способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений,
организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения,
организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста
развивающие:
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух;
создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
воспитывающие:
содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них,
способствовать сплочению классного коллектива,
содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки,
помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование:
компьютер;
портрет писателя В.Берестова;
картинки на доске;
выставка книг В.Берестова;
карточки с пословицами;
аудиозаписи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В.Берестов "Знакомый", "Путешественники"»
Урок по литературному чтению на тему: В.Берестов "Знакомый", "Путешественники". 2-й класс 6520
Цели урока:
образовательные:
познакомить учащихся с новыми произведениями,
способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений,
организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения,
организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста
развивающие:
содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух;
создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
воспитывающие:
содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них,
способствовать сплочению классного коллектива,
содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки,
помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Логика урока: мотивация – актуализация полученных ранее знаний и умений учащихся – организация восприятия – организация осмысления – первичная проверка понимания вопроса – организация первичного закрепления – анализ первичного закрепления – рефлексия.
План урока.
1. Организационный момент.
Прочитайте стихотворение Л.Кондрашенко “Тарарам”.
Говорят, что по утрам. В нашем доме тарарам. Отодвинули мы стулья, Заглянули под буфет, Всё вверх дном перевернули - Тарарама в доме нет! Мы искали до упаду, Но опять сказали нам: - Эй, друзья, прибрать бы надо, В вашем доме - тарарам. Чтение медленно и затем быстро, Шепотом и усиливая голос.
Почему мы урок начали с этого стихотворения?
Вывод: мы читаем произведения по теме “ И в шутку и всерьёз”. На прошлом уроке познакомились с творчеством Э. Успенского и его замечательными стихотворениями “Если был бы я девчонкой” и “Над нашей квартирой”.
Задание домой было на выбор: или выучить одно стихотворение наизусть или к выученному отрывку выполнить рисунок.
2. Сообщение темы урока.
Тема урока написана на доске.
Цели урока прогнозируют ученики. Учитель эти цели записывает на доске с обратной стороны, чтоб в конце урока к ним вернуться.
Рассказы учеников об авторе. (Слайды 1-5). Презентация
1 ученик. 1 апреля 1928 года в маленьком, тихом городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя истории родился Валя Берестов. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. В четыре года он научился читать. Первым буквам мальчика научила слепая прабабушка. Она выписывала газету “Известия” и, не имея возможности читать, просила правнука пересказывать словами рисунки, фотографии. С тех пор он навсегда полюбил детскую литературу и детских писателей.
Даже учился Валя Берестов одно время в селе с литературным и довольно странным названием Лев Толстой. Поэтические способности обнаружились у маленького Вали очень рано. Новые стихи записывались в тетрадь и хранились в тайнике. Берестов вспоминал: “Больше всего, в детстве, мне хотелось написать о моих друзьях, о школе, о наших мечтах и играх”.
2 ученик. В 1942 году семья Берестовых жила в эвакуации в Ташкенте. В годы Великой Отечественной войны в этом городе оказались и многие знаменитые литераторы. Здесь Валя Берестов познакомился со многими писателями. Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграла встреча с Анной Ахматовой и Корнеем Ивановичем Чуковским, которому четырнадцатилетний поэт показал свою заветную тетрадь. В то время К.И. Чуковский писал: “Этот четырнадцатилетний подросток обладает талантом. Его стихи классичны и работают с одинаковым успехом во всех жанрах, причём эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью”
Через два года, в 1944 году, семья Берестовых перебралась в Подмосковье. Отец привил Валентину любовь к истории, и юноша поступил на исторический факультет Московского университета, стал археологом. Археолог принимал участие в раскопках, писал повести и очерки. Потом родилась дочка и появились стихи для детей. Детским писателем стал случайно, когда решил пересказать историю из дочкиной жизни знакомому писателю. Замечательные стихи написал для детей. Стихи Валентина Дмитриевича знакомы каждому с детства, стоит только вспомнить несколько строчек:
Викторина по произведениям В.Берестова. Вы, ребята, любите викторины и умеете их отгадывать (Задание для каждого ряда: 1 ученик выразительно читает данные строчки. Необходимо дополнить недостающими словами, вспомнить название стихотворения).
1) Мы ссорились, мирились, И спорили порой Но очень подружились (За нашею игрой.) “За игрой”
2) О чём поют воробушки В последний день зимы? - Мы выжили! - Мы дожили! (Мы живы! Живы мы!) “Воробушки”
3) Не идётся и не едется, Потому что гололедица. Но зато Отлично падается! Почему ж никто (Не радуется) “Гололедица”
4) Гляжу с высоты На обиду Теряю обиду (Из виду). “Гляжу с высоты”
5) Петушки распетушились, Но подраться не решились. Если очень петушиться Можно пёрышек лишиться, Если пёрышек лишиться (Нечем будет петушиться) “Петушки”
6) Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать. Не надо бабушку трясти (Прочти, пожалуйста,прочти!) “Как хорошо уметь читать”
Вывод. Вот с этими стихотворениями мы уже знакомы. Выставка книг автора. Прослушивание аудио записи. Стихотворение про своё день рождения читает В.Берестов. Берестов ещё и сказочник. Знакомство с книгами В.Берестова:
- “Как найти дорожку”. - “Честное гусеничное”. - “Катя в игрушечном городе”. (О домовёнке Кузе)
По сценарию Валентина Дмитриевича Берестова были сняты два мультфильма.
Берестов – переводчик познакомил читателя с такими поэтами, как Морис Карем “Песенка волынки: Стихи”, Франтишек Грубин, С. Вангели “Гугуце – капитан корабля”, Г.Виеру “Весёлая азбука”.
Он и литературовед – исследователь творчестваА.С. Пушкина, Шекспира.
В девяностые годы – Валентин Берестов много времени уделяет передачам по радио и телевидению. Он сочиняет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами. (Послушать песенку. В.Берестов сам поёт)
4. Знакомство с новым стихотворением В.Берестова “Знакомый”.
1).Прогнозирование произведения. О каком знакомом пойдёт речь?
2) Словарная работа. (Слайд 8-10)
3).Чтение стихотворения учителем и работа над содержанием.
Кем оказался знакомый мальчика?
Вопрос 1 по учебнику.
Почему они не обращали внимания на кошку? (Выборочное чтение)
Почему кошка кралась вдоль забора, а не шла открыто?
4) Работа в парах: выразительное чтение стихотворения.
5) Составление картинного плана. (Слайд 11)
(Мальчик. Неразлучные друзья. Щенок. Кошка.)
6) Какова главная мысль произведения.
Чтение по ролям. (Мальчик, щенок. автор)
Вывод. Автору удалось передать доброе отношение к четвероногому другу. В.Берестов смог заставить задуматься нас, кого мы называем друзьями и как им живётся рядом с нами.
5. В.Берестов “Путешественник”.
1) Чтение слова путешественник по слогам и выделение корня. Значение слова по словарю.
2) Прогнозирование содержания стихотворения.
3) Чтение учителем и хорошо читающимися учащимися..
Значение какого слова вы не поняли?. Словарная работа. (Слайды)
.Можем ли мы назвать это стихотворение юмористическим?
Чтение вполголоса.
Автор сочувствует героям или посмеивается над ними? Чтение по предложениям. Хоровое чтение по рядам.