kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вечный Гамлет ( гамлетовское в русской поэзии)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вечный Гамлет

(Гамлет и гамлетовское в русской поэзии)

Тип урока: урок внеклассного чтения. Заключительный урок при изучении пьесы Шекспира.

Форма урока: урок-концерт (выразительное чтение, анализ лирического произведения).

Задачи урока.

Воспитательные:

а) воспитывать интерес к лирическому слову,

б) развивать эстетические чувства.

Образовательные:

а) познакомить со стихотворениями русских поэтов, посвящёнными «гамлетовской» теме.

Коррекционно-развивающие:

а) обучение выразительному чтению,

 б) развитие образного мышления,

в) умение выражать мысли и чувства.

Целеполагание.

Для ученика:

1) учиться анализировать поэтический текст, делать сопоставительный анализ текста,

2) обучаться выразительному чтению.

Для учителя:

1) развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.

Опорные понятия и термины: (на доске)Фарисейство – поведение фарисея, лицемерие при внешних правилах благочестия.

Фарисей – В Древней Иудее член религиозно-политической партии зажиточных слоёв города, отличавшийся фанатизмом и лицемерием в выполнении внешних правил.

Честь – Общественно-моральное достоинство, то, что вызывает общее уважение.

Честолюбие – чрезмерная жажда почестей, стремление к почётному положению.

 

Оборудование: тексты со стихотворениями А.Блока, М.Цветаевой,
А. Ахматовой, Б.Пастернака, В.Высоцкого, презентация, записи на доске.

 

Просмотр содержимого документа
«Вечный Гамлет ( гамлетовское в русской поэзии) »

Урок 5

Вечный Гамлет

(Гамлет и гамлетовское в русской поэзии)

Тип урока: урок внеклассного чтения. Заключительный урок при изучении пьесы Шекспира.

Форма урока: урок-концерт (выразительное чтение, анализ лирического произведения).

Задачи урока.

Воспитательные:

а) воспитывать интерес к лирическому слову,

б) развивать эстетические чувства.

Образовательные:

а) познакомить со стихотворениями русских поэтов, посвящёнными «гамлетовской» теме.

Коррекционно-развивающие:

а) обучение выразительному чтению,

б) развитие образного мышления,

в) умение выражать мысли и чувства.

Целеполагание.

Для ученика:

1) учиться анализировать поэтический текст, делать сопоставительный анализ текста,

2) обучаться выразительному чтению.

Для учителя:

1) развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.

Опорные понятия и термины: (на доске)Фарисейство – поведение фарисея, лицемерие при внешних правилах благочестия.

Фарисей – В Древней Иудее член религиозно-политической партии зажиточных слоёв города, отличавшийся фанатизмом и лицемерием в выполнении внешних правил.

Честь – Общественно-моральное достоинство, то, что вызывает общее уважение.

Честолюбие – чрезмерная жажда почестей, стремление к почётному положению.


Оборудование: тексты со стихотворениями А.Блока, М.Цветаевой,
А. Ахматовой, Б.Пастернака, В.Высоцкого, презентация, записи на доске.


«У Шекспира, конечно, нет роли,

более насыщенной мыслями, чем Гамлет,

нет и столь продуманной

и всё ещё недодуманной

и тем назойливее захватывающей…»

И.Анненский.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Слайд. Высоцкий читает монолог «Быть или не быть»

3. Слово учителя.

Мы с вами познакомились с гениальным произведением мировой литературы – пьесой Шекспира «Гамлет». Есть книги, которые мы проносим через всю свою жизнь. Они не принадлежат ни одной эпохе – они для всех эпох. Люди разных поколений, разных профессий, разных социальных групп открывают в таких книгах что-то своё, сокровенное. Перечитывая эти книги, каждый раз находишь для себя что-то новое, заманчивое, что хочется разгадать как тайну, как истину.

И каждый раз задаёшь себе вопросы: Как ты живёшь? Кто тебя окружает? Мучаешься раздумьями. «Вечный Гамлет, таинственный Гамлет, загадочный Гамлет, непостижимый Гамлет» - сколько ещё эпитетов придется пережить этому герою. Наш урок мы назвали «Вечный Гамлет»… вечная книга… вечная тема.

Обратимся к эпиграфу. Читаем. Кратко обсуждаем.

Гамлет и гамлетовское пронизывает всю нашу литературу, и наш сегодняшний урок будет посвящён этой теме, чтобы ещё раз поразмышлять, подумать, поставить вопросы, на которые не всегда найдутся ответы.

Слайд. «Колокола». Набатный удар колокола – призыв к действию.

Текст слайда: на Руси под звон колоколов поднимался народ на защиту Отечества, на борьбу. Сейчас колокол звучит для Гамлета, он в звоне шпаг последнего боя принца Датского, истекающего кровью, умирающего.

Читает ученик:

Пусть Гамлета к погосту отнесут,

Как воина, четыре капитана.

Будь он живым, он стал бы королём

Заслуженно. Переносите тело

С военной музыкой по всем статьям

Церемониала. Уберите трупы.

Средь поля битвы мыслимы они.

А здесь не к месту, как следы резни.

Скомандуйте дать залп.


Учитель. Смерть Гамлета стала началом его вечной жизни. Написано множество стихотворений, в которых поэты размышляют о смерти Гамлета, во имя чего отдана жизнь. В русской поэзии много стихов, в которых утверждается: «Я - Гамлет». Послушаем и поразмышляем.

а) Ученик читает стихотворение.

А.Блок

Я – Гамлет


Я - Гамлет. Холодеет кровь,

Когда плетет коварство сети,

И в сердце - первая любовь

Жива - к единственной на свете.


Тебя, Офелию мою,

Увел далёко жизни холод,

И гибну, принц, в родном краю

Клинком отравленным заколот.


6 февраля 1914


– Можно ли по этому стихотворению проследить жизнь Гамлета? (коварство матери и дяди, борьба против коварства, смерть любимой Офелии, Гамлет гибнет, «клинком отравленным заколот»).

– Мы понимаем, что, по-видимому, и жизнь самого Блока напоминает жизнь Гамлета, поэтому и заявлено: «Я – Гамлет. Холодеет кровь…»

Образ Гамлета трагичен. В минуту смерти он вспоминает первую любовь – то же происходило и в жизни А.Блока.

Интересен образ Гамлета и у М.Цветаевой.

б) Ученик читает стихотворение.


Марина Цветаева.

Диалог Гамлета с совестью


– На дне она, где ил

И водоросли… Спать в них

Ушла, – но сна и там нет!

– Но я её любил,

Как сорок тысяч братьев

Любить не могут!

– Гамлет!


На дне она, где ил:

Ил!.. И последний венчик

Всплыл на приречных брёвнах…

– Но я её любил

Как сорок тысяч…

– Меньше,

Всё ж, чем один любовник.


На дне она, где ил.

– Но я её –

(недоумённо)

любил??


5 июня 1923


– Каким предстаёт Гамлет в этом стихотворении?

– Каким его представляет Марина Цветаева, живым или мёртвым?

– Живой Гамлет… Каков он в этом стихотворении? (постоянно сомневающийся, пытающийся разобраться в себе, выявить правду)

– Правда в чём? Виновен – не виновен? (видит свою вину, но ставит в своё оправдание «Но я её любил…»)

– А что говорит совесть? («На дне она, где ил…» Ил – муть, значит, Офелия – цветок жизни – покоится в такой мути).

– Обратите внимание на синтаксис. «Любил» – сначала утверждение, в конце – два знака вопроса – «Любил??» Значит Гамлет не успокоится в своей невиновности по отношению к Офелии и любви к ней – это останется вечным вопросом. Офелия притягивала к себе М.Цветаеву. именно она в её стихотворении становится совестью Гамлета.

Отказ Гамлета от любви порождает жестокость к Офелии и к матери. С этого момента всё настойчивее врывается в трагедию мотив безумия.

Тема любви Гамлета и Офелии звучит и в стихотворении А.Ахматовой. Ахматовская Офелия напоминает нам саму Ахматову, тоже сдержанна и горда.



б) Ученик читает стихотворение.

А. Ахматова

Читая «Гамлета»


У кладбища направо пылил пустырь,
А за ним голубела река.
Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь
Или замуж за дурака…»
Принцы только такое всегда говорят,
Но я эту запомнила речь, — 
Пусть струится она сто веков подряд
Горностаевой мантией с плеч.

1909

Поразмышляйте, любит ли Гамлет Офелию, говоря: «Ну что ж, иди в монастырь// Или замуж за дурака…».

Трагедия Гамлета у Пастернака в его романе «Доктор Живаго» трагичен, но трагичен по-иному. Эта трагедия героя, противостоящего миру, «тонущему в фарисействе».

Слайд. Высоцкий читает стихотворение Пастернака «Гамлет» из книги «Юрий Живаго».

Борис Пастернак

Гамлет


Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.


На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Aвва Oтче,

Чашу эту мимо пронеси.



Я люблю Твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.


Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.


Это стихотворение хочется разобрать построфно. Сам Пастернак считал, что это стихотворение и о нём, и о Есенине, и о Блоке, и о Маяковском.


Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.


Этим стихотворением начинался спектакль Шекспира «Гамлет» в театре на Таганке, в котором играл В.С.Высоцкий. Стихотворение вводит нас в атмосферу пьесы Шекспира, но нашего времени («другая драма», драма XX века:сталинские репрессии, война…что ещё?)

Я люблю Твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.


Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить — не поле перейти.


Внимание на доску! – читаем.


Фарисейство – поведение фарисея, лицемерие при внешних правилах благочестия.

Фарисей – В Древней Иудее член религиозно-политической партии зажиточных слоёв города, отличавшийся фанатизмом и лицемерием в выполнении внешних правил.

- Какое главное состояние героя? (одиночество в мире, тонущем в фарисействе)

Герой стихотворения бесконечно одинок, потому что он не может делиться мыслями с другими.

В стихотворении переплетается несколько линий: Какие? (гамлетовская, автобиографическая, Пастернак пишет о себе, и евангельская)


На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Aвва Oтче,

Чашу эту мимо пронеси.


- Определите стиль этой строфы.(высокий, какие слова приведёте в доказательство? – чаша, Авва Отче)

В этой строфе поэт сравнивает Гамлета не столько, с собой, сколько с Христом. Иисус испил чашу страданий , умерев на кресте. Гамлет, чтобы изменить мир, пожертвовал собой.

- А что предстоит Пастернаку в мире фарисеев? (размышления учащихся).


И последнее стихотворение – Стихотворение В.С.Высоцкого – «Мой Гамлет» мы послушаем в исполнении автора.

Трудно говорить после Высоцкого. Он в этом стихотворении сказал о себе и о своём времени многое.

- Что вы услышали? (свободный микрофон)


4. Итог урока.

- Как мы озаглавили наш урок? (ответы учащихся)

- Вечен ли Гамлет?

- Что движет Гамлетом: честь или честолюбие?


Внимание на доску!


Честь – Общественно-моральное достоинство, то, что вызывает общее уважение.

Честолюбие – чрезмерная жажда почестей, стремление к почётному положению.

И ещё одна цитата: «Вечные проблемы добра и зла в таком очищенном виде, как они предстают у Шекспира, звучат в нашем мятущемся мире особенно остро. Я вообще целью своего творчества ставлю человеческое волнение. Только оно может помочь нравственному совершенствованию».
(В. Высоцкий)

- Взволновали ли вас стихи, прозвучавшие на нашем уроке?

Д.з. По любому из стихотворений напишите сочинение, в котором отразится гамлетовская тема.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вечный Гамлет ( гамлетовское в русской поэзии)

Автор: Шишигина Любовь Афанасьевна

Дата: 04.06.2015

Номер свидетельства: 217661

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства