Просмотр содержимого документа
«Викторина по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"»
Викторина по повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»
ЦЕЛИ: обобщение и систематизация знаний учащихся по произведению в игровой форме,
воспитание умения работать в коллективе, развитие интереса к изучению литера-
туры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Сообщение темы и целей.
2. Вопросы викторины:
а) Историческая основа повести
- Что послужило мотивом к написанию повести «Капитанская дочка» для Пушкина?
- Какие исторические лица встречаются в повести?(Пугачев, Екатерина III)
- Когда было написано произведение?(19 октября 1836 г)
- Встречается в повести вымысел автора?
- Кто послужил прототипом главного героя?
б) Текстовая станция
1) «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась…»
- О ком говориться в этом отрывке?
Что можно сказать о жизни героя?
Что изменилось в жизни его?
2) «Дорожные размышления мои были не очень приятны… Я не мог не признаться в душе, что поведение моё в Симбирском трактире было глупо, и чувствовал себя виноватым перед Савельичем »
- Почему размышления героя были неприятны?
Что его так удручало?
3) «… Народ повалил на площадь; нас погнали; туда же»; «Нас потащили по улицам; жители выходили из домов с хлебом и солью»
- Какое событие описывается?
О чём нам говорят названия действий, которые совершаются народом и офицерами,
защищавшими крепость?(отношение народа к Пугачёву и дворян)
4) «Я увидел на краю неба белое облачко, которое принял было за отдалённый холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран…»
- Что подразумевает(олицетворяет) автор под надвигающейся бурей?
Вестником чего является буран?(буран - символ)
5) «Пугачёв был, видно, в припадке великодушия. Он отворотился и отъехал, не сказав более ни слова. Шайка выступила из крепости в порядке. Народ пошёл провожать Пугачёва »
- Какой момент описан?
Как характеризуют слова отношение героя к Пугачёву и его соратникам?
6) «Рост его небольшой, лицо имеет смуглое и худощавое, нос с горбом… левый глаз щурит и часто им мигает. Волосы на голове чёрные, борода чёрная же, но с небольшой сединою. Платье имеет: шубу плисовую малиновую, да и шаровары такие же; шапку казачью»
- Чья внешность описана?
в) Портретная станция
- Дать характеристику любого героя, выделяя в нём самое главное (задание дается заранее)
г) Художественная станция
- Что вы можете сказать о мастерстве построения произведения? (симметрично)
- Покажите краткость языка в картине бурана.
- Посмотрите последние полторы странички в главе VIII. Сравните речь Гринева и
Пугачёва.
- Почему Пугачёв во время разговора в кибитке на совет Гринева, принести
повинную, отвечает калмыцкой сказкой? В чём её смысл?
- Почему за столом во время пира у Пугачёва поют песню «Не шуми, мати, зеленая
дубравушка»?
- Предложить 1-2 эпиграфа к главам и ответить на вопрос, как они связаны с
содержанием главы?
- Почему большинство эпиграфов взято из народного творчества?
д) Итоговые вопросы
- «Капитанская дочка» - роман или повесть?
- В этом произведении автор: а) высказывается от своего лица; б) не высказывается;
д) делает резкие замечания?
- Идейный и художественный центр «Капитанской дочки» олицетворяет: Гринев
или Пугачёв?
- В раскрытии образа Пугачёва особую роль играет: а) фольклор; б) сцена на
военном совете?
- Каков замысел повести?
(Показать противоречия возникающие между политическими и этическими
вопросами в судьбах его героев. Сложные вопросы гуманизма, свободы и независимости человеческой личности, вопросов чести, нравственности, долга)