kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями». По творчеству А. П. Гайдар «Тимур и его команда»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Направление - начальная школа.

 

Предмет - Литературное чтение. 4 класс(3 ч  в неделю, 99ч в учебном году). III четверть.

 

Тема: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями. По творчеству А. П. Гайдара «Тимур и его команда»

УМК «Школа-2100». Учебник «Литературное чтение »  «В океане света», авторы р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева.

 

Раздел: Путешествие двенадцатое «Дорогие мои мальчишки».

 

По данной теме второй урок.

 

Характеристика класса. В классном коллективе 21 человек. Большая часть детей увлечена спортом, посещает спортивные секции. Данное обстоятельство сплачивает детский коллектив в единое целое, поэтому жизненные интересы и ценности у детей во многом схожи. Каждый ребенок чувствует себя на уроке комфортно и успешно.

 

       Мне удалось на уроке удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы.

Считаю,  что  я  правильно определила цель и задачи урока, учла особенность своего класса: дети умеют  дружить друг с другом  и  ценить дружбу.

На этапе актуализации знаний  я смотивировала  детей на деятельность, была проведена проверка домашней творческой работы  путем разнообразных  заданий.  Материал прошлого урока повторили, появилась  возможность  перехода  к  изучению  нового.

       В течение урока перед обучающимися ставились проблемные вопросы, которые побуждали детей к самостоятельной деятельности.

               Урок построен в технологии деятельностного метода. Технология позволяет  формировать у детей правильный тип читательской деятельности на уроках литературного чтения.

На уроке была проведена работа с текстом.  Мной были учтены все этапы этой работы, указанные в методических рекомендациях Бунеева  Р.Н.: диалог с автором,  самостоятельное чтение текста шепотом,  чтение вслух небольшими фрагментами с комментированием, задавание вопросов автору по ходу чтения, выборочное чтение, словарная работа.

В уроке прослеживаются разные виды деятельности: кроме работы с текстом, был показан фрагмент фильма  режиссера  Александра Бланка  «Тимур и его команда», работа в группах.

 

       В содержание урока включены задания на поиск детьми ответа на вопрос «Что важно для дружбы?», ответы каждого ребенка имели значимость и объяснение на уроке.

       В результате у учащихся сформировался интерес к изученной теме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями». По творчеству А. П. Гайдар «Тимур и его команда» »

Тема: «Век ХХ. Новые встречи со старыми друзьями». По творчеству А. П. Гайдар «Тимур и его команда»

Цель: создания условий для понимания ценности дружбы, при изучение произведения

А. П. Гайдара «Тимур и его команда».

Задачи урока: - совершенствовать познавательный и читательский интерес,

устную монологическую и диалогическую речь.

- развивать внимание и память

- воспитывать культуру общения

- содействовать обогащению мира чувств, эмоций детей


Оборудование: - компьютер

- телевизор

- диск с фильмом «Тимур и его команда »

- выставка книг А. Гайдара

- классная доска, оформленная с прошлого урока

- мел, указка

примечания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу - значит могу»



Мы приглашаем всех вас в путешествие,

Где ждут вас чудесные происшествия,

Волшебные звуки, послушные дети,

Все то, что так редко бывает на свете.


- пожелать друг другу удачи


-что пригодиться для успешной работы на уроке







Хлопают в ладоши


Девиз, эпиграф:

«С малой удачи начинается большой успех»

Планируемый результат: учащихся включаться в познавательную деятельность на уроке

На этом этапе мы формируем УУД:

- личностные (учащиеся смогли самоопределиться);

- коммуникативные (учащиеся слушают и понимают друг друга).

II.Актуализация знаний.

Задача: повторение изученного материала, необходимого для « открытия нового знания»,

и выявление степени обученности учащихся по пройденному материалу











































Проверяем домашнее задание:

  1. Выходит поисковая группа и информирует детей о том, что такое дружба (материал взят из

разных источников).


  1. Вторая группа называет названия песен о дружбе. Одна из подобранных песен поется.


  1. Третья группа зачитывает подобранные пословицы и поговорки о дружбе.


  1. Четвертая группа вспоминает название сказок, где именно благодаря дружбе сказочным героям легко приходилось выходить из трудных ситуаций


  1. Пятая группа перечисляет названия прочитанных книг о дружбе


Как только дети называют произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», учитель останавливает детей:

«На прошлом уроке мы читали произведение, Рувима Фраермана «Гайдар и дети».


Учитель читает четверостишие:

Большой, веселый, ясноглазый,

Присев к ребячьему костру,

Он сочинил свои рассказы,

Как бесконечную игру.


Давайте вспомним, как строил свои отношения с детьми Аркадий Гайдар в произведении Рувима Фраермана «Гайдар и дети».

- Почему же дети дружили с взрослым?





-Он с ними играл?


-Наставлял, был добр, строг?


-А что он делал?



-Что дает дружба между взрослым и детьми?


-А что дала дружба с детьми Гайдару?





-Как вы думаете, о чем эта книга?




Зачитывают определение




Исполняют песню





Проговаривают пословицы



Название сказок




Название произведений и их авторы


А. Гайдар «Тимур и его команда»














Дети дружили с взрослым, потому что он относился к ним по-дружески и т.п.



Нет.


Нет.


Он любил их, жил вместе с ними и совсем не играл.

Предположение детей



Многое, и благодаря этой дружбе появилось произведение «Тимур и его команда»


О дружбе сверстников


Планируемый результат: учащиеся повторят изученный ранее материал, необходимый для «открытия нового знания», и будет выявлена степень обученности учащихся по пройденному материалу


На этом этапе мы формируем УУД:

- личностные (учащиеся проявили учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентировались в нравственном содержании и смысле урока);

-коммуникативные (учащиеся проявили умение слушать и вступать в диалог);

- познавательные (учащиеся преобразовывали ранее полученную информацию, использовали и воспроизводили ее).


III.Постановка учебной задачи.


Задача: обсуждение затруднения, вызванного темой урока, проговаривание цели урока.


-Как общались между собой сверстники в этом произведении?

(для учащихся создалась проблемная ситуация)

-Почему у вас возникли затруднения?

-Чего мы еще не знаем?

-Что мы будем делать сегодня на уроке?

Мы не знаем.



Мы не читали это произведение

Познакомимся с повестью «Тимур и его команда»

Планируемый результат: учащиеся выйдут на проблему: они не читали повести «Тимур и его команда»

На этом этапе мы формируем УУД:

- коммуникативные (Умение полно выражать свои мысли, ставить вопросы и отвечать на них);

- регулятивные (учащиеся спланировали чтение произведения);

- познавательные (учащиеся смогли сформулировать затруднение и выбрать способ выхода из него).

IV. «Открытие нового знания» ( построение проекта выхода из затруднения)


Задача: постановка УЗ (устной задачи) и обсуждение проекта ее решения




Итак, ответить на вопрос «Как общались между собой сверстники в произведении Гайдара «Тимур и его команда»?» нам в этом поможет чтение этого произведения

- И тема нашего урока…


(открывается заголовок на доске)


«Как строились отношения между сверстниками в произведении А. Гайдара «Тимур и его команда»?


-А для этого давайте прочитаем первую главу

(Комментированное чтение)

По ходу чтения задаются вопросы

- Объясните значение слова

«чинил».




-Почему автор говорил «чинил», а не ремонтировал?






-Объясните значение слова «с унылым»




-Хочет ли Коля помочь дедушке?

-Может быть, мы найдем ответ у автора?




- объясните значение слова «сведущего»






-Почему профессор говорил, что Кольку угостили касторкой?



-Как каждый из героев реагирует на лязг и звон?





-Что значит «Метнулся как заяц»? Испугался? трусливо убежал?



-Почему так заканчивается эта глава?



-Как строятся отношения между сверстниками?

( напечатанные слова появляются на доске)


Физминутка


- Что же заставило мальчишек бежать туда, вы узнаете из второй главы, которую прочитаете самостоятельно.


-Что еще из этой главы вы узнали о дружбе между сверстниками?



-У вас на столах лежат листочки, с заданием: «Определите, какие отношения между детьми в этом фрагменте?» просмотр отрывок фильма












Ученик читает




Ученик смотрит значение слова по толковому словарю

«Чинил – ремонтировал»



-Автор употребил слово из разговорной речи.





Ученик смотрит значение слова по толковому словарю

«унылый – печальный»



- Нет.

- Да. Ему нужно было бежать, т.к. звенели колокольчики.


Ученик смотрит значение слова по толковому словарю

«сведущего - много знающего»



- Он так говорит, потому что видит нетерпеливость Кольки.


-Отвертка дрогнула, Татьяна с собакой обернулись, а Коля метнулся, как заяц


-Нет, быстро убежал.




Они мчались к какой-то цели.


Беспокойство, обязанность, преданность



Тихое чтение детей.





- Ребята не допускают чужих в отношения между собой.


- Вражда, ненависть, вредительство.




Планируемый результат: учащиеся прочитают первую и вторую главы повести, просмотрят отрывок из фильма и выяснят, какие отношения существуют между детьми.

На этом этапе мы формируем УУД:

- личностные (Нравственно-этическое оценивание);

- коммуникативные (Умение полно выражать свои мысли, ставить вопросы и отвечать на них; владение всеми формами речи; планирование учебного сотрудничества; разрешение конфликтов);

- познавательные (Анализ, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации).


V.Первичное закрепление. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль.


Задача: обобщение, работа с опорными карточками, каждый для себя должен сделать вывод о том, какие качества дружбы ему близки.


- Посмотрите, пожалуйста, на доску и сравните, с кем лучше дружить: с взрослыми или с детьми? (появляется знак вопроса).


Я вижу, что у каждого из вас свое мнение. Это хорошо. Я рада, что вы умеете дружить – это самое важное!


-У вас в учебниках вклеены листы «Полезные советы», подчеркните предложения , которое бы вы захотели отметить после сегодняшнего урока.

Разные ответы детей и все принимаются

Кто говорит, что с взрослыми дружить лучше, кто – с детьми.





Дети цветным карандашом отмечают предложение


Планируемый результат: учащиеся обобщат знания по теме урока, поработав с опорными карточками.

На этом этапе мы формируем УУД:

- личностные (Нравственно-этическое оценивание, самоопределение);

- регулятивные (прогнозирование результата, коррекция понимания проблемы, оценка);

- коммуникативные (Умение полно выражать свои мысли, ставить вопросы и отвечать на них;

планирование учебного сотрудничества; разрешение конфликтов; контроль, коррекция и оценка действий партнера);

- познавательные (синтез, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство).



VIII.Рефлексия деятельности ( итог урока)


Задача: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), оценка результатов деятельности своей и всего класса .


Что вам сегодня понравились на уроке?



Что для себя взяли полезного с урока?



Умеете ли вы дружить? Оцените на сколько это у вас получается?

Ответы детей



Ответы детей



Дети выходят к доске и вывешивают смайлики

Умею - улыбающийся

Не очень – серьезный

Не умею – грустный


Планируемый результат: учащиеся проведут оценку результатов деятельности своей и всего класса .

На этом этапе мы формируем УУД:

- личностные (Самоопределение);

- регулятивные (коррекция оценки, саморегуляция).

IX. Домашнее задание


-обозначить в порядке значимости для Вас следующие высказывания. Что важно для дружбы (см. Приложение)


-Подготовить выразительное чтение 5 главы по ролям;

-Взять интервью у родителей. Примерные вопросы в Приложении





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кадочникова Ольга Александровна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106503


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства