Читая художественное произведение, мы стараемся понять, что хотел донести до нас писатель. Вот и В.Г.Короленко проник в тайники человеческой души и показал нам с вами, что самый великий дар – это чуткое сердце человека, которое может понять других людей, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««В.Г.Короленко «В дурном обществе».»
Шарова Е.В. МАОУ Прудовская СОШ
Тема: «В.Г.Короленко «В дурном обществе».
Цели:
-создать условия для осмысления повести «В дурном обществе», помочь выявить нравственное кредо писателя;
-развивать навыки анализа текста;
-способствовать овладению коммуникативной компетентностью путём групповой работы;
-помочь в формировании важнейших ценностных установок.
Форма урока: урок-исследование с элементами анализа
Оборудование:
1.Учебник под редакцией В.Я.Коровиной;
2.Иллюстрации картин русских художников 19 века: ( П.П.Чистяков »Нищие дети», В.Г.Перов »Нищие на проезжей дороге», «Нищий», «Спящие дети», «Тройка», К.Г.Лемох «Нищенка», «Девочка с куклой», П.П.Чистяков «Нищие дети»;
3.Иллюстрации к повести «В дурном обществе»: В.Глуздов «Старый замок», В.Костицын «Величавое дряхлое здание», В.Глуздов «Тыбурций с детьми», В.Глуздов «Вася с Валеком и Марусей»;
4.Фонограмма песни В.Оливейро на слова Ю.Цейтлина из кинофильма «Генералы песчаных карьеров» в исполнении ансамбля «Несчастный случай»;
5. Фрагмент фильма Киры Муратовой «Среди серых камней».
Предварительные задания к уроку:
1 группа делает обзор-презентацию материала предыдущего урока и обзор картин русских художников 19 века «Тёмные личности из «дурного общества»
2 группа готовит «Рассказ старого замка» и «Рассказ старых стен часовни»
3 группа готовит словесные иллюстрации эпизодов описания старого замка и эпизода, где дети едят украденную Тыбурцием еду и сравнивают их с иллюстрациями В.Глуздова.
Ход урока
1.Сообщение темы и цели урока.
Читая художественное произведение, мы стараемся понять, что хотел донести до нас писатель. Вот и В.Г.Короленко проник в тайники человеческой души и показал нам с вами, что самый великий дар – это чуткое сердце человека, которое может понять других людей, посочувствовать им, разделить с ними радость и горе.
Сегодня мы с вами полистаем страницы повести «В дурном обществе», выявим нравственные убеждения писателя и поделимся своими впечатлениями от произведения и его героев.
Просмотр фрагментов фильма Киры Муратовой «Среди серых камней»
2. Обзор – презентация материала предыдущего урока
План:
1) Писатель Короленко.
2) Словарная работа.
3) «В дурном обществе».
4) Жанр произведения.
Выявление читательских восприятий учеников:
- Понравилось ли вам произведение?
-Что необычного в сюжете?
-Какие эпизоды поразили вас, показались яркими и захватывающими?
- Что в ней для вас было горше и печальнее всего?
Отзыв по повести читает подготовленный ученик.
4.Просмотр слайд-шоу «Тёмные личности из дурного общества» (демонстрируется на фоне органной музыки А.Вивальди «Адажио»)
-В чём созвучие полотен русских художников и повести Короленко?
Зрительное восприятие учащихся: босые избитые ноги «Спящих детей» ,несчастные лица маленьких нищих , узелки в руках нищих, печальные глаза, они одеты в лохмотья.)
В повести Короленко таких людей называют «дурным обществом».
5. Анализ названия повести и эпиграфа.
-Как вы думаете, почему повесть названа «В дурном обществе»?
-Прочтите эпиграф к уроку. Кому принадлежат эти слова?
-Соотнесите эпиграф с темой нашего урока, объясните его.
(Прочитав повесть, мы поняли, что человек должен быть чутким к чужому горю, помогать, сочувствовать и любить близких)
-Где происходят события, описанные в повести?
-Прочитайте описание города
-Каков этот город? (Это пыльный, маленький город)
- Где обитают «тёмные личности», живущие в этом городе?
- Прочитайте описание замка
- А каким вы представляете замок?
-Учащиеся 3 группы анализируют иллюстрацию В.Глуздова «Старый замок»
- Представьте, что стены замка могли заговорить. Что бы они могли нам рассказать о событиях, которые там происходили и о людях, которые там ютились? Послушаем, какой рассказ от лица старого замка составили ученики 1 группы
- А где живут Валек и Маруся?
- Прочитайте описание часовни
- И вот 1 группа представила, что и стены старой часовни могли заговорить. Послушаем рассказ стен часовни.
-Ребята, а какие иллюстрации нарисовали вы? Почему именно эти ?
А какое чувство вызывают замок и часовня у Васи?(Вася всегда со страхом смотрел на замок, но когда оттуда выгоняли бедных бездомных, замок стал ему противен)
-Под часовней находилось подземелье. Что вы представляете, когда слышите это слово? Могут ли люди по своей воле поселиться под землёй?
Описание подземелья близко к тексту (индивидуальное домашнее задание)
-Какие чувства испытал Вася, попав в подземелье?
-Повесть названа «В дурном обществе». Есть ли в повести что-то действительно дурное?
Дурное, что бедняки воровали, потому что они не могли заработать честным трудом. Они оказались отверженными обществом. Чтение эпизода разговора Валека и Васи о булках.
-Почему Вася, твёрдо знающий, что воровать нельзя, не осуждает своих новых друзей? (Он понимает, что Маруся голодна, что им тяжело живётся, и он ничем не может им помочь и плачет.)
- Анализ эпизода о том, как дети с жадностью едят украденную Тыбурцием еду.
Какими увидел их художник- иллюстратор В.Глуздов? (Ответ 3 группы)
- Давайте рассмотрим ещё одну иллюстрацию к повести – иллюстрацию В.Глуздова «Вася с Валеком и Марусей». (Ответ 3 группы)
-Не удивительно, что семилетний ребёнок жалеет своих новых друзей и многого не понимает, ему стыдно за них и обидно. Итак, это страшный, мёртвый заброшенный мир… В описаниях нет ни одной светлой краски. У этих людей нет дома, нет работы..
- Выходит, что у Валека и Маруси нет дома. А у Васи есть дом?
-Скажите, что такое дом для человека?
Выступление психолога
-А почему Вася, у которого есть дом, замечательные игрушки, няньки, сын судьи, уважаемого в городе человека, оказался на улице? А возможно ли такое сегодня?
Выступление психолога
- А как вы думаете, почему Васе нравилось общаться с Валеком и Марусей? (Потому что он там был нужен, там любили детей, с ними занимались, Васе было жалко Валека и Марусю, он полюбил их и решил никогда не бросать)
-А какие еще произведения о трудной судьбе детей вы читали?
Ученики перечисляют произведения Некрасова «Крестьянские дети»,
Рассказ ученика о произведении Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке».
Мальчик шести лет оказался в холодном и сыром подвале. Там было много убогих людей. В этом подвале от болезни и голода умерла его мама. Он вышел из подвала и пошёл по улицам. Ему нечего есть и нечего одеть. На него никто не обращал внимания. И мальчик погиб. Он погиб потому, что никто не захотел ему помочь.
-Послушаем песню П.Оливейро на слова Ю.Цейтлина из кинофильма «Генералы песчаных карьеров» в исполнении ансамбля «Несчастный случай». Как вы думаете, почему при изучении произведения русского писателя Короленко мы слушаем песню о латиноамериканцах? О чём поётся в песне?
(«Когда ласкали вы детей своих, я есть просил, я замерзал…» «Где мой очаг? Где мой ночлег? Не признаёте вы моё родство, а я ваш брат, я человек…» «И увидав меня, не прячьте взгляд, ведь я ни в чём, ни в чём не виноват»Эта песня относится к 20 веку и рассказывает о событиях, происходящих в Латинской Америке, но она очень созвучна повести Короленко: ведь бродяжничество, сиротство, обездоленность, отверженность остаются актуальными и по сей день)
-Что вы поняли, прослушав песню и проанализировав повесть? ( Доброта и сострадание, милосердие и любовь должны стать нормой жизни; Чтобы понять человека, надо уметь ставить себя на его место, понимать людей, нести за них ответственность, надо «хранить чуткость к человеческим страданиям»)
-Кому сочувствует писатель? Какие человеческие качества в людях утверждает? (Короленко ненавидел всякое зло, насилие, он всегда готов был помочь как родным, близким, так и чужим людям. Короленко сочувствует бедным и отвергнутым домом и обществом людям, он утверждает искреннюю, добрую, верную и надёжную дружбу.Он хочет сказать нам о том, что многим людям не хватает душевного тепла и призывает нас помогать людям, ценить дружбу).
-Скажите, а сегодня может случиться такое?
К сожалению, сегодня тоже можно увидеть людей, которые остаются равнодушными к чужому горю. У нас в Услоне есть детский приют. Сколько раз вы ходили в этот детский приют, чтобы узнать, как они живут, возможно, чем-то помочь?
- Как хорошо, что дети в нашей стране сейчас чувствуют заботу государства, они незнакомы с бедственным положением.
-Как вы думаете, сбылись мечты В.Г.Короленко о счастливой и светлой жизни?
Сейчас мы спросим у самого автора.
Ученик выходит и представляется В.Г.Короленко. Одноклассники задают ему вопросы: (Сбылась ли Ваша мечта о сохранении чуткости к человеческим страданиям? А Вы довольны отношением государства к детям? Каковы Ваши нравственные заповеди?)
Ответ ученика – Короленко: 1.Да, моя мечта сбылась, послушав вас, я понял, что в вашем классе учатся добрые ребята, верные и надёжные друзья. 2. Отношением государства к детям я, конечно, доволен. Вы обучаетесь бесплатно в прекрасных школах, посещаете кружки и спортивные секции, вы одеты и обуты, у вас замечательное будущее. 3. Мои нравственные заповеди таковы: 1) «Хранить чуткость к человеческим страданиям»;»2)Главное, чтобы в груди был не камень, а кусок человеческого сердца»; 3)Чтобы понять человека, надо уметь ставить себя на его место, понимать и любить людей, сострадать им. Надо быть добрым, уметь принимать решения и нести за них ответственность.
Рефлексия.
Каждый ученик получает листок, на котором должен записать предложение: «Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке, это…»
Домашнее задание:
1 группа. Разговор Васи с отцом Чтение в лицах.
2 группа. История с Марусей. Пересказ.
3 группа. Рассказ «Соня и Маруся»
4. Настя и Кристина пишут сочинение от имени куклы «Вот такая история»