Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по литературе "Немец в валенках" (по рассказу К. Воробьёва)»
Тема урока: « Немец в валенках» (по рассказу Константина Воробьева)
Тип урока: урок внеклассного чтения по УМК «Вокруг тебя мир»
Класс: 6
Цели урока:
- подвести учащихся к пониманию того, что люди, относящиеся к двум враждующим во время войны сторонам, способны поступать гуманно, что каждый человек, находящийся в плену, имеет право на сохранение жизни;
- развивать речевые компетенции: умение грамотно, четко излагать свои мысли при анализе рассказа;
-развивать коммуникативные компетенции: умение вести дискуссию и диалог; слушать собеседника;
-развитие культуроведческой компетенции: способствовать развитию интереса учащихся к литературному наследию К.Д.Воробьева.
Оборудование: презентация
Ход урока
Организационный момент
.
Слово учителя.
Доброе утро. И солнышко доброго дня пожелало.
Пусть день сегодняшний начнется с доброты,
Не с суеты, не с маяты.
Пусть будет больше теплоты,
Пусть день начнется с красоты.
Пусть день наполнится делами,
Прибудет новыми друзьями.
Но… важно быть самим собой,
Уйти в учебу с головой.
Я надеюсь на ваше понимание и поддержку.
Если ты равнодушен к страданиям других,
Ты не заслуживаешь названия человека.
Саади
Подведение к теме урока
- Сегодня на уроке мы поговорим о рассказе «Немец валенках» писателя – фронтовика Константина Дмитриевича Воробьева (1919-1975). Рассказ был написан в 1966 году. Он переносит нас во времена Великой отечественной войны. В центре этого произведения непростые взаимоотношения пленных и фашистов. В основе рассказа – реальные факты из лагерной жизни.
Сообщение темы и формулировка целей урока, оформление записи в тетради.
Двадцать пятое октября.
Классная работа.
Тема урока: « Немец в валенках» (по рассказу Константина Воробьева)
2. Аналитическая работа по тексту
- Интересно ли было читать рассказ?
- Были ли моменты, когда вам хотелось прервать чтение? Почему? ( Ученики называют тот момент, когда пленный решил, что его поведут на расстрел; момент, когда в дверях барака показался Вилли Броде, конвоируемый офицерами из комендатуры).
- Когда и где происходит действие рассказа? (Весна, Прибалтика, лагерь штрафников
) Словарь: - Как вы понимаете выражения “проклевывалась трава и засвечивались одуваны”? (записывают в тетрадь)
- Найдите и прочитайте описание внешности Вили. - Обратите внимание на сравнения “как подсолнух”, “как деревенский кот”. Если бы вместо этих сравнений были, например, “как апельсин”, “как тигр”, повлияло бы это на ваше впечатление об охраннике? - Как воспринимают сначала этого охранника пленные? - Почему пленные смотрят на ноги немца? (Он обут в валенки) - Что это означает для пленных? (Он побывал в сражениях под Москвой) - А почему важно, что немец воевал под Москвой? (Жестокий. Опытный. Мстительный) - Что сразу понимает герой рассказа, когда видит, как морщится при ходьбе фашист? (У него отморожены пальцы) - Чего он ожидает от немца? - Почему не признается, что и у него ноги болят?
Словарь: Кто такие доходяги, почему их так называют? (записывают в тетрадь)
- Какие чувства испытывает Вилли к Александру вначале? (удивление, неверие, растерянность) - Зачем, по-вашему, подходит к другу Иван Воронов? (выручать) - Что означает протянутая охранником сигарета? (Немец хочет показать расположение)
Словарь: Кто находится в бараке? (штрафники) (записывают в тетрадь)
- Кого называли штрафниками? - Кем был Вили Броде до войны? - Почему он говорит об этом пленному доходяге, штрафнику? Что их объединяет.
Словарь: Кто такой конвоир? (записывают в тетрадь)
- Почему пленный думает о смерти? Ждет ли он чего-нибудь хорошего от фашиста? - Что необычного в том, что охранник отпустил доходягу? (Вспомните, что в бараке собраны те, кто уже бежал, и не единожды). - Понял ли пленный, зачем приходил охранник? - Ждет ли он его снова? - Как Вилли обращается к пленному, придя второй раз? - Важно ли, по-вашему, как обращаться к человеку? А к пленному? Знаете ли вы, как обращались к заключенным в лагере? (по номеру) - Какое сравнение, мало сочетающееся с образом врага, использует писатель? - О чем в первую минуту встречи думает Александр, глядя на немца? (броситься) - Ожидает ли пленный, что охранник принесет хлеб? А вы? (исходя из логики раскрытия характера героя, да) - Прочитайте, как описан хлеб
. Словарь: Как вы понимаете эпитеты изнурительный запах, невесомая важность, скрыто-живая телесная теплота хлеба?
- Как в тексте показано, что охранник осознает: он рискует, принося заключенным хлеб? (он оглядывается, отбирает обертку, торопит съесть) - Почему немец не сразу уходит? (он видит в пленном человека, общается с ним) - А что именно позволило охраннику увидеть в заключенном человека? (так же, как и у него, отмороженные ноги) - Ждет ли теперь Александр немца в валенках? Докажите текстом (“С этой минуты я стал ждать…”) - Как собирается он поступить с хлебом? - Чтоозначает для доходяг этот “разовый укус” хлеба? - Понимает ли военинженер Тюрин, что происходит между Вилли и Александром? - Как вы относитесь к Тюрину? - Как воспринимается финал рассказа? - Хочется ли вам, чтобы Вилли остался жив? Почему? - Всякий ли пленный может рассчитывать на сострадание? - А какого обращения заслуживает любойпленник?
3.Слово учителя.
- В основу рассказа положен реальный факт из лагерной жизни Константина Дмитриевича Воробьева. Ведь писатель принимал участие в первых боях под Москвой, попал в плен, трижды бежал, командовал в Литве партизанским отрядом. В концлагере для военнопленных в Саласпилсе встретился Воробьеву такой охранник и звали его, как и героя рассказа, Вилли Броде. Этот человек проникся к писателю сочувствием и однажды дал ему хлеб и сигареты. Более подробно о К.Д.Воробьеве вы узнаете, послушав выступление ученицы (Иванова Лиза)
4. Викторина
Узнай героя:
- Это пленный штрафник. Он идёт, балансируя то правой, то левой рукой. У него отморожены пальцы ног (Александр)
- У него голубые глаза, опущенные белесыми ресницами. Он носит меховую куртку под мундиром. У него отморожены пальцы ног.(Вилли Броде)
- Он был доходяга. Он остался жив, перенеся ужас плена. Он идёт, будто плывёт.(Иван Воронов)
- Он коренастый. Широколицый и рыжий. На нём сибирские валенки с отрезанными голенищами. Он ступает мягко и врозваль (Вилли Броде)
Вспомни сравнение:
- Воронов лежит животом вниз, как (собака)
- Вилли Броде был рыжий, как подсолнух
- Александр подровнял углы бутерброда, и бутерброд округлился, как (коржик)
- Он ступает мягко и врозваль, как(деревенский кот)
- Его глаза блестят, как (угли)
-Немец стоял у дверей, как (одуван в запретной черте)
Вспомни, сколько:
- штрафников было в бараке? (46)
- лет Александру? (22)
- сколько раз приходил немец к доходяге? (3)
- шагов нужно преодолеть Александру, чтобы подойти к немцу? (4)
-сколько хлеба намеревался Саша дать первым двум доходягам? (по разовому укусу)
5.Итоги урока, выводы (записываются в тетрадь).
Это произведение о Великой Отечественной войне. О войне написано и сказано много Она живёт в нашей памяти, наших сердцах, мыслях о будущем. Почти в каждом доме хранятся пожелтевшие фронтовые письма, фотографии, на которых запечатлены совсем юные лица ваших прабабушек и прадедушек. Они прошли испытания огнём и стали персонажами многих литературных произведений писателей-фронтовиков: Б.Васильева, Ю.Друниной, К.Симонова, Ю.Бондарева, К.Воробьёва. (рассказ ученицы о дедушке)
6. Заключительное слово учителя.
- Совершенно не обязательно сострадать или испытывать какие-либо положительные чувства к пленному вражеской армии. В то же время и чувство ненависти не должно помешать соблюдению основного гуманитарного правила: военнопленный имеет право на гуманное обращение. К.Воробьёв поднимает очень важную нравственную проблему: война и стремление к добру. У нас возникает мысль, что никакая война не преграда для человеческих отношений, даже в самой бесчеловеческой ситуации. Каждый из нас должен сохранить в себе милосердие, сострадание, любовь к людям. Мне хочется, чтобы вы не ушли с нашего урока с пустым сердцем, а стали добрее, милосерднее и в жизни совершали только гуманные поступки, хотя сделать это бывает порой нелегко.
7. Рефлексия.
-Ребята, все ли на уроке вам было понятно? (Высказывания учащихся)
-Продолжите предложения.
Урок получился интересным, познавательным, потому что….
На уроке я узнал(а) много нового:….
Урок не понравился…
Как Вы думаете, справились ли мы с поставленными задачами: о чем сегодня говорили на уроке, что нового узнали? Признайтесь, пожалуйста, какими словами описали бы вы своё состояние после урока.
8. Домашнее задание.
Подберите рассказы, стихи, повести, в которых раскрываются гуманные поступки героев