kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие по произведению Бориса Васильева "У войны не женское лицо."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие разработано к празднику 9 мая,после изученияя произведения Бориса Васильева "А зори здесь тихие." и просмотра фильма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по произведению Бориса Васильева "У войны не женское лицо."»

ГБУ ОО ЗО «Константиновская СОШ №3»

г.о.Мелитополь

Открытое заседание

Литературно-поисковой студии «Время»



«У войны не женское лицо…»

Учитель

Воронина Н.П.



Мелитополь,2024

Цель урока:

Показать героизм молодёжи в годы Великой Отечественной войны; воспитывать чувство патриотизма, нравственного долго перед Родиной; способствовать формированию у учащихся умения анализировать психологическое состояние литературных героев.

Оборудование:

Плакаты, аудиозаписи, фрагменты фильма, вещественные символы войны ( каска, снаряд, колючая проволока, противотанковые ежи, фляги, кружка, свеча, венок и др. ), телевизор, магнитофон, видеомагнитофон, компьютер, аудио – и видеокассеты.





Женщина для меня – это воплощённая гармония жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, не сочетаемое сочетание явлений…

Борис Васильев









Вступительное слово учителя.

22 июня 1941 года на большую страну Советский Союз, на её мирных жителей обрушилось большое горе, страшная чума в виде зубастой войны.

Война унесла …миллионы жизней. Тема нашей встречи: «У войны не женское лицо…»

Старшеклассники литературно-поисковой студии «Время» с большой ответственностью отнеслись к подготовке этого мероприятия. И я предлагаю прожить и прочувствовать этот час вместе с ребятами. Пожалуйста, ребята, вам слово.

1 ведущий : 22 июня 1941 года по радио Советского Союза весь народ услышал страшное сообщение диктора Левитана.(Сообщение)

Слайд. Песня «Священная война».

2 ведущий : Прошло с того времени более 80 лет… Давно заросли травой окопы, на месте былых сражений колосятся хлеба, поднялись из руин и пепла города и сёла.

1 ведущий : Мы твёрдо знаем, что женщина – это хранительница очага, воплощение прекрасного, это она продолжает род человеческий, это она несмотря ни на что, ждала с войны и верила в победу.

Песня на слова К.Симонова «Жди меня»

2 ведущий : Но случилось так, что в те страшные годы женщины, девушки, матери не остались в стороне. Они вносили свою посильную лепту в приближении победы. И наш рассказ пойдёт о них.

1 ведущий :Земля залечила раны , нанесённые той страшной войной .Память и время всё дальше и дальше отодвигает события 1941-1945 годов. Но память сердца не даст забыть о тех, кто отдал

свою юность за нашу мирную жизнь, кто своей кровью заплатил за наше сегодняшнее право на тихие зори, которых на их долю выпало так мало.

2 ведущий: Что такое подвиг? Легко ли умирать , когда тебе 18.Почему молодые люди , жизнь которых только началась, жертвуют ею! Ради чего ? Что им даёт силы?

Отрывок из фильма «А зори здесь тихие…»

1 ведущий: В лирической повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» пять девушек во главе старшины Васкова отправляются остановить диверсантов …и уходят в бессмертие.

2 ведущий: Личный счёт девушек соединился со счётом всего народа , своё личное оказалось неотделимым от общего, общенародного.

1 ведущий: Девушки хотели отомстить за погибших близких, за разрушенную жизнь. Они…ненавидели фашистов и защищали, как могли, свою Родину.

2 ведущий: Воевать с врагами – это , в общем-то , мужское дело. Мужчина - воин ,защитник .Такое понятие сформировалось в сознании людей много веков назад.

1 ведущий: Почему же эти девушки не остались в стороне от всенародного горя и наряду с мужчинами пошли на фронт?

2 ведущий: Многие писатели и поэты затрагивали тему «Женщины на войне».





Чтение стихотворений.

1 чтец .Не той, что из сказок, не той, что с пелёнок,

Не той, что была по учебникам пройдена,

А той , что пылала в глазах воспалённых,

А той ,что рыдала,- запомнил я Родину.

И вижу её накануне Победы,

Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,

А очи проплакавшей, идя сквозь беды,

Всё снёсшей, всё вынесшей русской женщиной.

Константин Симонов



2 чтец. Я только раз видала рукопашный.

Раз наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Юлия Друнина

3 чтец. Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы пот ней.

Шагаем и мы, девчата,

Похожие на парней.

Нет, горят не хаты-

То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Юлия Друнина

Отрывок из фильма. Финальные кадры.

Выходят 5 девушек – солдаток.

Первая зажигает свечу и кладёт гвоздику к свече.

Лиза Бричкина.

- Я, Лиза Бричкина, погибла первой из нашей команды. Я утонула в болоте. Моя гибель не была напрасной. Мы выиграли целые сутки у немцев. А сутки на войне- это очень много. Всю свою жизнь я жила в ожидании завтрашнего дня. Мне казалось, что завтра ко мне придёт долгожданное счастье .Но завтра были дела поважней. И на встречу со счастьем времени не хватало. Я верила, что завтра наступит и для меня, но оно не наступило, … я захлебнулась в холодном страшном болоте. Я так торопилась сообщить своим об опасности, что потеряла бдительность. Последние минуты моей жизни были переполнены страхом и ужасом за моих девчат, за нашего старшину, за мою Родину. Мне так хотелось жить, любить и быть любимой! Но война забрала всё - и мечты, и любовь, и жизнь.

Выходит вторая девушка. Берёт свечку от первой.

Соня Гурвич.

- Я, Соня Гурвич, убита ножом в грудь. Меня убили неожиданно, я не успела понять, что произошло.

Я родилась не для того, чтобы убивать, я мечтала совсем о другом, а фашисты пришли на нашу землю, жгли её, уничтожали всё живое.

Я видела, как горели деревни, я не могла кричать, я не могла плакать, я могла только грызть себе руки. У меня до сих пор остались шрамы. Помню, как кричали люди. Мне казалось, что всё кричит человеческими голосами- всё живое. Мне так хотелось помочь, но я не успела. Не будет никогда на земле моей маленькой ниточки в «бесконечной пряже человечества»- она перерезана фашистами.

Не успела я жизнь свою прожить , не успела полюбить. И никогда я не увижу тихих рассветов, не услышу соловьиных трелей. Но я не жалею, что пошла на фронт- ведь кто-то же должен защищать свою Родину, свою землю, свой дом, своих родных и близких.

Выходит третья девушка. Берёт свечку от второй.

Галя Четвертак.

-Я , Галя Четвертак, была убита автоматной очередью .Судьба не дала мне родителей, я воспитывалась в детском доме, не зная материнской любви и отцовской заботы. Война застала меня на третьем курсе техникума. Я не успела познать жизнь, почувствовать себя счастливой .Война перечеркнула все мои мечты, им уже никогда не осуществиться. Я никогда не увижу восходящего солнца, не услышу журчания ручья, не почувствую дуновения ветра. Страх , ужас переполнял моё сердце и душу, я не смогла перебороть его. Он оказался сильнее меня. Но последние мои мысли были связаны с Родиной. Родина, как мать, только мамы у меня не было, а Родина была.

Выходит четвёртая девушка. Берёт свечку от третьей.





Евгения Комелькова.

-Я, Евгения Комелькова, погибла от рук фашистов. Я увела за собой немцев, спасая жизни своих товарищей, но рискуя собственной. Когда первая пуля ранила меня, я просто удивилась- ведь как глупо, как нелепо умирать в девятнадцать лет. А немцы ранили меня вслепую, я могла бы затаиться, переждать и , может быть, уйти. Но я стреляла, пока были патроны. Стреляла лёжа, уже не пытаясь уйти, потому что вместе с кровью уходили силы. А я всё вспоминала девчонок, своих родных и пыталась отомстить за них, за Родину, а немцы добили меня в упор.

Всё же понятно…Война… А потом мир будет. Пусть мы погибли, но мы принесли жертву во имя Родины, во имя Победы, во имя будущего, хотя пришлось поставить точку на наших собственных жизнях. Я прожила жизнь пусть очень короткую, но яркую. Верю, наши потомки нас не забудут.

Выходит пятая девушка.Берёт свечку от четвёртой.

Рита Осянина.

-Я. Рита Осянина, была тяжело ранена в живот. Я знала, что моя рана смертельна и что умирать буду долго и мучительно. Очень сильно хотелось пить, но пить было нельзя. Я всё поняла - это был конец. Я не хотела быть обузой для Федота Евграфыча и поэтому нажала на курок .Было ли страшно мне умирать? Конечно, да. Смерти боится каждый. Я не жалела себя, своей жизни и молодости. Потому что всё время думала о том, что куда важнее, чем я сама. Переживала я за маленького сынишку и больную маму-

как они будут без меня, как переживут войну и к потом сложится их жизнь .Мы все так хотели жить, растить детей , делить сними радости и горести. Увы, война уничтожила все наши мечты. Приговор прозвучал. Жизнь оборвана, но фашисты не прошли. Родина была спасена.

Командир произносит монолог со свечой в руках;

И нам уроки мужества даны

В бессмертье тех, что стали горсткой пыли.

Даже если и жертвы той войны

Последними на этом свете были.

В безгласный край,

В глухой покой земли,

Откуда нет пришедших из разведки,

Вы часть меня с собою унесли,

Девчата из моей разведки.

Глаза погибших бездонны.

Я чую их взгляд в тишине.

Люди, которых нету ,

Не умирают во мне.

Вечностью дышат травы,

Вечностью дышит рассвет.

Пока мы живём, бессмертны

Люди, которых нет.

Я знаю ,никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они_ кто старше, кто моложе-

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но всё же, но всё же...

Бричкина.

Я- где корни слепые ищут корма во тьме.

Гурвич.

Четвертак.Я- где с облаком пыли ходит рожь на холме.

Я- где крик петушиный на заре по росе.

Комелькова.

Я- где ваши машины воздух рвут на шоссе.

Осянина.

Где травинку к травинке речка травы прядёт,

Там, куда на поминки даже мать не придёт.

Бричкина.

И у мёртвых , безгласных, есть отрада одна:

Мы за Родину пали, но она – спасена.

Гурвич.

Наши очи померкли, пламень сердца погас.

Четвертак.

На земле, на поверке выкликают не нас.

Комелькова.

Нам свои боевые не носить ордена.

Вам - всё это , живые. Нам – отрада одна.

Осянина.

Что недаром боролись мы за Родину-мать.

Пусть не слышен наш голос- вы должны его знать.

1 ведущий.

Все девушки погибают. Почему же даже самая смелая и самоотверженная озорная Женя Комелькова тоже погибает?

2 ведущий.

Правда войны- жестокая правда. И мы должны это чувствовать постоянно. Трагедия неизбежна в условиях войны. Но как удалось старшине Васкову с 5 девушками одолеть 16 вооружённых до зубов фашистов?

В качестве ответа фрагмент фильма – сцена беседы со смертельно раненой Ритой с Васковым.

1 ведущий.За судьбами каждой из девушек мы видим черты поколения, воспитанного страной в готовности без громких фраз отдать жизнь за Родину.

(Стихотворение «Молодые» В.Харина)

Целовались, целовались.

Мамы очень волновались:

«Молодые,- толковали,-

И беды ещё не знали!»

А в июне, а в июне

беды разом заглянули.

И тянулись следом беды

Вплоть до самой до победы.

Дни в тревоге, дни в печали-

Мамы письма целовали.

И вздыхали так тревожно:

Молодёжь неосторожна,

Молодые- пух под носом.»

Только был уже Матросов,

Только Зоя на рассвете

Жизнь продлила на столетья.

Возвращались, целовались,

Только всех не досчитались,

Только в памяти иные,

Молодые,молодые…

2 ведущий:

Поступки, поведение героинь повести не выдуманы автором Борисом Васильевым. Поколение ребят, живших на кануне войны, было именно таким.

1 ведущий:

В подтверждение сказанному мы прочитаем вам маленькую фразу из сочинения, написанного 80 лет назад в 1941 году в одной из довоенных школ на тему «А если завтра война…»

2 ведущий: Это очень ценное для нас свидетельство той эпохи, живая память, прошлого отзвук.

1 ведущий: «Сила красной армии и флота состоит не только в технике. Вооружённые силы могущественны потому, что они состоят из прекрасных лётчиков, замечательных танкистов, превосходных артиллеристов, лихих кавалеристов, мужественных пехотинцев, санинструкторов»

2 ведущий: Мы много знаем о Великой Отечественной войне, читаем книги, смотрим фильмы, слышали рассказы ветеранов. Солдат стоит до конца и погибает, но он выполняет свой долг перед Родиной. А если этот солдат – женщина, основной долг которой – продлевать жизнь на земле?



«У войны не женское лицо…»

Горел июнь, горели хаты
Шла моточасть, в грязи урча.

И ты войну, как все солдаты,

Несла на низеньких плечах.

То дождь в лицо, то ветер свищет –

Был путь к победе без дорог

И грязь лилась за голенища

Тяжёлых кирзовых сапог.

Горел восток, горело утро.

Беда стояла у дверей,

Ты встала в строй, ты - санинструктор,

Защитник Родины своей!

Солдату плакать не пристало –

Ты на мужчин ровняла шаг,

И ты, и вся Россия знала:

Тебе поклонится рейхстаг.

Как долог путь, но вот минута –

Весенний день возликовал:

Под гром победного салюта

Тот май шагнул на пьедестал.

Пришёл конец дороги длинной,

И, словно точку в той войне, седая девочка санбата

Автограф пишет на сене.



1 ведущий:

Она всё загубила: и красоту Жени Комельковой.

2 ведущий:

И материнство Риты Осяниной.

1 ведущий:

Мечту Лизы Бричкиной.

2 ведущий:

Талант Сони Гурвич.

1 ведущий:

И надежды Гали Четвертак.

2 ведущий:

Тихие зори – это памятник всем тем, кто не вернулся с войны.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассное мероприятие по произведению Бориса Васильева "У войны не женское лицо."

Автор: Нина Петровна Воронина

Дата: 07.06.2024

Номер свидетельства: 652371


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства