Самое удивительное в этой жизни то, что она продолжается. Ф. Бегбедер «Любовь живет три года» Живи. Не жалуйся, не числи Ни лет минувших, ни планет, И стройные сольются мысли. В ответ единый: смерти нет 1. Организационный момент /1 мин./ Позитивный настрой на урок: Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов! Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха. 2. Целеполагание Запись темы, эпиграфа в тетрадь. Живи. Не жалуйся, не числи Ни лет минувших, ни планет, И стройные сольются мысли. В ответ единый: смерти нет - Единый ли это ответ? Можем ли мы его принять и присоединиться к словам автора? Это и станет целью урока: Понять жизненную концепцию автора; проследить, как человека, потерявшего единственного сына, а вместе с ним и смысл жизни, сама природа возвращает к жизни. Сегодня мы с вами будем изучать рассказ Набокова «Рождество». Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. (Вслух зачитывается эпиграф). - В чем смысл данных слов? (в том, что жизнь человека продолжается, несмотря на те жизненные трудности, которые встречаются человеку на пути). - Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о смысле жизни). Давайте попробуем определить, в чём заключался смысл жизни самого автора. 3. Знакомство с биографией В.В. Набокова /4 мин/ (подготовленный ученик) - Ребята, вам были даны опережающие задания: выписать из словаря Ожегова определение слова «рождество» и подготовить доклад о В. Набокове. Заслушивание определения слова «Рождество» Заслушивание доклада «Жизнь и творчество В. Набокова» Детство писателя Владимир Набоков родился 10 (22) апреля 1899 года в семье аристократов. Отец писателя был юристом и политиком, членом государственной думы. В 1900 году родился первый брат Владимира, Сергей, а через год они вместе с матерью переезжают во Францию. В 1903 - родилась первая сестра Набокова, Ольга, а через три года – вторая, Елена. Детство Владимир Набоков провёл в имении Выра. Он вырастал в атмосфере либерализма, избытка материальных и духовных ценностей. В 1908 – отец Набокова был заключен в тюрьму на 90 дней после подписания политического манифеста. Юношеские годы В 1911 году Владимир поступил в Тенишевское училище. В ноябре 1917 года Набоков-старший отправился с семьёй в Крым, где вошел в Крымское правительство как министр юстиции. Набоковы через Турцию, Грецию и Францию добрались до Англии. В том же 1919 году Владимир стал студентом Кембриджского университета, вначале специализируясь по энтомологии, затем сменив её на словесность. В 1922-м он с отличием его закончил. Жизнь в Берлине После окончания университета Владимир Набоков переехал в Берлин, где его отец основал эмигрантскую газету «Руль». Переводчик статей для газет, составитель шахматных задач и шарад, преподаватель тенниса, французского и английского языков, сочинитель маленьких скетчей и пьес, голкипер в футбольной команде – этим на первых порах в Берлине Владимир зарабатывал на жизнь. В 1922 году был убит его отец. Это событие поколебало религиозное чувство поэта, а в дальнейшем он демонстративно подчёркивал свой атеизм. Начало творческое карьеры В Берлине Набоков прожил до 1937 года, затем переехал в Париж, а в1940 году эмигрировал в Америку. За европейский период написаны почти все лучшие его книги, подписанные псевдонимом Сирин. В 1923 году вышли два сборника стихотворений – «Горний путь» и «Гроздь». Как прозаик он начал с рассказов, первый роман «Машенька» был написан в 1926 году. Далее выходят романы «Король, дама, валет» (1928), «Защита Лужина» (1929), «Возвращение Чорба», «Соглядатай» (оба – 1930), «Подвиг» (1932), «Камера обскура» (1933), «Отчаяние» (1936), «Приглашение на казнь» (1938), «Дар» (1937-1938), «Solous Rex («Одинокий Король», 1940). Поселившись в США, Владимир Набоков перешел, как писатель на английский язык. Последние годы жизни Роман «Лолита» о двенадцатилетней американской «нимфетке», ставшей «смертоносным демоном» для сорокалетнего Гумберта, принёс ему мировую славу и деньги. В 1960 году Набоков поселяется в Швейцарии. В конце жизни Набоков говорил «Я никогда не вернусь в Россию… Не думаю, чтоб там знали мои произведения…» С этим заблуждением он и ушел из жизни в 1977 году. Похоронен на швейцарском кладбище Клэренс в Монтрё. - Так в чём же заключался смысл жизни автора? 4. Стадия вызова . Вот и на нашем уроке сегодня мы попробуем определить смысл жизни нашего главного героя, влияние смерти близкого человека на него. - Как вы думаете, какие слова в названии темы урока являются ключевыми? (Жизнь и смерть, исцеление, чудесное, Рождество) - Какова связь между этими словами? Давайте вспомним, что за праздник – Рождество? Рассказ ученика о празднике/2мин/ Составление синквейна «Рождество» Перед нами рождественский рассказ. - Какова традиционная особенность рождественских рассказов, с которыми мы знакомились? (Чудо) Можем ли мы выдвинуть гипотезу о том, что в этом рассказе произойдёт какое-то чудо? (Да) Попробуем это доказать. 5. Стадия осмысления. Работа в группах Каждая группа получает индивидуальное задание по отрывку из текста. В конце работы, начиная с первой группы маркером своего цвета на ватмане вы пишите характеристику Слепцова, затем по порядку передаёте его дальше, таким образом, мы проследим с вами образ главного героя на протяжении всего рассказа. После того, как вы выполните задания своей группы, выберите 1 человека для защиты. Задание для групп: 1 группа Глава 1 Прочитайте главу. Обратите внимание на фамилию героя, выделите корень и подумайте над лексическим значением. Найдите описание пейзажа, на что он вас настраивает? Можно ли уже дать характеристику герою? 2 группа Глава 2 Прочитайте главу. Соответствует ли описание природы состоянию главного героя? Докажите. Дополните характеристику героя 3 группа Глава 3 Прочитайте главу. Опишите чувства Слепцова на могиле сына, в его комнате. Что он нашел в столе сына? Дополните характеристику героя. 4 группа Глава 4 Прочитайте главу. Слепцов забыл про Рождество и просит Ивана не ставить ёлку, почему? Что находит герой в столе сына? Всё ли он знал о своем ребёнке? Слепцов сделал для себя выбор – смерть. Объясните, почему? Экспертная группа Прочитайте фрагмент появления бабочки. Как вы считаете, что символизирует данный отрывок и для чего появляется в тексте? Почему автор выбрал в такой момент для главного героя именно рождение бабочки? Прочитайте дневниковые записи Набокова, перескажите их классу и ответьте на вопрос, можно ли считать данный рассказ автобиографичным и почему? 6. Защита групп /2мин./ Вывешивание получившейся характеристики героя на доске. 7. Стадия размышления /2мин/ 5.задание: прием «Конверт - вопрос» Задание: Выбрать конверт с вопросом. ● Что в вашем понимании «чудо»? ● Что помогает человеку справиться с жизненными проблемами? ● Какое значение приобретает образ бабочки в рассказе из предложенных выше? ● Подберите однокоренные слова к фамилии героя. Какой вывод можно сделать? (герой был слепым и в последний момент он открыл глаза, прозрел) - Теперь, ребята, давайте обратимся к цели сегодняшнего урока и попытаемся ответить на вопрос, какова жизненная концепция автора рассказа? Какая истина открылась Слепцову? Учитель зачитывает слова эпиграфа, в конце которого ставится восклицательный знак. Смерти нет!!! Вывод, к которому должны прийти учащиеся: В.В.Набоков передает чувства отца, который потерял сына. Вместе с сыном он потерял смысл жизни. Он не понимает, зачем остался жить и решает умереть. «Смерть»,- тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение. Зажмурился…», открыл глаза и увидел чудо! Родилась бабочка! Бабочка как возрождение души героя. Он прозрел и, вероятно, будет жить дальше. В.В.Набоков утверждает, что жизнь продолжается, красота облегчает страдание, а время лечит душевные раны. 8. Рефлексия. (1 мин.) 1˅. Рефлексивно – оценочный этап: Задание: прием «Письмо по кругу» - Рассказ закончен появлением бабочки, но ни слова не сказано о Слепцове. Судьба его не известна. Вспомните все то, о чем мы сегодня говорили, и напишите письмо по кругу, используя следующие слова: смерть жизнь, боль, утрата, радость, рождение, продолжается, прозрел. Оценивание: выступают капитаны команд. 9. Домашнее задание. (1 мин) на выбор: 1) Проявите себя в роли автора, напишете продолжение рассказа. 2) Эссе «Жизнь продолжается...» 10. Выставление оценок в группе /1 мин/ Впишите фамилии участников группы, оцените работу каждого участника по критериям столбцов, поставив плюс или минус. Посчитайте количество плюсов м выставьте соответствующую оценку. Фамилия, имя участника | Составление синквейна | Чтение фрагмента текста | Участие в работе группы | Характеристика героя | Написание телеграммы | Общее количство + | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|