kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В.Г.Короленко. "Огоньки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 8-м классе по произведению В.Г. Короленко "Огоньки"

Цели урока:

·                               вовлечь учащихся в размышления о “назначении жизни”;

·                               научить видеть позицию автора в художественном тесте.

                                                                                                               Но все-таки…все-таки впереди огни!

I. Слово учителя.

Владимир Галактионович Короленко…

Его знают, его любят, его читают. Л.Н. Толстой говорил о нем как об истинно прекрасном человеке, для А.П. Чехова он был благородным, а для М. Горького был просто учителем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В.Г.Короленко. "Огоньки". »

Урок литературы в 8-м классе по произведению В.Г. Короленко "Огоньки"

Цели урока:

  • вовлечь учащихся в размышления о “назначении жизни”;

  • научить видеть позицию автора в художественном тесте.

Но все-таки…все-таки впереди огни!

I. Слово учителя.

Владимир Галактионович Короленко…

Его знают, его любят, его читают. Л.Н. Толстой говорил о нем как об истинно прекрасном человеке, для А.П. Чехова он был благородным, а для М. Горького был просто учителем.

II. Прослушивание диалога.

Автор: случайно М. Горький услышал разговор 2х студентов перед экзаменом в коридоре МУ словесного факультета.

1ый: Ты читал Короленко?

2ой: Да, меня он восхищает своей верой.

1ый: Время, когда он жил, было трудное: унижения, преследования, а надо было выживать, а Короленко всегда был великим оптимистом.

2ой: Слушай, ты прав. Прочитал его рассказ “Парадокс”. Он затронул мою душу.

1ый: Каждый человек имеет право на счастье. Вот человек феномен-калека обделен природой. А какая в нем вера. Здорово.

2ой: Да, кстати, еще меня поразили его “Огоньки”. Маленькое произведение. Хотя бы эти слова: “Но все-таки… все-таки впереди – огни!”. Что имел автор этим словом?

1ый: Я читал, но все-таки еще раз нужно перечитать, чтобы понять позицию автора, его отношение к жизни.

2ой: Недаром Илья Репин благодарил Короленко за его прекрасную жизнь.

1ый: Да, в огнях есть надежда.

Автор: Эта встреча надолго оставила след в душе М. Горького, который понял, что Короленко остается идеалом добра, правды.

III. Слово учителя.

Мы прослушали диалог двух студентов о Короленко. В нем были затронуты некоторые вопросы, требующие ответа.

– О каком произведении шла речь, с которым познакомимся на уроке?

– Назовите проблемные вопросы, на которые мы должны найти ответ?

(В результате анализа текста мы должны ответить на вопросы:

– поразмышлять о назначении “жизни”;

– научиться видеть позицию автора в художественном тексте.)

IV. Анализ текста.

1. Чтение текста выразительно (на фоне музыки).

Представьте темный осенний вечер, река, плывет лодка, а в ней двое.

Их размышления прерывают огни, огни…

Вопросы:

Понравилось ли вам это произведение? (Мне понравилось это произведение тем, что оно красивое, мелодичное, интересное, маленькое по объему, здесь столько величия, простора.)

А как называются такие произведения? (Мини-рассказ, это стихотворение в прозе, т.к. небольшое по объему, бессюжетная композиция). Это лирическое произведение в прозаической форме, т.к. представляет раздумье писателя о жизни, о красоте, о будущем?

Назвать тип речи? (Это повествование, есть элементы рассуждения).

Вывод: В этом рассказе явно присутствует бытовой факт, случай из давнего прошлого перерастает в философское суждение о будущем.

Стиль речи? (Автор, от которого ведется повествование). Найдем и прочитаем.

(… случилось мне плыть…, мне вспоминается – предложения носят безличный характер).

А как показан автор? Перед нами или нет?

Вывод: В тексте действующее лицо автор, показан, не подчеркнуто, а как-то за кадром, как бы ослабляя его активность.

Назовите образы, ключевые слова. (река, вечер, гребец, огонек).

Каково состояние реки? (мрачное)

Какая картина показана в тексте? (Общая картина нерадостна и читателю, как и автору тоже неуютно).

Из каких частей состоит текст? (Из двух: 1. Мелькнул огонек – недосягаемый свет будущего; 2. Этот свет можно приблизить своим трудом)

Найдите предложения, в которых говорится, что автор оказался в пути не по своей воле. (Случилось мне поплыть).

Вдруг появляются огоньки. Как они воспринимаются и нами, и автором? (И мы, и автор обрадовано, воспринимаем появление огонька. Они возникают как надежда на тепло, на свет, на окончание пути по мрачной реке.)

Прочитаем…

(Вдруг на повороте реки…)

А уместно ли слово “вдруг”? (Я считаю, что да, т.к. оно уместно для начала этого предложения. Указано точно, где мелькнул огонек – впереди, под темными горами, и указывается, что мелькнул ярко, сильно, совсем близко).

Найдем в этом антоним – контраст. (тьма – свет)

А каково назначение этого контраста? (Я считаю, что этого нетрудно понять, с каким желанием и надеждой скорее закончить плавание, ожидая, автор этого огонька, вдруг благодарственно вздохнул:

– “Ну, слава богу!”, – напряжение спало и с нас.

Но тут остудил гребец:

– “Далече!”(читаем).

Гребец повернулся… Далече.

-А вот слово “далече” в какой форме дано автором? (в разговорной, народной).

Вот почему так ответил гребец? (Я так полагаю, что не впервые он совершает нелегкий, небезопасный путь и реплику своего спутника воспринял нерадостно, т.к. знал, что огонек в темени осенней ночи очень обманчив. Поэтому он медлит.)

Назовите глаголы. Показывающие неторопливость лодочника. (повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять апатично налег на весла).

Назовите иностранное слово. Подберем к нему русские синонимы. (лениво, медленно).

Кто такой гребец?(Это человек опытный, знающий, спокойный, потому что выполняет привычное дело). (читаем)

(Я не поверил… Но гребец…)

Какими эпитетами, метафорами автор обозначает признак тьмы? (черная, темная, мутная, густая, неопределенная, затененная).

А если уберем “неопределенная тьма”? (Оно необходимо, т.к. теряется смысл.)

Прочитаем, как автор говорит о свойствах огней? (Свойство этих ночных огней… А между тем далеко!.... Свойство этих огней говорит о приближении, о надежде).

Да какие же огоньки? (Автор отличает своеобразие огней: они яркие, обещающие, влекут, манят, движение к светлому).

Найдем и прочитаем картину ночного долгого пути по темной реке. С точки зрениялексики, что же передают глаголы в следующем абзаце? (И долго мы еще плыли… Они передают движение богатое, разнообразное. Меняются ночные картины).

Охарактеризуем с точки зрения лексики текст.

В произведении автор использует стилистические приемы:

1) Антонимы – это фигура антитеза, которая основана на сравнении двух противоположных явлений, признаков: далеко – близко, свет – тьма.

2) Синонимы в значении противопоставления: выплывали – уплывали.

3) Короленко с помощью метафор вызывает представления о движущейся по реке лодке. (Ущелья и скалы выплывали, надвигались, уплывали…).

– Найдем сравнения? (близко – далеко [антоним])

Чтение последнего абзаца.

– Охарактеризуем с точки зрения синтаксиса это произведение.

Текст богат синтаксическим построением. В нем встречаем:

Синонимические синтаксические конструкции, осложненные причастным оборотом, деепричастным оборотом и однородными деепричастиями, однородными членами предложения;

Много повторов;

Паузы:

а. …(многоточие) – наводят и нас, и автора на размышления;

б. – (тире) – вытекает вывод и следствие.

4) Вводные слова.

– Какова основная мысль, идея данной прозы? (В каких бы “угрюмых берегах” ни текла жизнь, но все-таки впереди огни. Жизнь надо принимать такой, какая она есть, и не склонять голову перед трудностями. Надо верить, что ... “все-таки впереди огни”! Нужно налегать на весла, не бросая их).

-Объяснить смысл названия “Огоньки”.(Я так думаю, что это имя существительное во множественном числе употреблено в переносном значении. Свет, огонь – в народе, в обществе связывались с верой в будущее.)

– Какие произведения И.С.Тургенева напоминают “Огоньки”? Чем? (Да, у Тургенева есть маленькие по объему стихотворения в прозе. У них есть общее в идее добра, веры в будущее. Надо жить, верить…)

V. Чтение мини-сочинений на тему “Человек создан для счастья”.

VI. Вывод.

Я считаю, мы нашли ответы на вопросы. Необходимо верить, творить, в этом и счастье человека. Огни – а это уже тепло, свет. Короленко – добрый, мудрый, всегда верил в светлое будущее!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
В.Г.Короленко. "Огоньки".

Автор: Рачинская Надежда Петровна

Дата: 23.05.2015

Номер свидетельства: 214606


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства