Просмотр содержимого документа
«"Вечной прочности вечный запас" (урок внеклассного чтения, посвященный 70-летию Великой Победы) »
Конспект урока литературы в 7 классе.
Тема: «Вечной прочности вечный запас»
(Посвящается 70-летию Победы)
Цель:
1.Исследовательская,аналитическая групповая работа учащихся с текстами стихотворений о ВОв, репродукциями.
2. Проследить за развитием характера русской женщины в стихотворениях о войне.
3.Развитие понятия патриотизма.
Задачи: 1. Воссоздать картину военного времени с помощью знаний по литературе, истории, музыке, ИЗО
2. На материале стихотворений поэтов 20 века (Ю.Друниной,
А.Недогонова, М.Исаковского, Я.Козловского,
И.Уткина) определить роль женщины в ВОв.
3. Способствовать воспитанию чувства патриотизма,
любви к Родине на примере героев анализируемых
произведений.
Оборудование: 1. Плакат с изображением женщины военных лет.
2. Репродукция плаката И. Тоидзе «Родина – мать зовёт!»
3. Репродукции картин на фронтовую тему: Н. Марченко «Мир. Конец войне»,
А. Лактионова «Письмо с фронта».
4.Запись песен «Священная война», «День победы».
5. На столах учащихся – отпечатанные стихи, бумажные ромашки, треугольники для будущих фронтовых писем.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: ролевая игра.
Опережающее задание к уроку.
Группе «историков»
1. Познакомиться со стихотворениями о ВОв, предложенными
учителем.
2. Найти в стихотворениях новые слова и выражения, выяснить
их значения.
3. Подготовить историческую справку об участии женщин в
ВОв.
Группе «литературоведов»
1. Выучить предложенные стихотворения о ВОв.
2. Провести полный художественный анализ.
Группе «искусствоведов»
1. Найти репродукции о ВОв, где главный герой – женщина.
Подготовить устный рассказ по ним.
2. «Переложить» строки выученных стихотворений на картины
художников.
«ВЕЧНОЙ ПРОЧНОСТИ ВЕЧНЫЙ ЗАПАС».
… И ты перед всею войною
Сказалась – какая ты есть.
М. Исаковский “Русской женщине”
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
В сорок первом, в сорок памятном году
Прокричали репродукторы беду. Тогда
У нас было солнечное летнее утро,
Обычное воскресенье. Теперь этот
День стал исторической датой. 22 июня 1941 года
Фашисты напали на Советский Союз.
Началась Великая Отечественная война.
9 мая 2010 года наша страна отметит историческую дату – 65-летие со дня победы над фашистскими захватчиками. Поэтому сегодняшний урок мне бы хотелось посвятить данному историческому событию.
Так случилось, что все наши представления о войне мужские, это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но с годами всё больше постигается бессмертный подвиг женщины, её величайшие жертвы.
«Вечной прочности вечный запас» - так охарактеризовала женщин ВОв поэт Ю. Друнина. А. М. Исаковский говорил: «… И ты перед всею войною сказалась - какая ты сеть». Этими же словами мне захотелось определить тему и эпиграф урока.
На доске вы видите портрет женщины военных лет. Такой её представляет себе юный художник. Мы же с вами к концу урока создадим словесный портрет, в чём нам помогут ромашки, лежащие перед нами. По ходу урока вы, определите для себя 5 самых важных качеств женщины, которые и запишете на лепестках.
Работа учащихся в группах «историков», «литературоведов», «искусствоведов».(Роль учителя - направляющая).
Учитель. Всё что мы знаем о женщинах, вмещается в слово «сестра», «жена», «подруга». А самое высокое – «мать». Но их общая суть – милосердие. Женщина даёт жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – слова-синонимы. А война, хоть и существительное женского рода, по сути своей разрушительна, присутствие женщины на ней невозможно, казалось бы…Но так ли это? Какими сведениями располагают «историки»?
«Историки». За годы ВОв в разных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин. Пожалуй, не было специальности, которую не освоили б женщины. Они были и зенитчицами, и разведчицами, и шофёрами, и снайперами, и медсёстрами, и даже лётчицами.
Учитель. Ради чего женщина идёт на войну? Что движет ею? Постараемся выяснить это. Как же начиналась ВОв? (Звучит песня “Священная война”). А как художники откликнулись на данное сообщение?
«Искусствоведы». По всей стране были расклеены плакаты с изображением Родины – матери. Автор плаката – Ираклий Тоидзе (1941 г.) Уже немолодая женщина с красивым лицом смотрит прямо в глаза зрителю, протягивает ему текст присяги. Позади её, как по команде, встают штыки. Родина-мать боится за своих детей и призывает всех на защиту.
Учитель. Женщина по своей природе создана не для того, чтобы воевать, но ради Отечества, ради будущего своих детей она отправляется на фронт. Давайте хоть на некоторе время представим себе девушек, шедших на фронт. Они были немногим старше вас.
«Литературоведы». (5 девочек в военных гимнастёрках, пилотках читают стихотворение Ю. Друниной “Только что пришла с передовой”).
Учитель. Именно такие девушки и женщины становятся героинями многих стихов и картин. С некоторыми стихотворениями нас познакомят литературоведы.
«Литературоведы» читают наизусть стихи, отвечают на вопросы учителя.
Ю. Друнина “Качается рожь несжатая…”
Качается рожь несжатая
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы – девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Какие слова из стихотворения особенно тронули?
- Как вы понимаете выражение: “То юность моя в огне”?
Учитель. Давайте «перенесём» строки прочитанных стихотворений на картину художника.
«Искусствоведы». (Проводят экскурс по картине Н. Марченко «Мир.Конец войне»).
Картина написана художником в 1945 году. Здесь изображён волнительный момент в жизни одной семьи, в которую возвращается любимая, долгожданная солдатка. Бабушка с внучатами устали ждать свою дорогую дочь и маму. Ожидание измучило их. И вот, наконец, свершилось! Горячо любимый человек вернулся домой! Все герои картины застыли в изумлении. В их лицах – боль и страдание, радость и счастье сквозь слёзы. Вернувшаяся с фронта женщина не может поверить, что снова видит своих близких. Много страданий выпало на её долю за время войны. Но теперь всё позади! Впереди – жизнь!
«Литературоведы».
И. Уткин “Сестра”.
Когда, упав на поле боя - Когда склонилась надо мною
И не в стихах, а наяву - Страданья моего сестра, -
Я вдруг увидел пред собою Боль сразу стала не такою:
Живого взгляда синеву. Не так сильна, не так остра.
Меня как будто оросили
Живой и мёртвою водой,
Как будто надо мной Россия
Склонилась русой головой.
Ваше мнение о стихотворении?
Почему герой называет медсестру “страданья моего сестра”?
Учитель. Во время ВОв женщина освоила много специальностей. Но давайте не забывать о том, что её главное предназначение – быть матерью, растить детей, хранить домашний очаг. Вот что говорит о женщине
М. Исаковский (чтение стихотворения “Русской женщине” под звуки “Сентиментального вальса”).
Каковы ваши впечатления? Чем поражает вас героиня стихотворения? (Она везде поспевает, всё делает сама: и пашет, и растит детей, поддерживает порядок в доме, в хозяйстве. Одной ей приходится «плакать и петь». Такова её судьба).
Да, нелегка жизнь женщины в тылу, но она находит в себе силы уверить в письмах на фронт, что «будто б отлично живёт». Письмо с фронта и на фронт… Что это? Просто треугольничек? Или нечто большее? «Искусствоведам» есть что сказать.
«Искусствоведы». (Проводят экскурс по картине А. Лактионова “Письмо с фронта”).
Картина написана в 1947 году. На ней изображено яркое солнечное утро, принесшее огромную радость в семью Ивановых. Пришло письмо с фронта! Женщина не может читать письмо мужа; обессилев от счастья, она прислонилась к двери. С замиранием сердца слушает тёплые, нежные слова, которые торжественно читает сын, удобнее устроившись на стуле. Выбежавшая на крыльцо дочка старается не пропустить ни слова из письма, написанного рукой отца. Разделить радость Ивановых прибежали и соседи. Ведь письмо с фронта – это важное событие!
Учитель. Какие ещё стихотворения о жизни женщины в тылу вам знакомы?
«Литературоведы».
А. Недогонов “Материнские слёзы”
Как подули железные ветры Берлина,
Как вскипели над Русью военные грозы!
Провожала московская женщина сына…
Материнские слёзы, материнские слёзы!..
Сорок первый – кровавое, знойное лето.
Сорок третий – атаки в снега и морозы.
Письмецо долгожданное из лазарета…
Материнские слёзы, материнские слёзы!..
Сорок пятый – за Вислу идёт расставанье,
Землю прусскую русские рвут бомбовозы.
А в России не гаснет огонёк ожиданья-
Материнские слёзы, материнские слёзы!..
Пятый снег закружился, завьюжил дорогу,
Над костями врага у можайской берёзы.
Сын герой возвратился к родному порогу…
Материнские слёзы, материнские слёзы!..
Учитель. А теперь нам нужна историческая справка. Что значит «земля прусская»? «Расставание за Вислу»? Слово «историкам».
3. Выводы.
В заключении ещё раз обратимся к эпиграфу урока. Какая же она, женщина военных лет? Передайте ромашки, на лепестках которых записаны важные, на ваш взгляд, качества. (Записи детей озвучиваются, ромашки увенчивают портрет женщины).
Так вот она какая, женщина военных лет! Низкий наш поклон ей, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек, добывавшей наравне с мужчинами победу, эту долгожданную победу! (Звучит песня «День Победы»).
4. Домашнее задание.
- Перед вами лежат треугольнички, именно они хранили в себе самые тёплые, нежные слова, передаваемые на фронт и с фронта. Попробуйте дома написать письмо солдату, защищающему свою Родину на фронтах.