Данная разработка урока рассчитана на 2 часа. Содержит разные формы работы: фронтальную, групповую, индивидуальную. Оценивание работы учащихся осуществляется с помощью теста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В.П.Астафьев. "Васюткино озеро". 5 класс.»
Тема урока: В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.
(2 урока)
Цели урока:
Обучающие:
Познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева (кратко), пробудить интерес к его личности.
Продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и аналитическому комментарию художественного текста, работу над характеристикой литературного героя.
Развивающие:
Совершенствовать речевые умения: пересказ художественного произведения, выразительное чтение отрывков.
Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.
Воспитательные:
Помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.
Вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать своеобразие творчества В П Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя; уметь определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою, объяснить смысл названия рассказа.
Метапредметные УУД:
Личностные: участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
Организационный этап.
Здравствуйте, сегодня мы начнём знакомство с интересным писателем-сибиряком В.П. Астафьевым и его знаменитым рассказом «Васюткино озеро».
Постановка цели и задач урока.
Тема урока известна. Какие же цели мы должны с вами достигнуть на уроке?
III. Изучение нового материала.
1. Сообщения с презентацией учащихся о жизни и творчестве писателя.
2. Слово учителя о В. П. Астафьеве.
Заботами бабушки Екатерины Петровны было окрашено его одинокое сиротское детство. Довелось ему быть беспризорником, узнать, что такое детский дом. Склонность к сочинительству обнаружилась у него очень рано – в 4-5 лет.
За этот талант бабушка звала его «хлопушкой», что по-сибирски означало врунишка. Школу он заканчивал в Игарке.
Из родных мест ушёл добровольцем в 1942 году на фронт, сражался, дважды был ранен, контужен. Награждён орденом Красной Звезды, несколькими медалями. После войны вернулся на родину, работал в газете «Чусовой рабочий», где и началась его литературная деятельность. Всего он создал 373 произведения, писал о войне, о природе, о своих земляках. До самого последнего дня продолжал писать.
Его малая родина была самым дорогим для него местом: «Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь- леса, горы, перевалы и главное – вот эта притиснутая ими к Енисею деревенька, издали, с высоты такая смирная, такая сиротливая, что стоном стонать хочется от любви и жалости к ней».
К самому берегу подступает вековая тайга. В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не стаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».
Мы переходим к изучению интересного рассказа для детей - «Васюткино озеро». Рассказ написан в 1956 году. Знакомство с историей рассказа начнём с учебника - стр.119.
3.Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро».
Слово учителя.
Рассказ автобиографичен, так как основан на воспоминаниях детства и повествует о том, что случилось с писателем на самом деле. Воспоминания о детстве дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.
Дома вы познакомились с содержанием рассказа.
4. Словарная работа.
Встретились ли вам в рассказе непонятные слова?
Объясните значение некоторых слов, которые встретились в рассказе:
фортуна – судьба, случай, счастье (“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);
бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;
паромы, перемёты – ловушки для рыб
коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;
затесь – зарубки на стволах деревьев;
бурелом – деревья, поваленные бурей;
валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
тягун – подводное течение.
5. Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро». Аналитическое чтение. Беседа.
Тема нашего сегодняшнего и следующего урока – «Человек и природа в рассказе».
Проследим, как она раскрывается в тексте.
- Почему Васютка отправился в тайгу? Отчего ему было скучно?
- Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?
(Краюшку хлеба. «Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать».
- Почему Васютка спокойно шёл по тайге? ( Знакома, не раз бывал, следил за затесями)
- Почему Васютка разговаривал в тайге вслух?
Работа в группах
1 группа. Подготовить сообщение о том, как главный герой провел 1 день в тайге, опираясь на вопросы:
- С какой птицей встретился?
-Что узнали о повадках этой птицы?
( Удивительно чуткий клюв у кедровки. Пустые орехи она даже не вынимает из гнёздышка)
-Какую пользу приносит эта птица?
(Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра)
-Почему Васютка не стал в неё стрелять?
-Почему заряды в тайге берегли, называя их по-хозяйски припасами?
-Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? Кого он увидел?
-Как обычно проходит охота на глухаря? Зачитайте.
( стр. 124 – «Мальчик стоял неподвижно…»)
-Что сделал Васютка дальше?
-О чём говорит поведение мальчика? (В нём проснулся охотничий азарт)
-В какой момент Васютка понял, что заблудился?
(«Где же затеси?» )
- Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?
- А потом он увидел истлевшую тушку птицы, муху, попавшую в паутину.
«Васютка ещё не знал, что страшное в жизни начинается очень просто».
-О чём он подумал? Какое мысленное сравнение пришло ему в голову?
(Муха – пленница паука, а он сам – пленник тайги.)
-Страшно ли было Васютке? Почему?
(Да, ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)
- Чьи слова Васютка вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за слова? Объясните их смысл.
(Тайга - наша кормилица, хлипких не любит)
- Расскажите, как Васютка провёл первую ночь в тайге.
- Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? ( Решил, что надо взять себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.)
- Как мальчик приготовил себе еду?
- В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?
-Что сделал, поев? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)
- О чём говорит такое поведение мальчика в тайге?
- Какие черты характера обнаружились в мальчике?
2 группа. Подготовить сообщение о том, как герой провел 2 день в тайге, опираясь на вопросы:
-На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем? Почему Васютка разговаривал с белкой?
-На основании поведения Васютки ответьте на вопрос: «Как и почему Васютка относится к окружающей его природе?» ( Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных).
-Мы много говорили о поведении мальчика в тайге. Автор неоднократно описывает тайгу. Как называется словесное описание природы в художественном произведении?
-Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использованы при описании тайги? Какое впечатление производит этот пейзаж на читателей? Почему? Как чувствует себя мальчик в этот момент? Какую роль играет здесь пейзаж?
- Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику на своём пути?
-Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело?
3 группа. Подготовить сообщение о том, как герой провел 3 день в тайге, опираясь на вопросы:
-Чем отличалась 3-я ночь?
-Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных?
-Расскажите, как Васютка нашёл озеро.
- В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”).
- Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”)
-Кому благодарен Васютка за своё спасение?
-Почему называет реку Енисеюшко?
- Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге? Только ли радость оттого что спасён? Докажите словами из текста. Как это его характеризует?
- Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)
Выводы:
- Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?
- Чему можно поучиться у Васютки?
- Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя о жизни тайги узнали?
- Как человек должен относиться к природе?
6. Язык произведения.
Укажите эпитеты о лесе, тайге, озере, тумане, звёздах, реке:
1. Трудный день в лесу. Что помогло Васютке выжить в лесу?
2. Становление характера Васютки через преодоление испытаний.
II вариант.
1. К какому жанру литературы относится «Васюткино озеро»?
А) к сказке Б) к рассказу В) к роману
2. О чем повествует рассказ «Васюткино озеро»?
а) о жизни таежных птиц б) о мальчике, который заблудился в) о рыбной ловле сетями
3. Как звали деда Васютки?
а) Афанасий б) Григорий в) Коляда
4. Чем снабжал Васютка рыбаков?
а) кормом для рыб б) кедровыми орехами в) хорошими удочками
5. Как решил действовать Васютка, когда понял, что заблудился?
а) запаниковал б) горько заплакал в) решил не сдаваться
6. Из-под чего был мешок, который Васютка взял для шишек?
а) из-под сахара б) из-под соли в) из-под орехов
7. Сколько дней Васютка был в лесу?
а) 2 б) 3 в) 5
8. Неожиданно лес расступился, открыв берег Енисея. Васютка шмыгал носом, растирая слезы по лицу: «_________________! Славный, хороший…». Как назвал реку Васютка? (Запиши слово).
1. Трудный день в лесу. Что помогло Васютке выжить в лесу?
2. Становление характера Васютки через преодоление испытаний.
КЛЮЧИ В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». 5 класс.
I вариант.
1. К какому роду литературы относится «Васюткино озеро»?
А) к эпосу Б) к лирике В) к драме
2. Что лежит в основе рассказа «Васюткино озеро»?
а) повествование о трудной работе рыбаков и охотников
б) изображение природы Сибири
в) повествование о приключениях мальчика в лесу
3. Сколько лет Васютке?
а) 10 б) 12 в) 13
4. Какую рыбу в шутку в Сибири называли «поселенец»?
а) осетра б) стерлядь в) налима
5. В каком месяце происходили события, описанные в рассказе?
а) в июле б) в августе в) в сентябре
6. Какую оплошность допустил Васютка?
а) не позвал с собой Дружка б) подстрелил глухаря в) не послушался родителей
7. Что Васютка ел в лесу, чтобы заглушить тошноту?
а) хлеб с солью б) сладкую малину в) гроздья красной смородины
8. Васютка вспоминал слова отца и дедушки: «Тайга, наша кормилица, __хлипких___не любит». Кого же она не любит?
9. Объясните слова:
А) холодная изморось – холодный, очень мелкий дождь
Б) стерлядь – рыба семейства осетровых с ценным мясом
В) небылицы – рассказы о том, чего не было в действительности
Г) шлюпка- шлюпка с прочным широким корпусом
Д) хлопец - парень
10.
1. Трудный день в лесу. Что помогло Васютке выжить в лесу?
2. Становление характера Васютки через преодоление испытаний.
КЛЮЧИ В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». 5 класс.
II вариант.
1. К какому жанру литературы относится «Васюткино озеро»?
А) к сказке б) к рассказу В) к роману
2. О чем повествует рассказ «Васюткино озеро»?
а) о жизни таежных птиц
б) о мальчике, который заблудился
в) о рыбной ловле сетями
3. Как звали деда Васютки?
а) Афанасий б) Григорий в) Коляда
4. Чем снабжал Васютка рыбаков?
а) кормом для рыб б) кедровыми орехами в) хорошими удочками
5. Как решил действовать Васютка, когда понял, что заблудился?
а) запаниковал б) горько заплакал в) решил не сдаваться
6. Из-под чего был мешок, который Васютка взял для шишек?
а) из-под сахара б) из-под соли в) из-под орехов
7. Сколько дней Васютка был в лесу?
а) 2 б) 3 в) 5
8. Неожиданно лес расступился, открыв берег Енисея. Васютка шмыгал носом, растирая слезы по лицу: « Енисеюшко_! Славный, хороший…». Как назвал реку Васютка?
9. Объясните слова:
А) были (быль)- рассказы о действительных происшествиях
Б) затеси – зарубки, отметки на стволах деревьев, сделанные топором
В) хилые березки – слабые, тонкие, невысокие
Г) бот – небольшое парусное гребное или моторное судно
Д) пацан - мальчишка
10.
1. Трудный день в лесу. Что помогло Васютке выжить в лесу?
2. Становление характера Васютки через преодоление испытаний.
V. Домашнее задание:
1. Составить синквейн о Васютке. 2. Нарисовать иллюстрацию и подготовить по ней пересказ эпизода. По желанию: составить видеоряд к рассказу (презентацию).
VI. Подведение итогов урока. Комментирование деятельности учащихся