| Нугаева Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1 г. Калининска Саратовской области» |
Тема урока. ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В « ОБИТЕЛЬ ДАЛЬНУЮ ТРУДОВ И ЧИСТЫХ НЕГ…»
Болдинский период творчества А.С. Пушкина
Цель урока: систематизировать знания учащихся по биографии А.С. Пушкина; назвать причины, побудившие Пушкина создать большое количество произведений, находясь в Болдино; пробудить любознательность старшеклассников, выразить своё отношение к местам, связанным с жизнью великого русского поэта; учить выделять главное в судьбе поэта и России.
Тип урока: заочная виртуальная экскурсия в государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С. Пушкина «Болдино».
Задачи урока:
Раскрыть значение Болдинской осени в творческой биографии поэта и в мировой литературе как явления феноменального
Познакомить с парком и усадьбой села Болдино, экспонатами барского дома в сёлах Болдино и Львовка
Раскрыть значение события знакомства с землёй предков для Пушкина
Знакомство с музеем сказок
Воспитание уважения к духовному и культурному наследию поэта
Воспитание любви и уважения к истории своей страны
Эстетическое воспитание учащихся через поэтическое наследие Пушкина и через Болдинскую осень
Маршрут экскурсии:
Барский дом в селе Болдино (3 слайд)
Вотчинная контора
Усадебные постройки
Музей «В мире пушкинских сказок»
Церковь Успения
Рощица Лучинник
Село Львовка, музей литературных героев «Повестей Белкина»
Болдинские пруды – Парк
Техническое обеспечение урока: для проведения виртуальной экскурсии необходимы экран/интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, презентация виртуальной экскурсии, созданная в Microsoft PowerPoint 2007.
Ожидаемые результаты: более детальное знакомство с личностью А.С.Пушкина; повышение учебной мотивации в изучении творчества А.С. Пушкина
Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием технологии РКМ, личностно-ориентированной, дифференцированного обучения, игровой, исследовательской (предварительный поиск материала о пребывании Пушкина в Болдино), ИКТ
Методический комментарий: дать учащимся опережающее задание: подготовить материал об основных этапах жизни А.С. Пушкина; материал о пребывании Пушкина в Болдино учащиеся-экскурсоводы готовят самостоятельно, но учитель помогает и направляет исследования старшеклассников; индивидуальные задания связаны с чтением наизусть отрывка из «Осени» Пушкина, из романа «Евгений Онегин».
Ход урока
Вызов
– Определите по первому слайду презентации, о каком периоде жизни мы будем говорить более подробно.
– Какие ассоциации у вас возникают в связи с цитатой «…обитель дальная трудов и чистых нег…»?
– Что такое обитель? (Слайд №2)
- Игра «Верные - неверные утверждения»: 1) Болдино - родовое имение Пушкиных. (да) 2) Пушкин был в Болдино один раз. (нет) 3) Сохранившийся в Болдино барский дом – единственный подлинный дом Пушкиных. (да) 4) В барском доме музея есть портреты предков Пушкина и его детей. (да) 5) Пушкин закончил в Болдине роман «Евгений Онегин». (да) 6) Последний приезд Пушкина в Болдино – желание только творить. (нет) 7) В Болдине открыт второй музей сказок Пушкина в России. (нет)
– Определите цель урока и его задачи.
Осмысление
В течение урока вы будете работать с таблицей
– Заполните 1 и 2 графу таблицы, опираясь на подготовленный дома материал по биографии поэта, драматурга, писателя А.С. Пушкина (этапы его жизненного пути) и на результаты игры «Верные - неверные утверждения» (учащиеся должны записать факты, связанные с пребыванием поэта в Болдино).
(На 2-ом слайде делаем щелчок и звучит «Октябрь. Осенняя песня» Чайковского П.И. из цикла «Времена года» (N 22313)
Мы с вами отправляемся в «…обитель дальную трудов и чистых нег…».
В 250 километрах от Нижнего Новгорода на пологих холмах среди равнин лежит старинное русское село Большое Болдино. Это родовое имение Пушкиных в Нижегородской губернии поэт посетил три раза: в 1830, 1833 и 1834 годах. В общей сложности Пушкин провел в Болдино не более пяти месяцев. Но именно здесь им были созданы наиболее значительные произведения. Эта удивительная плодотворная работа поэта граничит с чудом, и этот период в творчестве Пушкина получил определение "болдинской осени".
Сообщение учащегося. Историческая справка
Село Большое Болдино было старинной вотчиной рода Пушкиных. Уже в 1585 году владельцем его был Евстафий Михайлович Пушкин – воевода и дипломат при Иване Грозном.
С 1619 года - Ф.Ф. Пушкин, участник защиты Москвы 1612 года. С 1840 года Болдиным владел дед А.С.Пушкина Лев Александрович Пушкин; в начале XIX века имение было разделено между Сергеем Львовичем и Василием Львовичем Пушкиными – отцом и дядей поэта. После смерти Сергея Львовича (в 1849г.) имение перешло ко Льву Сергеевичу, брату поэта.
Знакомство с маршрутом путешествия (слайд №3).
С 1949г. эта земля является музеем-заповедником А.С.Пушкина. Ныне он включает в себя мемориальную усадьбу в селе Большое Болдино, рощу Лучинник и усадьбу сына поэта А.А.Пушкина в селе Львовка. Давайте пройдёмся по этим чудесным местам. (Работаем с гиперссылками)
Экскурсию проводят учащиеся
1 ученик. В Болдине сохранились подлинный дом и усадебный парк XIX века. В доме размещается литературно-мемориальная экспозиция «Пушкин в Болдине». На документальной основе воссоздана обстановка комнат, которые занимал поэт.
Через высокое боковое крыльцо войдем в дом… В витрине первой комнаты видим герб рода Пушкиных. (нажимаем на стрелку – работает интерактивная лента)
Следующие две комнаты музея вводят нас в атмосферу жилого помещичьего дома; в них воссоздана бытовая обстановка 1830-х годов, та, какой могла быть здесь во время приездов Пушкина.
Одна их них – зальце. Зальце – парадная центральная комната, обязательная для каждого барского жилища. Она большая, с двумя угловыми печами. У торцовой стены диван, перед ним круглый стол, по бокам в чинном порядке расставлены кресла; стоят здесь и ломберные столы для любящих игру гостей. В следующих комнатах дома-музея расположена большая выставка материалов пушкинского времени, копии документов на владение Болдинским имением.
2 ученик. Здесь можно увидеть портреты всех предков Пушкина, его жены Н.Н. Гончаровой. «Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение…» - так писал Пушкин Н.И. Гончаровой, матери своей невесты. Привлекают внимание посетителей портреты детей Пушкина: Марии, Александра, Григория и Натальи.
3 ученик. В кабинете А.С. Пушкина (слайд №5) - переход по стрелке от слайда «Барский дом»
Другая комната – кабинет А.С. Пушкина. Первое, что мы сразу же замечаем здесь, это письменный стол. На нем – чернильный прибор, подсвечник, гусиное перо, исписанные листы бумаги и отложенная в сторону книга… Чуть приоткрытый ящик стола и кресло, немного отодвинутое в сторону, - будто работавший за столом человек только что вышел…
Обстановка помогает нам представить образ работающего поэта.
Чтение учеником наизусть отрывка из стихотворения «Осень» (1833г)
| И забываю мир – и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет и звучит, и ищет, как во сне, Излиться наконец свободным проявленьем… |
Казалось бы, невозможно описать состояние творческого вдохновения, таинство рождения поэтических строчек, но А.С. Пушкин это сделал, находясь в Болдине. Как много было создано поэтом здесь, в этом кабинете, осенью 1830!
4 ученик. В 1830 г. (с помощью триггера щелчками выводим прямоугольники с краткой информацией о событиях этой осени, произведениях и смотрим иллюстрации).
Историческая справка
Пушкин приехал в Болдино в связи с предстоящей женитьбой на Наталье Гончаровой. Перед свадьбой отец выделил ему двести душ в сельце Кистеневе рядом с Болдином, и нужно было оформить ввод во владение. Ничто не предвещало, что он здесь «распишется» (по его излюбленному выражению). Напротив, обстоятельства складывались самым неблагоприятным образом. Он приехал в мрачном расположении духа, рассорившись с матерью невесты, уже не уверенный в том, что свадьба состоится. Перед отъездом из Москвы был на похоронах внезапно умершего дяди Василия Львовича — поговаривали, не от холеры ли? Едва тронувшись в путь, столкнулся с призраком этой «премиленькой особы»: холера наступала с низовьев Волги на центральные российские губернии, и ехать было опасно. Все-таки он не повернул назад — и скоро пожалел об этом. В Болдине он оказался заперт «как в острове», окруженный карантинами. Подолгу не приходило никаких известий от невесты, родственников, друзей, а между тем с начала октября холера уже вовсю свирепствовала в Москве. Пушкин пытался уехать, надеясь прорваться сквозь цепь карантинов, но безуспешно. В письмах невесте тревога сменялась отчаянием: «Будь проклят час, когда я решился расстаться с вами, чтобы ехать в эту чудную страну грязи, чумы и пожаров, — потому что другого мы здесь не видим».
Учитель. Но это были лишь недолгие периоды хандры. Вместо депрессии Пушкин переполнен творческой энергией, он пишет «как давно уже не писал»: через каждые два-три дня, а то и каждый день из-под его пера выходит новое произведение — какая-то беспрерывная цепь вдохновенных озарений. И он счастлив! Как может не быть счастлив поэт, когда он творит с таким упоением и легкостью, когда все получается, все удается! Даже вид болдинских далей, распахнутых до горизонта, эти плавные перекаты холмов под огромным куполом неба усиливали торжествующее чувство свободы. Поэт писал из Болдина Петру Плетневу: «Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома, сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов».
Осенью 1830 г. в отдаленном родовом имении Болдино Пушкин пережил ни с чем не сравнимый взлет творческого вдохновения. За три месяца здесь было создано не менее пятидесяти произведений, и почти всем суждено было войти в число шедевров классической поэзии и прозы, а многим — дать начало целым направлениям развития русской литературы: «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии», «Домик в Коломне» и «История села Горюхина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», гениальные образцы лирики: «Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Стихи, сочиненные ночью, во время бессонницы», «Прощание», «Заклинание», «Для берегов отчизны дальной...», «Я здесь, Инезилья» — всего около тридцати стихотворений, и кроме этого еще целый ряд интереснейших полемических и литературно-критических статей. Потом, в Москве, Пушкин признавался в письме к Плетневу: «Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал»
Этот период биографии поэта известен всем под звучным поэтичным названием — Болдинская осень, а само название давно стало символом необычного творческого подъема.
Этой же осенью Пушкин заканчивал и «Евгения Онегина» - свое давнее центральное произведение, названное впоследствии Белинским «энциклопедией русской жизни того времени». Он работал над ним многие годы, выпуская главу за главой. Теперь он прощался с героями любимого стихотворного романа.
Отрывок из романа «Евгений Онегин» ученик читает наизусть
| Промчалось много, много дней С тех пор, как юная Татьяна И с ней Онегин в смутном сне Явилися впервые мне – И даль свободного романа Я сквозь магический кристалл Ещё не ясно различал… (гл.8, строфы L, LI) |
Задание уч-ся: Назовите произведения, иллюстрации к которым вы увидели в презентации (как вариант: учащиеся записывают названия произведений, а в конце урока отвечают)
Ученик. Историческая справка.
Осенью 1833-го (1 октября – 9 ноября) (с помощью триггера щелчками выводим прямоугольники с краткой информацией о событиях этой осени, произведениях и смотрим иллюстрации) Пушкин опять приехал в Болдино. Он спешил сюда уже как в свой кабинет, чтобы писать. Сентябрь прошел в путешествии по Поволжью и Уралу — Пушкин собирал материалы для своей «Истории Пугачева». С дороги он писал в Петербург жене: «Я сплю и вижу приехать в Болдино и там запереться». Он прожил в Болдине около сорока дней. За это время здесь были созданы поэмы «Медный всадник» и «Анджело», повесть «Пиковая дама», сказки «О мертвой царевне и о семи богатырях» и «О рыбаке и рыбке». «История Пугачева» была переписана набело. Он работал над циклом «Песни западных славян». Здесь было написано одно из самых удивительных стихотворений Пушкина «Осень» («Октябрь уж наступил...»), в котором он не только так зримо запечатлел картины любимой им русской осени, но и описал таинство рождения стиха.
Учитель. Сядем поудобнее, закроем на минутку глаза и послушаем. Из болдинских писем 1833 года, адресованных Пушкиным жене, мы узнаем любопытные детали его деревенской жизни. «Ты спрашиваешь, как я живу и похорошел ли я? Во-первых, отпустил я себе бороду: ус да борода — молодцу похвала; выйду на улицу, дядюшкой зовут. 2) Просыпаюсь в семь часов, пью кофей и лежу до трех часов (Пушкин, как известно, любил писать лежа). Недавно расписался, и уже написал пропасть. В три часа сажусь верхом, в пять в ванну и потом обедаю картофелем да грешневой кашей. До девяти часов — читаю. Вот тебе мой день и все на одно лицо». Это из письма от 30 октября. (Возвращаемся на маршрутный слайд, нажав на кнопку домик). Проследим глазами за движением стрелок на слайде и отдохнём.
Ученик 1. Вотчинная контора (слайд №6)
В северо-восточном углу парка, за горбатым мостиком через пруд, виднеется небольшой бревенчатый домик, с высокой тесовой крышей и ставнями на окошках. Это вотчинная или крепостная контора Пушкиных, в которой велись все хозяйственные дела по имению.
Историческая справка. Осенью 1834 года (13 сентября – 1 октября) обстоятельства снова привели Пушкина в Болдино. Ему пришлось на время принять от отца дела по управлению имением, которое оказалось на грани разорения — и по вине бывшего управляющего Калашникова, и потому что отец, Сергей Львович, не желал утруждать себя хозяйственными заботами. Сам поэт не пользовался доходами с Болдина, но было необходимо позаботиться о стареющих родителях, о младшем брате Льве и сестре Ольге и подумать о будущем детей, для которых это имение могло оказаться, по словам самого Пушкина, «последним верным куском хлеба». Именно Болдино было источником жизненных доходов для всего семейства. У Сергея Львовича Пушкина к 1830 г. здесь было около двух тысяч крепостных крестьян, в том числе более тысячи душ «мужеского пола». Но не только это заставило Пушкина хлопотать о Болдине. Оно было дорого ему по-особому — и как вотчина предков, и как место, где он уже привык находить творческий приют. Осенью 1834 года, когда начались ранние заморозки, а в обветшалом барском доме было холодно и неуютно, Пушкин останавливался именно здесь, в вотчинной конторе.
Учитель. Пушкин ждет вдохновения. Однако «стихи в голову нейдут». «Погожу еще немножко, - пишет поэт жене, - не распишусь ли; коли нет – так с богом и в путь». В эту осень он написал в Болдине только «Сказку о золотом петушке…
Ученик 2. В пушкинской усадьбе (слайд №7)
Наша экскурсия продолжается. За барским домом простирается широкая поляна, по сторонам которой уютно расположились усадебные строения: кухня на берегу пруда рядом с домом, поодаль, за плотиной, – банька в кленовых зарослях, вдоль усадебного забора – конюшня под одной крышей с каретником и амбаром, неподалёку – людская изба с высоким крыльцом: когда-то под ней был устроен ледник. В них открыты экспозиции и выставки местного крестьянского быта
Ученик 3.В мире пушкинских сказок (слайд №8)
В Болдине Пушкин создал почти все свои сказки. Не случайно именно в Болдине в 1998 году открылся первый в России музей, посвящённый сказкам Пушкина.
На территории заповедника в двух домах, в которых проживали когда-то священники, представлена детская выставка творческих работ участников музейных кружков и работы, присланные детьми в музей из других городов России. В создании музея приняли участие и профессиональные художники, и мастера жизнерадостной городецкой росписи.
Здесь же демонстрируется кукольный пушкинский бал, где куклы выполнены из соленого теста воспитанниками одного из нижегородских интернатов. В музее всё пронизано тем самым настроением праздничности и волшебства, которым околдовывают нас с детства любимые сказки Пушкина.
Задание: назовите сказки Пушкина, выставленные в увиденной вами экспозиции на слайдах презентации.
Ученик 4. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (слайд №9)
К 200-летию со дня рождения поэта в Болдине восстановлена каменная церковь Успения. Это единственный в России культовый памятник, непосредственно связанный с историей пушкинского рода
Церковь была построена в конце XYIII века дедом поэта, Львом Александровичем Пушкиным. Знаменательно, что освещение храма произошло в год рождения самого поэта.
В Болдине Пушкин живо ощутил кровную связь с судьбой своего древнего рода. Не случайно именно здесь появились стихотворения «Два чувства дивно близки нам…» и «Моя родословная». Поэт работал над заметками о своей родословной. Пушкин с гордостью писал: «Род мой один из самых старинных дворянских…»
Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Ученик 5. Роща Лучинник (слайд №10)
К югу от Болдина растет на холме роща Лучинник — любимое место прогулок Пушкина. Она входит в состав Пушкинского заповедника. Здесь сохранился родник, вода в нем чистейшая, с примесью серебра. Рассказывают, что название роще дал сам поэт. Однажды перед вотчинной конторой собрались наказывать розгами мужика, срубившего в роще березу. Пушкин спросил, зачем он это сделал. Мужик не растерялся: «Света, барин, нет, лучин нащипать не из чего». Поэт отменил наказание, но сказал: «Подождите рубить. Роща молодая — настоящий лучинник, потом вам же на пользу послужит». И в самом деле, в разгар осени листва деревьев словно пылает, так ярки ее краски. Расположенный на склонах оврагов, с небольшим красивым прудом и родничком Лучинник был любимым местом верховых и пеших прогулок поэта.
Ученик 1. Львовка (слайд №11)
Еще южнее располагается деревня Львовка. Она тоже входила в вотчинные владения Пушкиных. После смерти А.С. Пушкина, по указанию Натальи Николаевны, здесь был построен дом и разбит парк. Позднее сюда не раз приезжал хозяин усадьбы – сын поэта Александр Александрович.
Александру Сергеевичу были хорошо знакомы эти живописные ландшафты с прудами и хороводом деревьев вокруг. Как легко вообразить здесь пушкинских героинь, бродящих по аллеям с томиком нового французского романа или мечтающих, сидя на скамье над прудом. И не удивляет, почему именно во Львовке создан Музей литературных героев «Повести Белкина». (Звучит музыка Г. Свиридова к кинофильму по повести «Метель»). Здесь можно заглянуть в светлую комнатку Лизы из «Барышни-крестьянки» и рассмотреть ее русский сарафан и лапти; рядом кабинет графа из повести «Выстрел» — на столе пистолет, игральные карты, недокуренная трубка, и комната Марьи Гавриловны из повести «Метель».
Ученик 2. Болдинские пруды – Парк (слайд №112). Звучит «Осенняя песня» Чайковского П.И. из цикла «Времена года»
Заповедный дом-музей стоит в живописном окружении вековых деревьев парка.
Его композиционным центром является каскад живописных прудов, перегороженных плотинами. В таких усадьбах жили герои произведений А.С.Пушкина, они гуляли по аллеям, читали в тени беседок, назначали свидания у прудов. Многие уголки болдинского парка овеяны народными преданиями.
Планировка болдинского парка окончательно сложилась во второй половине XIX века и с тех пор уже не менялась. По периметру парка тянутся пограничные аллеи — липовые и смешанные, из берез и кленов. Внутренние аллеи (березовая, липовая, несколько акациевых) пролегли, следуя естественному рельефу местности, то равнинному, то холмистому.
Ученик 3. Каждую осень роняет желтые иголки перед домом лиственница, посаженная Пушкиным в 1833 году: он привез ее с Урала, куда ездил поэт собирать материал о пугачевском восстании. Она уже очень стара, вершина ее засохла. Горбатый мостик с белыми ажурными перилами соединяет усадебный двор и парк. Он особенно любим посетителями.
Ученик 4. Дорожка ведет в глубь парка, к беседке на берегу второго пруда. Эту беседку местные жители прозвали «беседкой сказок», связывая с ней предание о том, что именно тут Пушкин писал свои сказки.
В густой тени деревьев дерновая скамья - одна из затейливых выдумок паркового искусства прошлых веков. И с этим местом связаны легенды о Пушкине, о его пребывании здесь. Когда-то этот уголок не был таким затененным и глухим, отсюда далеко были видны болдинские окрестности.
Ученик 5. В наши дни парк болдинской усадьбы — любимое место прогулок посетителей заповедника. Здесь красиво во всякое время года. Но многолюднее всего в парке осенью. Это неудивительно — ведь именно в осеннюю пору приезжал сюда поэт. Поэтому каждый стремится застать здесь то самое «пышное природы увяданье», которое одаривало поэта много лет назад небывалым вдохновеньем. Парк живописен в любое время года. Но особенно он красив осенью. Горят желто - красным светом клены, золотым ковром опавших листьев покрывается берёзовая аллея. В такие минуты вспоминаются пушкинские строки:
| Унылая пора! Очей очарованье, Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса… | |
Учитель. Пушкинское Болдино – «животворящая святыня», которая, однажды войдя в вашу жизнь, уже не отпустит от себя. Многие из приезжающих втайне надеются ощутить на себе чудодейственную силу, вдохновлявшую когда-то поэта и неуловимо сокрытую здесь – в романтической красоте усадебных пейзажей, в болдинских просторах, в самом воздухе Болдина. Сюда едут, чтобы увидеть болдинскую осень, которая здесь – особенная, не такая, как везде. Сюда едут, чтобы вновь и вновь прикоснуться к светлому имени – Пушкин…
Рефлексия урока
Какое чувство вы испытали на сегодняшнем уроке?
Явилась ли для вас экскурсия открытием?
Что вы узнали на уроке? (работа по таблице – см. начало урока)
Можно ли виртуальную экскурсию на уроке считать продуктивным методом работы?
Оцените свою работу
Домашнее задание:
Написать сочинение-эссе: «Моё открытие Болдино»
ИНД. – создать мини-экскурсию (на свой выбор) в одно из мест России, связанных с именем Пушкина
Перечитать «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина
3