данная разработка поможет обобщить и закрепить знания о романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Своя игра» по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»»



Внеклассное мероприятие «Своя игра» по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

9 класс

Цель урока-игры: обобщить и закрепить ранее полученные знания о романе

Задачи:

Образовательные: 

формировать у учащихся умения характеризовать героев романа;

продолжить работу по совершенствованию умений и навыков анализа художественного произведения;

Развивающие:

развитие умения занимать свою позицию;

развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения, слышать и уважать мнение оппонента;

способствовать формированию у учащихся навыков самостоятельного анализа и синтеза изучаемого материала;

умение строить переход от знания отдельных фактов к их обобщению, от раскрытия их сущности - к причинно-следственным связям;

выработка личностного отношения к изучаемому произведению, герою;

развитие устной и письменной монологической (диалогической) речи.

Воспитательные:

способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения;

воспитание нравственных качеств личности.



Ход мероприятия.

Учитель: Лермонтова всегда волновал вопрос создания образа дворянского героя 30-х годов, эпохи "мрачного десятилетия", когда преследовалась любая свободная мысль и подавлялось всякое живое чувство. Печальные раздумья поэта о судьбе передовых людей последекабристской общественной жизни появляются во многих лирических стихотворениях:

Чернышева И. Чтение стихотворения «Печально я гляжу…»

Учитель: «Герой произведения нашего времени», — говорит Лермонтов в предисловии к роману, — это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Лермонтов высказал «едкие истины» о жизни этого поколения, о его бездействии, растрате сил на пустые занятия.

«В этом романе есть что-то неразгаданное», - писал Белинский. Прежде чем разгадать, нужно разобраться, узнать. Вот по этому пути мы и пойдем сегодня с вами.

«Своя игра» Начинает игру победитель отборочного тура.

Отборочный тур. Узнай героя.

  1. Кто из героев романа мог бы так говорить о Печорине?

Прекрасный человек, но с «большими странностями». «Право, жаль, что он дурно кончит ... да и нельзя иначе!.. Я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!» Я считал, что люди, прослужившие вместе, становятся чуть ли не родными, но не в этот раз. Быть может, Печорин никогда не считал меня другом, и просто ему не о чем было со мной говорить. Или он просто эгоист! А я ведь был способен на многое ради дружбы. ( Максим Максимыч)


2. Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно; ни чей взор не обещает столько блаженства и никто не может быть так истинно несчастлив, как Печорин, потому что никто столько не старается уверить себя в противном. (Вера)

3. Печорин был единственным человеком, близким мне по духу и убеждениям. Я, как и он, презирал это водяное общество, пустое и лицемерное. В Печорине я видел родственную душу. Только с ним я мог говорить свободно и откровенно. Я всегда считал его человеком безумно храбрым, способным на риск. Печорин мне близок по духу. Мне, как и ему нравится вести разго­воры на философско-метафизические темы, «об от­влеченных предметах». (Вернер)


4. Характер Печорина сложен и противоречив. Наряду с его положительными качествами, я вскоре убедилась в его честолюбии, эгоизме, душевной черствости. Печорин стал моим хозяином и пытался приучить меня к мысли, «что я никому не будет принадлежать кроме него…». (Бэла)

5. Я стремился играть модную среди юношей роль в некоторой степени разочарованного героя, обреченного на какие-то тайные страдания. Конечно же, вы понимаете, что это пародия на Печорина. Может, поэтому я так ненавистен Печорину? (Грушницкий)


Печорин

  1. - Кому и при каких обстоятельствах произносит Печорин эти слова:

«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой» 

                      Максиму Максимычу в ответ на то, что Печорин разлюбил Бэлу.

 200 - Кому и при каких обстоятельствах произносит Печорин эти слова:

«Видите ли, я выжил из тех лет, когда умирают, произнося имя своей любезной и завещая другу клочок напомаженных или не напомаженных волос». 

                                                     Вернеру по пути к месту дуэли с Грушницким

 300 -   …моё сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту…          

О чём говорит Печорин? Почему он так этого боится?

О женитьбе. В детстве ему предсказали смерть от злой жены.

 400 - Что, по мнению рассказчика, выдавало в Печорине: 1) признак породы; 2) признак скрытности характера; 3) признак злого нрава или глубокой постоянной грусти?

1)Черные брови и усы при светлых волосах;

2) не размахивал руками при ходьбе;

3) глаза не смеялись при смехе.

Женские образы:

100 -    Узнайте героиню по её словам:

    Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его – я княжеская дочь!...  

(Бэла)

200 - Узнайте героиню по её словам:

  …знайте, что я всем могу пожертвовать для того, которого люблю… О, отвечайте скорее, сжальтесь…

(Мери)

300 - О ком говорит Печорин :

   Может быть, ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…

(о Вере)

400 - В какую женщину никогда не влюбится  Печорин?

Надо признаться, что я точно не люблю женщин

с характером: их ли это дело!..

Портреты:

100 - Узнайте героя по портрету:

    Говорили про него, что он любит таскаться за Кубань с абреками, и, правду сказать, рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий… А уж ловок-то, ловок-то был, какбес!                          (Казбич)

200 - Узнайте героя по портрету:

   «Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает. И которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение»                                                                              (Грушницкий)

300 - Узнайте героя по портрету:

    Он скептик и матерьялист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов.                                                                                                  (Вернер)

400 -  На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка… смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду.                                     (Максим Максимыч)

Детали:

100 - Кому принадлежит данный предмет: небольшой чемодан, который до половины был набит путевыми записками о Грузии           (автору-рассказчику)

200 -   В чём ошибся пьяный лекарь в повести «Бэла»?

(Он объявил, что Бэла больше дня прожить не сможет, а она ещё два дня прожила)

300 -   В чём состоял подвох в дуэли между Грушницким и Печориным?

(Пистолет Печорина должен был быть не заряжен.)

400 - «Пришёл Грушницкий и бросился мне на шею… Мы выпили шампанского». Что сделало счастливым Грушницкого?  

(«О, эполеты, эполеты! Ваши звёздочки, путеводительные звёздочки…

Нет! Я теперь совершенно счастлив». Грушницкий произведён в офицеры.)

Суперигра       

В чём был убеждён доктор Вернер, а в чём – Печорин?

Вернер: «Я убеждён только в одном… что рано или поздно, в одно прекрасное утро я умру»

Печорин: «Я богаче вас, у меня, кроме этого, есть ещё убеждение – именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться»

  1. Итог. В конце урока жюри подводит итоги конкурса-игры.

При оценивании ответов на задания жюри руководствуется следующими критериями: точность и полнота ответа; глубина приводимых суждений и убедительность аргументов; соблюдение последовательности в изложении материала; следование нормам речи; оригинальность ответа.

  1. Рефлексия

Удалось ли нам с вами разгадать тайну романа? Наверное, ответить на этот вопрос однозначно сложно. А может в том и прелесть романа, что каждое новое поколение находит в нем новые тайны?

Пусть и в вас не иссякнет желание открывать для себя загадки великой русской литературы.

А я, в отличие от Лермонтова, все же с надеждой гляжу на наше поколенье.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие «Своя игра» по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Автор: Охман Наталья Николаевна

Дата: 16.08.2016

Номер свидетельства: 339593


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства