kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Величавые и цельные характеры героев «Песни…». Нравственное противостояние опричника Кирибеевича и купца Калашникова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 6 классе по произведению М.Ю. Лермонтова "Песня про купца Калашникова" учебник литературы А.В. Гулин, А.Н. Романова "Литература" 6 класс

Тема урока: "Величевые и цельные характеры героев "Песни...". Нравственное противостояние опричника Кирибеевича и купца Калашникова.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Величавые и цельные характеры героев «Песни…». Нравственное противостояние опричника Кирибеевича и купца Калашникова. »

Величавые и цельные характеры героев «Песни…». Нравственное противостояние опричника Кирибеевича и купца Калашникова

Цели урока

1. Образовательные:

а) показать закономерность обращения М. Ю. Лермонтова к исторической теме;

б) раскрыть атмосферу эпохи Ивана Грозного;

в) подготовить учащихся к восприятию произведения М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова…”.

2. Развивающие:

а) способствовать развитию умений работы со справочной и дополнительной литературой по предмету;

б) способствовать развитию мышления учащихся;

в) способствовать развитию информационной культуры детей.

3. Воспитательные:

а) способствовать развитию интереса к историческому прошлому России;

б) способствовать патриотическому воспитанию учащихся.


Ход урока

  1. Вступительное слово учителя, проверка д/з

Сегодня мы с вами продолжаем разговор о творчестве М.Ю.Лермонтова. Мы продолжаем изучать поэму «Песня про…». Мы ее прочитали на уроке, дома еще раз переосмыслили, так давайте разберемся:

- Какова сюжетная основа поэмы? Что лежит в основе поэмы? (конфликт)

- Что такое конфликт? (разногласие, противоречие, столкновение, острая борьба литературных персонажей)

- Какие разногласия может отражать конфликт художественного произведения? (политические, философские, нравственные…)

- Какие герои конфликтуют в поэме?

- Какого рода конфликты мы видим в поэме, между кем?

(Кирибеевич – Иван Грозный /конфликт ситуации/,

Кирибеевич – Калашников /конфликт нравственный, мироощущений, идей/,

Калашников – Иван Грозный /конфликт характеров, политический, философский/)

- А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Как вы думаете, о ком мы с вами сегодня будем говорить? (о героях «Песни…»)

- Но не просто о героях, а об их…? Говорим о конфликте, о столкновении… Конфликтуя, что сталкиваются? (характеры)

- Значит мы будем говорить о характерах героев «Песни…»

-Какие это характеры? Приведите эпитеты к слову характер (незаурядные, решительные, сильные, цельные)

- Поэма построена на конфликте, т.е. на столкновении, на противостоянии героев. Самый яркий конфликт происходит между кем? (Кирибеевич – Калашников) Какой конфликт? (нравственный)

- Вот мы и определили тему урока. Авторы учебника предлагают нам ее именно в таком варианте: «Величавые и цельные характеры героев «Песни…». Нравственное противостояние опричника Кирибеевича и купца Калашникова» (записали в тетрадь)

- Почему мы с вами об этом говорим? Какие цели преследуем? (роль поэмы в литературном процессе: что нового внес Лермонтов, как поддерживается традиция?)

- Любой характер – это порождение эпохи. Даже на самый выдающийся характер эпоха накладывает отпечаток. Каковы же особенности этой эпохи? Мы с вами обращались к статье учебника для решения этого вопроса и составляли исторический комментарий.

Ученик показывает презентацию «Эпоха Ивана Грозного» (на основе статьи учебника «Литература» авторов Гулина, Романовой)

- Задайте вопросы автору презентации

Или

-Почему, рассказывая об эпохе Ивана Грозного, особое место автор презентации уделил опричнине, опричникам? (потому что один из главных героев «Песни…» - опричник)

  1. Главные герои «Песни…»

- Кто же главные герои произведения?

- Первая картина «Песни…» - пир у царя Ивана Васильевича, и мы с вами оказываемся под сводами царских палат.

- Что за люди собрались в царских палатах?

- Найдите описание царя. Какими художественными деталями показан царь? Каков он?

Брови черные

Очи зоркие

Словно ястреб

Об землю царь стукнул палкою

Слово грозное

Думу затаил нечестивую?

Славе нашей завидуешь?

Служба прискучила?

( своего верного опричника он подозревает в измене, в черной зависти и грозит жестокой карой, ему чуждо представление о всепоглощающих любовных переживаниях)

- Как характеризуется Кирибеевич?

Удалой боец, буйный молодец

Очи темные

Головушку на широку грудь

Дума крепкая

Добрый молодец

Из роду Скуратовых, и семьею ты вскормлен Малютиной

Лукавый раб (так называет своего героя Лермонтов, смелый воин перед царем остается рабом, не посмевшим сказать ему правды о том, что его возлюбленная — замужняя женщина, жесткие законы «Домостроя» заставляют его хитрить перед царем, нарушать общественные устои).

Вторая часть поэмы переносит нас в мир купеческой Москвы, мир, который живет по своим суровым законам.

- Обратимся к историческому комментарию: что такое домострой? Какой закон нарушил опричник? (домострой – свод житейских правил 16 в.)

- Можем ли мы представить, какой была семейная жизнь Калашниковых до этого вечера?

- Как убеждает нас Лермонтов, что в дом Калашниковых пришла настоящая беда? ( не встречает, не накрыт, свеча еле теплится, «сила крестная», «лиха беда со мной приключилася»)

- Кого зовет в трудную минуту Калашников? Почему братьев? Зачем? Что идет защищать Калашников? ( честь семьи, рода)

Третья часть поэмы переносит нас на просторы Москва-реки, где разворачивается сцена кулачного боя.

- Обратимся к электронному приложению учебника

Предлагаю прослушать отрывок из «Песни…» в исполнении народного артиста России Сергея Сазонтьева - «Сцена кулачного боя"

- А дочитаем давайте мы с вами

Третья часть начинается картиной утренней зари, разыгравшейся над праздничной Москвой.

- Почему Москва праздничная? (объявлено по царскому указу о кулачном бое на Москве-реке)

-Лишь в последних строках звучат какие нотки? (горечи, сострадания, хоть и принесет этот день с собой беду, но станет и днем великого торжества)

Обратимся к историческому комментарию: расскажите о кулачных боях в 16 веке на Руси. (Это было состязание, испытание силы и удали русских богатырей без ненависти и желания смерти другому, победа в таком бою доказывала лишь превосходство одного из соперников, торжество справедливости)

- Обратимся к вопросам учебника. Какие вопросы важны для раскрытия характера героев, без которых мы не поймем поступков героев, их характеров? (центральные вопросы: 11,14,17)

В.11 – Какие ценности стремится защитить Степан Парамонович? Почему он говорит, что бьется не за свою честь, а за «святую правду-матушку»? (Калашников наделен огромной нравственной силой: это сила рода, семьи, чести, которая задета. Он – русский богатырь, защищающий не только свою жену и свое честное имя, но и весь русский православный народ от злых сил)

- Почему, готовясь к бою, Кирибеевич кланяется царю, а Калашников – всему народу русскому?

В.14 - Считают, что в поэме Лермонтова купец Калашников одержал не одну победу над опричником. Как вы думаете: так это или нет?

-Первая победа – моральная, которая подламывает противника.

Зачитать слова Калашникова

Реакция Кирибеевича (сознание своей неправоты заставило побледнеть, содрогнуться)

- Вторая победа – физическая

- Кто и почему выходит из этого поединка победителем? (На стороне Калашникова сила Христова. Подобно тому, как браки заключаются на небесах, так и исход судного поединка решается тоже не на земле. Сила купца Калашникова не в богатстве, а в его уверенности, что он не одинок. Он из рода Калашниковых, это имя готовы защищать, жертвуя жизнью, и его братья.)

- И все же, давайте зачитаем эпизода смерти Кирибеевича. Какая нота звучит? (печальная, его жаль, он молод, но печаль звучит недолго)

- Как вы оцениваете приговор Ивана Васильевича купцу Калашникову? Справедливо ли его решение?

- Почему, выступая за правое дело, Степан Парамонович считает себя грешником и просит братьев помолиться за его душу грешную?

- Почему не хочет говорить царю правды? (честь семьи, жены)

- Почему не говорит неправды, чтобы спасти жизнь? (перед царем – перед Богом; противоположность Кирибеевичу)

- Лермонтов выбрал для своего произведения форму исторической песни, близкой к былине ведь не случайно. Как вы думаете, почему? (чтобы подчеркнуть, что его произведение и по форме, и по содержанию близко народному сознанию, гусляры всегда высказывали народную оценку)

- Какова же народная оценка, народное понимание произошедшего?

Народ слагает песню тогда, когда испытывает сочувствие к герою. Песня правдива, ибо рассказывает о реальных или легендарных событиях, с помощью этой формы создается иллюзия объективного отношения к героям, ибо герои показаны как бы глазами народа.

- Калашников сам просит «милости» - смерти, становится преступником, «душой грешной», как бы присвоив себе право высшего Судьи - карать неправого. На могиле Калашникова – кленовый крест – символ убийцы (так хоронили самоубийц и государственных преступников). И здесь – проявление сложности и противоречивости образа: православный купец похоронен «про меж трех дорог», а могила заступника за поруганную честь становится безымянной.

- О могиле Кирибеевича не упоминается вообще, как будто он совсем исчез из русской жизни.

- Какой же вывод можно сделать? (Калашников, похороненный вне церковной ограды, оказывается вновь победителем даже в смерти своей. И народ помнит и "величает" удалого героя, сочувствует ему, его "безымянная могилка" никого не оставляет равнодушным, потому что в ней похоронен настоящий богатырь земли русской, который защищал свою любовь, семью, честь жены, человеческое достоинство русских людей. Для него характерны чувство справедливости, самоотверженность, мужество, честность, прямота)

Зачитать

  • Давайте вспомним цель, поставленную в начале урока. Обращаем внимание на поединок. Что новое внес Лермонтов в литературу?

(конфликт многогранен, не всегда однозначен, например, Кирибеевич /лукавый раб и молодой человек, которого жаль/, царь /жестокий правитель и человечный, мудрый/)

- Как поддерживаются традиции? (как в фольклоре – добро побеждает зло, показан настоящий русский богатырь, защищающий народ от злых сил)

Д/з – по уч-ку стр. 35 вопрос 22 (в тетради по лит-ре)



- Я почувствовал…. - Я понял… - Я бы изменил… - Я буду…








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Лукина Елена Викторовна

Дата: 11.10.2014

Номер свидетельства: 118112

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Презентация к уроку литературы "Песня про купца Калашникова..." 6 класс "
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-piesnia-pro-kuptsa-kalashnikova-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "118115"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413040970"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства