kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В.Гаршин " Социальная насыщенность сказок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан по требованиям обновленного содержания образования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В.Гаршин " Социальная насыщенность сказок"»

14


План учебного занятия№


Преподаватель: Абилев М.К.

Предмет: Детская литература и практикум по выразительному чтению

Специальность, курс, группа: 0105000 «Начальное образование», 1-курс, 1шб

Тема урока: В.М. Гаршин, произведения для детей. Социальная насыщенность в сказке «Лягушка – путешественница». Борьба за торжество прекрасного в сказке «О жабе и розе»

Тип занятия, форма работы обучаемых –урок изучения новой темы, групповая, индивидуальная

Методы : репродуктивные

Технология: проблемное обучение.


.Цель урока: формировать представление обучаемых об

особенностях жанра литературной сказки

-учить давать характеристику героям сказки

-развитие творческих способностей, навыков анализа литературного произведения

-содействовать воспитанию нравственных качеств

Межпредметная связь: биология, география

Оборудование урока: Интерактивная доска, карта мира, тексты сказок

Ценности: Любовь, истина


Ход и хронометраж урока


Этапы урока

Содержание этапа

Время

1

Организационный момент.


Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка целей и задач.

2 мин

2

Вступительное слово преподавателя

Слово преподавателя

2мин

3

Актуализация знаний

1.Ответить на вопросы

2.Сообщение о писателе

7мин

4

Работа по теме урока

1.Анализ сказки «Лягушка- путешественница»

2.Работа в группах. Анализ сказки «Сказка о жабе и розе»

10 мин



17мин

6

Подведение итогов занятия

Обобщение, выставление оценок с комментариями

5 мин

7

Домашнее задание

Пересказ сказки от лица из героев

Мини- сочинение «Несколько слов в защиту жабы и лягушки»

2 мин





Ход урока

1.     Организационный момент
-Долгожданный дан звонок, начинается урок. «Уважаемые студенты группы 1шб! Готовы к уроку?!

Давайте улыбнёмся друг другу, поприветствуем друг друга! С каким настроением вы пришли на урок? Выберите соответствующий смайлик. В конце урока мы посмотрим, измениться ли ваше настроение?
2.Постановка целй и задач урока

Сайд 1.Тема урока

3. Актуализация знаний

- Сначала мы отправимся в «Бюро сказок». Мы вспомним сказки, которые мы с вами уже учили. Я задаю вопрос, а вы называете название сказки и автора, о которой говорится.

1. В какой сказке было говорящее зеркало? «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин.

2. Жил маленький мальчик .Был он ростом пальчик…Жуковский В.А. «Мальчик с пальчик».

3. В какой сказке герой записал все свои желания «Четыре желания» К.Ушинский «Четыре желания»

4. Заревел страшным голосом «Кто хлебал..» «Три медведя». Л.Н.Толстой

5. «Если бы я был кухаркой, так все коты пили бы молоко… М. Сибиряк «Притча о молоке, овсяной кашке…

6..Героиня сказки мечтала о тёплых странах, где много мошек. В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

- На какие две группы можно разделить названные вами сказки? (Народные, авторские или литературные)

Каковы особенности литературной сказки?

- Чем она отличается от народной? Определите особенности сказок:(Слайд-2)

1. Автор - народ

1. Автор – конкретное лицо

2. Существует в устной форме.

2. Создаётся в письменной форме.

3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах. Создатель может вносить изменения.

3. Внесение изменений не допускается.



4. Время создания определить невозможно.

4. Время создания сказки известно.

5. Народная сказка ограничена жанром:

- волшебная;

- бытовая;

- о животных;

5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

4.  Работа по теме урока

-Домашнее задание .Сообщение о писателе. (слайд -3).Творчество.В.Гаршина

- Сегодня на уроке мы продолжим работу со сказками , а конкретно со сказкой В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница». Будем учиться читать выразительно, давать характеристику главному герою сказки, развивать внимание и сообразительность.Слайд-4. Название сказки

1. Составление образа героя – животного приёмом словесного рисования.

Всеволод Михайлович Гаршин написал сказку «Лягушка-путешественница», когда ему было 32 года. И вот уже почти 130 лет её читают дети. Эта сказка пронизана такой лёгкой иронией, что читать её одно удовольствие. В библиотеке несколько изданий этого произведения.

- Кто главный герой данной сказки? (слайд -4) (Лягушка)

Главный герой этого произведения имеет разнообразные качества характера.

Давайте их назовём.

- Какая лягушка? (слайд 5).Умная

Да, только умный будет вести себя так, чтобы не уронить своё достоинство. Давайте возьмём слово умная для словесного рисования образа лягушки. Докажите это.

А теперь прочитайте, о чём она думала во время тёплого дождика.

Прочитать постарайтесь так, чтобы нам, слушателям, удалось представить, как лягушке было приятно сидеть под дождём.

Если наша героиня наслаждается жизнью, значит,

какая ещё черта характера ей присуща?

Занесём в свой словарик ваши ответы – жизнелюбивая, жизнерадостная, оптимистичная. (слайд- 6)

Несмотря на то, что лягушка так любила жизнь, была умна, можно ли её назвать осторожной? Докажите текстом.

- Обратите внимание на тонкую авторскую иронию.

К какой утке обратилась с вопросом лягушка? Самая толстая утка, по её мнению, значит, самая умная?

А вспомните, где лягушка размышляла? И что она придумала? Прочитайте. Передайте голосом лягушачий восторг.

А теперь прочитайте предложение, в котором говорится о выражении её морды, когда она сообщала уткам о своём решении. Передайте голосом иронию автора.

Прочитайте, как путешествовала лягушка с утками. Подумайте, если б лягушка была осторожна до трусости, отправилась бы она в такое опасное путешествие? Какую черту характера лягушки можно добавить? Внесём слово «храбрая»(Слайд-7)

- Что лягушке не совсем нравилось во время полёта? Прочитайте.

-Чему радовалась лягушка во время полёта? Кем она гордилась?Докажите текстом.

Какое слово мы добавим к характеристике нашей героини?

-Запишите в словарик «самолюбивая», «себялюбивая», «самовлюблённая».(Слайд-8)

О какой черте характера говорит поведение лягушки на отдыхе? Почему вы так считаете?

Допишите ещё одно слово – «хитрая»(слайд 9)

- Иногда эти черты характера, сочетаясь друг с другом, порождают хвастовство.

Как вы, ребята, считаете, это положительная черта характера?Можно ли лягушку назвать хвастливой? Почему?

УМНАЯ САМОЛЮБИВАЯ РЕШИТЕЛЬНАЯ (слайд10)

ЖИЗНЕЛЮБИВАЯ ХИТРАЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНАЯ

ХРАБРАЯ ХВАСТЛИВАЯ ЛЮБОПЫТНАЯ

2.Эпизод «На следующем отдыхе»…

-. Читать до слов «Утки громко закричали… »

Прочитайте, как лягушка вела себя в чужом пруду. Вот так бесславно закончилось путешествие главной героини сказки.

- Расскажите, какой была лягушка.

- Из сказки В. М. Гаршина выяснилось, что её герой – лягушка – квакша. Рассказ о квакшах. В природе лягушки действительно путешествуют, в поисках воды. Очень жаль, что в сказке лягушка так и не увидела те места, о которых рассказывали утки.

В сказке не указано месторасположение болота. Давайте совершим путешествие вместе с лягушкой. Предположим, что она на лягушколёте долетела до Африки.

(На физической карте мира магнитную лягушку переместить на Африку) .

Слайд «Лягушки»- 11

-Студент(сообщение)

Африка – огромный континент. Его омывают воды двух океанов и морей. Здесь протекает самая длинная в мире река Нил, есть много больших озёр. Африка – самый жаркиё континент. Здесь находится самая большая пустыня Сахара. В Африке можно выделить два времени года – сухое и дождливое. Здесь наша лягушка может познакомиться с самой крупной лягушкой в мире – лягушкой – голиаф, которая весит 6 кг, её длина 90 см. Это очень редкая лягушка.Этот вид обитает в основном в западной Африке, недалеко от Габона. Лягушка-голиаф может жить до 15 лет. Питаются они скорпионами, насекомыми и маленькими лягушками. Эти лягушки имеют отличный слух, но не имеют голосового резонатора.

На территории Дальнего Востока обитают лягушки трёх видов: сибирская, дальневосточная и чёрно-пятнистая. Кроме того, в наших лесах живут древесные лягушки – квакши. Это лягушки-хамелеоны. В зависимости от окружающей среды они могут быть зелёного или коричневого цвета. Квакши являются показателем экологической чистоты в лесу. 

Можно сделать выводгде родился, там и пригодился. 

6. Закрепление изученного. Слайд- 12

1. - Почему не состоялось путешествие Лягушки? Выбери правильный ответ.

а) лягушки не умеют летать;

б) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным;

в) из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

7. Вывод.

Ведь именно оно помешало ей довести до конца хорошо начатое дело. Проблема хвастовства лежит в основе произведения В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница». 
– Мы проанализировали с вами отношение автора в начале произведения к нашей героини, а как он к ней относится в конце, изменилось ли его отношение. Давайте посмотрим.
Чтение от слов: «Это я! Это я! И с эти криком…» до слов: «…на краю деревни». 
ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ (слайд 13)
БЕДНАЯ СПУТНИЦА
ДРЫГАЛА ВСЕМИ ЛАПАМИ
БУЛТЫХНУЛАСЬ В ВОДУ

– Посмотрите на доску и прочитайте ещё раз. Какими пользовался словами Гаршин в начале сказки.
– А теперь, какими  словами он пользовался в конце. 
– Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по тому, как он описывает падение?

8. Проверка понимания прочитанного

Закрепление о чертах характера лягушки.Слайд-14

Поиграем, если «да» хлопаем два раза, если «нет» ,то топаем ногами.

Лягушка какая?

     Смелая
Глупая
Застенчивая
Изобретательная
Нерешительная
Трудолюбивая
Красивая
Хвастливая
Утешительная
Добрая
Жестокая
Любопытная

9.     Обобщающая беседа
1)    Что понравилось в произведении?
2)    Среди пословиц и поговорок выбери ту, которая раскрывает тему сказки. (слайд 15)
Можем мы соотносим эту пословицу с этой сказкой (Да, можно. Если бы лягушка не была такой хвастливой, то, может быть, и долетела бы с утками до юга)
За добрые дела всегда живет похвала.

Не хвались хорошей работой, ее и так заметят.

Чем хвалишься, на том и провалишься.

10..  Составление синквейна по уроку.

-Я вам напомню ,что синквейн -это– это особое стихотворение. Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

ЛЯГУШКА.

ПУЧЕГЛАЗАЯ, ТОЛСТАЯ

- СООБРАЖАЕТ, БОЛТАЕТ, ХВАСТАЕТСЯ

ИЗОБРЕТАЕТ НЕОБЫКНОВЕННЫЙ

СПОСОБ ЛЕТАТЬ,

ПУТЕШЕСТВЕННИЦА.

10.     Обобщение
– Понравилась ли вам наша главная героиня сказки и почему?
– Чему научила вас эта сказка? (Нельзя хвастаться, т. к. хвастовство мешает совершать хорошие поступки).

II. Сказка «Сказка о жабе и розе» .Слайд. 16. Название сказки

1. Целеполагание

- Я хочу вам прочитать небольшую притчу.

Однажды внук попросил деда объяснить, что такое добро и зло. 

Старик поведал ему вот какую историю:

- Представь - сказал он -  что в каждом из нас живет два волка...

Один из них – добро, любовь, справедливость, искренность, верность и все те качества, которые делают нас и наш мир лучше, счастливее.

Другой волк, напротив - воплощение зла, ненависти, лжи, зависти, предательства и всего того, что приносит боль и разрушения.

Всю нашу жизнь эти два волка постоянно борются между собой.

Впечатлившись рассказом, мальчик воскликнул:

- И какой волк побеждает?

- Побеждает тот волк, которого ты кормишь, – задумчиво ответил старик.

-Как вы поняли о чем эта притча? (Существует мир добра и зла. Каждый человек должен делать добрые дела, чтобы в сердце жила любовь, доброта, справедливость.)

-Из всего сказанного вами, подумайте какая тема урока?

- Какая тема нашего урока?-Тема нашего урока: Поединок добра со злом в произведении В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе», торжество прекрасного

-Ребята, как понимаете слова «поединок», «добро» и «зло»?

- Ваши предположения подтвердим или опровергнем чуть позже.

- К цели этой части урока подойдем через стихотворение. Послушайте его.



Мир жабы злобен;

Нам предстоит его раскрыть.

А роза милое создание,

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья

Без них никак нельзя нам быть.

Цель нашего урока добро и зло разоблачить.



-Работая над произведением на уроке, мы должны понять, что существует 2 мира. Какие же эти 2 мира? (мир добра и мир зла). А так же постараемся выяснить, кого собой олицетворяет роза в произведении, а что жаба. Раскрыть понятия "Добро" и "Зло" через характеристику героев.

6. Работа по теме урока.

- Сейчас мы будем с вами работать по группам. Каждая группа будет работать по определенному плану, защищая его. Ответ должен быть полным, последовательно изложенным, с использованием примеров из произведения и содержать вывод. Это критерии оценки работы каждой группы.

1 группа- группа аналитиков будет работать с толковыми словарями и подводить итоги работы каждой группы по критериям. Они будут оценивать ответы каждой группы, занося их в таблицу

2 группа - будет рассматривать образ розы.

3 группа – образ жабы.

4 группа – объяснит конфликт между розой и жабой

-Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним правила работы в группе: Слайд-17

1. Думай, слушай, высказывайся.

2. Уважай мнение других, не перебивай.

3. Записывай идеи.

4. Не спрашивай у преподавателя, спрашивай у группы.

(Время на вашу работу в группах 7 минут)

Раздать план работы по группам.

7. Работа в группах.

- В начале урока мы рассуждали с вами о значении слов «поединок», «добро» и «зло».

Итак, 1 группа зачитает значения этих слов из «Толкового словаря» Ожегова.

- Совпали ли ваши предположения со значениями слов из словаря? С этими словами мы будем работать на протяжении всего урока.

План работы 1 группы.

1.Найди в толковом словаре значение слов: добро, зло, поединок. Зачитай определение этих слов.

2. Оцени ответ группы по плану.

- Напоминаю вам, что группа аналитиков будет оценивать работу каждой группы.



-А теперь заслушаем ответы 2 группы

План работы 2 группы.

  1. Внешний вид розы. Прочитай, как ее описывает автор (бледный, роскошный, тонкие лепестки)

  2. Опиши мир, в котором она живет? (с.154-155)

  3. Отношение розы к жизни. Докажи словами из текста (с. 155-156)

Составьте синквейн со словом роза.

1.Роза.

2.Добрая, счастливая.

3. Любит, наслаждается, молится.

4. Роза плачет от счастья жить.

5. Добро.

- Обратимся еще раз к синквейну. По нему у меня возник вопрос: может ли растение быть счастливым, радоваться жизни, молиться? Какой литературный прием применил автор? (олицетворение).

-Какой же это образ положительный или отрицательный?

Вывод :Значит роза- это символ добра?

- Кого можно представить под образом розы? (человека с нежной чувствительной душой)

-Составить характеристику мальчика и девочки

Синквейн

  Сестра                                                                  Мальчик

Взрослая, заботливая                                      Маленький, хрупкий

Любит, ухаживает, беспокоится                  Мечтает, болеет, умирает

Маша переживает за брата.                          Вася любит свой цветник.

Любовь                                                                 Надежда)

Вы пришли к выводу, что дети – это символы любви и надежды, т.е. они добрые, положительные герои. А жаба и роза?



План работы 3 группы.

1.Внешний вид жабы. Прочитай, как ее описывает автор (жирная, старая, грязно-серые липкие бородавчатые лапы, жабьи глаза)

2.Опиши мир, в котором она живет? (серая земля, среди корней куста)

-А как чувствует жаба себя в такой обстановке? (ей нравится)

3.Отношение жабы к жизни. Докажи словами из текста (с. 156)

4.Составьте синквейн со словом жаба

1. Жаба

2.Безобразная, злая, липкие лапы

3.Прохрипела, переползла, карабкалась ,ненавидит

4. Жаба бесчувственное и безобразное животное)

5.Зло

- Ребята, еще раз напомните описание жабы в сказке. Какой прием использовал автор, описывая жабу?(эпитет)

-А вам нравится жаба? Какой это герой?

Вывод: Значит жаба –это символ зла?

- Кого можно представить под ее образом? (Человека злого, черствого, бездушного)

-Какой вывод можно сделать из всего сказанного о этих героях? Кто скрывается под их образами? (Под образами жабы и розы подразумеваются люди, их поступки)

4 группа – конфликт между розой и жабой.



1. Опишите душевное состояние жабы? Какие слова использует автор? (С.160-161)

2. Что в это время переживает роза? О чем она мечтает? (с.161)

3. Докажите, что конфликт между жабой и розой есть и сохраняется? (с.160, 162-163)



9.Работа с пословицами. Слайд-18

- А теперь давайте подведём итог всей вашей работы.

- Перед вами пословицы. Прочитайте их.

1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

2. Где смех там и слезы.

3. Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви.



- Какая из них подходит?

-Как вы ее понимаете? Почему?

-Вернемся к группе аналитиков. Они подведут результаты вашей работы и выставят отметки всей группе.

10. Итог урока

-Вспомним цель урока

Мир жабы злобен? (да)

Нам предстоит его расскрыть.

А роза, милое созданье? (да)

Она сотворена любить.

Вот эти два противоречья

Без них никак нельзя нам быть.

Цель нашего урока добро и зло разоблачить.

-Добились ли мы цели урока?

-Получилось ли разоблачить добро и зло?

- О чем заставляет задуматься это произведение? (надо делать добрые дела, приносить людям пользу)

- Теперь вы знаете, что Мир спасут только добрые дела

- Учитесь у мира только хорошему и будьте прекрасны, как этот удивительный цветок.(Девочка- роза читает стихотворение)

Я распустилась в чудесном саду,

Славную песню я миру пою:

Пусть только доброе в мире живёт,

Пусть всё вокруг любовью цветёт.

В прекрасном саду я себя обрела,

Пускай я страдала, но я ведь жила,

Пускай мне пришлось побороться со злом,

Но я ведь в саду любимом моём.

Как счастлива я! Как мне хорошо!

Ведь в сердце моём любовь и тепло.

11. Рефлексия

Закончите предложение:

Я узнал…

Было интересно…

Я почувствовал, что…

Я смог…

Урок дал мне для жизни…

IX Закончить урок

 я хочу словами Сергея Островского

«В жизни по-разному можно жить 
В горе можно, и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать, и, не помышляя о чуде
Рукой обнажённой солнце достать
И подарить его людям».

12. Домашнее задание

Пересказ сказки от лица из героев

Мини- сочинение «Несколько слов в защиту жабы и лягушки»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
В.Гаршин " Социальная насыщенность сказок"

Автор: Абилев Мурат Каримович

Дата: 10.06.2018

Номер свидетельства: 472916


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства