1. | Слайд 1. Вступительное слово учеников. Слайд 2. Слайд 3. | В.В.Набоков - известный русский писатель, родившийся в России, живший в Германии, учившийся в Англии, писавший на русском, английском и французском языках. Кроме писательского труда он вполне профессионально занимался бабочками. Описывал интересные экземпляры, изучал, коллекционировал. Публиковал о них научные статьи, описывал в стихах и рассказах. Он был очень даровитым человеком. Рассказ может иметь 3 прочтения: история отца, похоронившего сына и думающего о смерти, история бабочки, получившей шанс родиться после смерти владельца, история рождественского рассказа, соединяющего сладкую ложь и горькую правду. Проявление фантастического – чуда – одна из форм благожелательного отношения к человеку. И это чудо даровано героям, в частности, Слепцову, когда он увидел чудо из кокона. |
2. | Слайд 4. Сообщение ученика о Рождестве с точки зрения Библии и этимологии. | Библейская мифология предлагает нам историю рождения мессии, отдавшего жизнь за грехи людей и сумевшего возродиться после смерти. Рождество – процесс, отрицающий смерть как неизбежность, если жить по законам нравственного кодекса. А с точки зрения лингвистики «рождество» имеет родственными словами такие, как рождение, роды, то есть продолжение жизни. |
3. | Сообщение учащегося о лепидоптерофилии — коллекционировании бабочек | |
4. | Слайд 5. Компоненты художественного мира произведения. | Работа с кластером: проследить составляющие художественного мира произведения. |
5. | Работа в малых группах. | Каждая группа получила определенный аспект для исследования художественного мира: художественное пространство, художественное время, детали и пейзаж, образы. 1 группа- художественное пространство, 2 группа- художественное время, 3 группа-пейзаж, 4 группа- образ отца, сына, детали. |
6. | Слайд 6. В 4 главах представлено различное пространство, время, детали и пейзаж. | 1 глава. Художественное. пространство: флигель, интерьер флигеля: изразцовые печи, плюшевый стул, керосиновая лампа. стол под розовым абажуром. Деталь – рука Слепцова с налипшей капелькой воска. Художественное. время: вечер. Пейзаж: сугроб у галереи, тьма, стеклянные перья мороза, синий вечер. |
7. | Слайд 7. | 2 глава. Художественное. пространство: двор дачи, экстерьер двора, отражения цветных стекол на белой лавке, песок цвета корицы на льду, толстые сосульки на крыше, белые купола клумб, расчищенная тропа, куст, похожий на фонтан, столбы мостика, крест церкви. Образ сына. Художественное. время: утро. Пейзаж: парк, песьи следы на снегу, пушистый слой снега на перилах, светлые деревья у реки, белая гладь с прорубью, пожар вырезанных льдов, розоватые струи дыма, серебряный туман деревьев. |
8. | Слайд 8. | 3 глава. Художественное пространство: большой дом, рыдающая дверь, лампа с жестяным рефлектором, треск паркета под ногами, мебель в саванах, люстра в мешке, занавешенные картины, белые створчатые ставни, голый письменный стол, синеватые розы стен, столы, диван и кресла в чехлах. Пространство стола: тетради. коробка с индийским коконом, порванный сачок, шкаф с рядами бабочек, Образ сына. Деталь – рука в перчатке на могильном камне. Художественное время: вечер. Пейзаж: белые веера веток, серебряная голубизна колеи. |
9. | Слайд 9. | 4 глава: Художественное. пространство: флигель – плюшевая гостиная. елка на столе в горшке. свеча, часы, бисквитная коробка с коконом, БАБОЧКА. Деталь: дневник сына с запиской о любви. Художественное. время: ночь. Пейзаж: лучи луны как совиные перья, деревья-груды синего инея, черная тень на сугробах, узоры мороза на синем стекле, освобождение бабочки из кокона/описание/ |
10. | Слайд 10. | Образ сына: 1 глава: нет вообще. 2 глава: сын на мосту в погоне за бабочкой – воспоминание: смех на лице, соломенная шляпа, цепочка и кожаный кошелек на ремне, ноги в коротких штанах, промокшие сандалии. 3 глава: больной сын, сын препарирует бабочку, торжество и пренебрежение латинских названий. 4 глава: отец перебирает вещи сына, первая любовь сына и дневниковые записи. |
11. | Тема и идея рассказа. | Тема: изображение возрождения души отца после смерти сына в связи с проклюнувшейся из кокона бабочкой. Идея: показать процесс понимания отцом духовных ценностей сына. Слепцов прозрел духовно. |
12. | Обобщение по уроку. | Допишите на стикерах: Я сегодня понял… Я сегодня узнал… |
13. | Домашнее задание. | Минисочинение «Жизнь без смерти». |
14. | Итоги урока. Оценивание по картам в группах и электронное оценивание. | Оценивание учащихся. |