Вехи судьбы Андрея Соколова (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)
Вехи судьбы Андрея Соколова (по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)
Цель: формирование понятия “судьба» (на примере произведения
М. Шолохова «Судьба человека.»)
Задачи:
• раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова “Судьба человека”
• формировать коммуникативные и информационные компетентности;
• способствовать воспитанию духовно-нравственной личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Я хотела бы начать урок вот такими мудрыми мыслями:
«Посейте поступок – и вы пожнёте привычку, посейте привычку – и вы пожнёте характер, посейте характер - и вы пожнёте судьбу».
Геккерей Уильям Майкми
(Человек своими поступками творит судьбу)
«Всё, что посылает нам судьба, мы оцениваем в зависимости от расположения духа.»
Франсуа Ларосифуко
( Многие считают, что судьбу нам посылает кто-то)
- Давайте подумаем над ними и попробуем истолковать .
Здесь судьба и здесь. Видите в чём – нибудь разницу?
Какое высказывание вам ближе?
-Как связаны эти мудрые мысли с темой урока?
Да, ребята, бывает, человек не рассчитывает на какие-то обстоятельства, а они, как бы, приходят неожиданно. Например, война, природные катаклизмы и другое. Но чаще всего жизнь, судьба человека зависит от поступков.
Как вы думаете, как связаны эти мысли с темой урока?
(Дома прочитали рассказ Шолохова «Судьба человека», который заставил нас задуматься о том, как человек должен прожить жизнь, и что такое судьба. Ответить на этот вопрос трудно.)
Разобраться в этом нам поможет исследование рассказа М. Шолохова «Судьба человека»
Рассказ Шолохова стал событием.
- Какой отклик в ваших душах нашёл рассказ? (Ответы детей)
- Знаете ли вы другие произведения, в которых прослеживалась бы тема судьбы?
(Солженицын «Матрёнин двор», Ф Достоевский «Белые ночи», А. Толстой «Русский характер», а ещё есть произведение Гроссмана «Жизнь и судьба»)
- Какова идея произведения Шолохова? О чём бы вам хотелось поговорить на уроке?
- Давайте сформулируем вопрос, на который бы вы хотели получить ответ.
(Примеры)
Все вопросы понравились. Давайте их вместе объединим и, может быть, вот так вопрос поставим: « Является ли человек творцом своей судьбы?»
- Как вы понимаете , что такое судьба? (рок, доля, предназначение.)
Обратимся к словарю С. Ожегова. Сколько значений имеет слово «судьба»?
- Какое из них подходит к теме урока?
(Именно в этом значении употребил Шолохов данное слово. Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его не ставила жизнь.)
Обратимся к рассказу, содержание которого вам уже известно, и мы говорили о том, что это рассказ в рассказе.
- Кто является главным героем и где впервые встречаемся с ним?
(- Мы узнаем, что мужчина идет с мальчиком.)
- Что привлекло внимание автора?
(В одежде мальчика все выдает материнскую заботу, а мужчина выглядит неухожено, «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них даже трудно смотреть».)
- Почему у него именно такие глаза? (Автору «стало не по себе» от таких глаз.Они говорили о нелегкой, трагической жизни его собеседника)
- Давайте и мы проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за автором.
- Каковы основные вехи судьбы главного героя?
- Довоенная жизнь
-Уход на фронт и прощание с семьёй
-Плен
-Гибель семьи
-Встреча с Ванюшкой
Анализ эпизода « Довоенная жизнь.»
-Что вы знаете о довоенной жизни А. Соколова?(Выпивал..)
- В чём видит счастье Андрей Соколов до войны? Докажите текстом.
(Довоенная жизнь небогата событиями. Гражданская война, работа в плотницкой артели, а потом на заводе и за баранкой машины, женитьба, дети, домишко о двух комнатах – все это обычная биография человека того поколения, к которому принадлежал Соколов. Но в этой небогатой, но вполне устроенной жизни видел герой простое человеческое счастье: «Чего еще надо? Дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты , обуты, стало быть, все в порядке»
Герой меняется, это важно. Он хороший семьянин.
- Какие черты характера помогли ему достичь этого?
(Трудолюбие, любовь, доброта, уважение)
Хочется закончить рассказ словами: «И жить ему без бед до старости.»
- Что же изменяет установившийся порядок в семье? (Война)
-Ребята, как далось Соколову прощание с семьёй? (Тяжело.) Докажите это текстом.
(Его воспоминания полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене. “Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи...” А оттолкнул за то, что вела себя не как другие женщины, за слова её: “Родненький мой... Андрюша... не увидимся... мы с тобой... больше... на этом... свете...” Возможно, что-то предчувствовала.)
- Какие слова звучат как заклинание?
(«Помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул»)
- Какое художественное средство помогло передать чувства героини в этом эпизоде? (Сравнение» прижалась как лист к ветке»)
- Какие черты характера проявились во время войны?
Рассмотрим военный путь А. Соколова. На войне он побыл маленький отрезок времени, но что выпало на его долю? (Текст) Попал в плен.
-Как показал Шолохов, что стойкость, выносливость присуще многим людям? (Уставшие, еле идущие русские военнопленные поддерживали Андрея Соколова, чтобы тот не упал, и его не убили.)
Кульминационным моментом является поединок Соколова с комендантом лагеря Мюллером. (Эпизод из фильма)
- Вспомните из просмотренного кинофильма, каким человеком был комендант лагеря Мюллер?
(Безжалостный: «Правая рука у него в кожаной перчатке, а в ней свинцовая прокладка, чтобы пальцев не повредить. Идёт и бьёт каждого второго в нос, кровь пускает». Такой человек ни во что не ставит человеческую жизнь, перечить с ним страшно!
- Какие черты характера проявляет Андрей Соколов, повторив лично Мюллеру то, что он говорил в бараке? (бесстрашие, хладнокровие, которое очень важно в данной ситуации.)
- Как ведёт себя в этом поединке измученный, истощённый, обессиленный узник? (С достоинством - он остался человеком в этих нечеловеческих условиях!)
- Какую оценку врагу даёт немецкий офицер? (Он уважает достойного соперника; « …ты - настоящий русский солдат… Ты – храбрый солдат!»)
- Чем награждает Соколова комендант лагеря? (Жизнью и …едой)
Человек оказывается в такой ситуации, он мог съесть, а он несёт друзьям. (Текст)
-Как вы расцениваете этот поступок?
-Какие черты характера помогли выжить ему в этих нечеловеческих обстоятельствах? (Смелость, сила духа, хладнокровие, патриотизм, человеколюбие.)
-Что помогло ему бежать из плена? (Смекалка). Другой бы побоялся, а вот он…
- Какие послевоенные испытания ждут его? (Текст «В июне 42 года…»)
-Что значит для человека дом? (Это очаг, крепость, защита.)
Вместе с домом человек теряет надежду, смысл жизни, счастье. В жизни А. Соколова наступает момент разочарования, пустоты, он остался один на один со своей жестокой судьбой.
- Как может измениться человек, который попал в такую ситуацию? (Может ожесточиться, возненавидеть окружающих, спиться, лишить себя жизни.)
- Но произошло это с Андреем? Нет.
Наш герой не ожесточился
- А что же с ним произошло? (Встреча с мальчиком.)
-Да, верно.
3 группа готовила анализ эпизода «Встреча с Ванюшкой.»
-Ребята, как произошла эта встреча? При каких условиях? Подтвердите текстом.
-Что почувствовал Андрей Соколов при встрече?
(«Закипела тут во мне горючая слеза, и я сразу решил: »Не бывать тому, что нам врозь пропадать. Возьму его к себе в дети»)
-Что общего в судьбе Соколова и Ванюши?)
(Две сироты, жизни которых искалечены войной.)
-Почему мальчик поверил в то, что его нашёл отец? К каждому ли вот так, просто может доверчиво прильнуть маленький ребёнок?
(Каждый ребёнок тянется к добрым людям, чувствует доброту.)
Сердце Андрея Соколова не зачерствело, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку.
-Что помогло возвратиться герою к жизни?
(Доброта, любовь, сострадание, сердечность.)
- Как вы думаете, почему Шолохов, назвал рассказ «Судьба человека», а не судьба Андрея Соколова?
( Жизнь человека. Судьба. Родина. В образе простого русского солдата А.Соколова, каких миллионы, Шолохов раскрывает трагедию нашего народа, его бедствия и страдания. В этом обобщенность, собирательность образа Соколова.)
Мы говорим об испытаниях судьбой в годы ВОв.
-А что же помогает человеку выжить в современном мире?
- Эта страшная война принесла много горя практически в каждую семью. Мы не должны забывать об этом. Закончить наш урок мне хочется словами М. Шолохова: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой - то мере, я счастлив».
- Выставление оценок.
Д/з Письменно ответьте на вопрос:
«Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?»