kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В. В.Набоков Рождество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Цели: образовательная цель: формировать умения работать с текстом, выделяя  основную идею произведения  – страдание человека, изменяющее видение мира; развивающая цель: развивать умения преодолевать жизненные трудности,  принимая происходящее в жизни как  подарок судьбы; воспитательная цель: воспитывать чувство бережного отношения друг к другу

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В. В.Набоков Рождество.»

 

Русская словесность Класс 7

учитель русского языка и литературы     Алейникова О. А.

Тема :


В.В.Набоков . Рождество .

Ссылка

Госстандарт Учебник « Русская словесность » для 7 класса

Цели и задачи урока урока






Цели: образовательная цель: формировать умения работать с текстом, выделяя  основную идею произведения  – страдание человека, изменяющее видение мира; развивающая цель: развивать умения преодолевать жизненные трудности,  принимая происходящее в жизни как  подарок судьбы; воспитательная цель: воспитывать чувство бережного отношения друг к другу

Оборудование: проектор, презентация Power Point, раздаточный материал, выставка книг В. Набокова

Оформление доски: число, тема, эпиграф

Эпиграф к уроку:

«Самое удивительное в этой жизни то, что она продолжается», -

Фредерик Бегбедер «Любовь живет три года»

Результаты обучения для учащихся

.1.. Знать лексические значения новых слов 2. Научатся оценивать результаты работ своей деятельности или деятельности одноклассников. Развиваются умения работать в команде, в паре.

Основные идеи, отработанные по теме урока

Использование стратегий критического мышления активизируют мышление учащихся, умение работать в группе.

Задания

Время

Чем будут заниматься учителя

И чем будут заниматься ученики

Вводная часть.

Создание психологического настроя на урок.













2.Целеполагание /2мин/


 

































































4.Стадия вызова /2 мин/
















5.Стадия осмысления. Работа в группах /5мин/






















Стадия размышления /2 мин /











Самое удивительное в этой жизни то, что она продолжается.


Ф. Бегбедер «Любовь живет три года»


Живи. Не жалуйся, не числи

Ни лет минувших, ни планет,

И стройные сольются мысли.

В ответ единый: смерти нет



1. Организационный момент /1 мин./

Позитивный настрой на урок:

Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!

Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.

2. Целеполагание

Запись темы, эпиграфа в тетрадь.

Живи. Не жалуйся, не числи

Ни лет минувших, ни планет,

И стройные сольются мысли.

В ответ единый: смерти нет

- Единый ли это ответ? Можем ли мы его принять и присоединиться к словам автора? Это и станет целью урока:

Понять жизненную концепцию автора; проследить, как человека, потерявшего единственного сына, а вместе с ним и смысл жизни, сама природа возвращает к жизни.


Сегодня мы с вами будем изучать рассказ Набокова «Рождество». Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. (Вслух зачитывается эпиграф).

- В чем смысл данных слов? (в том, что жизнь человека продолжается, несмотря на те жизненные трудности, которые встречаются человеку на пути).

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о смысле жизни).

Давайте попробуем определить, в чём заключался смысл жизни самого автора.

3. Знакомство с биографией В.В. Набокова /4 мин/ (подготовленный ученик)

- Ребята, вам были даны опережающие задания: выписать из словаря Ожегова определение слова «рождество» и подготовить доклад о В. Набокове.

Заслушивание определения слова «Рождество»

Заслушивание доклада «Жизнь и творчество В. Набокова»




Детство писателя

Владимир Набоков родился 10 (22) апреля 1899 года в семье аристократов. Отец писателя был юристом и политиком, членом государственной думы.

В 1900 году родился первый брат Владимира, Сергей, а через год они вместе с матерью переезжают во Францию.

В 1903 - родилась первая сестра Набокова, Ольга, а через три года – вторая, Елена.

Детство Владимир Набоков провёл в имении Выра. Он вырастал в атмосфере либерализма, избытка материальных и духовных ценностей.

В 1908 – отец Набокова был заключен в тюрьму на 90 дней после подписания политического манифеста.

Юношеские годы

В 1911 году Владимир поступил в Тенишевское училище.

В ноябре 1917 года Набоков-старший отправился с семьёй в Крым, где вошел в Крымское правительство как министр юстиции.

Набоковы через Турцию, Грецию и Францию добрались до Англии. В том же 1919 году Владимир стал студентом Кембриджского университета, вначале специализируясь по энтомологии, затем сменив её на словесность. В 1922-м он с отличием его закончил.

Жизнь в Берлине

После окончания университета Владимир Набоков переехал в Берлин, где его отец основал эмигрантскую газету «Руль».

Переводчик статей для газет, составитель шахматных задач и шарад, преподаватель тенниса, французского и английского языков, сочинитель маленьких скетчей и пьес, голкипер в футбольной команде – этим на первых порах в Берлине Владимир зарабатывал на жизнь.

В 1922 году был убит его отец. Это событие поколебало религиозное чувство поэта, а в дальнейшем он демонстративно подчёркивал свой атеизм.

Начало творческое карьеры

В Берлине Набоков прожил до 1937 года, затем переехал в Париж, а в1940 году эмигрировал в Америку. За европейский период написаны почти все лучшие его книги, подписанные псевдонимом Сирин.

В 1923 году вышли два сборника стихотворений – «Горний путь» и «Гроздь». Как прозаик он начал с рассказов, первый роман «Машенька» был написан в 1926 году. Далее выходят романы «Король, дама, валет» (1928), «Защита Лужина» (1929), «Возвращение Чорба», «Соглядатай» (оба – 1930), «Подвиг» (1932), «Камера обскура» (1933), «Отчаяние» (1936), «Приглашение на казнь» (1938), «Дар» (1937-1938), «Solous Rex («Одинокий Король», 1940).

Поселившись в США, Владимир Набоков перешел, как писатель на английский язык.

Последние годы жизни

Роман «Лолита» о двенадцатилетней американской «нимфетке», ставшей «смертоносным демоном» для сорокалетнего Гумберта, принёс ему мировую славу и деньги.

В 1960 году Набоков поселяется в Швейцарии. В конце жизни Набоков говорил «Я никогда не вернусь в Россию… Не думаю, чтоб там знали мои произведения…» С этим заблуждением он и ушел из жизни в 1977 году. Похоронен на швейцарском кладбище Клэренс в Монтрё.

- Так в чём же заключался смысл жизни автора?

4. Стадия вызова . Вот и на нашем уроке сегодня мы попробуем определить смысл жизни нашего главного героя, влияние смерти близкого человека на него.

- Как вы думаете, какие слова в названии темы урока являются ключевыми? (Жизнь и смерть, исцеление, чудесное, Рождество)

- Какова связь между этими словами? Давайте вспомним, что за праздник – Рождество?

Рассказ ученика о празднике/2мин/

Составление синквейна «Рождество»


Перед нами рождественский рассказ.

- Какова традиционная особенность рождественских рассказов, с которыми мы знакомились? (Чудо)

Можем ли мы выдвинуть гипотезу о том, что в этом рассказе произойдёт какое-то чудо? (Да) Попробуем это доказать.

5. Стадия осмысления. Работа в группах


Каждая группа получает индивидуальное задание по отрывку из текста. В конце работы, начиная с первой группы маркером своего цвета на ватмане вы пишите характеристику Слепцова, затем по порядку передаёте его дальше, таким образом, мы проследим с вами образ главного героя на протяжении всего рассказа. После того, как вы выполните задания своей группы, выберите 1 человека для защиты.

Задание для групп:

1 группа Глава 1

Прочитайте главу. Обратите внимание на фамилию героя, выделите корень и подумайте над лексическим значением. Найдите описание пейзажа, на что он вас настраивает? Можно ли уже дать характеристику герою?

2 группа Глава 2

Прочитайте главу. Соответствует ли описание природы состоянию главного героя? Докажите. Дополните характеристику героя

3 группа Глава 3

Прочитайте главу. Опишите чувства Слепцова на могиле сына, в его комнате. Что он нашел в столе сына? Дополните характеристику героя.

4 группа Глава 4

Прочитайте главу. Слепцов забыл про Рождество и просит Ивана не ставить ёлку, почему? Что находит герой в столе сына? Всё ли он знал о своем ребёнке? Слепцов сделал для себя выбор – смерть. Объясните, почему?

Экспертная группа

Прочитайте фрагмент появления бабочки. Как вы считаете, что символизирует данный отрывок и для чего появляется в тексте? Почему автор выбрал в такой момент для главного героя именно рождение бабочки?

Прочитайте дневниковые записи Набокова, перескажите их классу и ответьте на вопрос, можно ли считать данный рассказ автобиографичным и почему?

6. Защита групп /2мин./

Вывешивание получившейся характеристики героя на доске.

7. Стадия размышления /2мин/

5.задание: прием «Конверт - вопрос»

Задание: Выбрать конверт с вопросом.

● Что в вашем понимании «чудо»?

● Что помогает человеку справиться с жизненными проблемами?

● Какое значение приобретает образ бабочки в рассказе из предложенных выше?

● Подберите однокоренные слова к фамилии героя. Какой вывод можно сделать?

(герой был слепым и в последний момент он открыл глаза, прозрел)


- Теперь, ребята, давайте обратимся к цели сегодняшнего урока и попытаемся ответить на вопрос, какова жизненная концепция автора рассказа? Какая истина открылась Слепцову?

Учитель зачитывает слова эпиграфа,

в конце которого ставится восклицательный знак. Смерти нет!!!


Вывод, к которому должны прийти учащиеся: В.В.Набоков передает чувства отца, который потерял сына. Вместе с сыном он потерял смысл жизни. Он не понимает, зачем остался жить и решает умереть. «Смерть»,- тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение. Зажмурился…», открыл глаза и увидел чудо! Родилась бабочка! Бабочка как возрождение души героя. Он прозрел и, вероятно, будет жить дальше. В.В.Набоков утверждает, что жизнь продолжается, красота облегчает страдание, а время лечит душевные раны.

