kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Предметные: уметь воспринимать текст литературного произведения.

Метапредметные: развивать умения слушать, слышать, сопереживать, понимать позицию другого,  оценивать поведение героев, выдвигать свою точку зрения, подтверждать ее, сравнивать, доказывать, строить логические цепочки рассуждений, обобщать, знаково-символически отображать текст.

Личностные: воспитание сочувствия, жалости, доброты, отзывчивости.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»)»

Открытый урок .

Литература.

Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»)

Цели урока:

Предметные: уметь воспринимать текст литературного произведения.

Метапредметные: развивать умения слушать, слышать, сопереживать, понимать позицию другого, оценивать поведение героев, выдвигать свою точку зрения, подтверждать ее, сравнивать, доказывать, строить логические цепочки рассуждений, обобщать, знаково-символически отображать текст.

Личностные: воспитание сочувствия, жалости, доброты, отзывчивости.

(Слайды : «Портрет А.П.Чехова», «Обложка книги «Ванька»).

Ход урока

Вступительное слово учителя.

- Ребята, в этом году со дня рождения А.П.Чехова исполнилось 158 лет. Поэтому для урока внеклассного чтения мы взяли рассказ «Ванька». Этот рассказ известен, кажется, всей читающей России. Написанный в 1886 году, он с начала прошлого века (именно с 1900 года) входит в многочисленные "Книги для чтения" и школьные учебники. Вы прочитали рассказ дома, а сейчас мы перескажем его, поговорим о жизни мальчика, по имени Ванька, в конце урока озаглавим наш урок, выразив в заглавии главную идею рассказа.

(Учащиеся по очереди пересказывают содержание рассказа. Один начинает, другой продолжает.)

- Ребята, рассказ называется «Ванька». Ни Ваня, ни Ванечка, ни Ванятка, ни Ванюшка, а именно «Ванька». Как вы думаете, почему именно так называется рассказ? (Потому что все его зовут Ванька. Он сам себя тоже называет Ванькой.)

- Расскажите о Ваньке. Кто он, где живет, как оказался у сапожника? (Ванька – сирота. Когда была жива его мать, он жил с ней, когда она умерла, сироту Ваньку «спровадили в людскую к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину…».)

- Как построен рассказ? (На противопоставлении. В рассказе противопоставлена жизнь Ваньки в деревне и в городе.)

- Как Ваньке жилось в деревне? ( В деревне ему жилось хорошо, когда была жива его мать и служила горничной. Барышня Ольга Игнатьевна даже кормила его леденцами и выучила читать и писать. Он был сытый, жил в тепле. Ему также было хорошо, когда он жил с дедом.)

- Что вспоминается Ваньке? (Ему вспоминается, как он с дедом ходил в лес за елкой, как убирали елку в господском доме. Он просит деда попросить у барышни золоченый орех «для Ваньки».)

- А как выглядела деревня в это время? ( «А погода великолепная. Воздух чист, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы. Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и протерли снегом…».)

- А что он ел в деревне? (Щи, пил чай.)

- Как Чехов говорит о жизни Ваньки в деревне? (Веселое было время!)

(Слайд «Деревня»)

Вот моя деревня:

Вот мой дом родной;

Вот качусь я в санках

По горе крутой;


Вот свернулись санки,

И я на бок - хлоп!

Кубарем качусь я в санках

Под гору, в сугроб.


И друзья-мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.


Всё лицо и руки

Залепил мне снег...

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

( Иван Суриков. Детство)

- А как живется Ваньке у Аляхина? (Очень плохо. Ему всегда хочется есть, его бьют, ничему не обучают.)

- А что он делает, вернее, что его заставляют делать? ( Его заставляют качать люльку с хозяйским ребенком, чистить селедку, ничему не обучают. Подмастерья над ним насмехаются, посылают в кабак, заставляют красть огурцы у хозяев. А хозяин его жестоко бьет: «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосы во двор и отчесал шпандырем». « А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу поднялся».)

- Как Ваньку кормят? (Очень плохо: «А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши, и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают». Ванька всегда голодный: «Кушать страсть хочется».)

- Что Ванька пишет о своей жизни? («Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой...», «нету никакой моей возможности…», «возьми меня отсюда, а то помру…», «все плачу…».)

- Не один такой Ванька страдал в людях. Маленькому Алеше Пешкову дед сказал: «Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…». И он пошел. Тяжко ему жилось. Однажды его хозяин так избил лучиной за то, что он просмотрел самовар и он выкипел, что доктор вынул из него около 200 заноз. Давайте посмотрим на репродукцию картины «Свидание» художника В.Е.Маковского. Мальчик тоже находится в людях. Ему тоже живется очень плохо. Он также босой, голодный, и его, наверное, тоже дерут за волосы. Мать услышала плач сына и приехала к нему. Но слышит ли дед Ваньки, как плачет его внук? (Нет.)

- Пишет ли Чехов о том, что дед вспоминает внука? (Нет.)

- Как вы думаете, любит дед Ваньку? (1.Наверное, нет, потому что не вспоминает о нем. 2.Любит, ведь Ваньке с ним было хорошо.)

- Нравится вам дед? ( Нет. Он сытый, спит на печке, ему тепло, ходит в тулупе и валенках; а Ваньке холодно, он ходит босиком и голодный. Дед всегда балагурит, ему весело.) (Слайд «Дед»)

- Ваньке больше всего на свете хочется, чтобы его забрал к себе дед. Что он сулит ему? («…буду вечно Бога молить». «А когда вырасту большой, то буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, как за мамку Пелагею».)

- Как вы думаете, есть что-нибудь общее между дедом Ваньки и его хозяевами ? (Хозяева его бьют, и дед раньше, наверное, бил. Ванька пишет: «…если что, то секи меня как сидорову козу», значит, он его прежде бил.)

- Что еще? (Хозяева ушли к заутрене в церковь и дед «наверно, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви и, притоптывая валенками, балагурит с дворней», но о Ваньке не вспоминает и Бога о нем не молит.)

- Хозяева ходят в церковь, молятся Богу, но сироту-мальчика обижают, относятся к нему бесчеловечно. Как называются люди, которые внешне благочестивые, а на самом деле злые? (Лицемеры.)

- Итак, Ванька один на белом свете, никому не нужен, некому о нем позаботиться.

Что же будет с ним дальше?

ВЫЖИВЕТ?

ВАНЬКА

ПРОПАДЕТ?

Какие доводы вы можете привести к тому, что Ванька пропадет?

  1. «Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой…».

  2. «Нету никакой возможности, просто смерть одна…».

  3. «…забери меня отсюда, а то помру…».



Выживет:

  1. Он смышленый, наблюдательный, сообразительный. Про Москву пишет деду, все примечает: «…лошадей много, овец нет, собаки не лают, со звездой ребята не ходят, на клирос никого не пускают», крючки продаются с леской, спрашивал, где сидельцы ловят зайцев, рябцов, тетеревов. Расспросил и про письмо, как его отправить.

  2. Он способный: выучился читать и писать, играет на гармонии. Выучится и на сапожника.

- Ванька пишет, что у него жизнь «хуже собачьей». Как вы думаете, случайно ли в рассказе есть кобелек Вьюн, которого порют до полусмерти и который всегда оживает? (Наверное, и Ванька, которого бьют до полусмерти (хозяин ударил по голове колодкой, так что он насилу поднялся), будет, как Вьюн, оживать после очередных побоев.)

- Хочется верить, что Ванька выживет. Что еще дает надежду на то, что Ванька выживет? (Он пишет письмо в Рождественскую ночь. А в Рождественскую ночь случаются разные чудеса.)

- А верит Ванька в чудеса в Рождественскую ночь? (Верит. Он в деревне ходил со звездой, пел на клиросе в церкви.)

- Обратим внимание, как пишет письмо Ванька: "Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях". Он смотрит на "темный образ", принимает молитвенную позу, он поздравляет дедушку с Рождеством и желает ему "всего от Господа Бога".

- Так что же может произойти в Рождественскую ночь? (1.К Ваньке может приехать дед. Его могут послать в город, он увидит, как Ваньке плохо живется и заберет его. 2. Ольга Игнатьевна может про него вспомнить и захочет его забрать. 3 Пьяные ямщики с веселыми колокольцами могут уронить мешок с письмами, и письмо Ваньки попадет к деду.) (Слайд «Ямщик отдает письмо деду»)

4. Хозяин может измениться в Рождественскую ночь: может стать добрым и будет относиться к Ваньке хорошо и обучит его сапожному мастерству.

(Слайд «Портрет Н.С.Лескова»)

-Действительно, хозяин может измениться, как изменился жестокий помещик из рассказа Н.С.Лескова «Зверь». Про этого «орловского помещика ходила невеселая слава. Он был очень богат, стар и жесток. В характере у него преобладали злобность и неумолимость, и он об этом нимало не сожалел, а, напротив, даже щеголял этими качествами, которые, по его мнению, служили бы выражением мужественной силы и непреклонной твердости духа. Он был страстным охотником, и в его имении было много медвежат. Пока они были смирными и не трогали кур, гусей, телят, ни человека». Но если медведь «нарушал спокойствие жителей, немедленно же был осуждаем на смерть, и от этого приговора его ничто не могло избавить». Самый умный медведь был Сганарель. Он прожил в имении уже 5 лет, но однажды переломил спину жеребенку и повалял слепца и его поводыря. Помещик приказал убить зверя. Но друг Сганареля, Храпон, не смог его убить, хотя знал, что его за это ждет жестокое и страшное наказание. Отец Алексей, старый сельский священник, сказал всем обитателям дома: «Молитесь рожденному Христу». А сам заговорил перед помещиком о даре, который и нынче, как «во время оно», всякий бедняк может поднесть к яслям «рожденного отроча» смелее и достойнее, чем поднесли злато, смирну и ливан волхвы древности. Дар наш – наше сердце, исправленное по его учению. Старик говорил о любви, о прощенье, о долге каждого утешить друга и недруга «во имя Христово»… И помещик сказал Ферапонту: Я тебя прощаю. Ты любил зверя, как не всякий умеет любить человека Ты меня тронул и превзошел меня в великодушии». Он обнял Ферапонта и все поняли, что им надо встать… «здесь совершилась слава вышнему Богу и заблагоухал мир во имя Христово на месте сурового страха». Ферапонт станет не только верным слугой своего хозяина, но и другом. И люди в московских норах и трущобах долго помнили белоголового старика, «который, словно чудом, умел узнавать, где есть истинное горе, и умел поспевать туда вовремя сам или посылал не с пустыми руками своего доброго …слугу». Эти два добряка, о которых много бы можно сказать, были орловский помещик и слуга его Ферапонт, которого старик в шутку называл «укротитель зверя».

- Объясните, почему рассказ Н.С.Лескова называется «Зверь»? (Потому что жестокий помещик-зверь превратился в доброго человека.)

- Ферапонт превратил своего хозяина-зверя в человека. Сапожник Аляхин тоже может стать человеком. Он ведь тоже слушает проповедь священника в Рождественскую ночь. Рассказ Чехова был впервые был опубликован в "Петербургской газете" 25 декабря – и именно в отделе "Рождественские рассказы". А Рождественские рассказы никогда не заканчиваются плохо. У них всегда счастливый конец. Давайте прочитаем конец рассказа: «Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал…Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам… Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом…». Так о чем же рассказ «Ванька»? (О Рождественском чуде.)

(Слайд «Рождественская ночь»)

А какая чудесная Рождественская ночь! Именно в такую ночь и совершаются чудеса: "А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посеребренные инеем, сугробы. Все небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом...". В пасхальном рассказе "Святою ночью" А.П.Чехов тоже подчеркивает совершенно особенное состояние неба: "Мир освещался звездами, которые всплошную усыпали все небо. Не помню, когда в другое время я видел столько звезд. Буквально некуда было пальцем ткнуть. Тут были крупные, как гусиное яйцо, и мелкие, с конопляное зерно... Ради праздничного парада вышли они на небо все до одной, от мала до велика, умытые, обновленные, радостные, и все до одной тихо шевелили своими лучами".

Снег идет на Рождество,

Падает, как милость Божья.

Снег идет – и волшебство

В этот день случиться может.

Снег идет, снимая боль

У земли обледенелой.

Ты подставь ему ладонь:

Приземлится ангел белый.

( И. Афонская. Снег идет на Рождество)

- Какое бы чудо ни произошло (а оно обязательно произойдет) Ваньке придется пробивать дорогу в людях самому. Он перетерпит и побои, и голод, и холод, как перетерпел все это и Алеша Пешков, который стал знаменитым писателем Максимом Горьким. (Слайд «Портрет М.Горького»). Ванька подписал письмо «Иван Жуков». А теперь скажите, случайно или нет А.П.Чехов назвал своего героя Ванькой? (Нет, не случайно. Он, как ванька-встанька, будет снова и снова подниматься после побоев. В русских народных сказках всегда побеждает герой, которого зовут Иван: будь это Иван-царевич или Иван - крестьянский сын.)

- Вот еще одно доказательство того, что Ванька все перетерпит и станет человеком – Иваном. Давайте изобразим путь Ваньки до Ивана. (На доске ученица рисует Ваньку и уже взрослого Ивана.)



Иван

Издевательства подмастерьев

обучение

побои

голод

Ванька

- Так о чем же рассказ А.П.Чехова? (1.О Ваньке. 2.О том, что надо верить в себя, в свои силы. 3. О Рождественском чуде.)

- Как мы озаглавим наш урок, чтобы отразить основную идеею рассказа? (1.Ванька – Иван. 2. Путь Ивана. 3. Иван Жуков.)

- Озаглавим урок «Ванька – Иван».

- Оцените свои ответы и поставьте оценки в дневники. А дома напишете сочинение на одну из тем: «Путь Ивана Жукова», «Чудо в моей жизни».








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Ванька – Иван (по рассказу А.П.Чехова «Ванька»)

Автор: Щербакова Наталия Виктоовна

Дата: 04.05.2018

Номер свидетельства: 468444


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства