Просмотр содержимого документа
«Внеклассное чтение по рассказу Г.Мусрепова "Через двадцать лет"»
Читательская конференция в 9 классе по циклу рассказов Габита Мусрепова « Через двадцать лет»
Учитель русского языка
и литературы СШ № 43
г Петропавловска
ШнакенбергЛ.В.
В работе принимают участие следующие группы:
биографы, историки, эксперт, чтецы, участники
Цель:1. Проследить становление личности писателя.
2. Вызвать интерес к творчеству писателя через знакомство с его произведениями.
3. На примере произведения «Через двадцать лет» показать проблемы нравственности, в центре которых честь и совесть, гражданская отзывчивость
Оборудование: Выставка книг (произведения Мусрепова),
Рисунок ( по этому циклу)
Видеозаписи
Интерактивная доска
Музыкальный отрывок из оперы «Кыз-Жибек»
Эпиграф к уроку: Любящий свою Родину человек не может
не испытывать нравственной ответственно
сти перед людьми будущего.
Д.Лихачёв.
Ход урока.
Учитель: Наша конференция посвящена рассказам Г. Мусрепова, которые были написаны после посещения им Японии, после посещения Хиросимы и Нагасаки.
Чтец. Так много слов скопилось на земле.
Но никогда ни деньгами , ни властью
Не купишь слова, не запрёшь в столе:
Оно - людское достоянье, к счастью!
И сотни сот - различные уста
Одно и то же произносят слово,
И на устах у каждого из ста
оно значенье изменяет снова,
иначе пахнет и звучит не так,
То дерзко требует. то жалко просит,
Послушно отражая свет и мрак
Того, кто это слово произносит.
Оттенков множество в себе тая,
Звучание - не больше, чем одёжа...
У каждого из слов - душа своя,
На душу говорящего похожа.
Учитель: Это стихи известного калмыцкого поэта Давида Кугультинова. Да, слова писателя похожи на его душу. А чтобы постичь её, постичь его творения, надо побольше узнать о нём. Что говорит о себе и о своём творчестве Габит Мусрепов мы узнаем из «Автобиографического рассказа»
Биографы (монтаж) Очерк жизни писателя
1уч. Читатели вправе задаться вопросом: откуда идут корни большого , многогранного творчества казахского писателя Габита Мусрепова, по словам Ивана Шухова, «мастера чеканного слова».
2уч. Когда Габиту было 6 лет, для аульных ребятишек был нанят мулла. Изучали арабский язык. Габит ходил к мулле 3 лета и 2 зимы.Он познал хитрости арабской грамоты, читал народные предания.
3уч. С детских лет Габит был увлечён песнями, сказками, преданиями, знаменитыми эпическими поэмами «Кыз-Жибек». «Ер-таргын», «Кобланды-батыр». « Эти произведения будили моё мальчишеское воображение»,- вспоминал Г.Мусрепов.
Звучит музыкальный отрывок из оперы Е.Бруссиловского «Кыз-Жибек».
1уч. В 1916 году Габита отдали в двухклассное русское училище. Большое влияние на юношу оказал учитель Беккет Утетлеулов, известный в наших краях поэт. За один год при своих способностях Габит сделал большие успехи по изучению русского языка.
2уч. В 1918 году Габита приняли в Пресногорьковскую школу. Он пишет: « Здесь, в школе, усилено было внимание к русскому языку, к словесности. Словесность вела Сильвия Михайловна, которая по достоинству оценила моё выпускное сочинение, хотя в нём было 150 ошибок. Она сказала, что я буду писателем.»
3уч. С 1921 по 1926 год Габит принимал участие в борьбе с белобандитами, вернулся в свой аул, был военкомом.
1уч. Наступил 1926год. Габит поступил в Оренбург на раб.фак. Жил у Сакена Сейфуллина, работал корректором в редакции «Енбекши казак» вместе с Б. Майлиным. Занимался переводами; начал писать.
2уч. «Тогда все увлекались стихами, -писал Г.Мусрепов, -а моё первое произведение- рассказ « В бушующих волнах» я расширил до повести.
3уч. Габит был сыном своей степи, которая вспоила и вскормила его, он понимал, что ей (степи) нужны люди, обладающие научными познаниями в сельском хозяйстве, поэтому поступает в Омский сельхозинститут.
1уч. После 1 курса его мобилизовали на год для работы в аулах. Потом срок продлили на 2 года, и он оторвался от налаженной институтской учёбы.
2уч. Работа в сельском хозяйстве не стала содержанием всей его жизни. Вот как он пишет о своих увлечениях: « Меня по-прежнему привлекала нетронутая белизна листа бумаги, она заставляла заново переживать события, участником которых я был, заставляла думать и вспоминать о том, что знаю, о чём должен рассказать. Ведь никто другой никогда не сделает этого за меня.»
Учитель. У человечества удивительно короткая память: слишком быстро оно забывает перенесённые страдания. А представить себе грядущие бедствия люди и вовсе не в состоянии. Хотя ещё в 19 веке великий английский поэт Байрон по этому поводу говорил следующее.
Чтец. И мир был пуст,
тот многолюдный мир, могучий мир
был мёртвой массой.
без травы. деревьев,
без жизни, времени,
людей, движенья...
То хаос смерти был.
Озёра, реки и моря - всё затихло,
ничего не шевелилось.
В бездне молчаливой безлюдные лежали корабли
и гнили на неподвижной, сонной влаге.
Без шуму, по частям валились мачты.
И , падая, волны не возмущали...
Завяли ветры в воздухе немом...
Исчезли тучи...
Тьме не нужно было их помощи...
Она была повсюду.
Учитель. Страшно, что всё, о чём предупреждал Байрон в 19веке, в 20 веке сделали руки человека. Изобретая атомную бомбу, учёные до конца не осознавали, как много горя и бедствий она принесёт.
Показ фрагментов видео - взрыв ядерной бомбы.
Историки. 1. Утром 6 августа 1945 года над Хиросимой было голубое безоблачное небо. В 8ч. 45 мин. над мостом Аиои была сброшена и взорвалась на высоте 576 метров атомная бомба. Бомба, имевшая прозвище «Малыш», была сброшена с американского бомбардировщика В-29. Диаметр огненного шара, возникшего после взрыва, равнялся 100метрам, а температура в центре его достигла в 300 000 градусов по С. Все деревянные домики в радиусе 2км от гипоцентра рухнули и загорелись. Хиросима горела 2 дня.
многие люди в буквальном смысле испарились, и после них остались лишь «тени» . Другие превратились в обгорелые трупп. Оставшиеся в живых имели тяжёлые ожоги.
2. Тремя днями позже, ранним утром, в 2ч. 49мин. 9 августа 1945 года с американской военной базы взлетел самолёт, перед экипажем которогостояла задача сбросить вторую атомную бомбу. В 11ч. 02 мин. бомба по прозвищу «Толстяк» взорвалась на высоте 567 метров. Так и Нагасаки познал весь ужас, который принесло человечеству новое грозное оружие.
Эксперт. Г. Мусрепов не остался равнодушным к событиям . произошедшим В Японии в 1945 году. После 20 лет он побывал на месте этой трагедии. Появился цикл рассказов «Через двадцать лет».
Обсуждение этого цикла. (вопросы на доске)
1. Опишите состояние природы и человека перед взрывом.
2. Как вы понимаете фразу: «В тот день немало голов покатилось...»
3. Почему Г.Мусрепов дал такое название рассказам? («Рассказ спины.», « Рассказ глаз», «Рассказ камня»)
4. Как описывает Г.Мусрепов последствия взрыва?
«Рассказ камня» - наизусть.
5. Как вы считаете, могла ли девочка Айко отомстить оскорбителям?
6. Что вы почувствовали. прочитав эти рассказы?
Учитель. Чувства людей Хиросимы выражены в стихотворении «Верни мне».
Чтец. Верни мне моего отца,
Верни мне мою мать,
Верни мне моих стариков.
Верни мне моих детей,
Верни мне меня самого,
Верни мне лицо человека,
Которого так я люблю.
О, верни, наконец, мне мир.
Мир, который никак не вернуть.
До тех пор, пока жив я сам.
7. Зачитать отрывок из «Рассказа глаз», который заканчивается вопросом
-А как было у вас?
( Эксперт :зачитать историческую справку о трагедии в Семипалатинске и Чернобыле)
8. Что вы узнали о быте и жизни японцев из рассказов Г. Мусрепова?
Учитель. Подводя итог нашему разговору, я вижу. что вы чётко осознаёте, что основной и неотъемлемой чертой рода человеческого является неистребимая любовь к жизни, естественное стремление к достижению. поддержанию и упрочению мира.
Вот почему даже спустя десятилетия трагедия Хиросимы и Нагасаки снова и снова вызывает тягостные чувства и размышления.
Уроки Семипалатинска и Чернобыля должны быть осмыслены и поняты: только тогда можно будет надеяться, что подобное никогда не повторится.
Нужно бороться за сохранение мира и делать для этого ещё больше. чем делалось до сих пор, что мирное будущее планеты зависит от всех нас вместе и от каждого в отдельности.