Тема урока: В.М. Гаршин, произведения для детей. Социальная насыщенность в сказке «Лягушка – путешественница». Борьба за торжество прекрасного в сказке «О жабе и розе»
Тип занятия,форма работы обучаемых –урок изучения новой темы, групповая, индивидуальная
Методы : репродуктивные
Технология: проблемное обучение.
.Цель урока:формировать представление обучаемых об
особенностях жанра литературной сказки
-учить давать характеристику героям сказки
-развитие творческих способностей, навыков анализа литературного произведения
-содействовать воспитанию нравственных качеств
Межпредметная связь: биология, география
Оборудование урока: Интерактивная доска, карта мира, тексты сказок
Ценности: Любовь, истина
Ход и хронометраж урока
№
Этапы урока
Содержание этапа
Время
1
Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку. Постановка целей и задач.
2 мин
2
Вступительное слово преподавателя
Слово преподавателя
2мин
3
Актуализация знаний
1.Ответить на вопросы
2.Сообщение о писателе
7мин
4
Работа по теме урока
1.Анализ сказки «Лягушка- путешественница»
2.Работа в группах. Анализ сказки «Сказка о жабе и розе»
10 мин
17мин
6
Подведение итогов занятия
Обобщение, выставление оценок с комментариями
5 мин
7
Домашнее задание
Пересказ сказки от лица из героев
Мини- сочинение «Несколько слов в защиту жабы и лягушки»
2 мин
Ход урока
1.Организационный момент -Долгожданный дан звонок, начинается урок. «Уважаемые студенты группы 1шб! Готовы к уроку?!
Давайте улыбнёмся друг другу, поприветствуем друг друга! С каким настроением вы пришли на урок? Выберите соответствующий смайлик. В конце урока мы посмотрим, измениться ли ваше настроение? 2.Постановка целй и задач урока
Сайд 1.Тема урока
3.Актуализация знаний
- Сначала мы отправимся в «Бюро сказок». Мы вспомним сказки, которые мы с вами уже учили. Я задаю вопрос, а вы называете название сказки и автора, о которой говорится.
1. В какой сказке было говорящее зеркало? «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин.
2. Жил маленький мальчик .Был он ростом пальчик…Жуковский В.А. «Мальчик с пальчик».
3. В какой сказке герой записал все свои желания «Четыре желания» К.Ушинский «Четыре желания»
5. «Если бы я был кухаркой, так все коты пили бы молоко… М. Сибиряк «Притча о молоке, овсяной кашке…
6..Героиня сказки мечтала о тёплых странах, где много мошек. В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».
- На какие две группы можно разделить названные вами сказки? (Народные, авторские или литературные)
- Каковы особенности литературной сказки?
- Чем она отличается от народной? Определите особенности сказок:(Слайд-2)
1. Автор - народ
1. Автор – конкретное лицо
2. Существует в устной форме.
2. Создаётся в письменной форме.
3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах. Создатель может вносить изменения.
3. Внесение изменений не допускается.
4. Время создания определить невозможно.
4. Время создания сказки известно.
5. Народная сказка ограничена жанром:
- волшебная;
- бытовая;
- о животных;
5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.
4.Работа по теме урока
-Домашнее задание .Сообщение о писателе. (слайд -3).Творчество.В.Гаршина
- Сегодня на уроке мы продолжим работу со сказками , а конкретно со сказкой В. М. Гаршина «Лягушка – путешественница». Будем учиться читать выразительно, давать характеристику главному герою сказки, развивать внимание и сообразительность.Слайд-4. Название сказки
1. Составление образа героя – животного приёмом словесного рисования.
Всеволод Михайлович Гаршин написал сказку «Лягушка-путешественница», когда ему было 32 года. И вот уже почти 130 лет её читают дети. Эта сказка пронизана такой лёгкой иронией, что читать её одно удовольствие. В библиотеке несколько изданий этого произведения.
- Кто главный герой данной сказки?(слайд -4) (Лягушка)
Главный герой этого произведения имеет разнообразные качества характера.
Давайте их назовём.
- Какая лягушка?(слайд 5).Умная
Да, только умный будет вести себя так, чтобы не уронить своё достоинство. Давайте возьмём слово умная для словесного рисования образа лягушки. Докажите это.
А теперь прочитайте, о чём она думала во время тёплого дождика.
Прочитать постарайтесь так, чтобы нам, слушателям, удалось представить, как лягушке было приятно сидеть под дождём.
- Если наша героиня наслаждается жизнью, значит,
- какая ещё черта характера ей присуща?
Занесём в свой словарик ваши ответы – жизнелюбивая, жизнерадостная, оптимистичная.(слайд- 6)
- Несмотря на то, что лягушка так любила жизнь, была умна, можно ли её назвать осторожной? Докажите текстом.
- Обратите внимание на тонкую авторскую иронию.
- К какой утке обратилась с вопросом лягушка?Самая толстая утка, по её мнению, значит, самая умная?
- А вспомните, где лягушка размышляла? И что она придумала? Прочитайте. Передайте голосом лягушачий восторг.
- А теперь прочитайте предложение, в котором говорится о выражении её морды, когда она сообщала уткам о своём решении. Передайте голосом иронию автора.
- Прочитайте, как путешествовала лягушка с утками. Подумайте, если б лягушка была осторожна до трусости, отправилась бы она в такое опасное путешествие? Какую черту характера лягушки можно добавить? Внесём слово «храбрая»(Слайд-7)
- Что лягушке не совсем нравилось во время полёта? Прочитайте.
-Чему радовалась лягушка во время полёта? Кем она гордилась?Докажите текстом.
- Какое слово мы добавим к характеристике нашей героини?
-Запишите в словарик «самолюбивая», «себялюбивая», «самовлюблённая».(Слайд-8)
- О какой черте характера говорит поведение лягушки на отдыхе? Почему вы так считаете?
Допишите ещё одно слово – «хитрая». (слайд 9)
- Иногда эти черты характера, сочетаясь друг с другом, порождают хвастовство.
- Как вы, ребята, считаете, это положительная черта характера?Можно ли лягушку назвать хвастливой? Почему?
УМНАЯ САМОЛЮБИВАЯ РЕШИТЕЛЬНАЯ (слайд10)
ЖИЗНЕЛЮБИВАЯ ХИТРАЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНАЯ
ХРАБРАЯ ХВАСТЛИВАЯ ЛЮБОПЫТНАЯ
2.Эпизод «На следующем отдыхе»…
-. Читать до слов «Утки громко закричали… »
- Прочитайте, как лягушка вела себя в чужом пруду. Вот так бесславно закончилось путешествие главной героини сказки.
- Расскажите, какой была лягушка.
-Из сказки В. М. Гаршина выяснилось, что её герой – лягушка – квакша. Рассказ о квакшах. В природе лягушки действительно путешествуют, в поисках воды. Очень жаль, что в сказке лягушка так и не увидела те места, о которых рассказывали утки.
В сказке не указано месторасположение болота. Давайте совершим путешествие вместе с лягушкой. Предположим, что она на лягушколёте долетела до Африки.
(На физической карте мира магнитную лягушку переместить на Африку) .
Слайд «Лягушки»- 11
-Студент(сообщение)
Африка – огромный континент. Его омывают воды двух океанов и морей. Здесь протекает самая длинная в мире река Нил, есть много больших озёр. Африка – самый жаркиё континент. Здесь находится самая большая пустыня Сахара. В Африке можно выделить два времени года – сухое и дождливое. Здесь наша лягушка может познакомиться с самой крупной лягушкой в мире – лягушкой – голиаф, которая весит 6 кг, её длина 90 см. Это очень редкая лягушка.Этот вид обитает в основном в западной Африке, недалеко от Габона. Лягушка-голиаф может жить до 15 лет. Питаются они скорпионами, насекомыми и маленькими лягушками. Эти лягушки имеют отличный слух, но не имеют голосового резонатора.
На территории Дальнего Востока обитают лягушки трёх видов: сибирская, дальневосточная и чёрно-пятнистая. Кроме того, в наших лесах живут древесные лягушки – квакши. Это лягушки-хамелеоны. В зависимости от окружающей среды они могут быть зелёного или коричневого цвета. Квакши являются показателем экологической чистоты в лесу.
Можно сделать вывод: где родился, там и пригодился.
6. Закрепление изученного. Слайд- 12
1. - Почему не состоялось путешествие Лягушки? Выбери правильный ответ.
а) лягушки не умеют летать;
б) прутик, за который держалась лягушка, оказался непрочным;
в) из-за хвастовства, зазнайства лягушки.
7. Вывод.
Ведь именно оно помешало ей довести до конца хорошо начатое дело. Проблема хвастовства лежит в основе произведения В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница». – Мы проанализировали с вами отношение автора в начале произведения к нашей героини, а как он к ней относится в конце, изменилось ли его отношение. Давайте посмотрим. Чтение от слов: «Это я! Это я! И с эти криком…» до слов: «…на краю деревни». ПОЛЕТЕЛА ВВЕРХ ТОРМАШКАМИ (слайд 13) БЕДНАЯ СПУТНИЦА ДРЫГАЛА ВСЕМИ ЛАПАМИ БУЛТЫХНУЛАСЬ В ВОДУ
– Посмотрите на доску и прочитайте ещё раз. Какими пользовался словами Гаршин в начале сказки. – А теперь, какими словами он пользовался в конце. – Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине, судя по тому, как он описывает падение?
8. Проверка понимания прочитанного
Закрепление о чертах характера лягушки.Слайд-14
Поиграем, если «да» хлопаем два раза, если «нет» ,то топаем ногами.
9.Обобщающая беседа 1) Что понравилось в произведении? 2) Среди пословиц и поговорок выбери ту, которая раскрывает тему сказки. (слайд 15) Можем мы соотносим эту пословицу с этой сказкой (Да, можно. Если бы лягушка не была такой хвастливой, то, может быть, и долетела бы с утками до юга) За добрые дела всегда живет похвала.
Не хвались хорошей работой, ее и так заметят.
Чем хвалишься, на том и провалишься.
10..Составление синквейна по уроку.
-Я вам напомню ,что синквейн -это– это особое стихотворение. Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означаетпятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
ЛЯГУШКА.
ПУЧЕГЛАЗАЯ, ТОЛСТАЯ
- СООБРАЖАЕТ, БОЛТАЕТ, ХВАСТАЕТСЯ
ИЗОБРЕТАЕТ НЕОБЫКНОВЕННЫЙ
СПОСОБ ЛЕТАТЬ,
ПУТЕШЕСТВЕННИЦА.
10.Обобщение – Понравилась ли вам наша главная героиня сказки и почему? – Чему научила вас эта сказка? (Нельзя хвастаться, т. к. хвастовство мешает совершать хорошие поступки).
II. Сказка «Сказка о жабе и розе» .Слайд. 16. Название сказки
1. Целеполагание
- Я хочу вам прочитать небольшую притчу.
Однажды внук попросил деда объяснить, что такое добро и зло.
Старик поведал ему вот какую историю:
- Представь - сказал он - что в каждом из нас живет два волка...
Один из них – добро, любовь, справедливость, искренность, верность и все те качества, которые делают нас и наш мир лучше, счастливее.
Другой волк, напротив - воплощение зла, ненависти, лжи, зависти, предательства и всего того, что приносит боль и разрушения.
Всю нашу жизнь эти два волка постоянно борются между собой.
Впечатлившись рассказом, мальчик воскликнул:
- И какой волк побеждает?
- Побеждает тот волк, которого ты кормишь, – задумчиво ответил старик.
-Как вы поняли о чем эта притча? (Существует мир добра и зла. Каждый человек должен делать добрые дела, чтобы в сердце жила любовь, доброта, справедливость.)
-Из всего сказанного вами, подумайте какая тема урока?
- Какая тема нашего урока?-Тема нашего урока: Поединок добра со злом в произведении В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе», торжество прекрасного
-Ребята, как понимаете слова «поединок», «добро» и «зло»?
- Ваши предположения подтвердим или опровергнем чуть позже.
- К цели этой части урока подойдем через стихотворение. Послушайте его.
Мир жабы злобен;
Нам предстоит его раскрыть.
А роза милое создание,
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Цель нашего урока добро и зло разоблачить.
-Работая над произведением на уроке, мы должны понять, что существует 2 мира. Какие же эти 2 мира? (мир добра и мир зла). А так же постараемся выяснить, кого собой олицетворяет роза в произведении, а что жаба. Раскрыть понятия "Добро" и "Зло" через характеристику героев.
6. Работа по теме урока.
- Сейчас мы будем с вами работать по группам. Каждая группа будет работать по определенному плану, защищая его. Ответ должен быть полным, последовательно изложенным, с использованием примеров из произведения и содержать вывод. Это критерии оценки работы каждой группы.
1 группа- группа аналитиков будет работать с толковыми словарями и подводить итоги работы каждой группы по критериям. Они будут оценивать ответы каждой группы, занося их в таблицу
2 группа - будет рассматривать образ розы.
3 группа – образ жабы.
4 группа – объяснит конфликт между розой и жабой
-Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним правила работы в группе:Слайд-17
1. Думай, слушай, высказывайся.
2. Уважай мнение других, не перебивай.
3. Записывай идеи.
4. Не спрашивай у преподавателя, спрашивай у группы.
(Время на вашу работу в группах 7 минут)
Раздать план работы по группам.
7. Работа в группах.
-В начале урока мы рассуждали с вами о значении слов «поединок», «добро» и «зло».
Итак, 1 группа зачитает значения этих слов из «Толкового словаря» Ожегова.
- Совпали ли ваши предположения со значениями слов из словаря? С этими словами мы будем работать на протяжении всего урока.
План работы 1 группы.
1.Найди в толковом словаре значение слов: добро, зло, поединок. Зачитай определение этих слов.
2. Оцени ответ группы по плану.
- Напоминаю вам, что группа аналитиков будет оценивать работу каждой группы.
-А теперь заслушаем ответы 2 группы
План работы 2 группы.
Внешний вид розы. Прочитай, как ее описывает автор (бледный, роскошный, тонкие лепестки)
Опиши мир, в котором она живет? (с.154-155)
Отношение розы к жизни. Докажи словами из текста (с. 155-156)
Составьте синквейн со словом роза.
1.Роза.
2.Добрая, счастливая.
3. Любит, наслаждается, молится.
4. Роза плачет от счастья жить.
5. Добро.
- Обратимся еще раз к синквейну. По нему у меня возник вопрос: может ли растение быть счастливым, радоваться жизни, молиться? Какой литературный прием применил автор? (олицетворение).
-Какой же это образ положительный или отрицательный?
Вывод :Значит роза- это символ добра?
- Кого можно представить под образом розы? (человека с нежной чувствительной душой)
Маша переживает за брата. Вася любит свой цветник.
Любовь Надежда)
Вы пришли к выводу, что дети – это символы любви и надежды, т.е. они добрые, положительные герои. А жаба и роза?
План работы 3 группы.
1.Внешний вид жабы. Прочитай, как ее описывает автор (жирная, старая, грязно-серые липкие бородавчатые лапы, жабьи глаза)
2.Опиши мир, в котором она живет? (серая земля, среди корней куста)
-А как чувствует жаба себя в такой обстановке? (ей нравится)
3.Отношение жабы к жизни. Докажи словами из текста (с. 156)
4.Составьте синквейн со словом жаба
1. Жаба
2.Безобразная, злая, липкие лапы
3.Прохрипела, переползла, карабкалась ,ненавидит
4. Жаба бесчувственное и безобразное животное)
5.Зло
- Ребята, еще раз напомните описание жабы в сказке. Какой прием использовал автор, описывая жабу?(эпитет)
-А вам нравится жаба? Какой это герой?
Вывод: Значит жаба –это символ зла?
- Кого можно представить под ее образом? (Человека злого, черствого, бездушного)
-Какой вывод можно сделать из всего сказанного о этих героях? Кто скрывается под их образами? (Под образами жабы и розы подразумеваются люди, их поступки)
4 группа – конфликт между розой и жабой.
1. Опишите душевное состояние жабы? Какие слова использует автор? (С.160-161)
2. Что в это время переживает роза? О чем она мечтает? (с.161)
3. Докажите, что конфликт между жабой и розой есть и сохраняется? (с.160, 162-163)
9.Работа с пословицами. Слайд-18
- А теперь давайте подведём итог всей вашей работы.
- Перед вами пословицы. Прочитайте их.
1. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
2. Где смех там и слезы.
3. Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви.
- Какая из них подходит?
-Как вы ее понимаете? Почему?
-Вернемся к группе аналитиков. Они подведут результаты вашей работы и выставят отметки всей группе.
10. Итог урока
-Вспомним цель урока
Мир жабы злобен? (да)
Нам предстоит его расскрыть.
А роза, милое созданье? (да)
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Цель нашего урока добро и зло разоблачить.
-Добились ли мы цели урока?
-Получилось ли разоблачить добро и зло?
- О чем заставляет задуматься это произведение? (надо делать добрые дела, приносить людям пользу)
- Теперь вы знаете, что Мир спасут только добрые дела
- Учитесь у мира только хорошему и будьте прекрасны, как этот удивительный цветок.(Девочка- роза читает стихотворение)
Я распустилась в чудесном саду,
Славную песню я миру пою:
Пусть только доброе в мире живёт,
Пусть всё вокруг любовью цветёт.
В прекрасном саду я себя обрела,
Пускай я страдала, но я ведь жила,
Пускай мне пришлось побороться со злом,
Но я ведь в саду любимом моём.
Как счастлива я! Как мне хорошо!
Ведь в сердце моём любовь и тепло.
11. Рефлексия
Закончите предложение:
Я узнал…
Было интересно…
Я почувствовал, что…
Я смог…
Урок дал мне для жизни…
IX Закончить урок
я хочу словами Сергея Островского
«В жизни по-разному можно жить В горе можно, и в радости. Вовремя есть, вовремя пить, Вовремя делать гадости. А можно и так: На рассвете встать, и, не помышляя о чуде Рукой обнажённой солнце достать И подарить его людям».
12. Домашнее задание
Пересказ сказки от лица из героев
Мини- сочинение «Несколько слов в защиту жабы и лягушки»