kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В.П.Астафьев "Васюткино озеро"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уурок изложения нового материала

Цели урока:

Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В.П.Астафьев "Васюткино озеро"»

Класс: 5

Предмет: Литература

ТемаВ.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

Тип урока: урок изложения нового материала

Цели урока:

Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

- умение понимать тему, идею литературного произведения;

- уметь пересказывать фрагменты рассказа, отвечать на вопросы

Метапредметные

- смысловое чтение;

- умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение;

- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия;

Личностные

- развитие интеллектуальных творческих способностей и моральных качеств учащегося;

- обогащение словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Приемы: устный рассказ о писателе; восприятие и выразительное чтение рассказа, пересказ его фрагментов, устный ответ на вопросы (с использованием цитирования), групповая работа, создание иллюстраций.

Организационная структура урока

  1. Вхождение в тему урока.

  2. Активизация познавательной деятельности учащихся

- Ребята, какое произведение вы читали дома? (Слайд №1)

- Кто его автор?

- Что вы знаете о В.П.Астафьеве?

3. Основная часть.

1. Сообщение цели урока.

- Сегодня на уроке мы узнаем о детстве писателя, подробнее познакомимся с его произведением «Васюткино озеро», определим главную мысль произведения, уточним значение малознакомых и непонятных вам слов, выясним, почему автор так назвал свой рассказ.

2. Сообщение учащегося о детстве В.П.Астафьеве (реализация индивидуального домашнего задания (Слайд № 2,3, 4)

В.П.Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, Красноярского края, на Енисее. Мальчику Вите было 7 лет, когда не стало его мамы Лидии Ильиничны (она утонула). Ее он очень любил и страдал без нее. Заботилась о сироте бабушка Екатерина Петровна. Склонность к сочинительству у маленького Вити проявилась уже в 5 лет. За это бабушка называла его «хлопушкой», что по-сибирски значит «врунишка». Позднее довелось Вите быть беспризорником и узнать, что такое детский дом. Из родных мест В.П.Астафьев в 1942 году ушел на фронт, был тяжело ранен. Вернулся стал писателем.

3. Слово учителя.

В послевоенные годы будущему писателю пришлось сменить много профессий. Позднее он становится сотрудником газеты «Чусовой рабочий», где был опубликован его первый рассказ. Это и стало началом его творческой биографии. Судьба «Васюткино озеро» очень любопытна и сейчас мы о ней послушаем.

Прочитаем статью В.П.Астафьева «Судьба рассказа «Васюткино озеро»»

Запишем на доске и тетрадях слово биография

- Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? (Заимствованное, из греческого)

- Кто такой автор произведения?

- Что означает слово автобиография?

- Какое произведение мы называем автобиографическим?

Сделаем еще одну запись:

Автобиографическое произведение – произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.

Автобиографичное произведение – произведение, содержащее элементы автобиографии.

- Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался сам?

Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называется автобиографичным.

4.1.Сообщение учащегося.

Когда писатель учился в 5 классе, он написал сочинение на вольную тему «Как я провел лето». А летом он по- настоящему заблудился в тайге, очень сильно испугался, но зная законы тайги, через 4 дня самостоятельно вышел к Енисею. Сочинение Вити было напечатано в журнале под заголовком «Жив». Много лет спустя В.П.Астафьев вспомнил о нем, восстановил в памяти все события и написал рассказ «Васюткино озеро». Это был его первый рассказ для детей.

4.2. Слово учителя.

- Ребята, понравился вам рассказ?

- Что интересного вы в нем узнали?

- В рассказе вам встретились малознакомые слова, давайте вместе разберем их значение. (Слайд №5)

  • Фортуна – судьба, случай, счастье («Нет фарту», - говорит один из героев. Значит, не везет.)

  • Бот – небольшое плавательное судно для ловли рыбы.

  • Бурелом – деревья, поваленные бурей.

  • Валежник – сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

  • Затесь– зарубки на стволах деревьев.

  • Переметы – ловушки для рыб, которые ставят поперек течения реки.

  • Паромы – сети.

  • Патронташ – специальная лента с гнёздами для патронов.

  • Тягун – подводное течение.

Физкультминутка

5. Анализ произведения. Работа по группам.

1) «Психологи»

- Какие черты характера Васютки помогли ему выжить в тайге? Проследите за внутренним состоянием героя, его переживаниями. От имени Васютки опишите его состояние, когда он заблудился, как преодолеть страх.

2) «Топографы»

- Что открыл Васютка в тайге? Почему так назван рассказ? Составьте маршрут героя, объясните, как он заблудился и как выбрался.

3) «Хранители времени»

- Сколько дней и ночей был Васютка в тайге? Когда (в какой именно день) заблудился и когда был спасён? По дням распишите распорядок занятий главного героя в тайге.

4) «Географы»

- Отец Васютки говорил: «Тайга – наша кормилица». Но ему же принадлежат слова «Тайга хлипких не любит». Какой же изображает автор тайгу? Расскажите о климате тайги, покажите на карте географические места, указанные в рассказе.

- Выступление групп.

6. Итоги урока.

- Чему научило вас произведение В.П.Астафьева?

-В чем заключается главная мысль произведения?

- Почему автор так назвал свое произведение?


Домашнее задание

- Подготовить ответы на 1-6 вопросы (стр.152);

5 задание выполнить письменно. Индивидуальное задание. Нарисовать иллюстрацию к рассказу.


Литература

  1. Базовый учебник В.Я.Коровиной. Литература 5 класс. М.: «Просвещение», 2014г.

  2. Интернет-ресурсы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
В.П.Астафьев "Васюткино озеро"

Автор: Ильина Екатерина Евгеньевна, Суворина Наталья Евгеньевна

Дата: 21.04.2016

Номер свидетельства: 321275


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства