kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вехи судьбы Андрея Соколова (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование понятия “судьба» (на примере произведения М. Шолохова «Судьба человека.») Задачи: • раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека” • формировать коммуникативные и информационные компетентности; • способствовать воспитанию духовно-нравственной личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вехи судьбы Андрея Соколова (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека») »

Цель: формирование понятия “судьба» (на примере произведения

М. Шолохова «Судьба человека.»)

Задачи:

  • раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека”

  • формировать коммуникативные и информационные компетентности;

  • способствовать воспитанию духовно-нравственной личности.



  • Оборудование: презентация.

Ход урока.

- Оргмомент.

- Слово учителя.

Я хотела бы начать урок вот такими мудрыми мыслями:

«Посейте поступок – и вы пожнёте привычку, посейте привычку – и вы пожнёте характер, посейте характер - и вы пожнёте судьбу».

Геккерей Уильям Майкми

(Человек своими поступками творит судьбу)

«Всё, что посылает нам судьба, мы оцениваем в зависимости от расположения духа.»

Франсуа Ларосифуко

( Многие считают, что судьбу нам посылает кто-то)

- Давайте подумаем над ними и попробуем истолковать .

Здесь судьба и здесь. Видите в чём – нибудь разницу?

Какое высказывание вам ближе?

-Как связаны эти мудрые мысли с темой урока?

Да, ребята, бывает, человек не рассчитывает на какие-то обстоятельства, а они, как бы, приходят неожиданно. Например, война, природные катаклизмы и другое. Но чаще всего жизнь, судьба человека зависит от поступков.

Как вы думаете, как связаны эти мысли с темой урока?

(Дома прочитали рассказ Шолохова «Судьба человека», который заставил нас задуматься о том, как человек должен прожить жизнь, и что такое судьба. Ответить на этот вопрос трудно.)

Разобраться в этом нам поможет исследование рассказа М. Шолохова «Судьба человека»

Рассказ Шолохова стал событием.

- Какой отклик в ваших душах нашёл рассказ? (Ответы детей)

- Знаете ли вы другие произведения, в которых прослеживалась бы тема судьбы?

(Солженицын «Матрёнин двор», Ф Достоевский «Белые ночи», А. Толстой «Русский характер», а ещё есть произведение Гроссмана «Жизнь и судьба»)

- Какова идея произведения Шолохова? О чём бы вам хотелось поговорить на уроке?

- Давайте сформулируем вопрос, на который бы вы хотели получить ответ.

(Примеры)

Все вопросы понравились. Давайте их вместе объединим и, может быть, вот так вопрос поставим: « Является ли человек творцом своей судьбы?»

- Как вы понимаете , что такое судьба? (рок, доля, предназначение.)

Обратимся к словарю С. Ожегова. Сколько значений имеет слово «судьба»?

- Какое из них подходит к теме урока?

(Именно в этом значении употребил Шолохов данное слово. Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его не ставила жизнь.)

Обратимся к рассказу, содержание которого вам уже известно, и мы говорили о том, что это рассказ в рассказе.

- Кто является главным героем и где впервые встречаемся с ним?

(- Мы узнаем, что мужчина идет с мальчиком.)

- Что привлекло внимание автора?

(В одежде мальчика все выдает материнскую заботу, а мужчина выглядит неухожено, «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них даже трудно смотреть».)

- Почему у него именно такие глаза? (Автору «стало не по себе» от таких глаз.Они говорили о нелегкой, трагической жизни его собеседника)

- Давайте и мы проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за автором.

- Каковы основные вехи судьбы главного героя?

- Довоенная жизнь

-Уход на фронт и прощание с семьёй

-Плен

-Гибель семьи

-Встреча с Ванюшкой

Анализ эпизода « Довоенная жизнь.»

-Что вы знаете о довоенной жизни А. Соколова?(Выпивал..)

- В чём видит счастье Андрей Соколов до войны? Докажите текстом.

  • (Довоенная жизнь небогата событиями. Гражданская война, работа в плотницкой артели, а потом на заводе и за баранкой машины, женитьба, дети, домишко о двух комнатах – все это обычная биография человека того поколения, к которому принадлежал Соколов. Но в этой небогатой, но вполне устроенной жизни видел герой простое человеческое счастье: «Чего еще надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты , обуты, стало быть, все в порядке»

Герой меняется, это важно. Он хороший семьянин.

- Какие черты характера помогли ему достичь этого?

(Трудолюбие, любовь, доброта, уважение)

Хочется закончить рассказ словами: «И жить ему без бед до старости.»

- Что же изменяет установившийся порядок в семье? (Война)

-Ребята, как далось Соколову прощание с семьёй? (Тяжело.) Докажите это текстом.

(Его воспоминания полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене. “Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи...” А оттолкнул за то, что вела себя не как другие женщины, за слова её: “Родненький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше... на этом... свете...” Возможно, что-то предчувствовала.)

- Какие слова звучат как заклинание?

(«Помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул»)

- Какое художественное средство помогло передать чувства героини в этом эпизоде? (Сравнение» прижалась как лист к ветке»)

- Какие черты характера проявились во время войны?

Рассмотрим военный путь А. Соколова. На войне он побыл маленький отрезок времени, но что выпало на его долю? (Текст) Попал в плен.

-Как показал Шолохов, что стойкость, выносливость присуще многим людям? (Уставшие, еле идущие русские военнопленные поддерживали Андрея Соколова, чтобы тот не упал, и его не убили.)

Кульминационным моментом является поединок Соколова с комендантом лагеря Мюллером. (Эпизод из фильма)

- Вспомните из просмотренного кинофильма, каким человеком был комендант лагеря Мюллер?

(Безжалостный: «Правая рука у него в кожаной перчатке, а в ней свинцовая прокладка, чтобы пальцев не повредить. Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает». Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, перечить с ним страшно!

- Какие черты характера проявляет Андрей Соколов, повторив лично Мюллеру то, что он говорил в бараке? (бесстрашие, хладнокровие, которое очень важно в данной ситуации.)

- Как ведёт себя в этом поединке измученный, истощённый, обессиленный узник? (С достоинством - он остался человеком в этих нечеловеческих условиях!)

- Какую оценку врагу даёт немецкий офицер? (Он уважает достойного соперника; « …ты - настоящий русский солдат… Ты – храбрый солдат!»)

- Чем награждает Соколова комендант лагеря? (Жизнью и …едой)

Человек оказывается в такой ситуации, он мог съесть, а он несёт друзьям. (Текст)

-Как вы расцениваете этот поступок?

-Какие черты характера помогли выжить ему в этих нечеловеческих обстоятельствах? (Смелость, сила духа, хладнокровие, патриотизм, человеколюбие.)

-Что помогло ему бежать из плена? (Смекалка). Другой бы побоялся, а вот он…

- Какие послевоенные испытания ждут его? (Текст «В июне 42 года…»)

-Что значит для человека дом? (Это очаг, крепость, защита.)

Вместе с домом человек теряет надежду, смысл жизни, счастье. В жизни А. Соколова наступает момент разочарования, пустоты, он остался один на один со своей жестокой судьбой.

- Как может измениться человек, который попал в такую ситуацию? (Может ожесточиться, возненавидеть окружающих, спиться, лишить себя жизни.)

- Но произошло это с Андреем? Нет.

Наш герой не ожесточился

- А что же с ним произошло? (Встреча с мальчиком.)

-Да, верно.

3 группа готовила анализ эпизода «Встреча с Ванюшкой.»

-Ребята, как произошла эта встреча? При каких условиях? Подтвердите текстом.

-Что почувствовал Андрей Соколов при встрече?

(«Закипела тут во мне горючая слеза, и я сразу решил: »Не бывать тому, что нам врозь пропадать. Возьму его к себе в дети»)

-Что общего в судьбе Соколова и Ванюши?)

(Две сироты, жизни которых искалечены войной.)

-Почему мальчик поверил в то, что его нашёл отец? К каждому ли вот так, просто может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?

(Каждый ребёнок тянется к добрым людям, чувствует доброту.)

Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку.

-Что помогло возвратиться герою к жизни?

(Доброта, любовь, сострадание, сердечность.)

- Как вы думаете, почему Шолохов, назвал рассказ «Судьба человека», а не судьба Андрея Соколова?

( Жизнь человека. Судьба. Родина. В образе простого русского солдата А.Соколова, каких миллионы, Шолохов раскрывает трагедию нашего народа, его бедствия и страдания. В этом обобщенность, собирательность образа Соколова.)

Мы говорим об испытаниях судьбой в годы ВОв.

-А что же помогает человеку выжить в современном мире?

(Милосердие, целеустремлённость, настойчивость, любовь)

И это всё составляет судьбу человека.

-А какою бы вы хотели видеть свою судьбу?

- Эта страшная война принесла много горя практически в каждую семью. Мы не должны забывать об этом. Закончить наш урок мне хочется словами М. Шолохова: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой - то мере, я счастлив».

- Выставление оценок.

Д/з Письменно ответьте на вопрос:

«Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?»











МКОУ ООШ №6

















Вехи судьбы Андрея Соколова

(По рассказу М. А. Шолохова

«Судьба человека».)









Учитель русского языка

и литературы

Несмачная Л. И.











2014


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Вехи судьбы Андрея Соколова (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)

Автор: Несмачная Любовь Ивановна

Дата: 02.01.2015

Номер свидетельства: 149529

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Шолохов семинар "
    ["seo_title"] => string(18) "sholokhov-sieminar"
    ["file_id"] => string(6) "149536"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420217880"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства