Тип урока: урок внеклассного чтения. Заключительный урок при изучении пьесы Шекспира.
Форма урока: урок-концерт (выразительное чтение, анализ лирического произведения).
Задачи урока.
Воспитательные:
а) воспитывать интерес к лирическому слову,
б) развивать эстетические чувства.
Образовательные:
а) познакомить со стихотворениями русских поэтов, посвящёнными «гамлетовской» теме.
Коррекционно-развивающие:
а) обучение выразительному чтению,
б) развитие образного мышления,
в) умение выражать мысли и чувства.
Целеполагание.
Для ученика:
1) учиться анализировать поэтический текст, делать сопоставительный анализ текста,
2) обучаться выразительному чтению.
Для учителя:
1) развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.
Опорные понятия и термины: (на доске)Фарисейство – поведение фарисея, лицемерие при внешних правилах благочестия.
Фарисей – В Древней Иудее член религиозно-политической партии зажиточных слоёв города, отличавшийся фанатизмом и лицемерием в выполнении внешних правил.
Честь – Общественно-моральное достоинство, то, что вызывает общее уважение.
Честолюбие – чрезмерная жажда почестей, стремление к почётному положению.
Оборудование: тексты со стихотворениями А.Блока, М.Цветаевой,
А. Ахматовой, Б.Пастернака, В.Высоцкого, презентация, записи на доске.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Вечный Гамлет ( гамлетовское в русской поэзии) »
Урок 5
Вечный Гамлет
(Гамлет и гамлетовское в русской поэзии)
Тип урока: урок внеклассного чтения. Заключительный урок при изучении пьесы Шекспира.
Форма урока: урок-концерт (выразительное чтение, анализ лирического произведения).
Задачи урока.
Воспитательные:
а) воспитывать интерес к лирическому слову,
б) развивать эстетические чувства.
Образовательные:
а) познакомить со стихотворениями русских поэтов, посвящёнными «гамлетовской» теме.
Коррекционно-развивающие:
а) обучение выразительному чтению,
б) развитие образного мышления,
в) умение выражать мысли и чувства.
Целеполагание.
Для ученика:
1) учиться анализировать поэтический текст, делать сопоставительный анализ текста,
2) обучаться выразительному чтению.
Для учителя:
1) развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.
Опорные понятия и термины: (на доске)Фарисейство – поведение фарисея, лицемерие при внешних правилах благочестия.
Фарисей – В Древней Иудее член религиозно-политической партии зажиточных слоёв города, отличавшийся фанатизмом и лицемерием в выполнении внешних правил.
Честь – Общественно-моральное достоинство, то, что вызывает общее уважение.
Честолюбие – чрезмерная жажда почестей, стремление к почётному положению.
Оборудование: тексты со стихотворениями А.Блока, М.Цветаевой, А. Ахматовой, Б.Пастернака, В.Высоцкого, презентация, записи на доске.
«У Шекспира, конечно, нет роли,
более насыщенной мыслями, чем Гамлет,
нет и столь продуманной
и всё ещё недодуманной
и тем назойливее захватывающей…»
И.Анненский.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Слайд. Высоцкий читает монолог «Быть или не быть»
3. Слово учителя.
Мы с вами познакомились с гениальным произведением мировой литературы – пьесой Шекспира «Гамлет». Есть книги, которые мы проносим через всю свою жизнь. Они не принадлежат ни одной эпохе – они для всех эпох. Люди разных поколений, разных профессий, разных социальных групп открывают в таких книгах что-то своё, сокровенное. Перечитывая эти книги, каждый раз находишь для себя что-то новое, заманчивое, что хочется разгадать как тайну, как истину.
И каждый раз задаёшь себе вопросы: Как ты живёшь? Кто тебя окружает? Мучаешься раздумьями. «Вечный Гамлет, таинственный Гамлет, загадочный Гамлет, непостижимый Гамлет» - сколько ещё эпитетов придется пережить этому герою. Наш урок мы назвали «Вечный Гамлет»… вечная книга… вечная тема.
Обратимся к эпиграфу. Читаем. Кратко обсуждаем.
Гамлет и гамлетовское пронизывает всю нашу литературу, и наш сегодняшний урок будет посвящён этой теме, чтобы ещё раз поразмышлять, подумать, поставить вопросы, на которые не всегда найдутся ответы.
Слайд. «Колокола». Набатный удар колокола – призыв к действию.
Текст слайда: на Руси под звон колоколов поднимался народ на защиту Отечества, на борьбу. Сейчас колокол звучит для Гамлета, он в звоне шпаг последнего боя принца Датского, истекающего кровью, умирающего.
Читает ученик:
Пусть Гамлета к погосту отнесут,
Как воина, четыре капитана.
Будь он живым, он стал бы королём
Заслуженно. Переносите тело
С военной музыкой по всем статьям
Церемониала. Уберите трупы.
Средь поля битвы мыслимы они.
А здесь не к месту, как следы резни.
Скомандуйте дать залп.
Учитель. Смерть Гамлета стала началом его вечной жизни. Написано множество стихотворений, в которых поэты размышляют о смерти Гамлета, во имя чего отдана жизнь. В русской поэзии много стихов, в которых утверждается: «Я - Гамлет». Послушаем и поразмышляем.
а) Ученик читает стихотворение.
А.Блок
Я – Гамлет
Я - Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетет коварство сети,
И в сердце - первая любовь
Жива - к единственной на свете.
Тебя, Офелию мою,
Увел далёко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю
Клинком отравленным заколот.
6 февраля 1914
– Можно ли по этому стихотворению проследить жизнь Гамлета? (коварство матери и дяди, борьба против коварства, смерть любимой Офелии, Гамлет гибнет, «клинком отравленным заколот»).
– Мы понимаем, что, по-видимому, и жизнь самого Блока напоминает жизнь Гамлета, поэтому и заявлено: «Я – Гамлет. Холодеет кровь…»
Образ Гамлета трагичен. В минуту смерти он вспоминает первую любовь – то же происходило и в жизни А.Блока.
Интересен образ Гамлета и у М.Цветаевой.
б) Ученик читает стихотворение.
Марина Цветаева.
Диалог Гамлета с совестью
– На дне она, где ил
И водоросли… Спать в них
Ушла, – но сна и там нет!
– Но я её любил,
Как сорок тысяч братьев
Любить не могут!
– Гамлет!
На дне она, где ил:
Ил!.. И последний венчик
Всплыл на приречных брёвнах…
– Но я её любил
Как сорок тысяч…
– Меньше,
Всё ж, чем один любовник.
На дне она, где ил.
– Но я её –
(недоумённо)
любил??
5 июня 1923
– Каким предстаёт Гамлет в этом стихотворении?
– Каким его представляет Марина Цветаева, живым или мёртвым?
– Живой Гамлет… Каков он в этом стихотворении? (постоянно сомневающийся, пытающийся разобраться в себе, выявить правду)
– Правда в чём? Виновен – не виновен? (видит свою вину, но ставит в своё оправдание «Но я её любил…»)
– А что говорит совесть? («На дне она, где ил…» Ил – муть, значит, Офелия – цветок жизни – покоится в такой мути).
– Обратите внимание на синтаксис. «Любил» – сначала утверждение, в конце – два знака вопроса – «Любил??» Значит Гамлет не успокоится в своей невиновности по отношению к Офелии и любви к ней – это останется вечным вопросом. Офелия притягивала к себе М.Цветаеву. именно она в её стихотворении становится совестью Гамлета.
Отказ Гамлета от любви порождает жестокость к Офелии и к матери. С этого момента всё настойчивее врывается в трагедию мотив безумия.
Тема любви Гамлета и Офелии звучит и в стихотворении А.Ахматовой. Ахматовская Офелия напоминает нам саму Ахматову, тоже сдержанна и горда.
б) Ученик читает стихотворение.
А. Ахматова
Читая «Гамлета»
У кладбища направо пылил пустырь, А за ним голубела река. Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь Или замуж за дурака…» Принцы только такое всегда говорят, Но я эту запомнила речь, — Пусть струится она сто веков подряд Горностаевой мантией с плеч.
1909
– Поразмышляйте, любит ли Гамлет Офелию, говоря: «Ну что ж, иди в монастырь// Или замуж за дурака…».
Трагедия Гамлета у Пастернака в его романе «Доктор Живаго» трагичен, но трагичен по-иному. Эта трагедия героя, противостоящего миру, «тонущему в фарисействе».
Слайд. Высоцкий читает стихотворение Пастернака «Гамлет» из книги «Юрий Живаго».
Борис Пастернак
Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю Твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Это стихотворение хочется разобрать построфно. Сам Пастернак считал, что это стихотворение и о нём, и о Есенине, и о Блоке, и о Маяковском.
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
Этим стихотворением начинался спектакль Шекспира «Гамлет» в театре на Таганке, в котором играл В.С.Высоцкий. Стихотворение вводит нас в атмосферу пьесы Шекспира, но нашего времени («другая драма», драма XX века:сталинские репрессии, война…что ещё?)
Я люблю Твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Внимание на доску! – читаем.
Фарисейство – поведение фарисея, лицемерие при внешних правилах благочестия.
Фарисей – В Древней Иудее член религиозно-политической партии зажиточных слоёв города, отличавшийся фанатизмом и лицемерием в выполнении внешних правил.
- Какое главное состояние героя? (одиночество в мире, тонущем в фарисействе)
Герой стихотворения бесконечно одинок, потому что он не может делиться мыслями с другими.
В стихотворении переплетается несколько линий: Какие? (гамлетовская, автобиографическая, Пастернак пишет о себе, и евангельская)
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
- Определите стиль этой строфы.(высокий, какие слова приведёте в доказательство? – чаша, Авва Отче)
В этой строфе поэт сравнивает Гамлета не столько, с собой, сколько с Христом. Иисус испил чашу страданий , умерев на кресте. Гамлет, чтобы изменить мир, пожертвовал собой.
- А что предстоит Пастернаку в мире фарисеев? (размышления учащихся).
И последнее стихотворение – Стихотворение В.С.Высоцкого – «Мой Гамлет» мы послушаем в исполнении автора.
Трудно говорить после Высоцкого. Он в этом стихотворении сказал о себе и о своём времени многое.
- Что вы услышали? (свободный микрофон)
4. Итог урока.
- Как мы озаглавили наш урок? (ответы учащихся)
- Вечен ли Гамлет?
- Что движет Гамлетом: честь или честолюбие?
Внимание на доску!
Честь – Общественно-моральное достоинство, то, что вызывает общее уважение.
Честолюбие – чрезмерная жажда почестей, стремление к почётному положению.
И ещё одна цитата: «Вечные проблемы добра и зла в таком очищенном виде, как они предстают у Шекспира, звучат в нашем мятущемся мире особенно остро. Я вообще целью своего творчества ставлю человеческое волнение. Только оно может помочь нравственному совершенствованию». (В. Высоцкий)
- Взволновали ли вас стихи, прозвучавшие на нашем уроке?
Д.з. По любому из стихотворений напишите сочинение, в котором отразится гамлетовская тема.