Определение цели и задач урока Организация работы в группах Консультация учителя и подготовленных учеников руководителей групп Подготовка к выступлению: структурирование материала, формулирование основных положений работы, оформление творческой работы Выступление каждой группы Переосмысление результатов анализа текста с учётом новых знаний Самооценка работы в группах Рефлексия Домашнее задание | Работа с эпиграфом, формулирование темы и цели урока.
Группа 1 «В Петербурге Достоевского» - Каким изображен Петербург в главе 1 первой части романа? - Чьими глазами видит его читатель? - Городской пейзаж, его психологическая нагрузка (пейзаж, интерьер, художественная деталь, запахи, краски, лейтмотивы (ведущие мотивы )в изображении Петербурга). Творческое задание: составить синквейн «Петербург» Группа 2 «Интерьер в романе Достоевского». «Комната, где живет человек, есть ландшафт его души» - Заглянем в каморку Раскольникова. С чем сравнивает каморку Раскольникова Достоевский? (ч.1гл.1) - Какие детали, штрихи-описания бросаются в глаза? Обратили ли вы внимание на цвет каморки? - Комната Мармеладовых (ч.1 гл.2). Комната Сони. Что было в комнатушке Сони, чего не было в «гробу» Раскольникова? Какие детали комнаты Сони связаны с ее судьбой и с ее душой? (ч.4 гл.4) Творческое задание: четверостишие на данную тему или эссе (сочинение-миниатюра в свободной форме) Группа 3 «История семьи Мармеладова» - В чем смысл слов Мармеладова: «Человеку некуда пойти»? (ч.1 гл.1) - Почему к одному Раскольникову обращены слова исповеди Мармеладова в распивочной? - Какие между ними есть точки соприкосновения? Согласны ли вы со следующей интерпретацией сцены: «Между ними есть возможность взаимного понимания, нет оснований ручаться за то, чтобы те испытания, которые погубили Мармеладова, не обнаружили своего мертвящего и разлагающего влияния на Раскольникова»? Мысли Раскольникова после этой встречи. Творческое задание: вопросы литературному герою – задать пять вопросов Мармеладову от лица Раскольникова. Группа 4 «Сонечка Мармеладова! Вечная Сонечка, пока мир стоит» - Каковы раздумья Раскольникова относительно судьбы Сонечки Мармеладовой? (ч.1 гл.2) - Как Родион Раскольников относится к такому устройству мира, в котором жизнь покупается ценой преступления, ценой ущемления в людях собственного достоинства? Не пойди Сонечка на улицу – умерли бы с голоду ее братишка и сестренки, чахоточная мачеха и пьяница отец. Но пойти на улицу – значит тоже преступить законы морали и совести, надругаться над своей душой. Добро Сони по отношению к детям требует «зла» по отношению к себе. -Какой голос девушка должна была принять за голос совести – тот ли, который говорил: «Сиди дома до конца, умирай с голоду вместе с отцом, матерью, сестренками и братишкой, но сохраняй свою нравственную чистоту…», или тот, который говорил: «Не жалей себя, не береги себя, отдай все, что у тебя есть, продай себя, опозорь и загрязни себя, но спаси, утешь, накорми и обогрей их хоть на неделю во что бы то ни стало»? - Раскольников рассуждает о человеческой подлости. Можно ли назвать подлым поступок Сони? Можно ли на основе этого обвинить все человечество? - Если мир так устроен, можно ли считать человека, ущемляющего себя ради других, подлецом? Двойственность мыслей Раскольникова: помогите герою разрешить внутренний спор. Группа 5 Размышления Раскольникова по поводу письма матери (ч.1 гл.4) Решение сестры выйти замуж за нелюбимого человека, чтобы помочь брату – положение Дуни, аналогичное ситуации Сонечки Мармеладовой, когда надо помочь близким людям. Герой хочет спасти сестру от нравственной гибели, от «Сонечкина жребия». - Может ли сделать что-нибудь герой? - Почему он вспоминает слова Мармеладова: «Некуда больше идти»? - Какая мысль приходит в голову Раскольникову? Уводит ли жизнь героя от обдуманного решения? Творческое задание: монолог Раскольникова после получения письма от матери – «великолепный образец микродиалога», с кем в нем вступает в спор герой? В чем суть этого спора? Восстановите диалог, прочитайте выразительно по ролям. Индивидуальные задания на следующий урок. Сколько раз в 1 части романа встречается цветовой эпитет «желтый» и в каких сочетаниях? Какие события укрепляют Раскольникова в задуманном преступлении? Проект «Образ Петербурга в творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского», буклет по проекту Обязательное задание Чтение 2 части романа,ответ на вопрос «Какие события укрепляют Раскольникова в задуманном преступлении?» Создание презентации «В Петербурге Достоевского» (слайды по группам) | -Вступительное слово учителя «Город – трагическая судьба человека. Город Петербург, который так изумительно чувствовал и описывал Достоевский, есть призрак, порождённый человеком в его отщепенстве и скитальчестве» Н. Бердяев -Организует работу в группах -Даёт задание каждой из групп, задания напечатаны на карточках -Консультирует при необходимости ответственных за работу в группе -Объясняет, как выполнить творческое задание -контролирует записи в тетрадях синквейна, выводов -помогает сформулировать выводы - контролирует записи в тетрадях -помогает распределить роли для интервью - помогает сформулировать выводы (Сонечка отдала себя за кусок хлеба для голодных детей, однако на эти деньги не покупается кусок хлеба, а напивается несчастный отец, и сама жертва равнодушно растаптывается) - контролирует записи в тетрадях - контролирует запись таблицы или кластера в тетрадях - помогает сформулировать выводы («Ко всему-то подлец-человек привыкает!» Герой возмущён, он не принимает такого устройства мира, в котором жизнь покупается ценой преступления. Парадоксальный вывод Раскольникова – задуманное преступление не противоречит человеческим законам, ибо так живут все.) - помогает распределить роли диалога - контролирует запись выводов в тетрадях (Раскольников не может принять жертвы от матери и сестры: «Знаете ли вы, Дунечка, что Сонечкин жребий ничем не сквернее жребия с господином Лужиным».) -организует самооценку работы в группах - по каким критериям можно оценить свою работу в группе? Совместно с обучающимися разрабатываются критерии оценки работы каждого в группе: 1.Знание текста. 2.Умение ориентироваться в тексте, подбирать цитатный материал. 3.Какое участие приняли при ответе на вопросы. 4.Ваше участие в творческой работе, в интерпретации текста. 5.Представление результатов работы группы. Оформление на ватмане синквейна, стихотворения, таблицы или кластера; чтение по ролям, инсценирование. Что получилось в работе на уроке особенно хорошо? Что следует учесть на подобных уроках на будущее? Что бы вы посоветовали изменить в уроке, включить в такой урок? | В атмосфере туманов этого призрачного города зарождаются безумные мысли, созревают замыслы преступлений. Сам Петербург и его «вонючий, пыльный, заражённый городом воздух провоцируют Раскольникова на идею и поступок. Цель урока-ответить на вопрос: Как писателю удаётся добиться эффекта сопричастности происходящему, нарисовать «духовный» пейзаж, изобразить душу Петербурга – душу Раскольникова? Группа1 Творческое задание: составить синквейн «Петербург» Ключевое слово (тема) Два определения, характеризующих главное слово Три глагола, обозначающих действия в рамках заданной темы Короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней Синоним ключевого слова (метафора) Например: Петербург Пыльный, душный Гнетёт, провоцирует на преступление, губит «Когда уже некуда больше идти» Призрак Группа 2 Творческое задание: четверостишие на данную тему или эссе (сочинение-миниатюра в свободной форме) Например: «Каморка», «гроб», «клетушка», «скорлупа – Нет выхода отсюда никуда, И только в мыслях я – Наполеон, Способный быть великим, как и он… А, может, «тварь дрожащая» и «вошь»? Где в этом мире зло, а где добро – не разберёшь… Группа 3 Творческое задание: вопросы литературному герою – задать пять вопросов Мармеладову от лица Раскольникова. Например: - Почему Катерина Ивановна вышла за Вас замуж? - Почему и как Катерина Ивановна стала причиной падения Сонечки? - Чего Вы ищете в жизни? Как смогли привыкнуть к такой обстановке? Не жаль Вам дочь? - Как можно было бы изменить Вашу жизнь? - Какой вы представляли себе судьбу Сонечки, у Вас ведь такая «сладкая» фамилия Мармеладовы, а судьба - горькая? Представить сценку «Интервью у героя романа» Группа 4 Двойственность мыслей Раскольникова: помогите герою разрешить внутренний спор. Составьте таблицу «за» и «против» поступка Сонечки Мармеладовой. Например: «за»: -спасла маленьких детей от голода, -утешает семью, обогрела детей, -вселяет надежду на лучшую жизнь «против»: -загрязняет себя, -унижает, -совершает нравственное преступление В Соне Родион Раскольников видит преступницу, считает, что они похожи, что они пойдут «по одной дороге», НО: - она загубила свою жизнь, а он чужие; - у неё не было другого выхода, а он проверял теорию на практике. И идея о бездушном, механическом счастье не удалась. Группа 5 Творческое задание: монолог Раскольникова после получения письма от матери – «великолепный образец микродиалога», с кем в нем вступает в спор герой? В чем суть этого спора? Восстановите диалог, прочитайте выразительно по ролям. Например: - Мамаша, зачем Дуня выходит замуж за Лужина? - Родя, это дело очевидное. - Почему же вы не просите моего совета? - Думаем, ты нас обязательно поддержишь в нашем решении. - Дуня, вы же меня обманываете, что господин Лужин – порядочный человек? - Он деловой человек, рациональный. - Ты любишь его? - Привыкну, кажется, он добрый и уже имеет свой капитал. - Дунечка! Это «кажется» всего великолепнее! Ты за это «кажется» замуж идешь? - Родя, милый, тебе ведь как-то надо доучиться в университете! - О мамаша, Вы не понимаете, что жертвуете дочерью ради меня? - Родя, ты наше упование, наше всё! Дунечка многое может снести. - Да, мамаша! Она за тебя, за меня себя продаст! Не хочу я Вашей жертвы, не бывать тому, пока я жив, не бывать, не бывать! Возможно инсценирование созданного диалога Возможен просмотр фрагментов из художественного фильма по роману «Преступление и наказание» | Предметные: - совершенствование умения творческого чтения, -формирование умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью, -совершенствование умения анализа романа. -интерпретация эпического произведения, -развитие творческих способностей, -углубление знаний по теме «Средства создания художественного образа» (портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, лейтмотив, психологизм, монолог, микродиалог), - умение видеть авторскую позицию, - анализ, синтез, обобщение, выделение главного; Коммуникативные: -организация работы в группе, -умение распределить обязанности в группе, -предотвращение конфликтных ситуаций, -умение слушать выступающего ученика; Регулятивные: -выдвижение целей, -планирование работы в группах, -самооценка работы в группах, -рефлексия; Личностные: -развитие мыслительной деятельности, -обращение к нравственным проблемам. -расширение кругозора. -реализация духовных запросов личности, -приобщение к духовному потенциалу человечества, -развитие мотивации к учебной деятельности, -самореализация личности; -развитие творческих способностей обучающихся. |