8. Рефлексия. (1 мин.) 1˅. Рефлексивно – оценочный этап:

Задание: прием «Письмо по кругу»

- Рассказ закончен появлением бабочки, но ни слова не сказано о Слепцове. Судьба его не известна. Вспомните все то, о чем мы сегодня говорили, и напишите письмо по кругу, используя следующие слова: смерть жизнь, боль, утрата, радость, рождение, продолжается, прозрел.

Оценивание: выступают капитаны команд.

9. Домашнее задание(1 мин) на выбор:

1) Проявите себя в роли автора, напишете продолжение рассказа.

2) Эссе «Жизнь продолжается...»

10. Выставление оценок в группе /1 мин/

Впишите фамилии участников группы, оцените работу каждого участника по критериям столбцов, поставив плюс или минус. Посчитайте количество плюсов м выставьте соответствующую оценку.

Фамилия, имя участника

Составление синквейна

Чтение фрагмента текста

Участие в работе группы

Характеристика героя

Написание телеграммы

Общее количство +

















































Желают себе и всем всего самого доброго







Отвечают на вопросы





Ученик читает подготовленный материал













Ученик читает подготовленный материал







Ученик читает подготовленный материал

.









Ученик читает подготовленный материал















Ученик читает подготовленный материал





















Составление и чтение синквейна











Каждая группа самостоятельно продумывает решение







Каждая группа зачитывает свой вариант ответа

























1 группа . Глава 2


Прочитайте главу. Обратите внимание на фамилию героя, выделите корень и подумайте над лексическим значением. Найдите описание пейзажа, на что он вас настраивает? Можно ли уже дать характеристику герою?



2 группа Глава 2

Прочитайте главу. Соответствует ли описание природы состоянию главного героя? Докажите. Дополните характеристику героя



3 группа Глава 3

Прочитайте главу. Опишите чувства Слепцова на могиле сына, в его комнате. Что он нашел в столе сына? Дополните характеристику героя.



4 группа Глава 4

Прочитайте главу. Слепцов забыл про Рождество и просит Ивана на ставить ёлку, почему? Что находит герой в столе сына? Всё ли он знал о своем ребёнке? Слепцов сделал для себя выбор – смерть. Объясните, почему?









Экспертная группа

Прочитайте фрагмент появления бабочки. Как вы считаете, что символизирует данный отрывок и для чего появляется в тексте? Почему автор выбрал в такой момент для главного героя именно рождение бабочки?

Прочитайте дневниковые записи Набокова, перескажите их классу и ответьте на вопрос, можно ли считать данный рассказ автобиографичным и почему?


Дополнительный материал для экспертной группы

Бабочка в искусстве слова – это и живой, земной, конкретный образ, и одновременно символ и мифологическое существо. Во многих мифах бабочка является символом души, и так как душа бессмертна, то и бабочка символизирует бессмертие. Это и символ красоты, и одновременно она олицетворяет собой хрупкость и мимолетность бытия.

Бабочка – символ духовного совершенства, на пути к которому лежит ряд превращений: так яркая прожорливая гусеница (символизирующая жизнь) превращается в неподвижную куколку (символизирующую смерть), которая потом становится легкой бабочкой (символизирующей воскресение и возрождение).

Запись из дневника Владимира Набокова.

«28 марта . Я вернулся домой около 9 часов вечера, проведя райский день. После ужина я сел на стул возле дивана и раскрыл томик Блока. Мама полулежа раскладывала пасьянс. В доме стояла тишина – сестры уже спали. Потом в прихожей зазвонил телефон, В этом ничего необычного не было, я просто был недоволен, что пришлось прервать чтение. Я подошел к телефону. Голос Гессена: «Кто это?». «Володя. Здравствуйте, Иосиф Владимирович». «Я звоню, потому, что… Я хотел сказать тебе, предупредить тебя…» «Да, я слушаю». «Что именно?» «Совершено ужасное … за вами пошла машина».

Это ночное путешествие помнится мне как нечто происходившее вне жизни и нечто мучительно медленное… Я смотрел на огни, проплывающие мимо, на белеющие полосы освещенной мостовой, на спиральное отражение в зеркально-черном асфальте, и мне казалось, что я каким-то роковым образом отрезан от всего этого – что уличные огни и черные тени прохожих – это лишь случайные видения, а единственно реальным на целом свете было горе, облепившее меня, душившее меня, сжимавшее мое сердце. «Отца нет на свете». Эти четыре слова громыхали в моем мозгу..»



Лист оценивания


Фамилия, имя участника

Составление синквейна

Ответы на вопросы учителя

Участие в работе группы

Характеристика героя

Написание телеграммы

Общее количство +







































































Фамилия, имя участника

Составление синквейна

Ответы на вопросы учителя

Участие в работе группы

Характеристика героя

Написание телеграммы

Общее количство +



















































1 группа







2 группа







3 группа







4 группа







Эксперты







17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
В. В.Набоков Рождество.

Автор: Алейникова Ольга Александровна

Дата: 25.04.2017

Номер свидетельства: 411640


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства