Просмотр содержимого документа
«В.П.Астафьев «Васюткино озеро».»
Тема: В.П.Астафьев «Васюткино озеро».
Цель урока: расширить и уточнить знания обучающихся о биографии В.П.Астафьева, пробудить интерес к его личности; продолжить работу по обучению аналитического пересказа и аналитического комментария художественного текста, работу над характеристикой героя; совершенствовать речевые умения путем пересказа художественного произведения, развивать умение высказывать свое мнение о прочитанном; помочь обучающимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью; воспитывать любовь к родному краю, природе.
Материал: учебник, портрет В.П.Астафьева; иллюстрации кедровки, глухаря, кедровой шишки.
-Ребята! Сегодня у нас необычный урок, у нас гости. Мы все волнуемся, но мы послушные, старательные, доброжелательные и внимательные. Вы, конечно, же, поможете мне провести урок и у нас все получится!
2.Нервно-психическая подготовка.
Чтение крылатых выражений.
Человек должен быть умен, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек.
К.Г.Паустовский
II.Основная часть.
1.Беседа.
-Чем мы занимались на предыдущем уроке, уроке чтения и развития речи?
-Какое вам было задание? (прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро», подготовиться к конкурсу «Самый внимательный читатель рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»).
2.Повторение и рассказывание биографии В.П.Астафьева.
Родился в 1924 году в Красноярском крае, в селе на реке Енисей. В 7 лет у него утонула мама, его воспитанием занималась бабушка. Он и беспризорником был, и узнал что такое «детский дом». В 1942 году ушел на фронт и всю войну он был рядовым солдатом. В 1945 году вернулся с фронта, жил на Урале и впервые написал о войне и о погибших товарищах. Он писал о детях, о природе. Михайлов: прежде чем он начал писать – он очень много выстрадал в своей жизни. В детском доме он встретил добрых и умных людей,- они и пробудили интерес к писательству.
3.История создания рассказа «Васюткино озеро».
В детском доме, куда попал Витя Астафьев, учитель задал задание написать сочинение на «вольную» тему. Астафьев в одном из сочинений написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро. Учитель признал его лучшим и опубликовал его в школьном журнале (рукописном).
Много лет спустя Астафьев вспомнил об этом школьном сочинении и написал рассказ «Васюткино озеро».
-Итак, ребята, мы выяснили, что рассказ писателя автобиографичен (все взято из жизни).
Перед тем, как начнем беседовать по тексту произведения, я объявляю конкурс на самого внимательного читателя.
и) как ему было страшно? Зачитать (Корень-выворотень) с.274
к) трава, что это означало? С.275-276
л) что заметил на Воде Васютка? (круги, белая рыба) с.277
м) как готовил себе еду Васютка? С.277
н) как он убедился в том, что вода проточная?
о) как Васютка увидел Енисей? С.279
п)как Васютка радовался тому как он увидел рыбозборочный катер-бота? С.280-281
р) Васютка-провожатый. Васюткино озеро с.284
5.Какие черты характера Васютки проявились когда он был один в тайге? (смелость, рассудительность, выносливость, терпеливость, смышленость).
6.Какие знания и умения пригодились ему в тайге? (находчивость)
7.Что помогло Васютке выжить?
-наблюдательность,
-умение ориентироваться,
-умение собраться с мыслями,
-определиться что делать дальше,
-знания (о видах рыб, о растениях).
8.Почему назван так рассказ?
(Васютка открыл озеро, которого не было на карте. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы).
9.Какова идея рассказа?
Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя? (показал красоту, суровость и щедрость тайги. Свой край необходимо любить, беречь, гордится им, как делал это В.П.Астафьев).