3 мин | Организа-ционный момент. Приветствие. Психологи-ческий настрой на урок. | Эмоциональный настрой Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок, Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Мы сегодня снова будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. - Я вам всем желаю успешной работы на уроке. Игра для создания коллаборативной среды «40 секунд». Всем выдается листок, на котором написано: ПОМНИТЕ, У ВАС ЕСТЬ ТОЛЬКО 40 СЕКУНД. (13 заданий) (Приложение 1.) | Учащиеся формируют группы. Вспоминают правила работы в группе. Распределяют роли. | Стикеры Правила работы в группе |
3-10 мин | Актуализация знаний. | - Ребята, каждый урок литературного чтения для нас открытие. Почему? Мы открываем для себя новых авторов, поэтов, писателей, героев произведений. Узнаем себя, рассуждаем, сопереживаем, пытаемся написать свое продолжение. Я бы хотела, чтобы и сегодняшний урок был таким же. - Давайте, вспомним, с каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? Что вы можете сказать об авторе? - С какими произведениями писателя мы с вами знакомились? | Ответы учащихся на вопрос. (Мы узнаем новые произведения, писателей, знакомимся с новыми героями.) Портрет писателя. Виктор Юзефович Драгунский «Надо иметь чувство юмора», «Девочка на шаре». | |
10-23 мин | Операционно-познаватель-ный этап. | - Дома вы читали рассказ «Арбузный переулок». Как вы думаете, почему так назван рассказ? - На самом деле, ребята, это рассказ о войне. Как вы думаете, почему рассказ о войне назван «Арбузный переулок»? Словарная работа. (парная работа) Диспут, марципан, прожилка. - Дома вы читали этот рассказ. Сегодня мы продолжим работу над рассказом, проанализируем произведение. Анализ произведения. - Назовите героев этого произведения? - Каким видим Дениску? - А маму? - Как папа разрешил спор между Дениской и мамой? Зачитайте папину шутку. - Как отнесся к тому, что Дениска не ест молочный суп? - Почему рабочий побежал за мальчиком и отдал ему арбуз? - Как вы думаете, почему папа решил рассказать Дениске эту историю? Он мог отругать сына или наказать, но не сделал этого? Почему? - Какой была осень в Москве в 1944г? (выборочное чтение) 8 сентября 1941 года гитлеровцам удалось замкнуть кольцо вокруг города. Началась блокада Ленинграда. 900 дней и ночей шла битва с фашистами и не менее жестоким врагом – голодом. От слабости люди умирали прямо на улице. - Как вы думаете, понял Дениска, зачем отец рассказал ему эту историю? - Как вы догадались, что рассказ отца подействовал на него? Работа в группах. Деление текста на части. Составление плана. Защита работы. | Мнение учащихся. Диспут – публичный спор на какую-то тему. Марципаны – кондитерское изделие из миндального теста; печенье из тертого миндаля и сахара. Прожилка – тонкая цветная полоска в камне, в дереве, а также жилка, просвечивающая сквозь кожу. Мама, папа и Дениска. Капризным, недовольным. Расстроенной, озабоченной, беспокойной. Шуткой. Его высокоблагородие фон барон… Убирает суп, не упрашивает, не настаивает Наказание не всегда дает тот результат, который мы ожидаем. Он воздействовал на душу. План. Денискины капризы. Папины воспоминания или неожиданный подарок. Ожидание арбузного грузовика. Пустая тарелка. | Тетрадь. Пальчики. |
25-36 мин | | Работа в группах. «Карусель» На плакате один вопрос к каждой группе. Учащиеся пишут ответ и переходят к следующему плакату. 1.Чему научил этот рассказ? 2.Какова главная мысль рассказа «Арбузный переулок»? 3.Какое настроение у тебя вызвал рассказ «Арбузный переулок»? Выступление группы. Перед вами 4 пословицы. Выберите и запишите в тетрадь ту, которая подходит по смыслу к данному произведению: Не узнав горя, не узнаешь и радости. Что имеем, не храним, потерявши, плачем. Кто за Родину горой, тот истинный герой. Труд кормит, а лень портит. Вывод: Что хотел сказать В.Драгунский читателю в этом рассказе? Какую идею он вложил в него? | Не узнав горя, не узнаешь и радости. Война оставила свой след в душе каждого – и пережившего войну, и родившегося. | Пальчики. ИКТ |