Тема | В.Драгунский «Тайное становится явным» |
Планируемые достижения |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знания: Умения: характеризовать героев произведения; называть особенности юмористического произведения; восстанавливать текст на основе сюжетных картинок; составить план рассказа; решить проблему, поставленную на уроке. | Познавательные УУД Анализировать книги на выставке; Восстанавливать причинно- следственные связи в сюжете произведения; Составлять план и пересказывать текст по плану. Регулятивные УУД: Принимать и сохранять учебную задачу; Определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности; Контролировать выполнение плана; Оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию. Коммуникативные УУД Формирование и аргументация своего мнения; Адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности; Умение слушать и понимать речь других; Умение убеждать и уступать. | Личностные УУД: Проявлять интерес к чтению юмористических произведений для детей; Становление мотивационной основы учебной деятельности; Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев произведения и оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально- нравственных норм; Способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности; Формирование интереса к чтению, читательских компетенций. |
Задачи: | Познакомить обучающихся с рассказом В.Драгунского «Тайное становится явным» Учить работать с книгой, определять тему выставки книг. Учить характеризовать героев произведения. Учить определять особенности юмористического произведения. Развивать навыки беглого выразительного чтения. Развивать умение анализировать поступки героев, прогнозировать текст. Способствовать развитию речи, логического и творческого мышления, умения определять основную мысль произведения. Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность. Воспитывать честность. |
Межпредметные связи | Русский язык, темы «Построение текста», «Воспроизведение текста» |
Ресурсы урока: | Учебник «Литературное чтение» 2 класс (2 часть), автор: Л.Ф. Климанова ; рабочая тетрадь, с.84. |
Ход урока |
Этапы урока | Формы и приемы организации учебной деятельности учителем | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (формируемые УУД) |
Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
I. Организационный этап | Организует эмоциональный настрой на урок. Психологическая гимнастика. Какое время года наступило? Покажите как вы тянитесь на солнышке. Оглянулись по сторонам: на деревьях первые маленькие зеленые листочки. Вот заморосил первый весенний дождь, вы подставили свои ладошки и почувствовали его тепло. Давайте стряхнем капельки дождя с ладоней.. Вот дождь прошел и вы улыбнулись. Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами отлично поработаем на уроке. И начнём с речевой разминки. | Оценивают свою готовность и настрой на работу. | Мотивационная основа учебной деятельности. | Учебно-познавательный интерес к данному уроку. Формулирование познавательной цели. | Планирование учебного сотруднечества | Волевая саморегуляция |
II.Речевая разминка ( | Организует процесс повторения. -Прочитайте загадку скороговоркой. -Прочитайте загадку выразительно. -Скажите что это? | Читают загадку скороговоркой, а затем выразительно. Говорят отгадку. Лежит круглый, золотистый На тарелочке на чистой. Рот открыл я, сколько мог,- Откусил большой кусок! Он мне сладеньким казался- Очень кислым оказался! Алеша В. (Лимон) | Способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности | Умение структурировать знания. Построение логической цепи рассуждений. | Речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества. | Познавательная инициатива. |
III. Мотивационно- ориетрировочный этап. | Создание мотивационной основы учебной деятельности. 1.Учебная задача. Предлагает познакомится с выставкой книг. В.Драгунского: «Сверху, вниз, наискосок», «Денискины рассказы», «Друг детства», «Веселые рассказы», «Надо иметь чувство юмора», «Похититель собак», «Хитрый способ», «Заколдованная обувь», «Фантомас». Учитель задает вопросы: «Рассмотрите выставку книг . Кто автор этих произведений? Назовите произведения, которые вам уже знакомы, о чем они? Можно ли сказать, что рассказы В.Драгунского являются юмористическими?» 2.Актуализация знаний. Предлагает выполнить задание на с. 84 рабочей тетради. (-Откройте рабочие тетради на с.84. -Запишите список книг В.Драгунского в рабочую тетрадь) Учитель задает вопрос: «Что вы знаете об этом писателе?» Рассказывает о В.Драгунском: Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) родился в Нью-Йорке, куда уехали его родители. Но уже в 1914 г., незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло его детство. Он стал актером и писателем прозаиком , автором популярных рассказов для детей. Он рано стал работать, чтобы обеспечить себе пропитание, сыграл несколько ролей в кино и был принят в Театр киноактера. Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении. С 1959 года он начал писать веселые рассказы про Дениса Кораблева под общим названием «Денискины рассказы», которые принесли автору огромную популярность. Имя Дениска было выбрано не случайно- так звали сына писателя. Однако Виктор Драгунский писал и для взрослых. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о самых первых днях войны. Повесть «Сегодня и ежедневно» посвящена жизни работников цирка, ее главный герой- клоун. Писатель скончался в Москве 6 мая 1972 года. | 1.Ученики рассматривают выставку книг, называют знакомые произведения, вспоминают их сюжеты, доказывают, что рассказы В.Драгунского являются юмористическими. 2.Составляют и записывают в тетрадь список книг В.Драгунского. Слушают внимательно, пытаются пересказать. | Формирование готовности к равноправному сотрудничеству. | Хорошо ориентироваться в прочитанных произведениях. Восстанавливать последовательность событий. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать, группировать в соответствии с заданным условием. | Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения. Отвечать на вопросы | Принимать и сохранять учебную задачу.. |
Физкультминутка | Мы становимся все выше, Достаем руками крыши. На два счета поднялись, Три, четыре- руки вниз. |
| Создание проблемной ситуации. Учитель предлагает поработать с еще одним произведением В.Драгунского на с.159 учебника. Просит прочитать название произведения. Предлагает рассмотреть иллюстрации и описать их. Задает вопросы: «Что вы заметили? Как вы думаете, о чем это произведение? Всегда ли тайное становится явным? Как автор попытается доказать, что тайное становится явным? Почему? | Читают название рассказа. Прогнозируют сюжет, героев по названию и иллюстрациям на с.159 Оценивают наличие необходимой информации для ответа на вопросы, выделяют пробелы. Объясняют свое понимание выражения тайное становится явным. | | Анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, исключать лишнее в соответствии с выделенными существенными признаками. | Формировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы. | Сотрудничество с учителем. Ставить новые учебные задачи. |
lV. Поисковый этап | Обучение планированию деятельности Учитель задает вопросы: «Что поможет нам решить нашу проблему? Что нам нужно сделать, чтобы проверить правильность ваших предположений?» Предлагает определить последовательность действий на уроке и записать их на доске в виде плана работы. В результате на доске могут быть записаны этапы: 1.Прочитать произведение, определить героев, их характеристика, последовательность событий, основную мысль. 2.Составить план произведения. 3.Выяснить всегда ли тайное становится явным. | Отвечают на вопросы учителя. Предлагают варианты решения проблемы. Планируют свою деятельность на уроке, опираясь на свой читательский опыт и учитывая особенности жанра. | | | Участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, лушать мнение своих одноклассников, принимать коллективное решение. | Искать способ разрешения проблемы, составлять план действий в соответствии с поставленной задачей Проговаривание последовательности своих действий |
V. Практический этап (реализация плана) | Учитель организует следующую работу: 1.Первичное чтение произведения В.Драгунского «Тайное становится явным» (чтение детьми) Чтение по частям, останавливаясь перед вопросом. Чтение вопроса, предположение, что будет дальше. Затем продолжение чтения. Спрашивает: «От чьего лица ведется повествование?» 2. Работа над сюжетом и характером героев. Задает вопросы: «Что пообещала ему мама за то, чтоб сын съел ненавистную манную кашу? Любил ли он манную кашу? А что любите есть вы? Что очень не любите? Подумайте: почему Дениске было страшно взглянуть на маму, когда все открылось? Что мальчик запомнит на всю жизнь? Предлагает обсудить, что делает этот рассказ юмористическим. Учитель систематизирует и обобщает ответы детей, обращает внимание детей, что нельзя обманывать. Все наши плохие поступки не остаются безнаказанными. 3.Работа в парах. Предлагает выполнить задание на с.84 рабочей тетради и составить план рассказа, на основе смысловых частей. Примерный план. 1.Дениска раздумывает над словами мамы. 2. Завтрак. 3.Предложение мамы. 4. Мучения с кашей избавление от нее. 5. Возмущенный милиционер. 6. Пострадавший дяденька. 7. Рассерженная мама. 8. Урок на всю жизнь. | Читают произведение, отвечают на вопросы, прогнозируют, что будет дальше. Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свой ответ. Формулируют с помощью учителя основную мысль рассказа. Зачитывают самые смешные фрагменты рассказа. Рассматривают серию сюжетных картинок, восстанавливают последовательность событий, составляют план в парах. | | Осознанно читать тексты с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи, обобщать и формулировать выводы. Определение основной информации, извлечение информации из прочитанных текстов; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Уметь выражать свои мысли, слушать собеседника, соглашаться с мнением одноклассников, аргументировать свой ответ. Допускать возможное существование разных точек зрения, строить понятные для партнера высказывания, ипользовать речевые средства для решения разного рода задач | Выполнять действия в соответствии с составленным планом, осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана. |
VI. Рефлекторно- оценочный этап | Организует рефлексию в ходе беседы, предлагает учащимся вспомнить, какую проблему не могли решить в начале урока. Рефлексия относительно достижения результата- разрешения проблемы: Задает вопрос: «Всегда ли тайное становится явным?» Рефлексия на основе способов учебной деятельности: Все ли пункты плана мы выполнили? Смогли ли мы разрешить затруднение? Что мы делали для этого? Рефлексия относительно мотивов деятельности: Понравился ли вам рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным» Какова его главная мысль? Дома вы можете пересказать текст для своих родителей по составленному плану. | Отвечают на вопрос учителя. Делают вывод о разрешении поставленной проблемы. Сравнивают намеченный план с этапами проделанной работы, называют способы реализации поставленных задач, читательские умения, которые для этого понадобились. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | | | | Оценивать правильность своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий. |
Номер урока сто девятнадцатый. По разделу «И в шутку и всерьез» двенадцатый урок.
В содержании урока я предусмотрела задания, с помощью которых ученики способны осмыслить главную идею рассказа.
Познавательные УУД: значимости чтения, понимания цели чтения.
Коммуникативные УУД: умение договариваться, находить общее решение. Умение аргументировать свое предположение, объяснить свой выбор.
Регулятивные УУД: управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность. Развивать умения дать оценку своей деятельности.
Личностные УУД: Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного рассказа, уважительное отношение к старшим, умении говорить правду.
На уроке я организовала и провела групповую и парную работу, чтобы ученики могли работать со словарем и умели находить информацию на уроке, пользуясь Интернет-ресурсами. А также по группам готовили выразительное чтение рассказа, пересказ рассказа, готовили вопросы к рассказу. Чтобы ученики работали на уроке в группах . они вспоминают правила работы в команде и проговаривают эти правила: