kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Владимир Владимирович Маяковский - отношение к революции и советской власти.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать оригинальность таланта поэта; а также творчество Маяковского советского периода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Владимир Владимирович Маяковский - отношение к революции и советской власти.»

Тема: Владимир Владимирович Маяковский - отношение к революции и советской власти.

Цель урока: познакомить студентов с биографией поэта.

Задачи урока: дать представление о раннем творчестве В. Маяковского, его новаторском характере; вызвать у студентов интерес к поэзии В. Маяковского; показать оригинальность таланта поэта; а также творчество Маяковского советского периода как отражение революции; развивать умение анализировать лирическое стихотворение; воспитывать на материале урока чувство сострадания и гуманизма.

Оборудование: портреты Маяковского, иллюстрации к «Окнам сатиры»

Вид урока: лекция



Ход урока:

  1. Организационный момент (психологический настрой)

  2. Опрос д\з

  3. Объяснение нового материала

Сегодняшний наш урок будет посвящен яркой личности, оставившей видный след в истории русской литературы. Он мечтал стать художником, а стал поэтом. Его имя хорошо известно вам с детства хотя бы по таким строкам:

Крошка сын к отцу пришел

И спросила кроха:

«Что такое хорошо

И что такое плохо?»

Конечно, эти строки принадлежат Владимиру Владимировичу Маяковскому.

Итак, тема урока - Владимир Владимирович Маяковский - отношение к революции и советской власти.



Эпиграф урока (записан на доске) Работа в тетради



«Какая радость, что существует и не выдуман Маяковский: талант, по праву переставший считаться с тем, как пишут у нас нынче…Артист такого типа и калибра, как Маяковский, не может не стать поэтом».

Б.Пастернак (1916 год)



В мировой поэзии 20 века В.Маяковскому принадлежит исключительная роль. Маяковский вошел в литературу как поэт-трибун, как «агитатор, горлан». Он действительно шагнул к нам « через лирические томики, как живой с живыми говоря».

Поэт прожил сложную жизнь. Умел идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, он был человеком легкоранимым, подчеркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был человек страстный, тонкий лирик и «бесценных слов мот и транжир», несомненно, очень талантливый поэт – словом Маяковский – одно из ярчайших имен в русской литературе 20 века.

Биография поэта

Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 года в селе Багдади, недалеко от Кутаиси в Грузии в семье Владимира Константиновича Маяковского, служившего лесничим в Багдадском лесничестве. Мать поэта, Александра Алексеевна, кубанская казачка. О своем происхождении, своих предках и любимой родине Маяковский с гордостью написал: «Я - дедом казак, другим сечевик (Казак Запорожской Сечи), а по рождению грузин»

Детство на фоне природы Кавказа было счастливым для будущего поэта, прошло в атмосфере демократизма, культа чтения и образования – лучших свойств дворянской интеллигенции.

1902-1906гг.- учеба в Кутаисской классической гимназии. Увлечение социалистическими идеями, участие в революционных выступлениях.

В 1906 году умер отец Маяковского от заражения крови. Семья ( мама и две старшие сестры Людмила и Ольга) переезжает в Москву, где Маяковский мог бы учиться на художника. Это была его мечта. Но повзрослевший Маяковский втянулся в революционное движение и в конце 1907 года вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию большевиков. Был отчислен из Московской гимназии за неуплату. Первый арест. Обыск. Освобожден «под особый надзор полиции». Дальнейшее образование художественное. Два года учебы в СтрОгановском училище прерываются арестами из-за подпольной работы. В итоге, исключен за участие в скандальных выступлениях.

За участие в подготовке побега политзаключенных Маяковский попадает в тюрьму - одиннадцать месяцев в одиночной камере Бутырской тюрьмы- это было время, когда 16-летний юноша оказался насильственно вырван из бурлящей событиями жизни и остался наедине с собой. Это было время не только самообразования ( он прочитал и классику, и новейшую поэзию), но и выбора жизненного пути, размышлений о своем призвании. Здесь он начинает писать стихи. Маяковский вышел из тюрьмы с убеждением посвятить свою жизнь искусству.

В 1911г – Маяковский принят в Училище живописи, ваЯния и зодчества. Знакомится с художником и поэтом Давидом Бурлюком, организовавшим литературно-художественную группу футуристов «Гилея», о котором позже отзывался как о любимом друге и учителе. Бурлюк, став первым слушателем поэтических опытов молодого Маяковского, сумел вселить в него веру в свои силы. В это же время Маяковский сближается с футуристами.



Работа с теорией литературы

Футуризм ( в переводе с латинского языка означает будущее) – это направление в искусстве и литературе начала 20 в., отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, который должен был бы разрушить все традиции и приемы старого искусства.

Итак, футуристы провозгласили себя творцами нового искусства, сформировали концепцию нового языка, отражающую динамику новой жизни, выступали против мещан, пугали жирного буржуа народным бунтом. Главным в творчестве считали форму, стремились освободить искусство от идейности. Вынесли искусство в народ, на улицу, сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы. Искусство должно будить и будоражить! В нашу поэзию ворвался вихрь. Появление футуристов на поэтической арене сопровождал скандал. Их безудержное своеволие претило вкусам одних и вызывало сочувствие других. Пресса была единодушна: их называли только ругательно: табор дикарей, шайка хулиганов. Лишь самые проницательные смогли увидеть среди них истинно талантливых. Так был выделен Маяковский. Горький тогда сказал о нем: «Зря разоряется по пустякам. Такой талантливый! Грубый? Это от застенчивости. Знаю по себе.»

В 1912году первое публичное выступление на диспуте о современном искусстве. Вместе с Велимиром Хлебниковым и Алексеем Крученных Бурлюк и Маяковский пишут манифест созданной ими литературной группы футуристов. Название манифеста как нельзя лучше соответствовало тому впечатлению, которое он произвел в обществе,- « Пощечина общественному вкусу», в котором впервые напечатаны стихи Маяковского «Ночь» и «Утро». Тогда же появилась знаменитая желтая кофта Маяковского, призванная бросить вызов буржуазной публике. Этот шокирующий обывателей наряд сшит сестрой поэта сначала просто потому, что на приличный костюм для выступлений не хватало денег.

В 1913г выходят стихотворения «Порт», «Уличное», «А вы могли бы?». В этом же году вышел первый сборник стихотворений под названием «Я». Маяковский работает над трагедией «Владимир Маяковский»

1915г – начало сотрудничества в журнале «Новый Сатирикон». Знакомство с с Бриками Лилией и Осипом. Отдельное издание поэмы «Облако в штанах».

1916г – вышел сборник «Простое как мычание»

1917г – Маяковский восторженно приветствует Февральскую и Октябрьскую революции: участвует в митингах, выступал с чтением стихотворений. Но его не покидало ощущение , что революция только начинается. Поэтому в октябрьских событиях 1917г он участвовал с радостным ощущением долгожданного и великого переустройства жизни. Революция представлялась для поэта возможностью дать, наконец, поэзии достойное место в жизни людей. Однако эти стремления и надежды поэта не всегда находили понимание у новой власти. Большевикам ближе были «понятные» стихи пролетарских поэтов.

В 1918г Маяковский увлекся кинематографией. Он не только написал сценарии трех фильмов, но и сыграл в них главные роли, участвовал в постановке, рисовал афиши. Названия: «Не для денег родившийся», «Барышня и хулиган», «Заколдованная фильмой».

1919-1922гг. – работа в «Окнах РОСТА» (Российского Телеграфного Агентства). Это было учреждение, в котором в образной форме, с помощью стихов и карикатур, людям рассказывалось о наиболее важных политических событиях. Стихи и карикатуры Маяковского пользовались особой популярностью. Эти рисунки и карикатуры вывешивались прямо на витрины этого агентства.

Вторая половина 20-х годов была наполнена напряженной творческой работой, поездками и выступлениями. (Германия, Франция, города Советского Союза, Берлин, Париж).

1928г- во время поездки в Париж, Маяковский познакомился с Татьяной Яковлевой. Любовь к ней вспыхнула мгновенно с первого взгляда. Маяковский надеялся, что следующая встреча будет решающей (Татьяна должна была вернуться в Москву), но ему не разрешили выехать за границу. До Полонской дошли слухи о том, что Маяковский начал ухаживать за актрисой Вероникой Полонской. На последнее письмо она ему так и не ответила. И в декабре вышла замуж за виконта дю Плесси. Для Маяковского это был очередной удар.

В 1930г. – Маяковский вступил в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей). В клубе писателей была открыта выставка «20 лет работы». Руководители страны и писательских организаций игнорируют приглашение на выставку. Очередной удар.

Главной темой Маяковского стала борьба за утверждение нового общества. Он ясно видел общественные недостатки.

14 апреля 1930г – в 10 часов 15 минут Маяковский покончил жизнь самоубийством в своей рабочей комнате выстрелом из револьвера.

Хоронила Маяковского вся Москва. Пришли проститься 150000 человек.

Современники Маяковского Б.Пастернак и Н.Асеев считали, что лирический герой поэзии Маяковского похож на подростка. Действительно, жажда впечатлений, бескомпромиссность, самовлюбленность и одновременно неуверенность в самом себе делают его близким подросткам всех времен.

Выразительное чтение учителем стих. «Послушайте!» (1914 г.)

Беседа по вопросам:

- Ваше мнение об этом стихотворении. О чем оно?

- Как в этом стихотворении трактуются вечные образы?

( Звезды – образ символ. Чего? Они лишь плевочки для большинства, но жемчужины для кого-то, кто является посредником между Богом и людьми. Свет звезд прогоняет страх перед мраком ночи. Задача поэта – нести свет.

Образ звезды символизирует смысл жизни. В конце стих-я поэт утверждает необходимость таких человеческих ценностей, как добро, любовь, красота.

Каково душевное состояние лирического героя стихотворения? (взволнован)

Стихотворения Маяковского отличались от стихов других поэтов. Это были короткие рубленые строки.

Итог урока

Да, к Маяковскому можно относиться по-разному, можно соглашаться и не соглашаться с Б.Пастернаком (внимание на эпиграф урока). Но то, что творчество его никого не оставляет равнодушным, - это факт.

- Сколько лет прожил поэт?

- А какое мнение о Маяковском сложилось у вас?

Д/задание

Подготовить выразительное чтение любого стихотворения


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Владимир Владимирович Маяковский - отношение к революции и советской власти.

Автор: Воробкало Ирина Александровна

Дата: 24.01.2020

Номер свидетельства: 537259


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства