Ι.Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI.Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В.П.Астафьев "Васюткино озеро"»
Класс: 5
Предмет: Литература
Тема: В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Тип урока: урок изложения нового материала
Цели урока:
Ι.Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI.Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
- умение понимать тему, идею литературного произведения;
- уметь пересказывать фрагменты рассказа, отвечать на вопросы
Метапредметные
- смысловое чтение;
- умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение;
- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия;
Личностные
- развитие интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств учащегося;
- обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Приемы: устный рассказ о писателе; восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов, устный ответ на вопросы (с использованием цитирования), групповая работа, создание иллюстраций.
Организационная структура урока
Вхождение в тему урока.
Активизация познавательной деятельности учащихся
- Ребята, какое произведение вы читали дома? (Слайд №1)
- Кто его автор?
- Что вы знаете о В.П.Астафьеве?
3. Основная часть.
1. Сообщение цели урока.
- Сегодня на уроке мы узнаем о детстве писателя, подробнее познакомимся с его произведением «Васюткино озеро», определим главную мысль произведения, уточним значение малознакомых и непонятных вам слов, выясним, почему автор так назвал свой рассказ.
2. Сообщение учащегося о детстве В.П.Астафьеве (реализация индивидуального домашнего задания (Слайд № 2,3, 4)
В.П.Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, Красноярского края, на Енисее. Мальчику Вите было 7 лет, когда не стало его мамы Лидии Ильиничны (она утонула). Ее он очень любил и страдал без нее. Заботилась о сироте бабушка Екатерина Петровна. Склонность к сочинительству у маленького Вити проявилась уже в 5 лет. За это бабушка называла его «хлопушкой», что по-сибирски значит «врунишка». Позднее довелось Вите быть беспризорником и узнать, что такое детский дом. Из родных мест В.П.Астафьев в 1942 году ушел на фронт, был тяжело ранен. Вернулся стал писателем.
3. Слово учителя.
В послевоенные годы будущему писателю пришлось сменить много профессий. Позднее он становится сотрудником газеты «Чусовой рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии. Судьба «Васюткино озеро» очень любопытна и сейчас мы о ней послушаем.
- Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? (Заимствованное, из греческого)
- Кто такой автор произведения?
- Что означает слово автобиография?
- Какое произведение мы называем автобиографическим?
Сделаем еще одну запись:
Автобиографическое произведение – произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.
Автобиографичное произведение – произведение, содержащее элементы автобиографии.
- Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался сам?
Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называется автобиографичным.
4.1.Сообщение учащегося.
Когда писатель учился в 5 классе, он написал сочинение на вольную тему «Как я провел лето». А летом он по- настоящему заблудился в тайге, очень сильно испугался, но зная законы тайги, через 4 дня самостоятельно вышел к Енисею. Сочинение Вити было напечатано в журнале под заголовком «Жив». Много лет спустя В.П.Астафьев вспомнил о нем, восстановил в памяти все события и написал рассказ «Васюткино озеро». Это был его первый рассказ для детей.
4.2. Слово учителя.
- Ребята, понравился вам рассказ?
- Что интересного вы в нем узнали?
- В рассказе вам встретились малознакомые слова, давайте вместе разберем их значение. (Слайд №5)
Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», - говорит один из героев. Значит, не везет.)
Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.
Бурелом – деревья, поваленные бурей.
Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.
Затесь– зарубки на стволах деревьев.
Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.
Паромы – сети.
Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.
Тягун – подводное течение.
Физкультминутка
5. Анализ произведения. Работа по группам.
1) «Психологи»
- Какие черты характера Васютки помогли ему выжить в тайге? Проследите за внутренним состоянием героя, его переживаниями. От имени Васютки опишите его состояние, когда он заблудился, как преодолеть страх.
2) «Топографы»
- Что открыл Васютка в тайге? Почему так назван рассказ? Составьте маршрут героя, объясните, как он заблудился и как выбрался.
3) «Хранители времени»
- Сколько дней и ночей был Васютка в тайге? Когда (в какой именно день) заблудился и когда был спасён? По дням распишите распорядок занятий главного героя в тайге.
4) «Географы»
- Отец Васютки говорил: «Тайга – наша кормилица». Но ему же принадлежат слова «Тайга хлипких не любит». Какой же изображает автор тайгу? Расскажите о климате тайги, покажите на карте географические места, указанные в рассказе.
- Выступление групп.
6. Итоги урока.
- Чему научило вас произведение В.П.Астафьева?
-В чем заключается главная мысль произведения?
- Почему автор так назвал свое произведение?
Домашнее задание
- Подготовить ответы на 1-6 вопросы (стр.152);
5 задание выполнить письменно. Индивидуальное задание. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
Литература
Базовый учебник В.Я.Коровиной. Литература 5 класс. М.: «Просвещение», 2014г.