kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по литературе "Немец в валенках" (по рассказу К. Воробьёва)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок содержит много форм работы с детьми. Урок посвящён теме ВОВ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по литературе "Немец в валенках" (по рассказу К. Воробьёва)»


Тема урока: « Немец в валенках» (по рассказу Константина Воробьева)

Тип урока: урок внеклассного чтения по УМК «Вокруг тебя мир»

Класс: 6

Цели урока:

- подвести учащихся к пониманию того, что люди, относящиеся к двум враждующим во время войны сторонам, способны поступать гуманно, что каждый человек, находящийся в плену, имеет право на сохранение жизни;

- развивать речевые компетенции: умение грамотно, четко излагать свои мысли при анализе рассказа;

-развивать коммуникативные компетенции: умение вести дискуссию и диалог; слушать собеседника;

-развитие культуроведческой компетенции: способствовать развитию интереса учащихся к литературному наследию К.Д.Воробьева.


Оборудование: презентация


Ход урока

  1. Организационный момент

.


  1. Слово учителя.

Доброе утро. И солнышко доброго дня пожелало.

Пусть день сегодняшний начнется с доброты,

Не с суеты, не с маяты.

Пусть будет больше теплоты,

Пусть день начнется с красоты.

Пусть день наполнится делами,

Прибудет новыми друзьями.

Но… важно быть самим собой,

Уйти в учебу с головой.


Я надеюсь на ваше понимание и поддержку.


Если ты равнодушен к страданиям других,

Ты не заслуживаешь названия человека.

Саади



  1. Подведение к теме урока

- Сегодня на уроке мы поговорим о рассказе «Немец валенках» писателя – фронтовика Константина Дмитриевича Воробьева (1919-1975). Рассказ был написан в 1966 году. Он переносит нас во времена Великой отечественной войны. В центре этого произведения непростые взаимоотношения пленных и фашистов. В основе рассказа – реальные факты из лагерной жизни. 


  1. Сообщение темы и  формулировка целей урока, оформление записи в тетради.

Двадцать пятое октября.

Классная работа.

Тема урока: « Немец в валенках» (по рассказу Константина Воробьева)


2. Аналитическая работа по тексту

- Интересно ли было читать рассказ?

- Были ли моменты, когда вам хотелось прервать чтение? Почему? ( Ученики называют тот момент, когда пленный решил, что его поведут на расстрел; момент, когда в дверях барака показался Вилли Броде, конвоируемый офицерами из комендатуры).

- Когда и где происходит действие рассказа? (Весна, Прибалтика, лагерь штрафников

)
Словарь: - Как вы понимаете выражения “проклевывалась трава и засвечивались одуваны”? (записывают в тетрадь)


- Найдите и прочитайте описание внешности Вили.
- Обратите внимание на сравнения “как подсолнух”, “как деревенский кот”. Если бы вместо этих сравнений были, например, “как апельсин”, “как тигр”, повлияло бы это на ваше впечатление об охраннике?
- Как воспринимают сначала этого охранника пленные?
- Почему пленные смотрят на ноги немца? (Он обут в валенки)
- Что это означает для пленных? (Он побывал в сражениях под Москвой)
- А почему важно, что немец воевал под Москвой? (Жестокий. Опытный. Мстительный)
- Что сразу понимает герой рассказа, когда видит, как морщится при ходьбе фашист? (У него отморожены пальцы)
- Чего он ожидает от немца?
- Почему не признается, что и у него ноги болят?


Словарь: Кто такие доходяги, почему их так называют? (записывают в тетрадь)


- Какие чувства испытывает Вилли к Александру вначале? (удивление, неверие, растерянность)
- Зачем, по-вашему, подходит к другу Иван Воронов? (выручать)
- Что означает протянутая охранником сигарета? (Немец хочет показать расположение)


Словарь: Кто находится в бараке? (штрафники) (записывают в тетрадь)


- Кого называли штрафниками?
- Кем был Вили Броде до войны?
- Почему он говорит об этом пленному доходяге, штрафнику? Что их объединяет.


Словарь: Кто такой конвоир? (записывают в тетрадь)


- Почему пленный думает о смерти? Ждет ли он чего-нибудь хорошего от фашиста?
- Что необычного в том, что охранник отпустил доходягу? (Вспомните, что в бараке собраны те, кто уже бежал, и не единожды).
- Понял ли пленный, зачем приходил охранник?
- Ждет ли он его снова?
- Как Вилли обращается к пленному, придя второй раз?
- Важно ли, по-вашему, как обращаться к человеку? А к пленному? Знаете ли вы, как обращались к заключенным в лагере? (по номеру)
- Какое сравнение, мало сочетающееся с образом врага, использует писатель? 
- О чем в первую минуту встречи думает Александр, глядя на немца? (броситься)
- Ожидает ли пленный, что охранник принесет хлеб? А вы? (исходя из логики раскрытия характера героя, да)
- Прочитайте, как описан хлеб

.
Словарь: Как вы понимаете эпитеты изнурительный запах, невесомая важность, скрыто-живая телесная теплота хлеба?


- Как в тексте показано, что охранник осознает: он рискует, принося заключенным хлеб? (он оглядывается, отбирает обертку, торопит съесть)
- Почему немец не сразу уходит? (он видит в пленном человека, общается с ним)
- А что именно позволило охраннику увидеть в заключенном человека? (так же, как и у него, отмороженные ноги)
- Ждет ли теперь Александр немца в валенках? Докажите текстом (“С этой минуты я стал ждать…”)
- Как собирается он поступить с хлебом?
Что означает для доходяг этот “разовый укус” хлеба?
- Понимает ли военинженер Тюрин, что происходит между Вилли и Александром?
- Как вы относитесь к Тюрину?
- Как воспринимается финал рассказа?
- Хочется ли вам, чтобы Вилли остался жив? Почему?
- Всякий ли пленный может рассчитывать на сострадание?
- А какого обращения заслуживает любой пленник?


3.Слово учителя.

- В основу рассказа положен реальный факт из  лагерной жизни Константина Дмитриевича Воробьева. Ведь писатель принимал участие в первых боях под Москвой, попал в плен, трижды бежал, командовал в Литве партизанским отрядом. В концлагере для военнопленных в Саласпилсе встретился Воробьеву такой охранник и звали его, как и героя рассказа, Вилли Броде. Этот человек проникся к писателю сочувствием и однажды дал ему хлеб и сигареты. Более подробно о К.Д.Воробьеве вы узнаете, послушав выступление ученицы (Иванова Лиза)

4. Викторина

Узнай героя:

- Это пленный штрафник. Он идёт, балансируя то правой, то левой рукой. У него отморожены пальцы ног (Александр)

- У него голубые глаза, опущенные белесыми ресницами. Он носит меховую куртку под мундиром. У него отморожены пальцы ног.(Вилли Броде)

- Он был доходяга. Он остался жив, перенеся ужас плена. Он идёт, будто плывёт.(Иван Воронов)

- Он коренастый. Широколицый и рыжий. На нём сибирские валенки с отрезанными голенищами. Он ступает мягко и врозваль (Вилли Броде)

Вспомни сравнение:

- Воронов лежит животом вниз, как (собака)

- Вилли Броде был рыжий, как подсолнух

- Александр подровнял углы бутерброда, и бутерброд округлился, как (коржик)

- Он ступает мягко и врозваль, как(деревенский кот)

- Его глаза блестят, как (угли)

-Немец стоял у дверей, как (одуван в запретной черте)

Вспомни, сколько:

- штрафников было в бараке? (46)

- лет Александру? (22)

- сколько раз приходил немец к доходяге? (3)

- шагов нужно преодолеть Александру, чтобы подойти к немцу? (4)

-сколько хлеба намеревался Саша дать первым двум доходягам? (по разовому укусу)


5.Итоги урока, выводы (записываются в тетрадь).

Это произведение о Великой Отечественной войне. О войне написано и сказано много Она живёт в нашей памяти, наших сердцах, мыслях о будущем. Почти в каждом доме хранятся пожелтевшие фронтовые письма, фотографии, на которых запечатлены совсем юные лица ваших прабабушек и прадедушек. Они прошли испытания огнём и стали персонажами многих литературных произведений писателей-фронтовиков: Б.Васильева, Ю.Друниной, К.Симонова, Ю.Бондарева, К.Воробьёва. (рассказ ученицы о дедушке)


6. Заключительное слово учителя.

- Совершенно не обязательно сострадать или испытывать какие-либо положительные чувства к пленному вражеской армии. В то же время и чувство ненависти не должно помешать соблюдению основного гуманитарного правила: военнопленный имеет право на гуманное обращение. К.Воробьёв поднимает очень важную нравственную проблему: война и стремление к добру. У нас возникает мысль, что никакая война не преграда для человеческих отношений, даже в самой бесчеловеческой ситуации. Каждый из нас должен сохранить в себе милосердие, сострадание, любовь к людям. Мне хочется, чтобы вы не ушли с нашего урока с пустым сердцем, а стали добрее, милосерднее и в жизни совершали только гуманные поступки, хотя сделать это бывает порой нелегко.


7. Рефлексия.

-Ребята, все ли на уроке вам было понятно? (Высказывания учащихся)

-Продолжите предложения.

Урок получился интересным, познавательным, потому что….

На уроке я узнал(а) много нового:….

Урок не понравился…


Как Вы думаете, справились ли мы с поставленными задачами: о чем сегодня говорили на уроке, что нового узнали? Признайтесь, пожалуйста, какими словами описали бы вы своё состояние после урока.

 


8. Домашнее задание.

Подберите рассказы, стихи, повести, в которых раскрываются гуманные поступки героев


 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное мероприятие по литературе "Немец в валенках" (по рассказу К. Воробьёва)

Автор: Васильева Софья Николаевна

Дата: 10.10.2017

Номер свидетельства: 431658


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства