kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель

  • показать, в чём видит писатель источник обновления жизни; осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос, как происходит открытие христианских ценностей Раскольникова через любовь к Соне;
  • развивать навыки литературоведческого анализа и монологического высказывания;
  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора.»

10 класс

Урок № 93.

Тема. «Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора.


Цель:

  • показать, в чём видит писатель источник обновления жизни; осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос, как происходит открытие христианских ценностей Раскольникова через любовь к Соне;

  • развивать навыки литературоведческого анализа и монологического высказывания;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Эпиграф: «Человек есть тайна. Если будешь разгадывать всю жизнь, не считай, что напрасно потерял время». Ф.М. Достоевский



ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


IІ. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.


2.Работа с эпиграфом урока.


3.Вступительное слово учителя.

Все герои в романе Ф.М.Достоевского несут тайну. Есть она и у Сони Мармеладовой. Кто она такая, святая или грешница?


4.Словарная работа.

Крест (церк.) - символ вечной жизни; знак искупительного страдания.

Грех – поступок, противный закону Божию (по В.Далю).

Святой (церк.) - человек, сумевший побороть грех в собственной душе; непорочный и угодный Богу, первообраз человека (В.Даль).

Любовь (церк.) – закон, связывающий человека и Бога (по Достоевскому: “Бог есть любовь”).


4.Анализ эпизода «Рассказ Мармеладова о судьбе Сони» (часть 1, глава 2).

- Историю жизни Сони Мармеладовой мы узнаём вместе с Раскольниковым от Мармеладова. Во имя чего переступила Соня?

- Кто об этом впервые говорит? (Мармеладов)

В рассказе Мармеладова о своей семье мы слышим историю о пришествии Христа: “А где дщерь, что мачехе злой и чахоточной, что детям чужим и малолетним себя предала? Где дщерь, что отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела? И скажет: “Прииди! Я уже простил тебя раз…. Прощаются же и теперь грехи твои мнози, за то, что возлюбила много…” (ч.1, гл.2)

- У Достоевского дальше стоит многоточие, а интересно узнать продолжение фразы? Вы догадались, откуда Мармеладов цитирует эти строки? (Из Библии: “Прощаются грехи её многие за то, что возлюбила она многое, а кому мало прощается, тот мало любит”.)

- Как вы понимаете слова “возлюбила многое”? Кого “возлюбила” Соня? (Любит людей, и через эту любовь поднимается до любви к Богу, вспомним толкование слова “любовь” по Достоевскому.)

- Что обрела Соня?


5.Анализ эпизода «Первый приход Раскольникова к Соне. (Часть 4, глава 4).

- Раскольников позднее задаёт Соне вопрос: “А тебе бог что за это делает?” - “Всё делает”,- отвечает Соня. Встреча с Соней произвела глубокое впечатление на Раскольникова.

- Что понял Раскольников? (Он понял, что Соня совершила жертвенный подвиг во имя любви к людям, переступив через одну из заповедей – “не прелюбодействуй”. Соня для Раскольникова тоже преступница. Не случайно он говорит ей, что давно её выбрал.)

- А когда Раскольников выбрал Соню? (Ещё живы старуха и Лизавета, ещё, возможно, не бывать тому, что свершится, но выбор сделан. Только Соня вернёт его к людям, от которых он уже ушёл, решившись переступить черту.)

- Верит ли Раскольников в любовь? При перечислении сверхлюдей он называет Ликурга, Соломона, Магомета, Наполеона. Среди этих людей нет одного … . Кого? Иисуса Христа.

- Почему? (Христос принёс веру, закон любви и самопожертвования, а Раскольников считает, что жертва Христа никого не спасёт.)

- Для чего же Раскольников идёт к Соне? (За поддержкой, оправданием, поэтому он и задаёт мучительные вопросы про Полечку (ведь с ней то же самое будет) – значит, её жертва бессмысленна, любовь бессильна.)

Вывод Раскольникова: Христос зря пришёл на землю и принёс себя в жертву.

- Достоевский же называет Сонечку “вечной”, т.к. ничего не меняется в мире. Позиция Сони ясна, но именно ей признаётся в преступлении Раскольников. Чего он ждёт после признания? Он пока не знает, но нести свои муки в одиночестве он не может.

Раскольников признаётся Соне: “Ты мне нужна, потому я к тебе и пришёлРазве ты не то же самое сделала? Ты тоже переступила…смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь…свою (это всё равно!), но ты выдержать не можешь и, если останешься одна, сойдёшь с ума, как и я. Ты уж и теперь как помешанная; стало быть, нам вместе идти, по одной дороге! Пойдём!” (ч.4, гл.4.)

- С точки зрения Раскольникова, они оба преступники. Между своим и её “преступлением” он ставит знак равенства.

(На доске запись: Раскольников = Соня)

- Раскольников хочет, чтобы Соня поняла его, хочет обрести надежду, просит почитать Евангелие и именно про воскресение Лазаря!

- Подумайте, какую смысловую нагрузку несёт цифра “4”?

(Сцена чтения евангельского сюжета о воскрешении Лазаря, ч.4, гл.4.)

Иисус сказал ей: “Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрёт, оживёт. И всякий живущий и верующий в меня не умрёт вовек”…

Сестра умершего Марфа говорит ему” господи! Уже смердит; ибо четыре дни как он во гробе”.

Она энергично ударила на слово четыре”.

Символична цифра 4: - 4 дня Лазарь лежит во гробе;

- 4 дня после преступления Раскольникова.

(Ребята называют и другие примеры: Мармеладовы и старуха-процентщица тоже жили на четвёртом этаже, сцена помещена в 4 часть 4 главу).

- Какую аналогию, связь можно проследить?


6.Анализ эпизода «Второй приход Раскольникова к Соне». (Часть 5, глава 4).

- Раскольников, сам того не ведая, надеется на воскрешение (как Лазарь), признаётся Соне: “ Я не старуху убил, я себя убил!”

- Две слезы – пока только две – “выкатились” из глаз Раскольников. Большие, очистительные слёзы, облегчающие душу, ещё впереди – на каторге. Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло в его душу и разом размягчило её. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах”.

- Что же сказала Соня, какие слова так проникли в душу герою? (Работа с текстом)

Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!”

- Соня верит, что через страдания человек может воскресить душу и обрести любовь (а значит, приблизиться к Богу). Она даёт Раскольникову крест, как символ чего? (Смотри толкование слова “крест” - символ страдания, вечной жизни).

– Подходит ли к Соне понятие “святая”? С одной стороны, она нарушила христианскую заповедь, сама о себе говорит “великая грешница”. С другой стороны, процитируем слова апостола Павла: “Нет большего подвига, нежели тот, в котором человек погубит душу свою за други своя”. Соня совершила грех во имя спасения других, уповая на милосердие Божие. “Что бы я без бога-то была?”

(В истории христианской церкви была святая, будучи блудницей. Мария Египетская (Магдалина), которая впоследствии удалилась в пустыню, преобразилась и стала святой.)

- Так кто же такая Соня? Святая или грешница? (Святая грешница)


7.Сравнительные характеристики Сони Мармеладовой и Родиона Раскольникова.


Соня

Раскольников

Кроткая, добрая.

Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие.

Спасая других, берет на себя тяжести греха. Мученица.

Пытаясь доказать свою теорию, совершает преступление. Преступник, хотя берет на себя грех всего человечества. Спаситель? Наполеон?

Живет, исходя из требований жизни,

вне теорий.

Теория рассчитана безукоризненно, но человек не может переступить через кровь, спасая людей. Итог — страдание. Теория не может учесть все в жизни.

Полуграмотна, плохо говорит, читает только Евангелие.

Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в тупик.

Божественная правда — в ней. Она выше духовно. Не сознание делает человека, а душа.

Его правда ложна. В рай ценой чужой крови попасть нельзя.

Есть смысл жизни: любовь, вера.

Нет смысла жизни: убийство — это бунт для себя, индивидуалистический бунт.


8.Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

- Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге? Как вы ответите на вопросы, которые задаёт себе Раскольников об отношении каторжников к нему и к Соне?

- Какой сон приснился Раскольникову на каторге? Пересказ.

Отражением постоянных раздумий Раскольникова является его сон в эпилоге. Странная картина погибающего мира озаряется надеждой на появление избранных – тех, кто должен спастись и спасти других. Конечно же, «властелины», по теории Раскольникова, готовые к преступлению, не могут быть чистыми. Значит, здесь идёт речь о других людях, воплотивших в себе высшую ценность. Кто же это – люди, заражённые трихинами? Люди, одержимые безоглядной верой в себя, свои идеи, они страшны, ибо не способны слышать и понимать друг друга, не способны почувствовать угрозу гибели. В своё время «идея» Раскольникова повлекла страшную цепочку: смерть старухи процентщицы – смерть Лизаветы – болезнь и смерть матери – почти смерть Раскольникова (мысли о самоубийстве). Сон подчёркивает и наметившиеся в подсознании героя мысли о новом соотношении людей. Если раньше он считал, что «… людей с новой мыслию… необыкновенно мало рождается», то сон пронизан другим чувством: мир страдает от недостатка чистых людей; тех же, кто выдаёт свои идеи за великие истины, ужасающе много.

Среди окружающих Раскольников видит черты необыкновенных: в Лужине и Свидригайлове, которые ему неприятны; Катерина Ивановна трижды произносит слово «тварь» в адрес окружающих, обзывает их (на поминках). «Раскольников сидел и слушал молча с отвращением». Очевидно, ему тягостны притязания такого жалкого существа на особое положение; Порфирий Петрович тоже из категории, считающих себя в молодости необыкновенными. Для многих заманчиво желание ощутить себя лучше других.

- Где же искать «чистых»? Не среди ли тех, кого Раскольников считал раньше необыкновенными?

Так начинается переоценка ценностей в Раскольникове, что говорит об изменении его взглядов. Новый взгляд на жизнь породил и новый взгляд на Соню, что-то неведомое открывается ему в ней, удивительная сила спасительной чистоты (встаёт перед ней на колени и плачет…). Эти слёзы – новый рубеж: начинается контакт с окружающими, Раскольникову легче дышать, мы видим его на берегу большой реки, необозримые степные просторы открываются ему… Новая жизнь начинается с очищения, с осуждения себя… Стать человеком, по мнению героя, - сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освящённые религией.

В конце романа, истерзавшись от одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников принимает путь смирения, сострадания, а в конечном счёте – отказывается от какого-либо протеста. Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике развития образа Раскольникова. В записных книжках автора сохранились другие варианты финала романа: Раскольников бежит за границу или кончает жизнь самоубийством

В конце романа, хотя и не очень убедительно, звучит покаяние и смирение Раскольникова. Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы, прежде всего, для самого человека. Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнут лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром зла и насилия.


III. Подведение итогов урока.

Итак, мы видим, что трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, - напрасно прожитой.


IV. Домашнее задание.

Подобрать материалы к сочинению по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Темы в учебнике, с.242-243, ч.2.










5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора.

Автор: Бурлуцкая Елена Александровна

Дата: 11.11.2022

Номер свидетельства: 617131


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства